План по самообразованию: "Подготовка к обучению грамоте детей старшей группы, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Рахманова Наталья Павловна

Повышение  профессионального мастерства, углубление знаний по методике обучения детей грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ   САД № 23

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

План по самообразованию

Рахмановой Натальи Павловны

воспитателя старшей группы

Тема: Подготовка к обучению грамоте детей старшей группы, как средство формирования предпосылок к учебной деятельности.

Санкт-Петербург

2023

Цель: Повышение своего профессионального мастерства, углубление знаний по методике обучения детей грамоте.

Задачи:

  • Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической) по вопросу обучения детей грамоте;
  • Создание подборки наглядно-дидактических игр и материалов по грамоте (в печатном и электронном виде) для старшего дошкольного возраста;
  • Привлечение родителей к совместному творчеству и в подготовке детей к будущей учебной деятельности;
  • Подготовка презентации для педагогов и родителей, с целью ознакомления с результатами работы.

Срок реализации:

Актуальность выбранной темы Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Ожидаемый результат:

  • Повышение собственного уровня знаний в проведении занятий по Грамоте;
  •  Обучение детей в умении различать понятия: гласные и согласные звуки, работать с ними; дифференцировать понятия «звук» и «буква»; хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

.

Мероприятия на 2023-2024 учебный год

Месяц

Проведение мероприятий

с воспитанниками

с  педагогами

с родителями

сентябрь

Сбор и анализ информации. Изучение и подбор методической литературы по теме самообразования

октябрь

Оформление книжного уголка.

Подборка наглядного материала с картинками на разные звуки.

Консультация для педагогов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Изучить потребности родителей в оказании помощи при подборке и оформлении книжного уголка для детей

ноябрь -

декабрь

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. Оформление картотеки с пальчиковыми играми. Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Консультация :«Развитие мелкой моторики у детей»

январь

Изготовление перфокарт «Найди букву» «Найди картинку» «Твердый – мягкий»

     Консультации  «Игры с буквами для дошколят»

февраль

Изготовить картотеку дидактических игр по обучению грамоте детей старшей группы

Консультация для воспитателей «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

март

Подборка материала для развития у детей графических навыков

Памятка

«Образцы графических заданий»

апрель

Экскурсия в библиотеку

Стимулирование детей и родителей на совместное посещение библиотеки

май

Обновление наглядного материала на звуки

Отчёт о проделанной работе за учебный год в виде презентации.

июнь

Изготовление наглядно-дидактических игр и материалов к подготовительной группе

Индивидуальная работа детьми по грамоте

Оформление памятки «Страна букв»

июль

август

Итоговый продукт: Отчет о проделанной работе за учебный год

Литература:

  • Воронина Л.П. Чернякова Н.А. Картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики, массаж и самомассаж – СПб: Детство – Пресс, 2015
  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа –М.: Мозаика- Синтез, 2015
  • Жукова Р.А. Разитие речи старшая группа разработка занятий I и II Части. Волгоград: Котофей, 2007.
  • Колесникова Е.В. Звуки и буквы. Развитие звука – буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М: Просвещение 2023
  • Колесникова Е.В Веселая грамматика для детей 5-7 лет. Рабочая тетрадь. – М: Просвещение 2021
  • Колесникова Е. В. От А до Я. Рабочая тетрадь. – М: Просвещение 2020
  • Колесникова Е. В. Развитие звука – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». М: Просвещение 2020
  • Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал – Волгоград: Учитель 2009
  • https://vk.com/yavosp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей старшей группы с общим недоразвитием речи "Знакомство со звуком Б"

Поможет познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек;совершенст...

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы детского сада "Звук Т ищет свой домик"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Детей старшей группы. «ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте  Детей старшей группы. «ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ» Цели: 1. Обучающие 1) Закрепить правильное произношение звуков ...

НОД " По обучению грамоте детей старшей группы " Весёлые звуки"

Рекомендуется для воспитателей старшгих групп....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»

обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...

План самообразования «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»

План самообразования «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»...