НОД в подготовительной группе по грамоте. Знакомство с буквой Ё.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Познакомить с буквой Ё.
Упражнять в определении позиции буквы Ё в слове.
Упражнять в делении слов на слоги.
Развивать фонематический слух.
Обогащать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_bukva_yo.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Непрерывная образовательная деятельность по грамоте
с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
Тема «Буква Ё».
Задачи:
Образовательные
Познакомить с обозначением буквы «Ё» одним или двумя звуками.
Упражнять в определении позиции буквы в слове (в начале, в середине, в конце).
Упражнять в определении количества звуков в слове.
Упражнять в делении слов на слоги, выделении ударного слога (звука).
Упражнять в придумывании предложений со словами с новой буквой, в составлении схем к придуманному предложению.
Развивающие
Развивать фонематический слух.
Расширять и уточнять словарь детей.
Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.
Развивать навыки творческого воображения.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца.
Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.
Ход занятия
I – Выделение новой буквы в слове.
1. «Загадки»
Воспитатель
Лесом катится клубок.
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)
Картинку на доску.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(Ёлка)
Картинку на доску.
Рыбка хоть не велика,
Но вкусна с неё уха.
Он колюч, но так хорош!
Угадайте! Это ...
(Ёрш)
Картинку на доску.
Воспитатель
На какую букву начинались все отгадки?
Ребёнок
Все отгадки начинались на букву Ё.
Воспитатель
Значит с какой новой буквой мы познакомимся сегодня?
Ребёнок
Мы будем знакомиться с новой буквой Ё.
2.
Воспитатель
Давайте назовём новую букву (ё).
-Пропоём...
-ё-о-о-о
-Когда вы пели, какой звук услышали?
Ребёнок
Я услышал звук [о].
II – Характеристика нового звука.
1. «Гласный или согласный звук?»
Воспитатель
Звук [о] мы обозначаем двумя буквами:
*если надо показать, что впереди согласный звук твёрдый, мы пишем букву О;
*если надо показать, что впереди согласный звук мягкий, мы пишем букву Ё.
Схему на доску.
Воспитатель
Звук [о] гласный или согласный?
Дети
Звук [о] – гласный.
Воспитатель
Почему?
Ребёнок
При произношении звука [О] воздух, выходя из ротика, не встречает преграду, поэтому он – гласный звук.
Воспитатель
Какой моделью обозначаем гласные звуки?
Дети
Открытый ротик
Воспитатель выставляет на наборное полотно модель, обозначающую гласные звуки (открытый рот).
Воспитатель
Если звук [о] – гласный, значит и буква ё – гласная буква.
Воспитатель
Какие бывают гласные звуки?
Дети
Гласные звуки бывают ударные и безударные.
Воспитатель
Звук [о] может быть и ударным, и безударным.
А буква ё всегда ударная.
Воспитатель выставляет на наборное полотно модель (знак ударения).
Воспитатель
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки и буквы?
Дети
Гласные звуки и буквы мы обозначаем красным цветом.
Воспитатель выставляет на наборное полотно модель, обозначающую гласные звуки и буквы (красный квадрат).
2. «Местонахождение звука в слове»
Воспитатель
Сейчас мы поиграем в знакомую игру и узнаем, где может находиться буква Ё.
Воспитатель
Какими моделями обозначаем местонахождение буквы в слове?
Дети
Домики с тремя клеточками: 1 - первая красная клеточка, 2 - красная клеточка посередине, 3 - последняя красная клеточка.
Игра «Место буквы в слове»
Воспитатель
Приготовили модели.
Ёлочка, самолёт, ружьё, лисёнок, ёмкость, жильё, ёршик.
Дети определяют место буквы в слове, показывают выбранную модель.
* Обогащение словаря.
Буква Ё в начале слова:
Ёж, ёжик, ёрш, ёршик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрзанье, ёг, ёга.
Буква Ё в середине слова:
Алёша, Лёня, Сёма, Стёпа, котёнок, телёнок, козлёнок, жеребёнок, лисёнок, цыплёнок, утёнок, гусёнок, клёст, берёза, клён, лён, самолёт, вертолёт, мёд, лёд, актёр, матрёшка, застёжка, пятёрка.
Буква Ё в конце слова:
Копьё, жильё, бельё, ружьё, шитьё, питьё, чутьё, бритьё, зверьё.
Воспитатель
Где может находиться буква Ё?
Дети
Буква Ё может находиться в начале, в середине и в конце слова.
Воспитатель выставляет на наборное полотно модели, обозначающие начало, середину и конец слова (домики с тремя клеточками: 1 - первая красная клеточка, 2 - красная клеточка посередине, 3 - последняя красная клеточка).
Воспитатель
Расскажите о новой букве, используя модели.
Дети, используя модели, рассказывают о новой букве.
III – Грамматические задания
1. «Единственное и множественное число»
Ёлка - ели - много ёлок
ёж - ежи - много ежей
ёрш - ерши - много ершей
2. «Назови ласково»
гнездо – гнёздышко
ёлка – ёлочка
ёж – ёжик
ёрш – ёршик
IV – Работа в тетрадях.
1. «Буква Ё»
Воспитатель
На что похожа буква Ё?
Весёлые стихи «На что похожа буква «Ё»
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Картинку на доску.
Этой зимой удивлялся народ:
«Ёлка из леса к Емеле идёт!»
Картинку на доску.
Выставил колючки ёж –
Без перчаток не возьмёшь.
У него иголки
Больше, чем у ёлки.
ёжик, глядя на неё
Превратился в букву...(Ё)
Картинку на доску.
Ёжик ёлку наряжал,
Ёлкой сам как будто стал.
Говорит он: «Всё моё!
На страничке с буквой...(Ё)
(Н. Пунько)
Картинку на доску.
Воспитатель
В нашем замке появляется ещё одна буква – буква «Ё».
2. Написать строчные и заглавные буквы – ё Ё.
3. «Образование новых слов»
мёд – лёд
лён – клён
4. Буква Ё может обозначать один звук [о] и два звука [йо]
Таблицу на доску.
5. «Разбор слов»
берёзка ёлочка
6. Написать предложение и начертить схему к нему.
На ели сидит клёст.
Чистоговорки
«Эхо» (сначала я, потом вы)
Ёш-ёш-ёш – прибежал весёлый ёж.
Ёш-ёш-ёш – ты нам песенку споёшь?
Рё-рё-рё, рё-рё-рё – про ребят и про зверьё.
Скороговорка
«Эхо» (в разном темпе, с разной силой голоса)
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка – тоже.
Считалка
Ёжик - ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать!
V – Рефлексия
Воспитатель
Вам понравилось занятие?
Что больше всего понравилось?
Что интересного узнали?
Что вызвало затруднение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в подготовительной к школе группе Образовательная область «Речевое развитие» Образовательный компонент «Обучение грамоте» «Знакомство с буквой Ль, Л»
Познакомить детей с буквой Ль.ЛФормировать умение детей читать слоги и слова с пройденными буквами и отвечать на вопросы по прочитанному тексту.Закрепить умение проводить звуковой анализ слов. Составл...
Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».
В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...
Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой А" в подготовительной к школе группе
Конспект занятия п обучению грамоте "Знакомство со звуком А и буквой А"...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Знакомство со звуком и буквой [o]"
Цель. Развитие фонемных умений...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство со звуком «ж» и буквой «Ж»
знакомство детей со звуком «Ж» и буквой «Ж»...
НОД в подготовительной группе по грамоте. Знакомство с новым звуком П.
Познакомить детей со зуком П.Развивать фонематический слух.Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и логическое мышление.Расширять словарный запас.Воспитывать взаимопомощь и взаим...