Звук С, с
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Звук и буква С,с

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_s.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Звуки [С]-[С’] и буква С»

Тема: «Звуки С – Сь и буква С»

Цель: Ознакомление детей со звуками С – Сь и буквой С.

Задачи:

1. Закрепить правильное произношение звуков С - СЬ,

2. Продолжать учить определять место звука в слове, делить слова на слоги, звукослоговой анализ слов.

3. Знакомство с буквой С, чтение и письмо слогов и слов.

4. Упражнять в образовании сложных слов.

5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Оборудование:

Магнитная доска, рабочие тетради по числу детей, контейнеры с фишками и карандашами, мяч, картинный материал слов со звуками С и Сь.

Ход занятия.

Орг. момент.

Игра с мячом «Скажи одним словом». Дети должны подобрать

обобщающее слово: коза, кот, собака — домашние животные роза, мак, астра — цветы, бабочка, жук, стрекоза — насекомые.

Знакомство со звуком.

Как называются звуки, которые произносятся с преградой? (Согласные).

Какие вы знаете согласные? (Ответы детей).

Сегодня мы познакомимся с новым согласным, а с каким узнаете из загадки. Отгадайте загадку:

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.

(Санки)

Назовите первый звук в слове (Санки). (Дети отвечают).

Артикуляция звука [С]:

Какое положение принимают наши губы, зубы и язык когды мы произносим звук С?

Губы растянуты; зубы сближены; кончик языка упирается нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам; холодный воздух идет по середине язычка (рука для контроля у рта); горлышко отдыхает, не дрожит «молчит».

Звук С: согласный, глухой, может быть твердым [С] и мягким [С'].

Фонетическое упражнение.

Как воздух выходит из шарика? [С-c-c].

А теперь давайте накачаем насосом шину: С,С,С,С,. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

Дифференциация звуков [С] — [С'].

Игра «Скажи наоборот»: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слог со звуком С или Сь, а вы будите называть противоположный слог.

са-ся, ся-са,. , ас-ась, ась-ас.

Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С']): Я буду называть начало слова, а вы будите добавлять звук С или Сь, затем назовёте слово полностью.

ле., гу., но., поя., ло., голо., коло., пё.

Рассматривание картинок со звуками [С], [Сь] и выделение позиции звука в словах (Сок, Суп, Сумка, Сода, Посуда, Квас, Кактус, Стакан). Выкладывание на звуковой схеме. (Дети по очереди выходят к доске и выбирают картинки в названии которых есть звуки [С], [Сь] делят слово на слоги и определяют позицию звука в слове).

А какие ещё слова вы знаете со звуками [С], [Сь]? (Дети называю слова).

Игра «Один – много».

Судья – судьи сапог - …

Сабля - … самолёт - …

Сокол - … собака - …

Сок - … сова - …

Сумка - … сундук - …

Знакомство с буквой С.

На, что похожа буква С? (Ответы детей).

Дети рассматривают картинки с буквой С:

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

В. Степанов

Дети печатают в строчку букву С по образцу.

Проводим анализ прямых и обратных слогов. Составляют в кассе и печатают в тетради: ас; осу; са; со; су.

Выкладывают в кассе слова сам; сом; суп, печатают их в тетради.

Итог занятия.

Какие звуки вы учились выделять из слов? Что вы знаете про эти звуки? (Ответы детей). С какой буквой вы сегодня познакомились? На, что она похожа? (Ответы детей). Вспомните и назовите слова с этими звуками. (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...