Обучение грамоте старших дошкольников. Игровой тренинг для педагогов.
методическая разработка по обучению грамоте
Цель тренинга: повысить компетентность педагогов в вопросе по подготовке детей к обучению грамоте; уточнить представление педагогов о процессе обучения грамоте.
Задачи тренинга:
- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области
обучения грамоте;
- активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
- уточнить представления о гласных и согласных звуках;
- систематизировать знания о понятиях слог, слово, предложение.
Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? ( Ответы педагогов)
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- Требования начальной школы стали выше, и многие родители
заинтересованы в обучении детей чтению;
- Появилось много трудностей с темпом, предложенным школьной
программой;
- Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению
формируется задолго до поступления в школу;
- Обучение грамоте в детском саду поможет ребенку избежать некоторых
специфических ошибок чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_starshih_doshkolnikov._igrovoy_trening_dlya_pedagogov.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Умка» г. Семилуки
«Обучение грамоте старших дошкольников.
Игровой тренинг для педагогов»
Подготовили: Корыстина О.М.
г. Семилуки
Цель тренинга: повысить компетентность педагогов в вопросе по подготовке детей к обучению грамоте; уточнить представление педагогов о процессе обучения грамоте.
Задачи тренинга:
- систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области
обучения грамоте;
- активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
- уточнить представления о гласных и согласных звуках;
- систематизировать знания о понятиях слог, слово, предложение.
Как вы считаете, почему надо обучать детей чтению в детском саду и надо ли вообще это делать? ( Ответы педагогов)
Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- Требования начальной школы стали выше, и многие родители
заинтересованы в обучении детей чтению;
- Появилось много трудностей с темпом, предложенным школьной
программой;
- Физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению
формируется задолго до поступления в школу;
- Обучение грамоте в детском саду поможет ребенку избежать некоторых
специфических ошибок чтения и письма.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольников грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть педагоги, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
Грамота – базовые правила чтения и написания на некотором языке.
Обучение грамоте – это процесс формирования умений читать и писать, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста.
Задачи, реализуемые на занятиях в процессе обучения грамоте, можно сформулировать следующим образом:
- знакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слог», «слово»,
«предложение»;
- знакомить дошкольников с основными свойствами фонетического
(звукового) строения слова; специальными символами для обозначения звуков;
- знакомить с моделями (схемами) слов и предложений;
- научить называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов,
действий, признаков предмета;
- научить сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные,
согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
- научить слоговому членению слов, выделению слогов из слова,
постановке ударения в словах, определению ударного слога;
- научить различать в предложении слова на слух, определять их
количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Для успешного обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух - врожденная способность слышать и различать единицы речи.
Фонематическое восприятие — это способность различать единицы языка (фонемы) и понимать звуковой состав родного языка. Это необходимое условие для формирования четкого произношения, красивой связной речи, обучения чтению и письму.
Если развит фонематический слух, то ребенок различает смысл сказанного взрослым. В норме фонематический слух у ребенка должен быть развит до 4 лет. На основе фонематического слуха мы формируем фонематическое восприятие.
Процесс обучения грамоте включает в себя следующие компоненты:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть
правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, и
дифференцировать звуки родного языка; готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять гласные из состава слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки
гласные, согласные, твердые, мягкие;
- умение работать со схемой слова, предложения.
Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения.
Гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом.
Согласные звуки петь нельзя. Воздух свободно не выходит, препятствуют губы, зубы или язык. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Буква - это графический знак в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения звука на письме звуков.
Слог - это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Согласные звуки являются неслоговыми. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений.
Сло́во — наименьшая из единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств, характеристик и взаимодействий.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте ребенок должен овладеть навыками звукового анализа. Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО!
Звуковой анализ слов, написание которых не расходится с их произношением.
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его (убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно).
2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько слогов?
Сколько согласных? Назови ударный звук (слог).
Взрослым необходимо помнить, что чтение и письмо — сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно и грамотно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к серьезному последующему обучению грамоте.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи в чтении и письме, и в усвоении русского языка в целом.
При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Интерактивные игры и задания, направленные на определение:
- наличие звука в слове;
- места звука в слове;
- закрепление графического изображения буквы;
- количества слогов в слове;
- чтение слогов, слов.
(интерактивные презентациии, игры студии «Мерсибо» логопедический тренажёр «Дельфа» и т.д.)
Основными формами использования ИКТ являются: создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint. Это могут быть презентаций по ознакомлению с буквами, звуками. Для большей эффективности презентации должны использоваться с учетом возрастных особенностей дошкольников, в них включаются занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео, аппаратуры.
Следующим преимуществом игры – презентации является ее мобильность. При необходимости можно внести изменения в содержание презентации за короткое время. Для игры можно использовать ноутбук.
Задания от белочки. Чтение слогов.
Использование интерактивных презентаций, в которых ребенок выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка.
Игры-презентации возможно использовать в различных формах: индивидуально, с подгруппой детей и как часть занятия с группой детей.
Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка.
Игра 4й лишний. При использовании игр-презентаций повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии использую в работе с детьми при соблюдении физиолого-гигиенических требований.
Определи количество слогов в слове.
Сегодня, в сетях интернета представлен большой выбор игр, программ и упражнений для обучения дошкольников в ДОУ.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Высказывания В.А. Сухомлинского:
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.
Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте является одной из наиболее актуальных. От того, как ребенок в дошкольном возрасте будет введен в грамоту, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Главными задачами педагогов ДОУ являются развитие у детей индивидуальных способностей, умение видеть перспективу применения полученных знаний для качественной подготовки воспитанников к школе.
Научить детей «слышать» звуки, давать характеристику (гласный, согласный; звонкий, глухой, твердый, мягкий, подготовить их к фонемному и фонематическому разбору слов в школе - задачи подготовительного периода познания грамматики в детском саду.
В разработанных программах обучения грамоте в детском саду (независимо от того, по какой программе работает ДОУ) предполагается развитие фонематического слуха, работа над узнаванием и различением фонем; обучение детей первоначальному чтению и подготовка базы для успешного овладения навыками письма.
Ребенку не всегда легко и доступно то, что кажется взрослым простым и элементарным. И поэтому для того, чтобы дети быстрее и нагляднее понимали суть обучения грамоте, педагог может использовать различные игры для усвоения материала. Игра помогает воспринять сложную грамматику русского языка весело, забавно и без принуждения.
Образовательная деятельность начинается с сюрпризных моментов (сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации):
«Посмотрите у меня посылка, я её смогу открыть только с вашей помощью»
Я приглашаю вас мне помочь. Возьмите по 1 букве. У кого гласная буква - садятся за стол, где лежит красный квадратик, у кого согласная - за стол с синим квадратиком. Тем самым мы поделимся на две команды.
- «Что такое звуки?»
- «Что такое буквы?»
- «Какие звуки называются гласными?»
- «Какие звуки называются согласными?»
Итак, мы сможем отрыть волшебную посылку, выполнив несколько заданий.
1- е задание «Слоговые домики».
Перед вами слоговые домики и карточки со словами. Вам необходимо определить количество слогов в каждом слове и «поселить» в нужный домик.
(Ответы участников)
2 - е задание «Ребусы»
Один художник не знал, как писать буквы. И все слова зарисовывал с помощью картинок. А чтобы нам с вами их прочитать – нужно узнать:
- с какой буквы начинается название каждой картинки и составить слово;
- на какую букву заканчивается название каждой картинки и составить
слово.
3 - е задание «Цепочка»
Необходимо подобрать новый звук для составления нового слова.
Слова: Куб - и Шар -
Продолжить ряд, следующее слово начинается на последнюю букву предыдущего: Сова - Ананас -
4 - е задание «Расставь ударение в словах»
Расставить ударение в предложенных словах:
1): алкоголь, блюда, включит, договор, дозвонишься, досуг, красивее, завидно, запломбировать, звонишь, звонит, искра, каталог, квартал, танцовщик, углубить.
2): километр, кладовая, дремота, кухонный, начать, некролог, премировать, облегчить, оптовый, пломбировать, повторит, позвонишь, понял, приговор, пуловер, убралась.
5 - е задание «Шифр»
Последнее задание. Нужно разгадать шифр. Выполнив это задание, мы узнаем, что же находиться в нашей посылке.
Все участники получают сюрприз.
Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Для вас подобраны примеры игр и упражнений, которые можно использовать в работе с детьми по обучению грамоте (раздаются буклеты).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное игровое пособие по обучению грамоте старших дошкольников.
Мультимедийное игровое пособие по ознакомлению дошкольников на начальных этапах со звуками А , У и буквами А, У. Обучение чтению звукокомплексов АУ, УА. Ребенок получает задание и как в компьюте...
Направленность: « Обучения грамоте старших дошкольников посредством использования игр и игровых заданий»
Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре ча...
Игры и игровые упражнения по обучению грамоты старших дошкольников с ОНР (из опыта работы)
етодические материалы по обучению грамоты старших школьников через игровые технологии...
Игровые технологии в обучении грамоте старших дошкольников
С первых дней жизни мы пытаемся произносить звуки, познаем и осознаем их, начинаем учиться слышать, в дальнейшем фиксировать с помощью значков (букв) на письме. Звуковая структура в нашем родном языке...
Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации к обучению грамоте старших дошкольников и подготовка к обучению письму»
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения....
Из опыта работы "Обучение грамоте старших дошкольников посредством игровых приёмов Lego - технологии"
Данная статья содержит материал по использованию игровых приёмов Lego - технологии при обучении грамоте старших дошкольников....
ИГРОВОЙ ПРАКТИКУМ «ИГРЫ СО ЗВУКАМИ И БУКВАМИ» для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников
для воспитателей из опыта работы по обучению грамоте старших дошкольников...