Занятие по развитию речи в старшей группе, тема: «Дерево знаний»
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Аббасова Эльвира Ибрагим кызы

:Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове).

Упражнять детей в слоговом анализе слова.

Выявить умение детей составлять предложения с заданным словом, группировать отдельные слова в предложение.

Упражнять в умении подбирать слова (из разных частей речи) на заданную тему, слова с противоположным значением.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать желание учиться, быть грамотными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в старшей группе, тема:

«Дерево знаний»

Цели:

Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове).

Упражнять детей в слоговом анализе слова.

Выявить умение детей составлять предложения с заданным словом, группировать отдельные слова в предложение.

Упражнять в умении подбирать слова (из разных частей речи) на заданную тему, слова с противоположным значением.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать желание учиться, быть грамотными.

Оборудование:

Дерево-ветка с прикрепленными к ней на нитках 11 контейнерами от «киндер-сюрпризов», внутри которых листы бумаги с заданиями.

Развешанные выше уровня глаз детей в разных углах комнаты буквы А, Б, b, b.

Рабочие листы.

Фишки и наборные полоски для звукового анализа.

Ручки. Цветные карандаши.

Ход занятия:

- Это дерево знаний. А плоды дерева знаний предложат нам разные задания, выполняя которые вы покажете, какие знания есть у вас самих.

Далее вызывается по одному ребенку, каждый из которых срезает один плод с дерева знаний, раскрывает его и достает листок с заданием.

- Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из ... чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков. Задания этого дерева знаний как раз про звуки, слоги, слова и предложения.

1. Звуки

Упражнение «Расшифруй название дерева»

- Взгляните на эти картинки и по первым звукам изображенных предметов определите название дерева.

Ива, дуб, вяз. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

2. Словарь

Упражнение «Найди слова»

Я слова найду везде - И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Сыграем в слово!

- Найдите слова на дереве.

Если дети называет преимущественно имена существительные, воспитатель побуждает подбирать слова, обозначающие признак предмета и слова, обозначающие действие.

3. Слоги

- Следующее задание: нужно разделить слово на слоги и подсчитать количество слогов в каждом слове. Вы хорошо знаете, что в слоге может быть один или несколько звуков, но обязательно один из этих звуков - гласный. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Посчитайте слоги в словах: дерево, ветки, ствол, листва, яблоня.

4. Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле!

(Потягивания — руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Потягивания - руки вверх)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Махи руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд)

Вправо-влево, взад-вперед -

Так деревья ветер гнёт.

(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

(Вращение туловищем)

5. Предложение

Задание «Живое предложение»

- Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво.

Гнездо, на, сосне, птица, свила. Яблоне, плоды, выросли, на, вкусные.

- А теперь попробуйте сами составить предложение, но в нем обязательно должно быть слово «дерево».

6. Ударение

- А теперь вам нужно определить ударный слог в этих словах. А какой же слог мы называем ударным? Такой слог, при выделении которого голосом слово не меняется, звучит правильно.

Определите ударный слог в словах: сосна, ясень, кипарис, тополь.

7. Атонимы

Упражнение «Скажи наоборот»

Молодое дерево - ... старое дерево.

Высокое дерево — .... низкое дерево.

Мокрая листва — ... сухая листва.

Тонкий ствол - ... толстый ствол.

Дерево растет быстро — дерево растет ... медленно.

Дерево любит расти в тени — дерево любит расти на ... солнце.

8. Звуковой анализ

- А сейчас вам предстоит задание, связанное со звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными? (Такие, которые произносятся голосом, то есть их можно пропеть, громко произнести, при их произношении не встречается препятствий, воздух свободно выходит из ротика. Какой фишкой обозначаются гласные звуки? Почему? (Кружком, он похож на открытый ротик).

- Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых встречаются препятствия, их нельзя громко произнести, пропеть). А что же это за препятствия? Что может мешать произносить согласный звук? (Язык, губы, зубы).

Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие). Какими фишками обозначаются? Почему? (Твердые согласные обозначаются одной полоской, а мягкие - двумя, потому что еще больше препятствий встречается).

- Теперь подвиньте к себе фишки и наборные полоски. Составьте схему слова «липа», «ель».

9. Гимнастика для глаз

Найдите глазами букву, обозначающую гласный звук, эта буква в алфавите первая.

Найдите глазами букву, обозначающую согласный звук.

Найдите глазами букву, которая не обозначает никакого звука.

Найдите глазами букву, которая обозначает гласный звук, эта буква не бывает заглавной, так как с нее не начинается ни одно слово.

10. Подготовка руки к письму Упражнение «Обведи деревья»

- Сначала, не отрывая руки, обведите деревья и смородиновый куст. Затем дорисуйте жёлуди, заштрихуйте лист и шишку, на каждой ягодке поставьте точку.

А теперь соедините линией дерево и его плод или листок. (Дети выполняют задание на рабочих листах)

11. Буквы

Упражнение «Дорисуй букву»

Дети дорисовывают недостающие элементы, чтобы получилась правильно написанная буква. Дети выполняют задание на рабочих листах).

- Можете раскрасить свои работы цветными карандашами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Занятие по развитию речи в старшей группе "Хвойные деревья"

Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: Лес.  Хвойные деревья.Цели:образовательные:·        расширять  и активизировать словарь по лексической...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»Цели:1. Совершенствовать умение классифицировать, подбирать антонимы, образование уменьшительно-ласка...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Осень. Деревья"

Занятие для детей старшей группы по развитию речи. Лексическая тема "Осень"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Дерево знаний»

Цель:Выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков. Задачи:- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, умение различать на слух звуки гласные и согласные, тверды...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Волшебное дерево знаний»

Цель: Развитие коммуникативной  деятельности  детей старшего дошкольного возраста посредством  дидактических игр речевого содержания.              ...