Занятие по развитию речи в старшей группе "Хвойные деревья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: Лес. Хвойные деревья.
Цели:
образовательные:
· расширять и активизировать словарь по лексической теме «Лес. Хвойные деревья»;
· учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
развивающие:
· развивать зрительное внимание, слуховое и тактильное восприятие, обоняние, память, мыслительные процессы, навыки сравнения.
воспитательные:
· воспитывать доброе и бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы; положительную мотивацию к занятиям.
Оборудование: мяч, веточки ели, пихты, сосны, кедра, туи картинки с изображением деревьев, карточки с изображением деревьев, презентация, ноутбук.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Добрый день, ребята!
- Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь.
- У вас хорошее настроение? Подарите его друг другу.
- А ещё наше занятие необычно тем, что мы отправимся в лес. Для этого произнесём слова и повторим движения.
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в лесу ты окажись.
2. Развитие длительного плавного выдоха.
- В лесу такой восхитительный аромат.
Встанем, носом глубоко вздохнём и выдохнем фразу «Ах, какой аромат!»
Вывод. Дыхание потренировали, можем идти.
II. Основная часть.
1. Введение сказочного героя.
- А чтобы мы не заблудились, нам будет помогать… Кто это? (Слайд)
(Лесовичок)
- От какого слова произошло? (Лес)
- В лесу растёт много деревьев! Какие вы знаете?
Вывод. Молодцы. Лесовичок очень рад тому, что вы знаете так много названий различных деревьев.
2. Исключение 4-го лишнего.
- Посмотрите, мы очутились в небольшом лесочке. (Слайд)
(На экране появляются картинки деревьев: ель, сосна, пихта, берёза)
- Подумайте, какое дерево здесь лишнее? Почему?
Вывод. Правильно, берёза.
3. Сравнение лиственных и хвойных деревьев.
- Деревья бывают лиственные и хвойные. (Слайд)
- Как вы думаете, почему их так называют?
Вывод. Лиственные – это деревья, которые имеют листву.
Хвойные – это деревья, у которых вместо листьев иголки – хвоя.
(Картинка иголок и листа).
- Что происходит с листьями, когда наступает зима? (опадают)
- А что происходит с хвойными деревьями?
Хвойные деревья сохраняют свои иголки и поэтому их называют вечнозелёными. (Слайд)
А лиственница зимой сбрасывает свои иголки.
- Мы будем говорить про хвойные деревья.
-Значит мы сегодня в лесу, в котором растут хвойные деревья? Такой лес называют как? (Хвойный лес)
Загадки от лесовичка:
Зимой и летом одним цветом.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)
У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке. (сосна)
Беседа по картинке. Сравнение ели и сосны, обратить внимание, как растут ветки (показать, а ребята повторят),их шишек по форме, иголочек и их длины. Показать ветви этих двух деревьев.
Сравниваются ель и сосна. Подбираются слова-признаки. (иллюстрации)
- Какая ель? Какая сосна? (зелёная, стройная, высокая, пушистая, красивая)
- Как растут ветки у ели? (сверху ветки маленькие, чем ниже к земле становятся больше).
- Как растут ветки у сосны? (ветки растут вверху и смотрят вверх, снизу ствол почти голый).
- А как называется лес, где растут только сосны? (Сосновый бор) (Слайд)
- А как называется лес, где растут ели? (Ельник)
(проговаривают названия хором)
Ребята делятся на два вида деревьев: ели и сосны. Белочка приносит им корзинку с шишками двух видов. Ребятам нужно взять подходящую шишку. Речевая разминка:
Ветер дует, задувает
Ели с соснами качает (Дует слабый ветерок, ребята качают ветвями и произносят звук –с-.
Ветер дует, задувает
Ели с соснами качает (Дует сильный ветер, ребята сильнее качают ветвями и произносят громко звук –ш-).
Скажите, что делают деревья? (шумят, качаются, растут, пахнут, стоят, зеленеют, исцеляют).
- Раз мы в лесу, давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками.
Ребята складывают шишки в корзинку и возвращаются на свои места.
Вывод: Как называется лес, где растут ели? (ельник) Как называется лес, где растут сосны? (сосновый бор)
4. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Давайте поиграем с шишкой.
Я называю большой предмет, а вы назовите его так, если бы он был маленьким. У кого окажется шишка, тот и отвечает.
· Ель – ёлочка.
· Ветка –
· Шишка –
· Иголка –
· Дерево –
· Лес –
5. Образование прилагательных от существительных.
- Пока мы гуляли по лесу, Лесовичок решил нас поспрашивать, что мы помним.
Нужно взять шишку и сказать Лесовичку, на какой ветке она росла.
- От какого дерева эта ветка?
- Значит, она какая? (еловая, сосновая)
Например: У меня еловая шишка. Мне нужна еловая ветка.
Вывод: Молодцы! Правильно составили предложения.
Не выбрасывайте эти веточки, поставьте в классе в банку с водой и они наполнят ваш класс целебным ароматом, который защитит вас от простудных заболеваний. Понюхайте, какой аромат. Дышите глубже и будьте здоровы!
- Молодцы! Лесовичку и Белочке очень понравилось и они говорят вам спасибо. А нам пора возвращаться в группу.
6. Заключительная часть.
- Сейчас вместе произнесём слова и повторим движения, чтобы вернуться из леса в группу:
Раз, два, три наклонись
Раз, два, три повернись
Раз, два, три покружись
И в группе окажись.
- Итак, наше занятие подходит к концу.
- Мы побывали в лесу, учились правильно говорить, быть внимательными.
- Понравилось вам? Мне вы тоже очень понравились.
- А теперь ответьте ещё на один вопрос, как нужно относиться к лесу?
· Лес – наше богатство.
- Почему так говорят? Какую пользу приносят деревья?
(Дают чистый воздух, являются строительным материалом, лес – это дом для зверей и птиц)
- Спасибо вам за занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к занятию | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья"...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Осень. Деревья"
Занятие для детей старшей группы по развитию речи. Лексическая тема "Осень"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья и кустарники"
Обогащение словаря, развитие диалогической речи, грамматического строя (закрепление у детей правильного употребления в речи относительных прилагательных, единственного и множественного числа прилагате...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Дерево знаний»
Цель:Выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков. Задачи:- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, умение различать на слух звуки гласные и согласные, тверды...
Занятие по развитию речи в старшей группе, тема: «Дерево знаний»
:Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мя...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».
Цель: Сформировать обобщающее понятие «Деревья», активизировать словарный запас по данной теме.Задачи:Коррекционно – образовательные:Развивать навыки словоизменения и словообразовани...
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Дерево красивой речи»
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей по развитию речи, полученных в течение учебного года Задачи:1.Закреплять уже известные способы словообразования; упражнять в подбор...