Занятие по развитию речи в старшей группе "Хвойные деревья"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Коновалова Валентина Викторовна

Занятие по развитию речи в старшей группе

 

Тема: Лес.  Хвойные деревья.

Цели:

образовательные:

·        расширять  и активизировать словарь по лексической теме «Лес. Хвойные деревья»;

·        учить образовывать прилагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

 

развивающие:

·        развивать зрительное внимание, слуховое и тактильное восприятие, обоняние, память,  мыслительные процессы, навыки сравнения.

воспитательные:

·        воспитывать доброе и бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы; положительную мотивацию к занятиям.

Оборудование: мяч, веточки ели, пихты, сосны, кедра, туи картинки с изображением деревьев, карточки с изображением деревьев,  презентация,   ноутбук.

Ход занятия:

I.                  Вводная часть.

1.  Добрый день, ребята!

- Сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости.                  Посмотрите на них, улыбнитесь.

- У вас хорошее настроение? Подарите его друг другу.

- А ещё наше занятие необычно тем, что мы отправимся в лес. Для этого произнесём слова и повторим движения.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

2. Развитие длительного плавного выдоха.

- В лесу такой восхитительный аромат.

Встанем, носом глубоко вздохнём и выдохнем фразу «Ах, какой аромат!»

Вывод.  Дыхание потренировали, можем идти.

II.               Основная часть.

1. Введение сказочного героя.

- А чтобы мы  не заблудились, нам будет помогать… Кто это? (Слайд)

(Лесовичок)

- От какого слова произошло? (Лес)

 - В лесу растёт много деревьев! Какие вы знаете?

Вывод. Молодцы. Лесовичок очень рад тому, что вы знаете так много названий различных деревьев.

2. Исключение  4-го лишнего.

- Посмотрите, мы очутились в небольшом лесочке. (Слайд)

(На экране появляются картинки деревьев: ель, сосна, пихта, берёза)

- Подумайте, какое дерево здесь лишнее? Почему?

Вывод. Правильно, берёза.

3. Сравнение лиственных и хвойных деревьев.

 - Деревья бывают лиственные и хвойные. (Слайд)

- Как вы думаете, почему их так называют?

Вывод. Лиственные – это деревья, которые имеют листву.

Хвойные – это деревья, у которых вместо листьев иголки – хвоя.

(Картинка иголок и листа).

- Что происходит с листьями, когда наступает зима? (опадают)

- А что происходит с хвойными деревьями?

Хвойные деревья сохраняют свои иголки и поэтому их называют вечнозелёными. (Слайд)

А лиственница зимой сбрасывает свои иголки.

- Мы будем говорить про хвойные деревья.

-Значит мы сегодня в лесу, в котором растут хвойные деревья? Такой лес называют как? (Хвойный лес)

Загадки от лесовичка:

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь – 

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

 

У меня длинней иголки

Чем у елки

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

Беседа по картинке. Сравнение ели и сосны, обратить внимание, как растут ветки (показать, а ребята повторят),их шишек по форме, иголочек и их длины. Показать ветви этих двух деревьев.

Сравниваются ель и сосна. Подбираются слова-признаки. (иллюстрации)

- Какая ель? Какая сосна? (зелёная, стройная, высокая, пушистая, красивая)

- Как растут ветки у ели? (сверху ветки маленькие, чем ниже к земле становятся больше).

- Как растут ветки у сосны? (ветки растут вверху и смотрят вверх, снизу ствол почти голый).

- А как называется лес, где растут только сосны? (Сосновый бор) (Слайд)

- А как называется лес, где растут ели? (Ельник)

(проговаривают названия хором)

Ребята делятся на два вида деревьев: ели и сосны. Белочка приносит им корзинку с шишками двух видов. Ребятам нужно взять подходящую шишку. Речевая разминка:

Ветер дует, задувает

Ели с соснами качает (Дует слабый ветерок, ребята качают ветвями и произносят звук –с-.

Ветер дует, задувает

Ели с соснами качает (Дует сильный ветер, ребята сильнее качают ветвями и произносят громко звук –ш-).

Скажите, что делают деревья? (шумят, качаются, растут, пахнут, стоят, зеленеют, исцеляют).

- Раз мы в лесу, давайте зарядимся энергией  от даров природы – сделаем массаж рук с шишками.

Ребята складывают шишки в корзинку и возвращаются на свои места.

Вывод: Как называется лес, где растут ели? (ельник) Как называется лес, где растут сосны? (сосновый бор)

4. Образование слов с уменьшительно-ласкательными  суффиксами.

Давайте поиграем с шишкой.

Я называю большой предмет, а вы назовите его так, если бы он был маленьким. У кого окажется шишка, тот и отвечает.

·        Ель – ёлочка.

·        Ветка –

·        Шишка –

·        Иголка –

·        Дерево –

·        Лес –

5. Образование  прилагательных от существительных.

- Пока мы гуляли по лесу,  Лесовичок  решил нас поспрашивать, что мы помним.

Нужно взять шишку и сказать Лесовичку, на какой ветке она росла.

- От какого дерева эта ветка?

- Значит, она какая? (еловая, сосновая)

Например: У меня еловая шишка. Мне нужна еловая ветка.

Вывод: Молодцы! Правильно составили предложения.

Не выбрасывайте эти веточки, поставьте в классе в банку с водой и они наполнят ваш класс целебным ароматом, который защитит вас от простудных заболеваний. Понюхайте,  какой аромат. Дышите глубже и будьте здоровы!

- Молодцы!  Лесовичку и Белочке очень понравилось и они говорят вам спасибо. А нам пора возвращаться в группу.

6. Заключительная часть.

- Сейчас вместе произнесём слова и повторим движения, чтобы вернуться из леса в группу:

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в группе окажись.

- Итак, наше занятие подходит к концу.

- Мы побывали в лесу, учились правильно говорить, быть внимательными.

- Понравилось вам? Мне вы тоже очень понравились.

- А теперь ответьте ещё на один вопрос, как нужно относиться к лесу?

·        Лес – наше богатство.

- Почему так говорят?  Какую пользу приносят деревья?

(Дают чистый воздух, являются строительным материалом, лес – это дом для зверей и птиц)

- Спасибо вам за занятие.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к занятию2.81 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья"...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Осень. Деревья"

Занятие для детей старшей группы по развитию речи. Лексическая тема "Осень"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья и кустарники"

Обогащение словаря, развитие диалогической речи, грамматического строя (закрепление у детей правильного употребления в речи относительных прилагательных, единственного и множественного числа прилагате...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Дерево знаний»

Цель:Выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков. Задачи:- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, умение различать на слух звуки гласные и согласные, тверды...

Занятие по развитию речи в старшей группе, тема: «Дерево знаний»

:Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мя...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Деревья».

Цель: Сформировать обобщающее понятие «Деревья», активизировать словарный запас по данной теме.Задачи:Коррекционно – образовательные:Развивать навыки словоизменения и словообразовани...

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе: «Дерево красивой речи»

Цель:  Обобщение и систематизация  знаний детей по развитию речи, полученных в течение учебного года Задачи:1.Закреплять уже известные способы словообразования; упражнять в подбор...