Конспект занятия по обучению грамоте в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Сибагатуллина Минигуль Давлятгареевна

  Конспект по обучению грамоте  в группе общеразвивающей направленности для детей  5-6 лет .Тема образовательной деятельности ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sent.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте

в группе общеразвивающей направленности для детей  5-6 лет

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

2.

Вид деятельности детей

Игровая, двигательная, восприятие худ. литературы

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ.

2.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

словесный (беседа, художественное слово, загадки, вопросы); наглядный , игровой.

3.

Интеграция образовательных областей

Физическое развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие, познавательное развитие

4.

Возрастная группа:

5-6 лет

5.

Цель:

 дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово», линейность и протяженность слов

6.

Задачи:

6.1

Образовательные Дать детям знание о словесном составе речи;

познакомить с термином «слово»; познакомить детей с линейностью и протяженностью  слов;

знакомство с тетрадью в клеточку.

6.2

Развивающие: Развитие умения искать ответы на предложенные проблемные вопросы.

6.3

Воспитательные: Воспитание внимательного отношения к словам.  

7.

Планируемые результаты:                

7.1

Дети понимают понятие «Слово», линейность и протяженность слов. Дети ознакамливаются с тетрадью в крупную клетку. Дети свободно общаются со знакомым взрослым и детьми. У детей развита умение рассуждать, четко выражая свои мысли.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Фишки; предметные картинки (5-6 штук): лев, черепаха, крокодил, кукла, медведь (большой и маленький); тетради в клетку (по количеству детей), цветные карандаши.

9.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Игра «Достань слово».

На столе стоит кастрюля.

Каким словом называется этот предмет?

Д. : Кастрюля.

В. : «Достанем» слова из кастрюли?

-Если вы правильно назовёте слово, я достану из кастрюли предмет (дети называют слова: капуста, картошка, свёкла, лук, морковь).

-Как назвать одним словом все эти предметы?

Д. : Овощи.

В. : Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

Конспект образовательной деятельности

I.

Вводная часть

Воспитатель :Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
– Доброе утро?
– Доброе утро – солнцу и птицам.
– Доброе утро – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети прибирают игрушки и выходят в приёмную. Там они видят следы.

Воспитатель :Ребята, посмотрите, что вы видите необычного в приёмной?

Дети :Следы.

В. : А чьи это следы? (слушаем предположения детей). Давайте посмотрим, куда они нас приведут.

1.2

Мотивация деятельности детей

Заходим в группу и видим на столе игрушки.

В. : Дети, что это?

Д. : Игрушки (если дети называют каждую игрушку по отдельности, то просим назвать их одним словом).

В. : Давайте сейчас каждый, по очереди, выберет себе игрушку и назовёт её словом.

Дети поочерёдно подходят к столу, берут игрушку, называют её и садятся на стульчики.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

В. : Ребята, вокруг нас много предметов и каждый из них мы можем назвать словом. Давайте сейчас с вами проведём один эксперимент: постарайтесь найти в нашей группе такой предмет, который никак не называется (У детей не получается). Какой вывод мы можем сделать?

Д. : Всё, что нас окружает имеет название.

В. : Верно. Молодцы!

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

(А. Шибаев)

Всё-всё имеет название, то есть называется определённым словом. Слов на свете очень много. Давайте подумаем, какие бывают слова? (дети отвечают длинные, короткие, сложные, простые, непонятные и т.  д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку).

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

 Давайте вспомним стихотворение «Какие бывают слова». Я буду читать, а вы — добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово — конфета,

Есть быстрое слово — ракета,

Есть кислое слово — лимон,

Есть слово с окошком — вагон,

Есть слово колючее — ёжик,

Есть слово промокшее — дождик,

Есть книжное слово — страница,

Есть слово лесное — синица,

Есть слово пушистое — снег,

Есть слово весёлое — смех.

Какие слова вы добавляли? (За каждое правильно названное слово ребёнок получает фишку-игрушку). Молодцы, а теперь предлагаю немного отдохнуть. Вставайте на ноги.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Игра «Экскурсия в магазин».

Условия игры: воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.

Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д.

Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их.

Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в комнате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.

Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.

Измерение слов руками: руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.

Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха - длинное.

Вывод: слова бывают длинные и короткие.

Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».

Условия игры: дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мячом в руках.

Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ловит и называет ласково своего соседа по кругу.

Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится через одного от тебя и т. д.

В. : Сейчас мы с вами поиграем  в игру «Подскажи словечко»:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

А однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

-Это доктор ... (Айболит).

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само,

Что же это...? (Эскимо).

Летом в огороде - свежие и зеленые,

А зимою в бочке - желтые, соленые,

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас....? (Огурцы).

Он плывет по простыне,

Как кораблик на волне,

Он хозяйкам добрый друг

-Электрический... (утюг).

Физкультминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. Аист отвечает:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

2.3

Самостоятельная деятельность

Знакомство с тетрадью в клеточку.

Дети рассматривают обычную ученическую тетрадь. Педагог объясняет, что у тетради есть обложка, определенное количество листов, стороны листа называются страницами: две стороны - две страницы. Страницы могут быть разлинованы в линейку или в клетку, чтобы было удобно в них писать буквы или цифры.

Обводка клеток по заданию, например: отсчитать сверху пять клеточек и обвести красным карандашом шестую и т. д.

III

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Итог занятия в форме свободной беседы.

 Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы. Какое задание вам понравилось больше всего и почему?(ответы детей).

IV.

4.1

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ во второй младшей группе общеразвивающей направленности ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ      во второй младшей группе общеразвивающей направленности  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ  «Познавательное развитие» Тема: «Зачем людям одежда нужна?»...

Перспективный план по обучению грамоте (группа общеразвивающей направленности 6 - 7 лет)

Примерное перспективное планирование по обучению грамоте для группы 6 - 7 лет на 2018-2019 учебный год....

Конспект занятия по ТРИЗ для группы общеразвивающей направленности от 5-ти лет до 6-ти лет

Учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском саду; показать и зафиксировать с детьми технологию бинома фантазии; учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их ...

Конспект занятия по познавательному развитию группы общеразвивающей направленности детей 6-7 лет КВН «Знатоки родного края»

Представлен конспект занятия по познавательному развитию в виде КВН "Знатоки родного края" . Основная цель этого занятия - это формирование представление у детей о родном крае Оренбуржье и р...

Конспект занятия по ФЭМП в группе общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет «Число 8.Цифра 8 «Путешествие в страну знаний математики»

Программное содержание:Задачи:Образовательные: закрепить представления о составе числа 7, навыки счёта в пределах 7;продолжать формировать временные представления (дни недели);познакомить с образовани...

Конспект занятия по рисованию в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Тема: «Шли наши сапожки по волшебной дорожке»

Данная рзработка может быть полезна для воспитателей групп общеразвивающей направленности для деитей 3-4 лет. На данном занятииреализуются следующие задачи:Формировать умение рисовать кистью; учи...

Конспект занятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности с использованием ИКТ«Зимующие птицы»

Методическая разработка Конспект занятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности с использованием ИКТ«Зимующие птицы»...