Конспект по обучению грамоте «Дифференциация звуков С – З»
план-конспект занятия по обучению грамоте
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков С – З»
Цель: Закрепление правильного произношения звуков С– З;
Задачи:
Образовательные задачи:
Учить детей дифференцировать звуки С и З: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками. Развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово.
Развивать фонематический слух.
Воспитывать внимательность, активность.
Предварительная работа: разучивание чистоговорок.
Оборудование и дидактический материал: иллюстрации зайца и совы, карточки с изображениями слов со звуками С и З, корзинки.
Ход занятия
Организационный момент, введение в тему.
Дети стоят на ковре, образовав круг.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство? А где бывает волшебство? А вы хотите попасть в сказку? Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств – государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:
2. Объявление темы занятия.
Итак, первая загадка:
Всю ночь летает
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло (сова).
Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова?
Правильно, в этом царстве Сова –хозяйка звука «С».
Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц).
Молодцы, угадали. А вы знаете с какого звука начинается слово Заяц?
Правильно. Зайка –хозяин звука «З» в волшебном царстве.
Вы уже догадались, в царство каких звуков мы попали? Царство звуков «З и С».
А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся.
Почему – то наши хозяева царства грустные, что же могло случиться? Хотите узнать? Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь в эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а, чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? А Зайка и Сова будут нам помогать.
Выделение звука на слух
- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть звуки, слоги и слова, где есть звуки З и С. Если вы услышите звук С, то хлопните в ладоши, а если звук З - топаете. (а, с, п, р, з, с, т, в, д, з, с, с; ар, за, ас, са, ро, зы, де, се, фа, ву, ес, зу, зы, со, шо; мак, мука, суп, лес, ведро, заяц, дерево, бусы, сова, тетрадь, ручказебра,).
- Молодцы, ребята, вы внимательно слушали, поэтому правильно справились с заданием.
Произношение звука С в словах. Определение заданного звука в слове.
- Дети, перед вами две коробки – зеленого и синего цветов, которые принесли нам Зайка и Сова. А также они принесли нам карточки, которые перемешались между собой. Наши звери просят нас им помочь. Сейчас я каждому из вас раздам по две карточки, вы должны подумать и положить в коробку зеленого цвета – карточки, слова на которых начинаются на звук З, а в синюю – карточки, слова на которых начинаются на звук С. Чтобы вам понять, на какие звуки начинаются слова, вам нужно произнести слова вслух. Затем мы все вместе проверим, как вы выполнили задание.
В процессе выполнения контролирую детей, помогаю при необходимости.
- Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и правильно разложили карточки: в синюю коробку со звуком С, а в зелёную со звуком З.
Чтение чистоговорок.
Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть. Я буду называть предложения, а вы за мной повторяйте:
Са-са-са – вот летит оса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Сы-сы-сы – нет осы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за - вот летает стрекоза.
За-за-за - у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу - накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы - у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.
Физкультминутка
- А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем. Повторяйте за мной слова и движения:
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу,
(шагаем на месте, показываем рожки над головой)
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
(прикладываем растопыренные пальчики к голове - корона)
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(легкие прыжки)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
(выбрасываем поочередно вперед ноги)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
(хлопаем руками)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
(топаем ногами)
Головкой покачаем
(качаем головой вправо-влево)
И снова начинаем!
Звуковой анализ слова
-Дети, назовите все звуки в слове СОВА.
Проводится звуковой анализ слова СОВА.
- Давайте пропоём слово сова (сссссооооовввввааааа).
- Назовите первый звук в слове с-с-с-сова. Какой это звук? Звук С - согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Глухой. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.
- Какой второй звук в слове со-о-о-ва? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.
- Какой третий звук в слове сов-в-в-ва? Звук В. Какой это звук? Звук В согласный. Твердый или мягкий? Твердый. Звонкий или глухой? Звонкий.. Каким цветом мы обозначаем твердые согласные? Правильно, синим цветом.
- Какой последний звук в слове сова-а-а? Звук А. Какой это звук? Гласный. Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Правильно красным цветом.
Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей.
- Какие звуки мы сегодня проходили?
- Давайте вспомним, во что мы играли на сегодняшнем занятии?
- Назовите слова со звуком С, со звуком З.
- Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями. Сегодня мы продолжили знакомство со звуками. Мне понравилось, что вы сегодня активно работали, были внимательны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)
Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]».
Тема: Школа молодого бойца.Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:обучение умению различать на сл...
Конспект заняти по обучению грамоте " Дифференциация звуков З-С.Сказка " настоящие друзья"
Все учебные задания данного занятия с использованием интерактивных технологий....
"Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »
Конспект проведения занятия по обучению грамоте«Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »...
Конспект по обучение грамоте: "Дифференциация звуков [к-г] и [к\'-г\']»
Конспект по обучение грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте "Дифференциация звуков Л-Ль"
Конспект занятия по дифференциации звуков Л-Ль...