Конспект по обучение грамоте: "Дифференциация звуков [к-г] и [к'-г']»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Коммуникативная деятельность (обучение грамоте):
Тема: «Дифференциация звуков [к-г] и [к'-г']»
Цель: обучение детей слухо-произносительной дифференциации звуков: [к-г], [к'-г']
Задачи: учить выделять из ряда одинаковых по слоговому составу отличное по звуковому составу слово, уточнить значение предлога в, познакомить ребенка с предлогом из, закрепить навык слогового и позиционного звукового анализа слов, продолжать учить детей самостоятельно составлять предложения с заданным словом, используя изученные предлоги.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
2. Артикуляционная сказка: «У Бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щеки).
С ними худые - лишь кожа да кости (втянули щеки, не открывая рта).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка).
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя).
Утром проснулись - в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между верхней губой и зубами).
Доскажи словечко».
-Ребята, послушайте загадку, и добавьте последнее слово.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно…(карандаш).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол).
- какой первый звук в слове КАРАНДАШ? Дайте характеристику звука К
- какой первый звук в слове ГОЛ? Дайте характеристику звука [Г].
- что общего и чем отличаются звуки Г – К.
-Ребята, а теперь закрываем глаза и послушайте внимательно слова, я вам буду говорить по четыре слова, а вы мне скажите какое слово здесь лишнее: канава-канава-какао-канава; ком-ком-кот-ком; утенок-утенок-утенок-котенок; будка-буква-будка-будка.
3. Знакомство с предлогом из и в.
-А сейчас мы с вами познакомимся с предлогом из.
-Ребята , что такое предлог?
-Предлог это- маленькие слова. Служит для связи слов в предложении.
- Посмотрите на слайд . И скажите:
- Что делает девочка?( девочка положила книгу в сумку)
-Мы с вами сказали , что делает девочка.
-А теперь давайте придумаем предложение с предлогом из. По этой картинке.
-Что сделала девочка? (Девочка взяла книгу из сумки)
-Ну а в следующем задании нужно исправить ошибку:
-Медведь спит из берлоге.(в)
-Мышка выбежала в норки.(из)
-Ребята, давайте мы с вами составим предложения по опорным словам, слушайте внимательно слова и давайте попробуем правильно составить предложение:
-Машина, гараж, въезжать, в.(Машина въезжает в гараж)
-Машина, гараж , выезжать, из.(Машина выезжает из гаража)
_Теперь, я вам предлагаю придумать самостоятельно предложения с предлогом в и из.
-В лесу я видела белку.
- Девочка вышла из дома.
-Ученик пошел в школу.
-Мальчик вышел из леса.
4. Дифференциация звуков [к-г] Посмотрите на слайд 1. -К и Г
-Ребята, давайте).ним с вами звуки -К и Г. Сделаем характеристику.
- Звук К и Г. Обозначаем синим цветом. Заселяем в синий домик. А звук Кь и Гь. Обозначаем зеленым цветом. Заселяем в зеленый домик.
-Какие это звуки? (согласные)
-Почему согласные?
-Потому, что при произношении этих звуков мы во рту встречаем преграду).
-Проводим сравнительный анализ звуков Г-К.
- Произнесите звук К, а теперь Кь. Слышится только шум.
-Произнесите звук Г , теперь Гь. Что нам пришлось подключить, чтобы подключился этот звук? Голос.
-Теперь возьмите зеркала и попробуйте сами произнести эти звуки.
-Итак, при произношении согласных звуков могут работать и шум и голос. Причем шум бывает всегда, а голос нет.
Согласные звуки, которые состоят только из шума, называются глухим.
Звуки, которые произносятся с участием голоса, намного звонче глухих. За это они получили своё название – звонкие.
-И так, ребята:
- Звук [К] - согласный, твердый, глухой.
-Звук [Г] - согласный, твердый, звонкий.
-На Что похожи эти звуки ?
5. -Послушайте чистоговорку со звуками к и г.
Проговаривание чистоговорки.
Ги – ги – ги – Машенька беги.
Ги – ги - ги – мы ели пироги.
Ка – ка - ка - эта стенка высока.
Ко - ко - ко - мяч подкинем высоко.
-Давайте вы выучим с вами эту чистоговорку.
-Кристина расскажи нам эту чистоговорку. Теперь Ульяна. И Даша.
6. -Давайте поиграем с вами в игру: «Скажи наоборот» Посмотрите на слайд 2. Я вам говорю слоги со звуком к, а вы мне скажите со звуком г.
-ка-га
-ко-го
-ку-гу
-Сейчас мы с вами прочитаем слоги со звуками кь и гь:
Дидактическое упражнение: «Скажи наоборот» (На слайде)-прочитать.
-кя-гя;
-ки-ги;
-ги-ки;
-Повторяйте за мной слоги с к и г: ка-га-га; га-ка-ка; га-ка-га; га-га-ка; ка-ка-га; гу-гу-ку; ги-ки-ги ; гы-кы-кы.
Повторите за мной слоги со звуками гь и кь: гя-кя-кя; гя-гя-кя; кя-кя-гя; кя-гя-гя; кя-гя-кя; гя-кя-гя.
7. -Ребята, а теперь придумайте слова в которых есть звуки к и г . Давайте сначала придумаем со звуком К …..А теперь со звуком Г.
(кот, рука, лук;
гараж, игра, утюг.)
-А теперь, ребята, давайте разделим эти слова на слоги.
-Сейчас придумаем предложения. А предложения мы придумаем чтобы присутствовали предлоги, которые мы сегодня изучили( в, из)
-Ребята, придумайте слова в которых есть звуки [к'-г']
-Давайте придумаем с вами с этими словами предложения. Разделим их на слоги:
9 .-В этом задании вам нужно заменить звук К на звук Г.
-калина-галина
-кол-гол
-Кости-гости
-колос-голос
-Корка-горка
-кора-гора.
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
Работа за столами:
Штриховка звуков К мягкий-зеленый, и Г твердый-синий
Итог: О каких звуках говорили сегодня на занятии?
Какое задание понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з], [з’]»
Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [з],[з’]»...
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)
Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [С] - [З]».
Тема: Школа молодого бойца.Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:обучение умению различать на сл...
Конспект заняти по обучению грамоте " Дифференциация звуков З-С.Сказка " настоящие друзья"
Все учебные задания данного занятия с использованием интерактивных технологий....
"Конспект проведения занятия по обучению грамоте «Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »
Конспект проведения занятия по обучению грамоте«Дифференциация звуков [п]-[б], [п΄]-[б΄] »...
Конспект занятия по обучению грамоте "Дифференциация звуков Л-Ль"
Конспект занятия по дифференциации звуков Л-Ль...
Конспект по обучению грамоте «Дифференциация звуков С – З»
Конспект по обучению грамоте «Дифференциация звуков С – З» ...