Подгрупповое логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с речевыми нарушениями "Звук и буква (Й)-(А); Я "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема: Звуки [Й] [А]. Буква Я.
Цель: Познакомить со звуками [Й] [А], объяснить, что они образуют букву Я. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Я.
Задачи:
Образовательная:
- уточнить представления о звуках [й], [а];
- дать характеристику звуков;
- учить выделять звуки [й], [а] из речевого потока;
- учить определять место звуков в слове;
- закрепить знание фишки мягкого согласного звука.
- познакомить с буквой Я.
- учить выполнять звуковой анализ слова ЯЙЦО.
- закреплять умение составлять развёрнутые предложения.
Коррекционно-развивающая:
-формировать плавный длительный выдох;
-развивать интонационную выразительность;
-развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис.
Воспитательная:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.
Форма проведения: подгрупповая
Интеграция по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Ожидаемые результаты: выделяют звуки [й], [а] из потока звуков. Выкладывают букву Я на колодке-шеститочии. Знают обозначение мягкого согласного звука фишкой. Делают звуковой анализ слова ЯЙЦО.
Оборудование: Колодка-шеститочие, гвоздики, карточки для звукового анализа, карточки с заданием, массажные шарики Су-Джок
Ход занятия
1. Организационный момент
1.1 Создание эмоционального фона.
- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);
- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа);
- Включаем щеки (потереть щечки);
- Включаем губы (дотронуться до губ);
- Включаем мысли (вращательное движение над головой).
1.2 На занятие к детям приходит Курочка.
Курочка: Мне сегодня очень нужна ваша помощь! У меня большой кот Яшка украл ЯЙЦО! Нужно обязательно найти кота и забрать у него ЯЙЦО.
Логопед: Ребята, мы с вами поможем Курочке?
Дети: да
Логопед: А для того, что бы помочь, нам с вами нужно познакомиться с новой буквой и выполнить несколько заданий.
1.3 Дыхательная гимнастика «Подуй на пёрышко»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Логопед: Курочка поделилась с нами своими пёрышками. Сейчас мы с ними поиграем.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другой – держат пёрышки близко ко рту. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «фу-фу-фу-фу», так, что бы пёрышко то касалось губ, то сдувалось воздушным потоком. Повторить 3-4 раза.
2. Введение в тему.
Логопед: Как вы думаете, почему именно Яйцо забрал кот? Какая первая буква у нас будет в слове Яйцо?
Дети: В слове яйцо первая буква Я.
2.1. Уточнение артикуляции звука.
Логопед: Напомните мне, пожалуйста, с какой буквой нам нужно сегодня познакомиться? Дети: нам нужно познакомиться с буквой Я.
Логопед: Правильно. А теперь, подумайте, произнесите и скажите, какая у нас с вами буква Я?
Дети: Буква Я – гласная.
Логопед: Докажите, что эта буква Я гласная. Что у нас с вами делает язычок и ротик? Дети: Язычок отдыхает, а ротик широко открыт, она поётся.
Логопед: Молодцы, а теперь послушайте стихотворение буквы Я.
2.2 Знакомство с точками буквы Я. (дети сидят за столом)
Логопед читает стихотворение буквы Я.
Познакомьтесь, буква Я, буква Я, она моя,
В домиках она живет и Я кричать не устает.
Точки первая, вторая, и четвертая, шестая,
В окончаниях буква Я, вот так буковка моя!
(Якимченкова Т.П.)
Логопед: Сколько нам с вами нужно гвоздиков, чтобы выложить букву Я?
Дети: Для того, что выложить букву Я, нам нужно 4 гвоздика.
Логопед: А теперь внимание! Слушайте внимательно задание! Маша выложит на колодке 4 буквы Я, Настя на 2 больше, чем Маша, а Даня на 1 меньше, чем Настя.
Логопед: Молодцы! Справились! А теперь скажите, кто выложил больше всех букв Я? Дети: Больше всех выложила Настя.
Логопед: Скажите, а кто выложил меньше меньше всех?
Дети: Меньше всех выложила Маша.
2.3 Игра-физкультминутка «Тихо-громче» с использованием сигнальных карточек.
Цель: развитие у детей силы голоса.
Логопед: А теперь встаньте возле своих стульчиков и возьмите в руки сигнальные карточки. В правую руку – карточку, обозначающую громкий звук, а в левую – тихий. По команде вы будете поднимать заданную руку вверх и произносить в соответствии с карточкой звук.
2.4 Игра «Найди ошибку»
Цель: дифференциация буквы Я с другими буквами.
Детям предлагается карточка, на которой среди букв Я попадаются и другие буквы. Дети должны выбрать только букву Я и прикрепить её на отдельный коврик. После выполнения задания дети выполняют взаимопроверку.
Логопед: А теперь мы с вами будем искать ошибку . У вас на полоске есть различные буквы, среди которых попадается и наша с вами буква Я. Вам необходимо выбрать только буквы Я и прикрепить их на отдельный коврик.
Логопед: Молодцы! Справились, а теперь, поменяемся карточками и проверим друг друга.
Сколько всего букв Я было на полоске?
Дети: Всего было 5 букв Я.
3. Физкультминутка «Вышла курочка гулять» (Железновой)
Цель: развитие общей моторики, точности движений, слухового восприятия, внимания (все движения выполняются в соответствии с текстом)
Логопед: Потрудились, а теперь можно немного отдохнуть. Включается запись физкультминутки Железновой. Дети выполняют движения по тексту.
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Ходят цыпки целый день
Нагибаться им не лень
Червячков не видно
Малышам обидно. (http://songspro.ru/16/Razvivalki/tekst-pesni-Vyshl...)
4. Знакомство со свойствами буквы Я (стоя возле стола)
Логопед: Вот мы с вами и познакомились с точками буквы Я. Но, оказывается, что буква Я – волшебная. Скажите, вы уже знаете какие-нибудь волшебные букву?
Дети: Да, это буквы Е и Ё.
Логопед: Правильно! Вот и наша с вами буква Я тоже волшебная. Она так же смягчает согласные и состоит из двух звуков. А вот каких, вы мне скажете сами. Произнесите еще раз Я и скажите какие два звука образуют нашу с вами букву. (дети произносят и приходят к выводу, что это звуки [й] и [а]).
4.1. Характеристика звуков.
Логопед: Давайте с вами вспомним, какой у нас с вами звук [й]?
Дети: звук Й – согласный, всегда мягкий.
Логопед: Как мы с вами будем обозначать звук [й]?
Дети: Звук [й] мы будем обозначать двумя полосочками, по тому, что он мягкий. Логопед: Молодцы! Следующий звук - [а] – расскажите о нём.
Дети: Звук [а] – гласный, обозначать его мы будем кругом.
4.2 «Игра будь внимательным!»
Цель: развитие фонематического слуха.
Логопед: Приготовьте ваши ладошки! Сейчас вам нужно будет ловить только те слова, в которых нет звука Я.
Яхта – Ярмарка – Яйцо – ёлка – Яшма – Яблоко – Ястреб – весна – Ясень – Якорь – окно.
4.2. Звуковой анализ слова ЯЙЦО
Логопед: Выложите на колодке слово ЯЙЦО. А теперь попробуйте самостоятельно сделать звуковой анализ этого слова. Помните про волшебство буквы Я. И напомните мне пожалуйста, какой у нас с вами всегда звук [ц]?
Дети: звук [ц] - всегда твёрдый.
Логопед: Скажите пожалуйста, сколько у вас получилось звуков?
Дети: Получилось 5 звуков.
Логопед: А сколько у нас с вами букв?
Дети: В этом слове 4 буквы.
Логопед: Как вы думаете, почему так получилось?
Дети: По тому, что в букве Я два звука.
5. Пальчиковая игра «Прокати волшебное яичко» (с использованием Су-Джок)
Логопед: Перед следующим заданием нам нужно размять пальчики.
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем.
Вперед-назад, вперед-назад.
6. Чтение слогов
Логопед: Пальчики мы с вами размяли, а теперь почитаем. Читать будем по цепочке. Поставьте все пальчик на начало строки и начитайте читать по очереди.
Дети: (читают)
БЯ – МЯ – ЛЯ – ТЯ – СЯ – ПЯ – КЯ – ФЯ – ДЯ – ЗЯ
Логопед: Молодцы! Справились со всеми заданиями! Узнали новую букву. Нашли яйцо, которое мы сейчас отдадим Курочке.
Логопед: Курочка говорит вам спасибо! А может мы Курочку оставим у себя в группе жить? И будем с ней дружить.
Дети: Конечно, мы с удовольствием будем с ней дружить!
9. Рефлексия
- С какой буквой мы познакомились?
- Что в ней необычного?
- Какое из заданий вам понравилось больше всего?
- Оцените свою работу на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква "Я" | 635.23 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: ЗВУК [а] и БУКВА «А»
Занятие по обучению грамоте в логопедической группе....
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять навык чтения слогов и слов.Закреплять умения сост...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки Н-Нь и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе«Звуки [а], [у], [о], буквы А, У, О»Цель: закрепление навыков различения звуков [а], [у], [о]; учить четко произносить...