Методическая разработка интегрированного занятия для детей 6-7 лет «Путешествие в Волшебную страну звуков и букв »
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Аблёзгова Светлана Алесандровна

Методическая разработка  интегрированного занятия

для детей 6-7 лет  «Путешествие в Волшебную страну звуков и букв »

 

Цель:  обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках.

Обучающие:

Закрепить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании, определять пeрвый звук в словах; учить по первым звукам различных слов составлять заданное слово, закрепить графическое обозначение звуков буквами , знакомить с разными способами деления слова на слоги,

Развивающие:

Развивать  артикуляционную моторику , мелкую моторику , фонематический слух, восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, умение выслушивать до конца ответы других.

Музыкальные цели:

Учить различать музыкальные звуки. Развивать у детей тембровый слух, музыкальные и творческие способности. Учить детей отгадывать загадки о музыкальных инструментах. Познакомить с тембрами музыкальных инструментов: дудочка, балалайка, гитара, пианино. Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности; развивать логическое мышление, фонематический слух, мелкую моторику, творчество.

Форма занятия: занятие – путешествие.

Тип занятия – обобщающее

Развивающая среда: презентация, музыка, волшебная палочка, кукла, мяч.  поднос, манка, волшебный мешочек с игрушками, музыкальные инструменты.

Предварительная работа:  заучивание стихотворений о буквах, песни о буквах, определение места звука в слове , определение первых звуков в слове , артикуляция звуков.

Интеграция образовательных областей:    Речевое , познавательное , физическое , художественно – эстетическое ,

Виды деятельности и культурные практики: Игровая, познавательно - экспериментальная, продуктивная, коммуникативная, музыкально – художественная, художественная литература.

Организационный момент

I этап Организационный этап

Дети заходят в группу и становятся полукругом.

Утреннее приветствие

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения(Дети делают вдох и выдох три раза. )

А сейчас давайте пожелаем,  друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его , обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети. Доброе утро, Юля. Доброе утро, Андрей и т. д. (звучит спокойная музыка)

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло необычное письмо - звуковое. Давайте послушаем его. (голос записан)

Слайд

Звучит запись «письма» от Королевы Звуков: «Мои дорогие юные друзья! Я - Королева Звуков родного Белогорья . Сегодня я вас приглашаю в гости, в мою Страну Звуков! В Стране Звуков, вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

II этап Целевая установка

Воспитатель : Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Звуков?

У меня есть волшебная палочка ,которая поможет нам оказаться в Стране . Закрываем глазки. 

Раз-два-три.

Вокруг себя повернись

И в Стране знаний очутись!!! !( звучит волшебная музыка

III этап Мотивирование к деятельности. Проектирование решения проблемной ситуации

Слайд  

Вот мы,  и попали с вами  в Страну Звуков родного Белогорья .

И получаем  1 задание от Королевы.

 

IV этап  Выполнение действий

 

Музыкальный руководитель. Отгадать загадки            Маленькие  мои друзья 

                                                                                                     Где живет по  вашему

                                                                                                    Музыкальный звук?

Дети: в музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель. Музыкальные инструменты бывают:

струнные, когда играют на струнах(гитара, балалайка, скрипка, арфа)

 Духовые, когда в инструмент дуют(труба, саксафон, тромбон, флейта)

 ударные,  когда ударяют по ним(барабан, бубен, колокольчики, погремушки)

 клавишные,   когда играют на них пальчиками(фортепиано, клависин, орган)

Сейчас я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте.

(Отгадки появляются на слайде)

Ее нам лучше не настраивать. (гитара)

***

Заиграли три струны

На четыре стороны. (балалайка)

***

В руках неумелых скрипит, о мастере старом грустит.

Чарует, волнует, искрится, поёт волшебница…(Скрипка)

***

Богиня инструментов всех –  звучит журчанье, шелест.

По струнам пальцы пролетят – что даже птицы замолчат.  (Арфа)

***

Блестящая и медная

Так здорово дудит –

Что наша кошка бедная

Под тумбочкой сидит. (труба)

Чудесная трубочка, не простая дудочка,

Бывает золотой, фарфоровой, костяной,

Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт.                         (Флейта)

 

***

Самый шумный инструмент, круглый и большой.

Если палочкой ударишь –  раздаётся гром!       (барабан) 

***

Есть бубенчики на нем

По нему мы громко бьем

С ним сейчас играть мы будем,

Дайте в руки звонкий … (бубен)

***

Под крышкой музыка живет,

А маленькие дамы

На нем играют гаммы. (пианино)

***

Это что за инструмент высотою в целый дом?

В трубы, в дерево одет, украшения на нём.

Голосов имеет много это звучный великан

Он то ласковый, то строгий, а зовут его…                                (Орган)

Дидактическая музыкальная игра « 4 лишний»

Не только у музыкальных инструментов разный тембр звука, но и у вас тоже свой тембр голоса.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается!

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны,

Музыкальные звуки ,

Но бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны!

 Задание артикуляционная гимнастика, пропевание звуков

Музыкальный руководитель: Ребята сейчас мы с вами  споём ,  и узнаем какие звуки живут в  замке у королевы.

 

(дети поют)

1- й ребенок     Широко откроет рот,

Песню первую споем –       АААА( поют вместе)

2 –й ребенок     Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – ООООО

3 –й ребенок       Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой - УУУУ

4 –й ребенок Губки улыбаются,

Зубки появляются – ИИИИИ

5 –й ребенок Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

6 –й ребенок Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразнится.

Он тогда кричит тебе:

“Ну – ка спойте мне песню – Э”

Воспитатель: Какие звуки  живут у королевы в замке?

Дети. Гласные.

Воспитатель:  Почему мы их называем гласными?

Дети . Потому что когда мы их произносим, во рту нет ни какой преграды, воздух выходит легко, свободно.

Воспитатель Ребята , а мы с вами знаем стихотворении про гласные звуки.

(Стих про гласные звуки дети читают)

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать  и зарыдать ,

В  темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать

Воспитатель: Вот, мы и  вспомнили гласные  звуки!

Задание :Угадать звук по артикуляции, обозначить буквой .

У Королевы Звуков родного края

Помощников не счесть

Есть у неё кукла Маша

Она покажет вам звуки, а вы их должны отгадать  и   написать  букву, которая обозначает этот звук.

 

 

 

 

 

Ребята, а скажите мне: - “Чем отличаются звуки, от буквы?”

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем).

Слайд

У Королевы Знаний

Есть чудесный Гномик

Он задание вам принес

Слайд

Д/И « Составь слово по первым звукам»

Картинки: кубик , осень, тыква-  кот

Картинки: игла , ваза , апельсин  - ива

-назовите в слове  кот гласные звуки.

- назовите в слове ива гласные звуки

Д/и Деление слов на слоги»(игрушки)

Королева Звуков посылку прислала,

А в ней подарки вам,

Но вы не ждите подсказки:

Названия подарков на слоги поделите,

И сколько в слове том частей — скорее вы скажите!

  достаем из посылки игрушки  и показывает детям: кукла, кубик, машина) ( делим хлопками и по наличию звуков в слове)

«Игра “Почини букву”

Воспитатель : -Королева Звуков просит вас снова  о помощи.

Какие буквы странные,

Совсем как иностранные!

Ребята!  эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.

Дети “ремонтируют” буквы,  затем рассказывают стихи

А –  Два столба наискосок

Между ними поясок

Буква У кричит ура

Руку тянет вверх она

О в этой букве нет угла

От того она кругла

До того она кругла

Покатиться бы могла

И – между двух прямых досток

Одна легла наискосок

Буква Э с большущим ртом

И большущим языком.

Ы- эта буква сытая

Несет брюшко набитое.

 

 

 

Песенка про буквы.

Звуки с вами говорим,
Произносим и кричим,
Шепчем, воем, слышим...

Буковки мы - пишем,
Можем их нарисовать,
Напечатать и прислать!
То есть звуки только слышим,
Ну а буквы только пишем!
Теперь поговорим о звуках –
Ведь звуки – целая наука! 
Гласные, согласные...
Трудные, ужасные...
Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стал я поумней!
Вот и гласные у нас:
А, О, И, У,Э , Ы–
Голосом протянем мы.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в детский садик. Закрываем глазки. Раз-два-три в детском саду окажись»!( звучит волшебная музыка)

V этап Анализ результатов деятельности

Воспитатель: Ребята, напомните мне, где мы с вами побывали?

Для чего мы туда отправились?   Справились мы с заданием?

VI этап Подведение итогов

Мы можем друг другу сказать спасибо? Почему?

Вы все сегодня были молодцы, потому что работали вместе, как одна дружная команда.

                            Список используемой литературы.

1.  От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с.

 2. Интернет – ресурсы

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/04/08/konspekt-zanyatiya-po-obucheniyu-gramote-v-starshey-vozrastnoy

https://pandia.ru/text/85/403/85901.php?ysclid=lnh...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_k_zanyatiyu.ppt1.78 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У.

Занятие для детей старшей логопедической группы "Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У"В работе представлен конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений, на ко...

"В волшебной стране Звуков и Букв" (конспект итогового занятия для детей 7-го года жизни группы компенсирующей направленности)

Данный конспект предназначен для учителей-логопедов для проведения открытого итогового занятия с детьми седьмого года жизни группы компенсирующей направленности...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».

laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....

Практико-ориентированный проект «Волшебная страна звуков и букв » в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»

Задачи:Коррекционно – образовательные:закрепить навыки произносительной стороны речи;закрепить умение определять неречевые звуки;упражнять в умении подбирать слова по описанию;упражнять в умении...