Практико-ориентированный проект «Волшебная страна звуков и букв » в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС.
статья по развитию речи
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Речь также является важным компонентом в качестве средства общения, познания, творчества.
Согласно статистике в последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет симптоматику нарушений. Данный проект был создан для преодоления перечисленных проблем с использованием интерактивных инновационных технологий.
Актуальность
Наше время- время контрастов. С одной стороны, жизнь – шаблонные действия, ритуалы и правила. С другой стороны – наше время- время перемен. Оно задает высокую планку творческому человеку и к этому надо стремиться: находить нестандартные и нестереотипные решения проблем, умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Важным аспектом современного Российского образования является «научиться учиться самому». Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Особенности лэпбуков в том, что они подходит как для обычных детей дошкольного возраста, так и для детей имеющих различные особенности в развитии.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».
Таким образом, возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта «Волшебная страна звуков и букв » направленного на решение актуальной проблемы повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей с ТНР в условиях комбинированной группы.
Цель проекта
Повышение уровня компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей, через использование лэпбука – как средства обучения дошкольников с ТНР в условиях ФГОС
Задачи
1.Создание непрерывной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.
2. Создание эффективного коррекционно-образовательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии воспитателей, специалистов ДОУ и семьи.
3.Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение мастер-классов по изготовлению лэпбуков;
4.Создать логопедическую копилку для родителей « Важно знать и понимать»;
5.Использовать выставки совместных работ родителей и детей для повышения интереса к созданию коррекционно-педагогической среды дома.
Инновационность данного проекта заключается в поэтапном, заинтересованном включении родителей и детей в коррекционно-развивающее пространство группы и может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями групп и родителями.
Новизна проекта заключается в том, что лэпбук позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя, родителя наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Практическая значимость проекта
· Преемственность - обеспечивает создание единого образовательного и реабилитационного пространства.
· Системность - обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля и родителей, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
· Непрерывность - гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
· Вариативность - предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое: Руководитель СП, ст. воспитатель, воспитатели, родители воспитанников, специалисты ДОУ.
Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.
Материально-техническое: компьютер, принтер, фотоаппарат.
Тип проекта
По доминирующей деятельности – практико - ориентированный, творческий.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники комбинированной группы (от 5 до 6 лет), воспитатели, специалисты, родители.
Этапы реализации проекта: (2019-2020 учебный год).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный (сентябрь 2019г.)
2 этап - практический, основной (октябрь 2019 – май 2020г.)
3 этап – итоговый (май 2020г.)
Содержание проекта | ||
Работа с детьми | Работа с семьей | Работа с педагогами |
1.Знакомство с поэтапной технологией изготовления папки-лэпбука; 2.Использование на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи игровых приемов с использованием папок-лэпбуков; 3. Использование в свободной деятельности карточек из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков;
| 1.Знакомство с результатами диагностики на начало и конец учебного года; 2. Еженедельные пятиминутки по возникающим вопросам в ходе выполнения домашних заданий; 3. Выступление на тему: «Особенности речевого развития у детей с ОНР»; 4. Консультация для родителей «Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?»; 5. Совместное с ребенком изготовление лэпбуков по изученным темам;
| 1. Консультация для воспитателей общеобразовательных и комбинированных групп «Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?»; 2. Мастер-класс для воспитателей общеобразовательных и групп комбинированного вида «Важно знать и понимать!», как одно из средств обучения дошкольников с ТНР; 3. Оформление выставки с детьми «Лучший лэпбук!»; 4. Использование лэпбуков во второй половине дня воспи-тателями комбинированных групп 5. Использование в режимных моментах игр из лэпбуков по развитию всех компонентов речи 6. Разработка методических рекомендаций для групп младшего дошкольного возраста по использованию данной технологии |
План мероприятий реализации проекта заключается в том, что предложенная система взаимодействия воспитателя и родителей с детьми, как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающего процесса и способствует освоению законными представителями эффективных приемов работы с целью преодоления нарушений речи.
Вывод
Таким образом, проблема создания в группе комбинированного вида единого коррекционно-образовательного пространства не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Многие авторы занимались вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи (Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, Н.В. Новоторцева, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) и отмечают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Только при активном сотрудничестве родителей, педагогов и учителей - логопедов в коррекционно-образовательном процессе, использовании инновационных, интерактивных технологий, возможны количественные и качественные изменения в речевом развитии детей с ТНР и подготовка воспитанников к обучению в школе.
Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбуков повышает речевую активность дошкольников. Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.
Список литературы
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста». М., АЙРИСС ПРЕСС, 2005
2. Ю.А.Афонькина, «Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ООО». Волгоград., Издательство «Учитель»., 2015
3. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
М. 2007.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipkro.docx | 23.84 КБ |
sipkro.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект «Волшебная страна звуков и букв » в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС.
Пудова Ольга Федоровна
Ворошко Ирина Евгеньевна
Статилко Наталья Александровна
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 им.С.П.Алексеева городского округа Отрадный детский сад №4 Самарская область
e-mail: pudova_1967@mail.ru
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Речь также является важным компонентом в качестве средства общения, познания, творчества.
Согласно статистике в последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет симптоматику нарушений. Данный проект был создан для преодоления перечисленных проблем с использованием интерактивных инновационных технологий.
Актуальность
Наше время- время контрастов. С одной стороны, жизнь – шаблонные действия, ритуалы и правила. С другой стороны – наше время- время перемен. Оно задает высокую планку творческому человеку и к этому надо стремиться: находить нестандартные и нестереотипные решения проблем, умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Важным аспектом современного Российского образования является «научиться учиться самому». Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Особенности лэпбуков в том, что они подходит как для обычных детей дошкольного возраста, так и для детей имеющих различные особенности в развитии.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».
Таким образом, возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта «Волшебная страна звуков и букв » направленного на решение актуальной проблемы повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей с ТНР в условиях комбинированной группы.
Цель проекта
Повышение уровня компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей, через использование лэпбука – как средства обучения дошкольников с ТНР в условиях ФГОС
Задачи
1.Создание непрерывной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.
2. Создание эффективного коррекционно-образовательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии воспитателей, специалистов ДОУ и семьи.
3.Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение мастер-классов по изготовлению лэпбуков;
4.Создать логопедическую копилку для родителей « Важно знать и понимать»;
5.Использовать выставки совместных работ родителей и детей для повышения интереса к созданию коррекционно-педагогической среды дома.
Инновационность данного проекта заключается в поэтапном, заинтересованном включении родителей и детей в коррекционно-развивающее пространство группы и может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями групп и родителями.
Новизна проекта заключается в том, что лэпбук позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя, родителя наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Практическая значимость проекта
∙ Преемственность - обеспечивает создание единого образовательного и реабилитационного пространства.
∙ Системность - обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля и родителей, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
∙ Непрерывность - гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
∙ Вариативность - предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое: Руководитель СП, ст. воспитатель, воспитатели, родители воспитанников, специалисты ДОУ.
Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.
Материально-техническое: компьютер, принтер, фотоаппарат.
Тип проекта
По доминирующей деятельности – практико - ориентированный, творческий.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники комбинированной группы (от 5 до 6 лет), воспитатели, специалисты, родители.
Этапы реализации проекта: (2019-2020 учебный год).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный (сентябрь 2019г.)
2 этап - практический, основной (октябрь 2019 – май 2020г.)
3 этап – итоговый (май 2020г.)
Содержание проекта | ||
Работа с детьми | Работа с семьей | Работа с педагогами |
1.Знакомство с поэтапной технологией изготовления папки-лэпбука; 2.Использование на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи игровых приемов с использованием папок-лэпбуков; 3. Использование в свободной деятельности карточек из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков; | 1.Знакомство с результатами диагностики на начало и конец учебного года; 2. Еженедельные пятиминутки по возникающим вопросам в ходе выполнения домашних заданий; 3. Выступление на тему: «Особенности речевого развития у детей с ОНР»; 4. Консультация для родителей «Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?»; 5. Совместное с ребенком изготовление лэпбуков по изученным темам; | 1. Консультация для воспитателей общеобразовательных и комбинированных групп «Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?»; 2. Мастер-класс для воспитателей общеобразовательных и групп комбинированного вида «Важно знать и понимать!», как одно из средств обучения дошкольников с ТНР; 3. Оформление выставки с детьми «Лучший лэпбук!»; 4. Использование лэпбуков во второй половине дня воспи-тателями комбинированных групп 5. Использование в режимных моментах игр из лэпбуков по развитию всех компонентов речи 6. Разработка методических рекомендаций для групп младшего дошкольного возраста по использованию данной технологии |
План мероприятий реализации проекта заключается в том, что предложенная система взаимодействия воспитателя и родителей с детьми, как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающего процесса и способствует освоению законными представителями эффективных приемов работы с целью преодоления нарушений речи.
Вывод
Таким образом, проблема создания в группе комбинированного вида единого коррекционно-образовательного пространства не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Многие авторы занимались вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи (Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, Н.В. Новоторцева, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) и отмечают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Только при активном сотрудничестве родителей, педагогов и учителей - логопедов в коррекционно-образовательном процессе, использовании инновационных, интерактивных технологий, возможны количественные и качественные изменения в речевом развитии детей с ТНР и подготовка воспитанников к обучению в школе.
Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбуков повышает речевую активность дошкольников. Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.
Список литературы
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста». М., АЙРИСС ПРЕСС, 2005
2. Ю.А.Афонькина, «Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ООО». Волгоград., Издательство «Учитель»., 2015
3. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
М. 2007.
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект «Волшебная страна звуков и букв » в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС.
Пудова Ольга Федоровна
Ворошко Ирина Евгеньевна
Статилко Наталья Александровна
Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 им.С.П.Алексеева городского округа Отрадный детский сад №4 Самарская область
e-mail: pudova_1967@mail.ru
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Речь также является важным компонентом в качестве средства общения, познания, творчества.
Согласно статистике в последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет симптоматику нарушений. Данный проект был создан для преодоления перечисленных проблем с использованием интерактивных инновационных технологий.
Актуальность
Наше время- время контрастов. С одной стороны, жизнь – шаблонные действия, ритуалы и правила. С другой стороны – наше время- время перемен. Оно задает высокую планку творческому человеку и к этому надо стремиться: находить нестандартные и нестереотипные решения проблем, умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Важным аспектом современного Российского образования является «научиться учиться самому». Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Особенности лэпбуков в том, что они подходит как для обычных детей дошкольного возраста, так и для детей имеющих различные особенности в развитии.
Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».
Таким образом, возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта «Волшебная страна звуков и букв » направленного на решение актуальной проблемы повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей с ТНР в условиях комбинированной группы.
Цель проекта
Повышение уровня компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей, через использование лэпбука – как средства обучения дошкольников с ТНР в условиях ФГОС
Задачи
1.Создание непрерывной, правильной речевой среды для детей, где автоматизация звуков и развитие речи проходило бы в естественных условиях.
2. Создание эффективного коррекционно-образовательного процесса и деятельности детей при тесном взаимодействии воспитателей, специалистов ДОУ и семьи.
3.Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение мастер-классов по изготовлению лэпбуков;
4.Создать логопедическую копилку для родителей « Важно знать и понимать»;
5.Использовать выставки совместных работ родителей и детей для повышения интереса к созданию коррекционно-педагогической среды дома.
Инновационность данного проекта заключается в поэтапном, заинтересованном включении родителей и детей в коррекционно-развивающее пространство группы и может быть использовано учителями-логопедами, воспитателями групп и родителями.
Новизна проекта заключается в том, что лэпбук позволяет строить педагогический процесс, ориентируясь на ФГОС ДО. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя, родителя наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Практическая значимость проекта
∙ Преемственность - обеспечивает создание единого образовательного и реабилитационного пространства.
∙ Системность - обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля и родителей, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
∙ Непрерывность - гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
∙ Вариативность - предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое: Руководитель СП, ст. воспитатель, воспитатели, родители воспитанников, специалисты ДОУ.
Информационное: доступ к сети Интернет, сайт ДОУ.
Материально-техническое: компьютер, принтер, фотоаппарат.
Тип проекта
По доминирующей деятельности – практико - ориентированный, творческий.
По количеству участников: групповой
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники комбинированной группы (от 5 до 6 лет), воспитатели, специалисты, родители.
Этапы реализации проекта: (2019-2020 учебный год).
Данный проект предполагается реализовать в три этапа:
1 этап - подготовительный (сентябрь 2019г.)
2 этап - практический, основной (октябрь 2019 – май 2020г.)
3 этап – итоговый (май 2020г.)
Содержание проекта | ||
Работа с детьми | Работа с семьей | Работа с педагогами |
1.Знакомство с поэтапной технологией изготовления папки-лэпбука; 2.Использование на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи игровых приемов с использованием папок-лэпбуков; 3. Использование в свободной деятельности карточек из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков; | 1.Знакомство с результатами диагностики на начало и конец учебного года; 2. Еженедельные пятиминутки по возникающим вопросам в ходе выполнения домашних заданий; 3. Выступление на тему: «Особенности речевого развития у детей с ОНР»; 4. Консультация для родителей «Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?»; 5. Совместное с ребенком изготовление лэпбуков по изученным темам; | 1. Консультация для воспитателей общеобразовательных и комбинированных групп «Что такое лэпбук, зачем он нужен и с чего начать?»; 2. Мастер-класс для воспитателей общеобразовательных и групп комбинированного вида «Важно знать и понимать!», как одно из средств обучения дошкольников с ТНР; 3. Оформление выставки с детьми «Лучший лэпбук!»; 4. Использование лэпбуков во второй половине дня воспи-тателями комбинированных групп 5. Использование в режимных моментах игр из лэпбуков по развитию всех компонентов речи 6. Разработка методических рекомендаций для групп младшего дошкольного возраста по использованию данной технологии |
План мероприятий реализации проекта заключается в том, что предложенная система взаимодействия воспитателя и родителей с детьми, как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающего процесса и способствует освоению законными представителями эффективных приемов работы с целью преодоления нарушений речи.
Вывод
Таким образом, проблема создания в группе комбинированного вида единого коррекционно-образовательного пространства не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
Многие авторы занимались вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи (Г.А. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, Н.В. Новоторцева, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) и отмечают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.
Только при активном сотрудничестве родителей, педагогов и учителей - логопедов в коррекционно-образовательном процессе, использовании инновационных, интерактивных технологий, возможны количественные и качественные изменения в речевом развитии детей с ТНР и подготовка воспитанников к обучению в школе.
Таким образом, систематическое использование лэпбука в образовательной деятельности, свободный их доступ для детей, проявление устойчивого интереса дошкольников для создания и использования лэпбуков повышает речевую активность дошкольников. Применение в ДОУ инновационной технологии «Лэпбук» создает определенные условия для поддержки детской инициативы, посредством чего осуществляется индивидуализация образовательного процесса, а значит, выполняются требования ФГОС ДО.
Список литературы
1. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста». М., АЙРИСС ПРЕСС, 2005
2. Ю.А.Афонькина, «Индивидуальный методический маршрут учителя-логопеда ООО». Волгоград., Издательство «Учитель»., 2015
3. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
М. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО...
"В волшебной стране Звуков и Букв" (конспект итогового занятия для детей 7-го года жизни группы компенсирующей направленности)
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов для проведения открытого итогового занятия с детьми седьмого года жизни группы компенсирующей направленности...
Конспект НОД «Путешествие в Волшебный город Звуков и Букв» образовательная область: речевое развитие
НОД по образовательной области: речевое развитие в старшей группе...
Малые формы фольклора как одно из направлений речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Формы, помогающие легкой адаптации к детскому саду...
«Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС»
laquo;Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС»Пудова Ольга Федоровна,старший воспитательСП ГБОУ СОШ №8...
Презентация проекта "Волшебные шарики" использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста
Использования Су–Джок терапии в коррекционно– развивающем процессе у дошкольников состоит в том, что:- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем....
Педагогический совет«Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Педагогический совет«Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» разработан с целью расширить знаний педагогов по речевом...