Программа кружковой деятельности по подготовке к обучению грамоте
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной и направлена на подготовку детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружковой работы | 39.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Для овладения грамотой, то есть первоначальными
навыками чтения и письма, прежде всего необходимо
достаточное развитие фонематического слуха призносительной
стороны речи, что служит основой овладения
навыками звукобуквенного анализа
А.Р. Лурия
1. Пояснительная записка
Программа по обучению дошкольников грамоте является целостной, интегрированной и направлена на подготовку детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников.
Актуальность
Важной особенностью психического развития детей дошкольного возраста является повышенная чувствительность к усвоению нравственных норм, правил поведения, готовность к овладению знаний посредством систематического обучения. Это касается и процесса подготовки овладения грамотой. Поэтому нельзя упустить этот важный период, иначе, освоение грамоты в дальнейшем будет происходить, намного труднее. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является актуальной и востребованной. В последнее время, как отмечается в специальной литературе, растёт число детей с недостатками развития, в.т.ч. речевого. В дошкольном периоде не все родители и педагоги отмечают и выделяют речевые трудности. Но уже с началом школьного обучения, где предъявляются определённые требования, у ребёнка возникают проблемы с чтением и письмом. Этого можно избежать при проведении целенаправленной систематической работы по подготовке детей овладению грамотой в течение двух лет, начиная со старшей возрастной группы. Подготовить ребёнка к школе, школьному обучению, помочь перейти ему на новую ступень, поддержать его, протянуть руку помощи – задача не только воспитателей, учителей, но и родителей.
Кроме того, занятия по подготовке детей к овладению грамотой способствуют развитию психических процессов и мыслительной деятельности, качеств личности. Поэтому, проводя кружковую работу по обучению грамоте, мы можем избежать многих трудностей в начальном школьном обучении.
Образовательная деятельность по Программе осуществляется по социально-педагогическому направлению.
Цель: формирование у дошкольников полноценной фонетической системы языка, развитие первоначальных навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- познакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- познакомить с графическим изображением слова – прямоугольник;
- познакомить с условным обозначением звуков;
- показать дошкольникам основные свойства фонематического строения слова (как изменится значение слова, если в нём поменять звуки местами, поменять один звук);
- знакомить детей со схемами слов, специальными символами для обозначения звуков;
- закреплять умение детей называть и подбирать слова на заданный звук, на заданное количество звуков;
- закреплять умения интонационно выделять заданный звук;
- учить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
- вырабатывать умение соотносить звук и букву;
- вырабатывать умение на схеме обозначать место звука в слове, используя графическое изображение;
- вырабатывать навык детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.
- формирование умения составлять предложения из двух, трех, четырех слов;
- формировать умение записывать предложения условными обозначениями.
Организация и проведение занятий
Программа разработана для воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет. Совместная деятельность проводится в подгруппах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Решение программных задач предусмотрено в период с 1 сентября по 31 мая в процессе совместной деятельности педагогов и воспитанников во вторую половину дня один раз в неделю.
Продолжительность организованной совместной деятельности регламентируется Программой, требованиями действующих санитарно-эпидемиологических нормативов и правил, и составляет не более 30 минут. Программа рассчитана на 1 года обучения.
Возрастные особенности речевого развития детей
Речевые умения воспитанников 6 – 7 лет позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Воспитанники не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник всё чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).
В 6 - 7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребёнок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задаёт вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Воспитанники могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.
Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства воспитанник формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, её содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение воспитанника со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.
Большую значимость для воспитанников 6 - 7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Воспитанники продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
2. Особенности содержания программы
В программу кружка по обучению грамоте детей положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматической стороной и связной речью.
Система занятий построена так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису и в конечном итоге предупредить различные нарушения письма и чтения.
Программа имеет общеразвивающую направленность, что позволяет использовать его в работе с детьми 6-летнего возраста. Кружковая деятельность разработана на основе программы Е.В. Колениковой «От звука к букве».
Виды деятельности с воспитанниками:
- упражнения на развитие зрительной памяти;
- словесные и дидактические игры;
- артикуляционная гимнастика, упражения на развитие дыхания;
- физкультминутка;
- показ слова предметно (демонстрационный материал – картина-схема, модель слова, фишки);
- загадки;
- сравнение звуков;
- образец воспитателя;
- упражения в чистоговорках, проговаривание слоговых цепочек.
В своей работе педагог использует следующие методы и приемы:
- наглядно-действенный метод;
- задания по определению ударения в словах;
- прием, позволяющий закреплять знания детей о количестве звуков и букв в слове;
- прием сравнения заглавной и маленькой букв;
- игровые приемы и словесные и дидактические игры.
3. Планируемые результаты освоения программы
- Отчетливо произносят звуки русского языка;
- Различают на слух сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки;
- Называют слова с определенным звуком;
- Делят слова на слоги;
- Диффиринцируют понятия звук, буква, слог, слово;
- Выделяют ударный звук;
- Различают на слух гласные и согласные звуки;
- Составляют предложения по заданной модели.
- Имеют представления о предложении (без грамматического определения);
- Составляют простые предложения;
- Делят на слоги двусложные и трехсложные слова;
- Составляют слова из слогов;
- Выделяют последовательность звуков в словах;
- Определяют место звука в слове;
- Находят слова с заданным звуком в предложении.
4.Календарно-тематическое планирование
Старшая группа
№ занятия | Тема | Цель/задачи |
Е.В. Колесникова «Развитие звуко-буквенного анализу детей 5-6 лет». Учебно-методическое пособие | ||
1 | Мониторинг | Выявление уровня знаний программного материала. |
2 | Тема. Звук а. Буква а. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением – красный квадрат. Выработать умение определять место звука «А» в словах. Познакомить с моделированием: обозначать место звука в слове, используя условные обозначения – красный квадрат. Выработать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова в которых есть звук «А». Познакомить с буквой «А» как письменным обозначением звука «А». Знакомить с тем, как писать печатную букву «А», используя образец. Объяснить, как писать на схеме букву «А» в месте, где слышится звук «А». Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
3 | Звук и буква О | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением – красный квадрат. Выработать умение определять место звука «О» в словах. Познакомить с моделированием: обозначать место звука в слове, используя условные обозначения – красный квадрат. Выработать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова в которых есть звук «О». Познакомить с буквой «У» как письменным обозначением звука «О». Знакомить с тем, как писать печатную букву «О», используя образец. Объяснить, как писать на схеме букву «О» в месте, где слышится звук «О». Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
4 | Звук и буква У | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать знакомить у условным обозначением гласных звуков – красный квадрат Выработать умение . определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; развивать внимание, логическое мышление. Выработать умение внимательно слушать стихотворение, называть слова со звуком «У» Знакомить с тем, как интонационно выделять звук «У» в словах. Объяснить, как писать печатную букву «У», используя образец. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
5 | Звук о. Буква Ы | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать знакомить у условным обозначением гласных звуков – красный квадрат Выработать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; развивать внимание, логическое мышление. Выработать умение внимательно слушать стихотворение, называть слова со звуком «Ы» Знакомить с тем, как интонационно выделять звук «Ы» в словах. Объяснить, как писать печатную букву «Ы», используя образец. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
6 | Звук и. Буква Э. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением – красный квадрат. Выработать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой «Э», как письменным знаком звука «Э». Формировать навык написания печатной буквы «Э», используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы «А, О, У, Ы». Знакомить с тем, как понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
7 | Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать умения читать слова из пройденных букв – АУ, УА. Закреплять знания о гласных звуках и буквах «А, О, У, Ы, Э». Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующею букву. Закреплять умения называть слова с заданным звуком. Продолжать вырабатывать умение определять, какой гласный находиться в середине слова. Закреплять умения писать печатные гласные буквы. Выработать умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
8 | Звуке и буква «Л». Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с согласным звуком «Л» и его условным обозначением – синий квадрат. Выработать умение обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условные обозначения – синий квадрат. Знакомить с тем, как соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Формировать навык интонационно выделять звук «Л» в словах. Познакомить с печатным написанием звука «Л», используя образец. Показать, как читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Продолжать вырабатывать умение делить слова на слоги. Формировать написание слогов в схемах слова. Развивать понимание учебной задачи и выполнения ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
9 | Звуке и буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с согласным звуком «М» и его условным обозначением – синий квадрат. Выработать умение обозначать на схеме место звука «М» в слове, используя условные обозначения – синий квадрат. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Помогать осваивать понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадки. Объяснить, как интонационно выделять букву «М». Формировать навык написания печатной буквы «М», используя образец. Объяснять, как читать слога МА, МО, МУ, МЭ, МЫ. Знакомить с тем, как определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом, читать из пройденных букв – мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Объяснять, как проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Выработать навык выделять в слове ударный слог о и гласные ударные. Выработать навык понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
10 | Звук и буква «Н». Чтение слогов. Написание и чтение слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Выработать умение определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение - синий квадрат. Продолжать знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык интонационно выделять звук «Н» в словах. Познакомить с печатным написанием буква «Н». Выработать умение писать букву «Н» с помощью образца, Читать слоги: НА, НО, НУ, НЫ, НЭ. Знакомить с тем, как писать слова ЛУНА, МЫЛО с помощью условных обозначений и букв. Помогать осваивать фонетический разбор этих слов. Выработать навык понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
11 | Звук и буква «Р» | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Познакомить с буквой «Р» как с письменным знаком звука «Р». Формировать обозначение. Формировать навык написания печатной буквы «Р» сначала по точкам, затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЫ. Объяснять, как определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Формировать навык чтения предложения. Познакомить с условным обозначением предложения. Выработать навык понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
12 | Закрепление пройденного материала. | Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово РОМА. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умения различать гласные и согласные. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
13 | Буква «Я». Чтение логов, слов, предложений. | Познакомить с гласной буквой «Я» как буквой, придающей мягкость согласным. Выработать умение писать букву «Я», читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить детей с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением – зеленый квадрат. Знакомить с тем, как читать слова и предложения, отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтическое сравнение, лежащие в основе загадки. Формировать навык записи предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении. Выработать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
14 | Буква «Ю». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласной буквой «Ю» как буквой, придающей мягкость согласным. Формировать умение писать печатную букву «Ю». Знакомить с тем, как читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными «МЬ, ЛЬ, РЬ, НЬ» и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать объяснять, как соотносить звук и букву. Продолжать помогать детям осваивать дифференциацию гласных, согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
15 | Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений. | Познакомить с гласной буквой «Е» как буквой, придающей мягкость согласным. Формировать умение писать печатную букву «Е». Познакомить с согласными «МЬ, ЛЬ, РЬ, НЬ» и их условным обозначением – зеленый квадрат. Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык чтения слогов и слов, соотносить схему с написанным словом. Выработать умение составлять предложения из трех слов по картинке и записывать его условными знаками. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
16 | Буква «Ё». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с гласной буквой «Ё» как буквой, придающей мягкость согласным. Формировать умение писать печатную букву «Ё». Познакомить с согласными «МЬ, ЛЬ, РЬ, НЬ» и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать вырабатывать умение дифференцировать гласные, согласные, твердые согласные, мягкие согласные. Формировать навык чтения слогов, слов. Выработать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
17 | Звук и буква «И». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «И» и его условным обозначением – красный квадрат. Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условные обозначения. Выработать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом задачи. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Продолжать знакомить с буквой «И» как письменным обозначением звука «И». Формировать навык написания печатной буквы «И», читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными «МЬ, ЛЬ, РЬ, НЬ» и их условным обозначением – зеленый квадрат. Знакомить с тем, как проводить фонетический разбор слов. Выработать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
18 | Закрепление пройденного материала | Закрепить умение писать гласные «Я, Ю, Е, Ё, И». Знакомить с тем, как писать и читать слова МЯУ, МУ, ЮЛА, ЛИМОН. Выработать умение читать предложение, определять первое, второе, третье слово в нем. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
19 | Викторина «В мире букв» | Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слова. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умения различать гласные и согласные. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
20 | Звуки «Г-К», «К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г», «К» | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «Г-К» ка звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками «К-КЬ», «Г-ГЬ». Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твердые согласные, зеленый квадрат – мягкие согласные. Выработать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Познакомить с буквами «Г, «К» как письменными знаками согласных звуков. Формировать навык написания печатных букв «Г», «К», сначала по точкам, затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с «Г» + 10 гласных, «К» + 10 гласных. Продолжать помогать детям осваивать составление предложений из тех слов по сюжетной картинке. Формировать умение записывать предложения условными обозначениями. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
21 | Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т» | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «Д-Т» как с звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «д», «т» как с письменными знаками звуков «Д-Т», «ДЬ-ТЬ». Выработать умение писать печатные буквы «Д», «Т», сначала по точкам, затем самостоятельно. Формировать навык чтения «Д» + 10 гласных, «Т» + 10 гласных. Познакомить со звуками «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умения определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударения значком. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
22 | Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф». Чтение слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «В-Ф» как с звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «В», «Ф» как с письменными знаками звуков «В-Ф», «ВЬ-ФЬ». Выработать умение писать печатные буквы «Ф», «В», сначала по точкам, затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги «В» + 10 гласных, «Ф» + 10 гласных. Помогать в освоении написания слов, проведению фонетического разбора слов. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
23 | Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «З-С» как с звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «З», «С» как с письменными знаками звуков «З-С», «ЗЬ-СЬ». Выработать умение писать печатные буквы «З», «С», сначала по точкам, затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги «В» + 10 гласных, «Ф» + 10 гласных, читать слова. Формировать навык отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
24 | Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П». Чтение слогов, слов, предложений | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «Б-П» как с звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «Б», «П» как с письменными знаками звуков «Б-П», «БЬ-ПЬ». Выработать умение писать печатные буквы «Б», «П», сначала по точкам, затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги «Б» + 10 гласных, «П» + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слов и предложений. Знакомить с тем, как отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
25 | Звуки «Х-ХЬ». Буква «Х». Чтение слогов, слов, предложений | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с печатной буквой «Х» и звуками «Х-ХЬ». Формировать умение писать печатную букву «Х». Знакомить с тем, как читать слоги «Х» +10 гласных. Совершенствовать навык чтения, слогов слов, предложений. Помогать детям осваивать подбор картинки соответствующего текста (предложения). Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
26 | Звуки и буквы «Ж», «Ш». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как работать со схемами слов. Познакомить со звуками «Ж-Ш» - звонкими и глухими. Познакомить с условным обозначением звуков «ж-ш» - синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые). Познакомить с печатными буквами «Ж», «Ш». Формировать навык написания печатных букв «Ж», «Ш», а также слов. Совершенствовать навык чтения, слогов, слов. Продолжать объяснять, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
27 | Звуки «Ч», «Щ». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «Ч-Щ» - как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условными обозначениями звуков «Ч-Щ» - зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами «Ч», «Щ». Выработать умение писать печатные буквы «Ч», «Щ». Закреплять умение проводить фонетический разбор слов (БЫЧОК, БОЧОК). Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
28 | Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с согласным твёрдым звуком «Ц». Формировать умение интонационно выделять звук «Ц» в словах. Познакомить с печатной буквой «Ц». Выработать навык написания печатной буквы «Ц». Знакомить детей, с тем как отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, память. Выработать умение понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Совершенствовать навык чтения. Продолжать помогать детям усваивать фонетический разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
29 | Звук и буква «Й» | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с мягким согласным «Й» и его условным обозначением – зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой «Й», как письменным знаком звука «Й». Выработать умение писать печатную букву «Й». Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
30 | Буква «Ь». Чтение слогов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с буквой «Ь» и ее смягчающей функцией. Выработать умение писать печатную букву «Ь». Совершенствовать навык чтения. Помогать осваивать написание слов. Продолжать знакомить с тем, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
31 | Буква «Ъ». Чтение слогов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с буквой «Ъ». Формировать навык написания печатной буквы «Ъ». Совершенствовать навык чтения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
32 | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать названия предметов, читать слова и дописывать подходящие по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложение1-е, 2-е, 3-е слово. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Формировать навык понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
33 | Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинам. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
34 | Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения. | Познакомить с алфавитом. Закреплять умения писать пройденные буквы, звуковую аналитико-синтетическую деятельность как предпосылку обучению грамоте. |
35 | Мониторинг | Выявление уровня усвоения программного материала |
36 | Мониторинг |
5. Мониторинг реализации для старшей группы
№ п/п | Ф.И. ребёнка | |||||||||||||||||||||
Период диагностики | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | ||
1 | Отчетливо произносит звуки русского языка | |||||||||||||||||||||
2 | Различает на слух сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки; | |||||||||||||||||||||
3 | Называет слова с определенным звуком; | |||||||||||||||||||||
4 | Делит слова на слоги; | |||||||||||||||||||||
5 | Дифференцирует понятия звук, буква, слог, слово | |||||||||||||||||||||
6 | Выделяет ударный звук | |||||||||||||||||||||
7 | Различает на слух гласные и согласные звуки | |||||||||||||||||||||
8 | Составляет предложения по заданной модели | |||||||||||||||||||||
Общее количество баллов | ||||||||||||||||||||||
Уровень развития |
Критерии оценки
0 - 8 низкий уровень
9 - 16 средний уровень1
17 24 высокий уровень
Оценка уровня развития:
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – соответствует возрасту
Мониторинг реализации программы для подготовительной группы
№ | Ф.И. ребёнка | ||||||||||||||||||||||
Период диагностики | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | с | м | |
1 | Дифференцирует понятия звук, буква, слог, слово | ||||||||||||||||||||||
2 | Выделяет ударный звук, слог | ||||||||||||||||||||||
3 | Проводит звуковой анализ слов | ||||||||||||||||||||||
4 | Знает буквы русского алфавита | ||||||||||||||||||||||
5 | Имеет представления о предложении | ||||||||||||||||||||||
6 | Составляет простое предложение | ||||||||||||||||||||||
7 | Делит на слоги двусложные и трехсложные слова | ||||||||||||||||||||||
8 | Составляет слово из слогов устно | ||||||||||||||||||||||
9 | Называют слова с заданным звуком | ||||||||||||||||||||||
10 | Находят слова с заданным звуком в предложении | ||||||||||||||||||||||
11 | Определяют место звука в слове | ||||||||||||||||||||||
Общее количество баллов | |||||||||||||||||||||||
Уровень развития |
Критерии оценки
0 - 11 низкий уровень
12 - 22 средний уровень
23 - 33 высокий уровень
Оценка уровня развития:
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – соответствует возрасту
6. Материально-техническое обеспечение
- Карточки с изображением букв
- Карточки для обозначения звуков
- Магнитная доска
- Магнитная азбука
- Веер с изображением букв
- Демонстрационный материал «Звуки и буквы» Е.В. Колесникова
- Раздаточный материал - цветовые карточки
- Схемы фонетического разбора слова
- Аудиопроигрыватель, проектор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте
Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...
Консультация для воспитателей "Символико-моделирующая деятельность детей дошкольного возраста. Организованная образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте"
Решая задачу коррекционно-развивающего обучения мной разработана серия многофункциональных игр и пособий с применением метода наглядного моделирования по подготовке детей к обучению грамоте, осн...
Программа кружка «АБВГДейка» по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ в возрасте 5 - 6 лет с сохранным интеллектом.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам, имеют недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. У детей нарушены связи с миром, ограничен д...
Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)
В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...
Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)
Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.Цель программы: формирование ...
ПРОГРАММА дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет "Буковка"
Программа допол...
Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.
Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения ...