Программа кружка «АБВГДейка» по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ в возрасте 5 - 6 лет с сохранным интеллектом.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Третьякова Анастасия Александровна

Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам, имеют недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. У детей нарушены связи с миром, ограничен доступ к информационным ресурсам, ограничено общение с природой, культурными ценностями, а следовательно страдает и речевое развитие.  Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с ОВЗ нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

 

С помощью программы кружка «АБВГДЕйка» можно предупредить трудности в овладении речью у данной категории детей. Работа по данной программе  направлена на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_abvgdeyka.docx73.61 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор ГБУ РК

«Центр социальной помощи

семье и детям г. Сыктывкара»

________________ Г.Н. Цуман

«_____»_______________2013г.

Согласовано:

Заведующий ОРдДиПсОУиФВ «Надежда»

________________Л.П. Шагина

«_____»___________2013г.

Министерство труда и социального развития Республики Коми

Государственное Бюджетное Учреждение Республики Коми

«Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара»

Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»»j0090196

Программа

кружка по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ в возрасте 5 -6 лет с сохранным интеллектом  отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»

 «АБВГДейка»

Составитель: Логопед

А.А.Третьякова

Сыктывкар, 2013 год.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

  1. 3

  1. Режим организации занятий

  2. Учебно-тематический план

  1. 6

  2. 9

  1. Содержание занятий

  1. 11

  1. Методическое обеспечение

  1. 42

  1. Список литературы

  1. 46


Пояснительная записка.

Основной задачей при работе с детьми  старшего дошкольного возраста с нарушениями речи является подготовка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Готовность детей к школьному обучению можно рассматривать как одно из важных и необходимых условий дальнейшего успешного развития личности, социальной реабилитации и максимальной адаптации в социуме. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам, имеют недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. У детей нарушены связи с миром, ограничен доступ к информационным ресурсам, ограничено общение с природой, культурными ценностями, а следовательно страдает и речевое развитие.  Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе.

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с ОВЗ нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

С помощью программы кружка «АБВГДЕйка» можно предупредить трудности в овладении речью у данной категории детей.  Все наши усилия  будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.

При разработке данной программы мы опирались на содержание «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», предусматривающий аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой, а так же на программу «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», разработанной Е.В. Колесниковой.

Цель программы: подготовка к обучению грамоте детей 5 – 6 лет с ОВЗ с сохранным интеллектом.

Задачи:

 Образовательные:

  1. Коррекция дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  2. Ознакомление с системой звуков и букв родного языка;
  3. Формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  4. Развитие  умения правильно обозначать звуки на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;
  5. Развитие  умения списывать с печатного текста, говорить перед группой, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д.
  6. Формирование грамматического строя речи и связной речи детей с ОВЗ;
  7. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса детей с ОВЗ

 Развивающие:

  1. Развитие коммуникативности, успешности в общении;
  2. Развитие умения пользоваться нормами речевого этикета;
  3. Развитие просодической стороны речи;
  4. Развитие психических и познавательных процессов;
  5. Развитие  у детей слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия;
  6. Развитие памяти, логического мышления, творческих способностей;
  7. Развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

  1. Воспитание культуры речи и общения;
  2. Воспитание  у детей потребность в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками;
  3. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки;
  4. Взаимодействие с семьей и координация совместной работы по воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Результативность  логопедической программы определяются следующими принципами:

1.        Принцип системности профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.

2.        Деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.

3.        Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.

4.        Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

5.        Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

6. Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).

Режим организации занятий.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого и социально-личностного развития ребенка с ОВЗ; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей с речевыми нарушениями с ОВЗ.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

С детьми проводится два блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь) и в конце третьего периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов, по итогам которого дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.

     Форма обучения – групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 34 занятия в год. Программа рассчитана на 1 учебный год.  Длительность занятия – 1 академический час (30 мин).

Таблица 1

Сроки реализации программы

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество недель в году

Всего часов в год

1

1

34*

34

*Количество часов на каждого обучающегося.

Таблица 2

Режим занятий

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

1 академический час**

1  раз

1

**Длительность одного академического часа: для детей дошкольного возраста  - 25 - 30 минут.

Режим занятий и расписание составляется с учетом «Санитарно – эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251 - 03».

  1. Ожидаемые результаты

При завершении коррекционно - развивающего обучения ребенок должен уметь:

  • Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Правильно ставить ударение в знакомых словах;
  • Свободно и осознанно читать простые слова, предложения, тексты;
  • Правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
  • Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
  • Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
  • Правильно формулировать собственное высказывание.
  • Уметь составлять небольшие рассказы по описанию, придумывать загадки о предметах, пересказывать короткие тексты.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические

Первичная диагностика, сбор анамнеза, выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение  «речевых карт» на каждого ребенка,  составление плана работы.

2

0

2

«Осень»,

Звуку и буква Уу.

1

0

1

«Овощи»,

Звук а и буква Аа.

1

0

1

«Фрукты»,

Звуки и буквы А , У.

1

0

1

«Деревья осенью»,

Звук и и буква Ии.

1

0

1

«Лес, грибы, ягоды»,

Звук о и буква Оо.

1

0

1

«Домашние птицы»,

Звуки и буквы А,О,У,И.

1

0

1

«Перелетные птицы»,

Звук  э и буква Ээ.

1

0

1

«Зимующие птицы»,

Звук ы и буква Ыы.

1

0

1

«Домашние животные и их детеныши»,

Гласные звуки.

1

0

1

«Дикие животные наших лесов и их детеныши», звуки т – т* и буква Тт.

1

0

1

«Животные жарких стран и севера», звуки п – п* и буква Пп.

1

0

1

«Зима», звуки н – н*  и буква Нн.

1

0

1

«Профессии», звуки м –м* и буква Мм.

1

0

1

«Новый год, зимние  развлечения», звуки к – к* и буква Кк.

1

0

1

«Одежда», чтение и печатание слов папа, мама, пума, кума, нота, ком, мок.

1

0

1

«Обувь», работа с деформированными словами.

1

0

1

«Посуда», звуки б – б*(и буква Бб.

1

0

1

«Продукты питания», звуки д – д* и буква Дд.

1

0

1

«Наша армия», звук г – г* и буква Гг.

1

0

1

«Дом и его части», звуки ф – ф* и буква Фф.

1

0

1

«Весна, приметы весны», звуки в – в* и буква Вв.

1

0

1

«8 марта», звуких- х*  и буква Хх.

1

0

1

«Возвращение перелетных птиц», звук с-с*и букваСс.

1

0

1

«Цветы», звуки з- з* и буква Зз

1

0

1

«Транспорт»,  звук ш и буква Шш.

1

0

1

«Дом, улица, город», звук ж и буква Ж.

1

0

1

«Насекомые», звук j и буква Йй

1

0

1

Тема «Школьные принадлежности», звук ч и буква Чч.

1

0

1

Тема: «День Победы», звуки  л- л* и буква Лл.

1

0

1

Тема  «Рыбы», звуки  р- р* и буква Рр.

1

0

1

Конечная диагностика, оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствия рецидивов. Заполнение документации.

2

0

2

Содержание занятий.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятий

Сентябрь

1 – я неделя

2 – я неделя

Первичная диагностика, сбор анамнеза, выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение  «речевых карт» на каждого ребенка,  составление плана работы..

3 – я неделя

«Осень»,

Звуку и буква Уу.

Обогащение словарного запаса по теме «Осень», развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке про осень и называть признаки  осени, развитие мелкой моторики пальцев рук, познакомить со звукому и буквой Уу, печатание буквы Уу в тетради.

I Организационный момент.

Чтение и отгадывание загадок про осень.

II Основная часть.

1. Беседа по содержанию сюжетной картинки «Осень», составление рассказа.

2. Д.и «Так бывает или нет».

3. Д.и «Кто пришел, что принес?» (медвежонок принес букву У)

4. Д.и. «Где спряталась буква У?»

5. Пальчиковая гимнастика «Листья».

6. Печатание буквы Уу в тетради.

III Итог занятия

4 – я неделя

«Овощи»,

Звук а и буква Аа.

Обогащение словарного запаса по теме «Овощи», развитие умения образовывать уменьшительные формы существительных, образовывать множественные числа родительного падежа существительных, развитие мелкой моторики пальцев рук, познакомить со звукома и буквой Аа, печатание буквы Аа в тетради.

I Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет один из признаков осени (повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. Д.и «Овощной магазин»

2. «Кто пришел в гости, что принес?» (Буратино, буква А)

3. Д.и «Покупаем овощи» (Выбираем те овощи, в которых есть звук А).

4. Пальчиковая гимнастика «Капуста»

5. Печатание буквы Аа в тетради.

III Итог занятия

Октябрь

1 – я неделя

«Фрукты»,

Звуки и буквы А , У.

Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты», совершенствование фонематических процессов, определение первого и последнего звука в слове, развитие умения образовывать относительные прилагательные, развитие мелкой моторики пальцев рук, чтение и печатание слогов АУ, УА

I Организационный момент.

Физминутка «Овощи»

II Основная часть.

1. Д.и «Найди фрукты»

2. Д.и. «Поварята».

3. Д.и. «Буквы рассыпались».

4. Д.и. «Составь слово» (Найти фрукты, в названиях которых есть звуки А,У, которые стоят либо в начале, либо в конце слова)

5. Пальчиковая гимнастика «Лимон».

6. Печатание и чтение слогов АУ и УА.

III Итог занятия

2 – я неделя

«Деревья осенью»,

Звук и и буква Ии.

Обогащение словарного запаса по теме «Деревья осенью», совершенствование навыка слогового анализа слов, деление на слоги слов – названий деревьев, знакомство со звуком и и буквой Ии, развитие мелкой моторики пальцев рук, печатание буквы Ии в тетради.

I Организационный момент.

Д.и «Собери овощи и фрукты в корзинки».

II Основная часть.

1. Путешествие в волшебный осенний лес (дети знакомятся с деревьями).

2. Слушание звуков природы.

3. Д.и «Шагаем по кочкам» (дети прыгают по кочкам и делят названия деревьев на слоги).

4. Д.и «Встреча  в лесу со звуковичком И».

5. Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья».

6. Печатание буквы Ии в тетради.

III Итог занятия

3 – я неделя

«Лес, грибы, ягоды»,

Звуко и буква Оо.

Обогащение словарного запаса по теме «Лес, грибы, ягоды», развитие умения называть съедобные и несъедобные грибы, развитие умения называть ягоды, развитие мелкой моторики, развитие целенаправленного речевого выдоха, знакомство со звукомо и буквойОо, печатание буквы Оо в тетради.

I Организационный момент.

Дыхательная гимнастика «Чей листок улетит дальше».

II Основная часть.

1. Д.и «Собери грибы и ягоды в корзину».

2. Д.и «Съедобные - несъедобные»

3. Д.и «Варим компот»

4. В гости пришел Гриб – Моховик.

5. Знакомство с буквой Оо. На что похожа буква О.

6. Пальчиковая гимнастика «Компот»

7. Печатание буквы Оо в тетради.

III Итог занятия

4 – я неделя

«Домашние птицы»,

Звуки и буквы А,О,У,И.

Обогащение словарного запаса по теме «Домашние птицы», расширение глагольного словаря по теме, развитие умения употреблять предлоги «В», «На», «За», «Под», развитие умения образовывать слоги из заданных букв, печатание и чтение образовавшихся слогов.

I Организационный момент.

Сядет тот, кто скажет грибы или ягоды.

II Основная часть.

1. Рассматривание и обсуждение сюжетной картинки «Птичий двор».

2. Д.и. «Кто как голос подает».

3. Д.и. «Подари букву птице».

4. Д.и. «Птичьи прятки».

5. Д.и. «Составь слог».

6. Печатание образовавшихся слогов в тетради.

III Итог занятия

Ноябрь

1 – я неделя

«Перелетные птицы»,

Звук  э и буква Ээ.

Обогащение словарного запаса по теме «Перелетные птицы», развитие умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных, уточнение представлений детей о признаках и действиях перелетных птиц, развитие мелкой моторики, знакомство со звуком  э и буквой Ээ, печатание буквы Ээ в тетради.

I Организационный момент.

Д.и. «Кто как голос подает» (Повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. Рассматривание сюжетной картинки «Птицы улетают».

2. Д.и. «Чья стая».

3. Д.и. «Подумай и назови».

4. Д.и. «Птичка букву принесла»

5. Д.и. «Буква потерялась».

6. Пальчиковая гимнастика «Десять птичек - стайка».

7. Печатание буквы Ээ в тетради.

III Итог занятия

2 – я неделя

«Зимующие птицы»,

Звук ы и буква Ыы.

Обогащение словарного запаса по теме «Зимующие птицы», развитие умения употреблять в речи предлоги «В», «На», «У», «За», развитие умения подбирать существительные, подходящие по смыслу к ряду прилагательных, развитие мелкой моторики, знакомство со звуком ы и буквой Ыы, печатание буквы Ыы в тетради.

I Организационный момент.

Упражнение на расслабление «Ласточка» (Повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. Рассматривание и обсуждение сюжетной картинки «Птицы в наших краях».

2. Д.и. «У кормушки».

3. Д.и «Узнай по описанию».

4. Д.и. «Птичка букву принесла».

5. Пальчиковая гимнастика «Птичка».

6. Печатание буквы Ыы в тетради.

III Итог занятия

3 – я неделя

«Домашние животные и их детеныши»,

Гласные звуки.

Обогащение словарного запаса по теме «Домашние животные и их детеныши», развитие умения образовывать притяжательные прилагательные, развитие умения согласовывать существительные с числительными, знакомство с понятием «Гласные звуки».

I Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет зимующую птицу (Повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. Д.и. «В гостях у бабы Тони» (Знакомство с домашними животными).

2. Д.и. «Найди детеныша».

3. Д.и. «Сосчитай – ка ».

4. Д.и. «Поем песенки с животными» (Пропевание гласных звуков).

5. Введение понятия «Гласные звуки».

7. Пальчиковая гимнастика «Животные».

8. Печатание гласных букв по памяти в тетради.

III Итог занятия

4 – я неделя

«Дикие животные наших лесов и их детеныши», звуки т – т* и буква Тт.

Обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши», обогащение словаря прилагательных, развитие мелкой моторики, знакомство со звукоамит – т*  и буквой Тт, чтение и печатание буквы Тт, слогов с буквой Тт.

I Организационный момент.

Д.и. «Назови детеныша».

II Основная часть.

1. Путешествие в волшебный лес (Слушание звуков природы).

2. Д.и. «Угадай кто» (Знакомство с дикими животными).

3. Д.и. «Хвосты».

4. Д.и. «Медвежонок знакомит с буквой Тт».

5. Пальчиковая гимнастика «Животные».

6. Печатание буквы Тт и слогов АТ, УТ, ОТ, ИТ.

III Итог занятия

Декабрь

1 – я неделя

«Животные жарких стран и севера», звуки п – п* и буква Пп.

Обогащение словарного запаса по теме «Животные жарких стран и севера», развитие умения употреблять предложно – падежные конструкции, совершенствование звукового анализа и синтеза, развитие умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных, развитие мелкой моторики, знакомство со звуками п – п* и буквой Пп, чтение и печатание слогов.

I Организационный момент.

Д.и. «Угадай животное» (Повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. Рассматривание и обсуждение сюжетной картинки «В мире животных».

2. Д.и. «Кто где живет?» (Классификация животных по месту обитания).

3. Д.и. «Чья, чей, чьи?»

4.Д.и.  «Буквы рассыпались».

5. Д.и. «Найди новую букву».

6. Пальчиковая гимнастика Черепаха».

7. Печатание буквы Пп и чтение слогов АП,ОП,УП,ИП.

III Итог занятия

2 – я неделя

«Зима», звуки н – н*  и буква Нн.

Обогащение словарного запаса по теме «Зима», развитие связной речи, развитие умения называть признаки зимы, знакомство со звуками  н – н*   и буквой Нн, чтение и печатание слогов АН, УН, ОН, ИН.

I Организационный момент.

Д.и. «Назови животное» (Повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. Рассматривание сюжетной картинки «Зима».

2. Д.и. «Кто больше назовет признаков зимы».

3. В гости пришел снеговик. (Знакомство с буквой Нн).

4. Д.и «На что похожа буква Нн».

5. Пальчиковая гимнастика «Снежинки».

6. Чтение и печатание слогов АН, УН, ОН, ИН.

III Итог занятия

3 – я неделя

«Профессии», звуки м –м* и буква Мм.

Обогащение словарного запаса по теме «Профессии», развитие логического мышления и речи, развитие мелкой моторики, знакомство со звуками  м –м* и буквой Мм, чтение и печатание слогов АМ, УМ, ОМ, ИМ.

I Организационный момент.

Упражнение на расслабление «Снежинки».

II Основная часть.

1. Рассматривание предметных картинок «Профессии».

2. Д.и «Кому что нужно для работы».

3. Д.и. «Кем я хочу стать».

4. В гости пришел Айболит (знакомство с буквой Мм).

5. Пальчиковая гимнастика «Профессии разные есть».

6. Чтение и печатание слогов  АМ, УМ, ОМ, ИМ.

III Итог занятия

4 – я неделя

«Новый год, зимние развлечения», звуки к – к* и буква Кк.

Обогащение словарного запаса по теме «Новый год, зимние развлечения», развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке, закрепление умения употреблять существительные в творительном падеже, развитие мелкой моторики, знакомство со звуками к - к* и буквой Кк, чтение и печатание слогов  АК, УК, ОК, ИК.  

I Организационный момент.

Д.и. «Назови профессию» (повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. Рассматривание и обсуждение сюжетной картинки «Новый год».

2. Дед Мороз в гости пришел. Д.и «Волшебный мешочек» (Повторение изученных букв).

3. Д.и «Найди незнакомую букву».

4. Знакомство со звуком и буквой Кк.

5.Пальчиковая гимнастика «Чем украсим елочку» (Клеим игрушки на елку, в названиях которых есть звук К).

6. Чтение и печатание слогов АК, УК, ОК, ИК.  

III Итог занятия

Январь

1 – 2 неделя

Период новогодних каникул. Работа с документацией.

3 -  я неделя

«Одежда», чтение и печатание слов папа, мама, пума, кума, нота, ком, мок.

Обогащение словарного запаса по теме «Одежда», развитие понимания значений притяжательных местоимений, развитие умения образовывать относительные прилагательные, развитие умения составлять рассказ по заданной теме, развитие мелкой моторики, развитие умения выполнять анализ и синтез слов, чтение и печатание слов.

I Организационный момент.

Д.и «Буквы рассыпались».

II Основная часть.

1. В гости пришли Сестрица Аленушка и Братец Иванушка. Просят помочь расколдовать Иванушку.

2. Встреча с Бабой Ягой. Д.и. «Исправь ошибку».

3. Д.и. «Для чего нужна одежда».

4. Письмо от Кощея Бессмертного. Д.и. «Составь слово».

5. Пальчиковая гимнастика «Сто одежек».

6. Расколдуй Ивана (Дети составляют слова из заданных букв).  

III Итог занятия

4 – я неделя

«Обувь», работа с деформированными словами.

Обогащение словарного запаса по теме «Обувь», образование существительных во множественном числе, развитие умения составлять сравнительно – описательных рассказов про обувь, развитие умения находить недостающие буквы в словах.

I Организационный момент.

Д.и. «Назови, в чем ты одет».

II Основная часть.

1. В гости пришел Кот в сапогах.

2. Д.и. «Зачем нужна обувь».

3. Д.и. «Найди пару».

4. Кот в сапогах принес письмо.

5. Д.и. «Исправь ошибку. Добавь недостающую букву».

6. Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки».

7. Письмо исправленных слов в тетради.

III Итог занятия

Февраль

1 – я неделя

«Посуда», звуки б – б*(и буква Бб.

Обогащение словарного запаса по теме «Обувь», развитие умения образовывать качественные прилагательные, закрепление навыка правильного использования предлогов в речи, развитие мелкой моторики, знакомство со звуками Б, Б’, П, П’ и буквами П, Б, чтение и печатание букв и слов, дифференциация твердых и мягких согласных.

I Организационный момент.

Обсуждаем сказку «Федорино горе».

II Основная часть.

1. Поможем Федоре вернуть посуду.

Рассматривание предметных картинок «Посуда».

2. Д.и. «Где спряталась посуда?» (Дети учатся правильно использовать предлоги ).

3. Д.и «Скажи ласково» (Дети называют посуду ласково.Например: чашка - чашечка).

4. Федора в благодарность знакомит с буквами П, Б.

5. Введение понятия звонкие и глухие согласные , мягкие и твердые согласные.

6. Пальчиковая гимнастика «Чайник».

7. Печатание буквы Б.

III Итог занятия

2 – я неделя

«Продукты питания», звуки д – д* и буква Дд.

Обогащение словарного запаса по теме «Продукты питания», развитие умения образовывать прилагательные от существительных, развитие умения составлять рассказ по опорным предметным картинкам, развитие мелкой моторики, чтение и печатание буквы Д, слов, предложения.

I Организационный момент.

На доске написаны части букв А, О, У, И, Э, Т, П, Н, М, К: только верхние или только нижние части. Дети по очереди указывают на части букв, определяют, что эта за буква и называют их.

II Основная часть.

1. К нам на занятие пришёл повар Дима (показываю детям куклу-повара). Он недавно окончил кулинарное училище, опыта работы у него ещё нет, и он очень боится, что еда выйдет у него невкусная, и никто не захочет ничего есть. Ему нужна ваша помощь.

2. Д/и “Из чего - какой?” ( Образование относительных прилагательных. Например: Котлета из мяса (какая?) – мясная котлета.).

3. Знакомство с буквами Д, Т.

4. «Готовим званный ужин» (Выбираем только те продукты, в названиях которых есть буква Д или Т).

5. Пальчиковая гимнастика «Поварята».

6. Печатание и чтение слов с буквой Д.

III Итог занятия

3 – я неделя

«Наша армия», звук г – г* и буква Гг.

Обогащение словарного запаса по теме «Наша армия», развитие умения подбирать прилагательных  и глаголов в словосочетаниях, развитие мелкой моторики, знакомство со звукамиг- г* и буквой Гг, чтение и печатание слов, предложений.

I Организационный момент.

Д.и. «По порядку рассчитались ».

II Основная часть.

1. Путешествие в армию.

2. Беседа на тему «Наша армия», рассматривание сюжетной картинки.

3. Д.и. «Кто где служит?»

4. Пришел в гости моряк Гоша.

5. Знакомство со звуком и буквой Гг.

6. Пальчиковая гимнастика «Пальчики - солдатики».

7. Печатание буквы Г, слов, предложений.

III Итог занятия

4 – я неделя

«Дом и его части», звуки ф – ф* и буква Фф.

Обогащение словарного запаса по теме «Дом и его части», образование сложных слов, относительных прилагательных, развитие умения составлять рассказ, знакомство со звукамиф – ф* и буквой Фф, печатание и чтение буквы Фф, слов и предложения.

I Организационный момент.

Физминутка «Строим дом».

II Основная часть.

1. В гости пришел Чипполино.

2. Д.и. «Назови, какой дом».

3. Д.и. «Строим дом» (Дети строят дом из геометрических фигур).

4. Знакомство со звуком и буквой Фф.

5. Пальчиковая гимнастика «Мы строим дом».

6. Печатание  и чтение буквы Фф, слов и предложения.

III Итог занятия

Март

1 – я неделя

«Весна, приметы весны», звуки в – в* и буква Вв.

Обогащение словарного запаса по теме «Весна, приметы весны», развитие умения составлять рассказ по сюжетной картинке, развитие умения употреблять глаголы будущего времени, развитие мелкой моторики, знакомство со звуками в – в*  и буквой Вв, чтение и печатание буквы Вв, слов и предложения.

I Организационный момент.

Дети отгадывают загадку про весну.

II Основная часть.

1. Рассматривание сюжетной картинки «Весна пришла».

2. Д.и. «Кто больше назовет признаков весны».

3. Д.и. «Дополни предложение».

4. Весна – красна знакомит с новой буквой.

5. Пальчиковая гимнастика «Весна».

6. Печатание буквы Вв, слов, предложения.

III Итог занятия

2 – я неделя

«8 марта», звуких- х*  и буква Хх.

Обогащение словарного запаса по теме «8 марта», развитие умения образовывать прилагательные в уменьшительно – ласкательном значении, развитие мелкой моторики, знакомство со звуками х- х* и буквой Хх, печатание и чтение буквы Хх, слов, предложения.

I Организационный момент.

Д.и. «Расскажи о приметах весны».

II Основная часть.

1. Беседа про праздник «8 марта».

2. Д.и. « Назови маму ласково».

3. Делаем открытку для мамы.

4. Знакомство со звуком и буквой Хх.

5. Пальчиковая гимнастика «Мамочка».

6. Печатание и чтение буквы Хх, слов, предложения.

III Итог занятия

3 – я неделя.

«Возвращение перелетных птиц», звук с-с*и букваСс.

Обогащение словарного запаса по теме «Возвращение перелетных птиц», уточнение представления детей о признаках и действиях перелетных птиц,  развитие мелкой моторики, знакомство со звуками с – с* и буквойСс, печатание и чтение буквы Сс, слов, предложения.

I Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет перелетную птицу.

II Основная часть.

1. Рассматривание сюжетной картинки «Птицы прилетели».

2. Д.и. «Делаем кормушку».

3. Ласточка знакомит с буквой.

4. Пальчиковая гимнастика «Ласточка».

5. Д.и. «Добавь недостающую букву».

6. Печатание и чтение буквыСс, слов, предложения.

III Итог занятия

4 – я неделя

«Цветы», звуки з- з* и буква Зз

Обогащение словарного запаса по теме «Цветы», развитие умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными, развитие умения последовательно выделять звуки из слов, условно обозначать звуки, развитие мелкой моторики, знакомство со звуками з- з* и буквойЗз чтение и печатание буквы Зз, слов, предложения.

I Организационный момент.

Физминутка «Птицы прилетели» (Повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. В гости пришла Дюймовочка. Надо помочь найти ей нужный цветок, на котором она будет жить.

2. Д.и. «Назови цветок».

3. Д.и. «Вырастим цветок» (Дети из пластилина делают цветок и называют его части).

4. Д.и. « Посели буквы на цветки» (Дети классифицируют буквы на синие, зеленые, красные цветы в зависимости от звука).

5. Знакомство со звуком и буквой Зз.

6. Печатание и чтение буквы Зз, слов, предложения.

III Итог занятия

Апрель

1 -  я неделя

«Транспорт»,  звук ш и буква Шш.

Обогащение словарного запаса по теме «Транспорт», развитие умения образовывать приставочные глаголы, употребление творительного падежа существительных в единственном числе, развитие мелкой моторики, знакомство со звуком ш и буквой Шш, чтение и печатание буквы Шш, слов, предложения.

I Организационный момент.

Физминутка «Машины».

II Основная часть.

1. Введение темы «Транспорт» . Рассматривание предметных картинок.

2. Д.и «Назови вид транспорта».

3. Д.и. «Мы пассажиры» (Дети выбирают себе вид транспорта и называют части транспорта).

4. Незнайка прилетел на ракете в гости.

5. Знакомство с буквой Шш.

6. Пальчиковая гимнастика «Машина».

7. Для того чтобы Незнайка смог улететь обратно, надо красиво написать Букву Ш, слова и предложения с данной буквой.

III Итог занятия

2 – я неделя

«Дом, улица, город», звук ж и буква Ж.

Обогащение словарного запаса по теме «Дом, улица, город», развитие умения составлять описательный рассказ, развитие мелкой моторики, знакомство со звуком ж и буквой Жж, чтение и печатание буквы Жж, слов, предложения с данной буквой.

I Организационный момент.

Д.и. «Назови транспорт».

II Основная часть.

1. Рассматривание сюжетной картинки «Город».

2. Составление описательного рассказа «Где я живу».

3. В городе «Грамотейка» живет буква Ж.

4. На что похожа буква Ж.

5. Пальчиковая гимнастика «Дом».

6. Печатание и чтение буквы Жж, слов и предложение с данной буквой.

III Итог занятия

3 – я неделя

«Насекомые», звук j и буква Йй

Обогащение словарного запаса по теме «Насекомые», развитие умения подбирать к глаголу имена существительные, подходящие по смыслу, образование формы множественного числа глаголов, развитие мелкой моторики, знакомство со звуком  j и буквойЙй, чтение и печатание буквы Й, слов, предложения с заданной буквой.

I Организационный момент.

Д.и «Назови, где ты живешь» (Повторение пройденного материала).

II Основная часть.

1. Отгадай загадку про насекомых.

2. Рассматривание предметных картинок «Насекомые».

3. Лепим из пластилина Божью коровку.

4. Божья коровка знакомит с буквой Й.

5. Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

6. Чтение и печатание буквы Йй, слов и предложений с данной буквой.

III Итог занятия

4 – я неделя

Тема «Школьные принадлежности», звук ч и буква Чч.

Обогащение словарного запаса по теме «Школьные принадлежности»,

развитие умения подбирать существительные к местоимениям,  слов – антонимов, прилагательных к существительным; развитие умения образовывать наречия от прилагательных, развитие мелкой моторики,  знакомство со звуком чи буквой Ч, чтение и печатание буквы Ч, слов, предложения с заданной буквой.

I Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет насекомое.

II Основная часть.

  1. Д. и. «Мой, моя, мои».
  2. Д. и. «Скажи наоборот».
  3. Загадывание загадок по теме.
  4. Д.и. «Ожившая картинка».
  5. Работа  в тетради: «Нарисуй фигуру двумя руками».
  6. Знакомство со звуком ч и буквой Ч, чтение и печатание буквы Ч, слов, предложения с заданной буквой.

III Итог занятия

Май

1-я неделя

Тема: «День Победы», звуки  л- л* и буква Лл.

Обогащение словарного запаса по теме «День Победы», развитие умения         

согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже;

образование существительных в форме множественного числа, развитие моторики (самомассаж, пальчиковая гимнастика), составление рассказов по сюжетным картинкам, развитие графических навыков, знакомство со звуками л – л* и буквой Лл, чтение и печатание буквы Лл, слов, предложения с данной буквой.        

I Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет гласные звуки.

II Основная часть.

  1. Д. и. “Кто, где служит?”
  2. Д. и.  “Сосчитай”.
  3. Рассматривание сюжетной картинки «День Победы» и составление рассказов.
  4.  Пальчиковая гимнастика “Барабанщики”.
  5. Знакомство со звуками  л- л* и буквой Лл.
  6. Чтение и печатание буквы Лл, слов и предложений с данной буквой.
  7. Подготовка открыток, посвященных “Дню Победы”.

III Итог занятия.

2 – я неделя

Тема  «Рыбы», звуки  р- р* и буква Рр.

Обогащение словарного запаса по теме «Рыбы», развитие умения согласовывать существительное с числительным в роде, числе и падеже развитие умения словообразования, подбора родственных слов;

развитие мелкой моторики, знакомство со звуками мр- р* и буквойРр, чтение и печатание буквы Рр, слов, предложения с заданной буквой.

I Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

II Основная часть.

1.Д. и. «Какое слово не подходит?»

  1. Д. и.  «Сосчитай-ка».
  2. Д. и. «Один – много».
  3. Д. и. «Какой, какая?».
  4. Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
  5. Знакомство со звуками р – р* и буквой Р.
  6.  Печатание буквы Р и чтение слов и предложений с данной буквой.
  7. Рисование аквариума по точкам, применяя штриховку “заполнить его водой”.

III Итог занятия

2 - 3 – я неделя

Конечная диагностика, оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствия рецидивов. Заполнение документации.


Методическое обеспечение.

Пособия, оборудование, дидактический и раздаточный материалы для развития  учебно-познавательной деятельности детей.

Разделы

Дидактические игры и пособия

Программно-методическое обеспечение.

Программы, методическая литература и стимульный материал для логопедической диагностики детей,  документация специалистов.

Материально-техническое оснащение.

- оборудованный кабинет с соответствующими условиями и требованиями к техническому обеспечению и оснащению для проведения коррекционно-логопедической работы: настенное зеркало для индивидуальных занятий; дополнительное освещение у зеркала; шкафы для пособий; письменный стол для работы логопеда; столы и стулья детские для занятий;

- Медиаресурсы( аудиокассеты («Голоса животный и птиц»,  «Скороговорки», «Звуки природы», «Классика для детей», «Классические  колыбельные»;

- Компьютерный тренажёр «Дэльфа -142»; компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно»).

Формирование звукопроизношения.

- Профили артикуляций звуков(картинки по артикуляционной гимнастике);

-  Альбом «Артикуляционная гимнастика», «Сказка о веселом Язычке»;

- Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, аудиозаписи, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, перфокарты на каждый звук, кроссворды.

Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка, игры:«Солнышко», «Логопедическое лото», «Собери цветок», «Речевая тропинка», «Звонкий-глухой», «Узор из фонем», «Ассорти», «Звуковая мозаика», «Домики», «Делим слова на слоги» ,«Ромашка», перфокарты, «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Кроссворды», «Ребусы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы.

Формирование                                 лексико-грамматического строя речи.

Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель»,«Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года».  Игры на «развитие словообразования», тематические лото.

 Игры: «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово»,  «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Мозаика», «Море волнуется раз», «Найди свой цветок», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Подбери узор». Лото:  «Синонимы»,  «Антонимы», «Один имного», «Кого не стало?», «Чего не хватает?», «Телевизор»,«Что ты видишь?», «Большой — маленький», «Мой, моя,мои» и др. Карточки с деформированными тексами.

Развитие связной речи.

Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картин, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов.

Сказки для маленьких.

Развитие мелкой моторики, речевого дыхания.

- Мозаики, кубики, наборы бус и пластмассовых шариков, "ежики", шишки, бобы, горох, песок, манная крупа и др.  

- Картинки с упражнениями по пальчиковой гимнастике;

- Пальчиковый театр;

- Игры: игры с мячом; настольные игры; игры с прищепками; игры разной подвижности;

- Разнообразные дудочки, гармошка, разработанные игры.


Список литературы, используемый для разработки программы.

  1. «Программа воспитания  и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2005 г.- 208 с.
  2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
  3. Герасимова А. С.  Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007 – 224 с.
  4. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Дети с проблемами в развитии / Под.ред. Л.П.Григорьевой. – М., 2002.
  5. Закон  РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Зуева, Л. И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольника. – ООО «Издательство АСТ», 2003. – 79 с.
  6. Игнатова С.А.,Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии.- М. «Владос», 2004г.
  7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - Развитие речи.- М.: Просвещение, 1991,76 стр.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». Пособие для логопедов. — М.:«Гном-Пресс»).
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
  10. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
  11. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2005, 154 стр.
  12. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи и детей 5-6 лет. -М.:Гном-пресс, 1999.
  13. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. —352 с.
  14. Филичева Т.Б. Туманова,  Т.В.Чиркина Г.В."Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации". М.: "Дрофа", 2009. - 189, [3] с. - (Дошкольник.Логопедия).Чиркина Г.В.. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009г.
  15. Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М. Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)

В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...

Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)

Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей  дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.Цель  программы: формирование ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)

Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...

Родительское собрание "Подготовка к обучению грамоте детей в старшем дошкольном возрасте"

Обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации....

Программа кружка "АБВГДЕйка" по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста .

Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Развивается интерес и способности к ...

"Звукобуковка"Дополнительная образовательная программа учителя- логопеда по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет, имеющих нарушения речевого развития в условиях логопункта приДОУ общеразвивающего вида "Звукобуковка".

quot;ЗВУКОБУКОВКА" Дополнительная образовательная программа учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет, имеющих нарушения речевого развития в условиях логопункта ДОУ...