Программа кружка «АБВГДейка» по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ в возрасте 5 - 6 лет с сохранным интеллектом.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам, имеют недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. У детей нарушены связи с миром, ограничен доступ к информационным ресурсам, ограничено общение с природой, культурными ценностями, а следовательно страдает и речевое развитие. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с ОВЗ нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С помощью программы кружка «АБВГДЕйка» можно предупредить трудности в овладении речью у данной категории детей. Работа по данной программе направлена на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_abvgdeyka.docx | 73.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Директор ГБУ РК «Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара» ________________ Г.Н. Цуман «_____»_______________2013г. | Согласовано: Заведующий ОРдДиПсОУиФВ «Надежда» ________________Л.П. Шагина «_____»___________2013г. |
Министерство труда и социального развития Республики Коми
Государственное Бюджетное Учреждение Республики Коми
«Центр социальной помощи семье и детям г.Сыктывкара»
Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»»
Программа
кружка по подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ в возрасте 5 -6 лет с сохранным интеллектом отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями «Надежда»
«АБВГДейка»
Составитель: Логопед
А.А.Третьякова
Сыктывкар, 2013 год.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пояснительная записка.
Основной задачей при работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи является подготовка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Готовность детей к школьному обучению можно рассматривать как одно из важных и необходимых условий дальнейшего успешного развития личности, социальной реабилитации и максимальной адаптации в социуме. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам, имеют недостаток контактов со сверстниками и взрослыми. У детей нарушены связи с миром, ограничен доступ к информационным ресурсам, ограничено общение с природой, культурными ценностями, а следовательно страдает и речевое развитие. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с ОВЗ нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С помощью программы кружка «АБВГДЕйка» можно предупредить трудности в овладении речью у данной категории детей. Все наши усилия будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.
При разработке данной программы мы опирались на содержание «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», предусматривающий аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой, а так же на программу «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», разработанной Е.В. Колесниковой.
Цель программы: подготовка к обучению грамоте детей 5 – 6 лет с ОВЗ с сохранным интеллектом.
Задачи:
Образовательные:
- Коррекция дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- Ознакомление с системой звуков и букв родного языка;
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- Развитие умения правильно обозначать звуки на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;
- Развитие умения списывать с печатного текста, говорить перед группой, отвечать на вопросы, спрашивать, рассказывать о своих наблюдениях и т.д.
- Формирование грамматического строя речи и связной речи детей с ОВЗ;
- Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса детей с ОВЗ
- Развитие коммуникативности, успешности в общении;
- Развитие умения пользоваться нормами речевого этикета;
- Развитие просодической стороны речи;
- Развитие психических и познавательных процессов;
- Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти, фонематического восприятия;
- Развитие памяти, логического мышления, творческих способностей;
- Развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- Воспитание культуры речи и общения;
- Воспитание у детей потребность в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками;
- Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребёнка на положительные действия и поступки;
- Взаимодействие с семьей и координация совместной работы по воспитанию и развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Результативность логопедической программы определяются следующими принципами:
1. Принцип системности профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
2. Деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
3. Принцип возрастания сложности заключается в том, что задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному.
4. Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
5. Принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
6. Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
Режим организации занятий.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого и социально-личностного развития ребенка с ОВЗ; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.
В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей с речевыми нарушениями с ОВЗ.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации.
С детьми проводится два блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь) и в конце третьего периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов, по итогам которого дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте.
Форма обучения – групповые занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 34 занятия в год. Программа рассчитана на 1 учебный год. Длительность занятия – 1 академический час (30 мин).
Таблица 1
Сроки реализации программы
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество недель в году | Всего часов в год |
1 | 1 | 34* | 34 |
*Количество часов на каждого обучающегося.
Таблица 2
Режим занятий
Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю |
1 академический час** | 1 раз | 1 |
**Длительность одного академического часа: для детей дошкольного возраста - 25 - 30 минут.
Режим занятий и расписание составляется с учетом «Санитарно – эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251 - 03».
Ожидаемые результаты
При завершении коррекционно - развивающего обучения ребенок должен уметь:
- Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит);
- Различать гласные и согласные звуки;
- Правильно ставить ударение в знакомых словах;
- Свободно и осознанно читать простые слова, предложения, тексты;
- Правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры;
- Уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце;
- Уметь грамматически правильно закончить фразы, начатые логопедом, то есть правильно подобрать слова, близкие по звучанию и по смыслу.
- Правильно формулировать собственное высказывание.
- Уметь составлять небольшие рассказы по описанию, придумывать загадки о предметах, пересказывать короткие тексты.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество учебных часов | В том числе: | |
теоретические | практические | |||
Первичная диагностика, сбор анамнеза, выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение «речевых карт» на каждого ребенка, составление плана работы. | 2 | 0 | 2 | |
«Осень», Звуку и буква Уу. | 1 | 0 | 1 | |
«Овощи», Звук а и буква Аа. | 1 | 0 | 1 | |
«Фрукты», Звуки и буквы А , У. | 1 | 0 | 1 | |
«Деревья осенью», Звук и и буква Ии. | 1 | 0 | 1 | |
«Лес, грибы, ягоды», Звук о и буква Оо. | 1 | 0 | 1 | |
«Домашние птицы», Звуки и буквы А,О,У,И. | 1 | 0 | 1 | |
«Перелетные птицы», Звук э и буква Ээ. | 1 | 0 | 1 | |
«Зимующие птицы», Звук ы и буква Ыы. | 1 | 0 | 1 | |
«Домашние животные и их детеныши», Гласные звуки. | 1 | 0 | 1 | |
«Дикие животные наших лесов и их детеныши», звуки т – т* и буква Тт. | 1 | 0 | 1 | |
«Животные жарких стран и севера», звуки п – п* и буква Пп. | 1 | 0 | 1 | |
«Зима», звуки н – н* и буква Нн. | 1 | 0 | 1 | |
«Профессии», звуки м –м* и буква Мм. | 1 | 0 | 1 | |
«Новый год, зимние развлечения», звуки к – к* и буква Кк. | 1 | 0 | 1 | |
«Одежда», чтение и печатание слов папа, мама, пума, кума, нота, ком, мок. | 1 | 0 | 1 | |
«Обувь», работа с деформированными словами. | 1 | 0 | 1 | |
«Посуда», звуки б – б*(и буква Бб. | 1 | 0 | 1 | |
«Продукты питания», звуки д – д* и буква Дд. | 1 | 0 | 1 | |
«Наша армия», звук г – г* и буква Гг. | 1 | 0 | 1 | |
«Дом и его части», звуки ф – ф* и буква Фф. | 1 | 0 | 1 | |
«Весна, приметы весны», звуки в – в* и буква Вв. | 1 | 0 | 1 | |
«8 марта», звуких- х* и буква Хх. | 1 | 0 | 1 | |
«Возвращение перелетных птиц», звук с-с*и букваСс. | 1 | 0 | 1 | |
«Цветы», звуки з- з* и буква Зз | 1 | 0 | 1 | |
«Транспорт», звук ш и буква Шш. | 1 | 0 | 1 | |
«Дом, улица, город», звук ж и буква Ж. | 1 | 0 | 1 | |
«Насекомые», звук j и буква Йй | 1 | 0 | 1 | |
Тема «Школьные принадлежности», звук ч и буква Чч. | 1 | 0 | 1 | |
Тема: «День Победы», звуки л- л* и буква Лл. | 1 | 0 | 1 | |
Тема «Рыбы», звуки р- р* и буква Рр. | 1 | 0 | 1 | |
Конечная диагностика, оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствия рецидивов. Заполнение документации. | 2 | 0 | 2 |
Содержание занятий.
Методическое обеспечение.
Пособия, оборудование, дидактический и раздаточный материалы для развития учебно-познавательной деятельности детей.
Разделы | Дидактические игры и пособия |
Программно-методическое обеспечение. | Программы, методическая литература и стимульный материал для логопедической диагностики детей, документация специалистов. |
Материально-техническое оснащение. | - оборудованный кабинет с соответствующими условиями и требованиями к техническому обеспечению и оснащению для проведения коррекционно-логопедической работы: настенное зеркало для индивидуальных занятий; дополнительное освещение у зеркала; шкафы для пособий; письменный стол для работы логопеда; столы и стулья детские для занятий; - Медиаресурсы( аудиокассеты («Голоса животный и птиц», «Скороговорки», «Звуки природы», «Классика для детей», «Классические колыбельные»; - Компьютерный тренажёр «Дэльфа -142»; компьютерные программы: «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно»). |
Формирование звукопроизношения. | - Профили артикуляций звуков(картинки по артикуляционной гимнастике); - Альбом «Артикуляционная гимнастика», «Сказка о веселом Язычке»; - Предметные и сюжетные картинки на автоматизацию и дифференциацию звуков, лото в картинках, аудиозаписи, слоговые таблицы, речевые лото, парные картинки, перфокарты на каждый звук, кроссворды. |
Формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. | Набор звучащих предметов, «сигнальные» карточки, схемы слов для определения позиции в слове, схемы предложений, «звуковые» часы, «звуковая» линейка, игры:«Солнышко», «Логопедическое лото», «Собери цветок», «Речевая тропинка», «Звонкий-глухой», «Узор из фонем», «Ассорти», «Звуковая мозаика», «Домики», «Делим слова на слоги» ,«Ромашка», перфокарты, «Закончите слово», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Сквозная буква», «Кроссворды», «Ребусы», таблицы мнемонических приёмов, карточки с загадками, пословицами на определённые звуки и буквы. |
Формирование лексико-грамматического строя речи. | Предметные картинки по темам: «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Обувь», «Метель»,«Транспорт», «Посуда», «Головные уборы», «Продукты питания», «Семья», «Профессии», «Времена года». Игры на «развитие словообразования», тематические лото. Игры: «Исправь ошибку», «Когда это бывает», «Сложи слово», «Составь рассказ по картинке», «Составь рассказ по серии картинок», «Мозаика», «Море волнуется раз», «Найди свой цветок», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний», «Подбери узор». Лото: «Синонимы», «Антонимы», «Один имного», «Кого не стало?», «Чего не хватает?», «Телевизор»,«Что ты видишь?», «Большой — маленький», «Мой, моя,мои» и др. Карточки с деформированными тексами. |
Развитие связной речи. | Схемы для составления рассказов, сюжетные картинки, серии сюжетных картин, таблицы по развитию речи, наборы предметных картинок и игрушек для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов. Сказки для маленьких. |
Развитие мелкой моторики, речевого дыхания. | - Мозаики, кубики, наборы бус и пластмассовых шариков, "ежики", шишки, бобы, горох, песок, манная крупа и др. - Картинки с упражнениями по пальчиковой гимнастике; - Пальчиковый театр; - Игры: игры с мячом; настольные игры; игры с прищепками; игры разной подвижности; - Разнообразные дудочки, гармошка, разработанные игры. |
Список литературы, используемый для разработки программы.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2005 г.- 208 с.
- Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.
- Герасимова А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 – 6 лет / М.: Айрис-пресс. 2007 – 224 с.
- Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Дети с проблемами в развитии / Под.ред. Л.П.Григорьевой. – М., 2002.
- Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Зуева, Л. И. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольника. – ООО «Издательство АСТ», 2003. – 79 с.
- Игнатова С.А.,Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии.- М. «Владос», 2004г.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. - Развитие речи.- М.: Просвещение, 1991,76 стр.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста». Пособие для логопедов. — М.:«Гном-Пресс»).
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2005, 154 стр.
- Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи и детей 5-6 лет. -М.:Гном-пресс, 1999.
- Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. —352 с.
- Филичева Т.Б. Туманова, Т.В.Чиркина Г.В."Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации". М.: "Дрофа", 2009. - 189, [3] с. - (Дошкольник.Логопедия).Чиркина Г.В.. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009г.
- Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М. Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Грамотейка" (подготовка к обучению грамоте детей 3 - 4 и 4 - 5 лет)
В программу входит пояснительная записка, описание системы работы, учебно-тематическое планирование...
Программа дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 - 7 лет «ГРАМОТЕЙКА» (образовательная область – речевое развитие)
Программа дополнительного образования «Грамотейка» направлена на речевое развитие детей дошкольного возраста, на подготовку их к обучению грамоте в школе.Цель программы: формирование ...
ПРОГРАММА дополнительного образования по подготовке к обучению грамоте детей 5 – 7 лет "Буковка"
Программа допол...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)
Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...
Родительское собрание "Подготовка к обучению грамоте детей в старшем дошкольном возрасте"
Обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации....
Программа кружка "АБВГДЕйка" по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста .
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Развивается интерес и способности к ...
"Звукобуковка"Дополнительная образовательная программа учителя- логопеда по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет, имеющих нарушения речевого развития в условиях логопункта приДОУ общеразвивающего вида "Звукобуковка".
quot;ЗВУКОБУКОВКА" Дополнительная образовательная программа учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет, имеющих нарушения речевого развития в условиях логопункта ДОУ...