Рабочая программа старшей группы к основной образовательной программе МБДОУ № 57 по подготовке к обучению грамоте в рамках реализации ФОП ДО
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Камалова Екатерина Георгиевна

Рабочая программа старшей  группы к основной образовательной программе МБДОУ № 57 по подготовке к обучению грамоте в рамках реализации ФОП ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_gramote_starshaya_gruppa.docx49.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –              детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида  Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан – Удэ, Республика Бурятия, 670017 Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, Е-mail: belochka-57@yandex.ru

   Согласовано:                                                                                                                           Утверждаю: Старший воспитатель:                                                                                               Заведующий МБДОУ № 57              ________ Симухина Н.Н.                                                                                            ___________ Р.Е. Осокина           «___» ________ 202__ г                                                                                             «___»  __________ 202__ г                                                                                  

Рабочая программа                                                                                        Старшей  группы к основной образовательной программе МБДОУ № 57

по подготовке к обучению грамоте

в рамках реализации

Федеральной образовательной программы дошкольного образования

 

Составитель: Камалова Е. Г.  

1 квалификационная категория

                                                                     

г. Улан-Удэ

2023-2024 г

1. Пояснительная записка

Актуальность:

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных,  при организации работы с детьми дошкольного возраста.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как:                                                                                                         - развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии);                                                                                                                                          - четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание);                                                                                                                           - умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки.

Новизна программы:

Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –6 лет в ДОУ. Она обеспечивает целостность педагогического процесса, на протяжении одного года  пребывания ребенка в старшей группе в ДО.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития.  

 Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

Нормативно – правовая  база:

Нормативные основания:

Рабочая   программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ №  57:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статья 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. №1028;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373);
  • Рабочая программа обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020, СанПиН 2.4.3648-20).
  • Лицензия от 13.08.2015 № 5477, выданной районной службой по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области;
  • Устав МБДОУ № 57;
  • Основная образовательная программа МБДОУ № 57.

Этапы программы:

  1. Добуквенный, звуковой период обучения.
    Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь «строится» из звуков.                                             Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых — выделение в словах определенных звуков.
  2. Звуковой анализ слов.
    Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех — пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
  3. Буквенный период обучения.
    Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
  4. Слоговой период обучения.
    На первых порах обучения ребенка,  слог является основной единицей чтения.  Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы «пропевая» их. Это поможет ребенку избежать «рубленого» слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
  5. Слияние слогов в слова
    В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

Цель программы: Обучение грамоте звуковым аналитико – синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
  2. Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка;
  3. Обучать звукобуквенному анализу слов;
  4. Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями;
  5. Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения;
  6. Развитие грамматического строя речи;
  7. Развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  8. Развитие координации движений с речью.

Принципы:

  • Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализациии дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;
  • Принцип системностии последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений;
  • Принцип демократизации предусматривающий сотрудничества ребенка с взрослым;
  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей;
  • Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • Принцип сочетания  игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности;
  • Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  • Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Формы организации педагогического процесса:

  • Специально – организованная деятельность педагога с детьми;
  • Совместная деятельность взрослого с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Работа в прописях и тетрадях;
  • Работа с книгой;
  • Использование новых технологий.

Основные методы,  реализации программы:

  • Наглядные — рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания;
  • Практические — упражнения, игровой метод, моделирование;
  • Словесные – рассказы педагога, рассказы детей, чтение художественной литературы.

Содержание программы

При определении содержания работы по подготовке к обучению грамоте выделены следующие направления работы:

  • комплексное развитие всех компонентов устной речи: формирование словаря, звуковой культуры речи, грамматический строй речи, связной речи;
  • Подготовка к обучению грамоте:
  • Дать представления о предложении (без грамматического определения);
  • Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
  • Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части;
  • Учить составлять слова из слогов (устно);
  • Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.

На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной методике предусматривает обучение звукобуквенному анализу детей 5 –6 лет на материале алфавита, однако последовательность изучения отличается от школьной (традиционной) она заимствована у Е. В. Колесниковой для второго года обучения и Н.С.Жуковой для первого года обучения.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются — красными квадратами.  Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными: М,С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м,  м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д.

Дети второго года обучения знакомятся с  согласными ( Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ, МЫЛО, МАЛЫ) и знакомятся с графическим изображением предложения. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

  • Звуки окружающего мира;
  • Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
  • Гласные звуки;
  • Согласные звуки (без классификации);
  • Согласны твердые и мягкие;
  • Согласные звонкие и глухи.

Параллельно даются понятия:

  • Слово;
  • Слог;
  • Предложение;
  • Заглавная буква;

2. Учебный план

Занятия проводятся 1 раз в неделю, в первой половине дня. Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:1 раз в неделю по 25 минут. Количество занятий в год  - 36 часов.

3.  Перспективное планирование

Сентябрь

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема:  «Слово»                                                          Программное содержание: Познакомить детей с понятиями: СЛОВО, учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей.

Тема:  Звук [А]                                                        Программное содержание: Выделение начального ударного и безударного гласного звука «А». Развитие внимания и памяти (работа с прописью); Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

Тема: Понятие «звук»                                                               Программное содержание: — Познакомить с понятием «звук» — «буква», дать знания о том, чем они отличаются. Учить различать речевые звуки от не речевых. Звуки бывают гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие

Тема: Звук [О]                                                          Программное содержание: Познакомить с новым звуком [О]; знакомство с буквой; закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков; выделять начальный ударный гласный; закрепить навыки четкого произношения звука [О]; учить определять место данного звука в словах; формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: ОП, АОЭ, ИОУ, ОУА; знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

Октябрь

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема: Звук [У]                                                        Программное содержание: Познакомить с новым звуком [У] Знакомство с буквой. Учить выделять звук из ряда гласных звуков; выделять начальный ударный гласный. Закрепить навыки четкого произношения звука [У] (с опорой на модель артикуляции). Учить определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова). Развивать внимание и память. Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

Тема:  Звук [Ы]                                                       Программное содержание: Познакомить с новым звуком [Ы]. Знакомство с буквой. Закрепить навыки четкого произношения звуков [Ы],  в слогах, в словах. Развивать фонематический слух. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе, выделять последний гласный звук в словах; учить делить слова на слоги. Звуковой анализ слов МЫ, ОСЫ, СОМЫ.

Тема:  Звук [И]                                                        Программное содержание: Познакомить с новым звуком [И]. Знакомство с буквой. Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков; выделять начальный ударный гласный. Закрепить навыки четкого произношения звука [И]. Учить определять место данного звука в словах. Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АИ, ОА, АИО, ИУ, АУИ. накомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

Тема:  Звук [Н], [НЬ]                                                       Программное содержание: Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Н], [НЬ] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова; закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Закреплять умение делить слова на слоги. Развивать память, внимание, мышление.

Ноябрь

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема: Звук [С], [СЬ] Звуки[С] — [З]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [С], [СЬ]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [С] — [СЬ], в слогах, в словах, фразах. Учит дифференцировать звонкие и глухие согласные. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звук [С], [СЬ] в начале, середине и в конце слова. Учить делить слова на слоги. Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ.

Тема:  Звук [Т], [ТЬ]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Т], [ТЬ]. Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, словах, фразах. Знакомство с буквой. Звуковой анализ, составление схем слогов. Деление слов на слоги. Закреплять умение определять место данного звука в словах. Закрепить умение давать характеристику звуку. Формировать навыки анализа и синтеза слогов типа: АТ, ИТ, УТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА.

Тема:  Звук [К], [КЬ]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [К], [КЬ]. Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах, фразах.  Развивать фонематический слух. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. Характеристика звука. Определение места звука в слове. Формирование анализа и синтеза обратных слогов, преобразование в прямые. Звуковой анализ слова КОТ. Четкое произнесение звука К, знакомство с буквой.  Звуковой анализ, составление схем слогов. Работа с разрезной азбукой, составление слов: мак, рак, лук.

Тема:  Звук [Л], [ЛЬ]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Л], [ЛЬ]. Развивать фонематический слух. Определение позиции звука в словах. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Повторить понятие «гласные и согласные звуки», их отличительный характер. Обозначение звука определённым цветом.

Декабрь

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема:  Звук [Р], [РЬ]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Р], [РЬ].  Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Р], [РЬ] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление.

Тема: Звук [Е]                                                        Программное содержание: Знакомство со звуком [Е]. Развивать фонематический слух. Познакомить с гласным и его обозначением цветом. Составление предложений. Выделение звука из слова, деление слов на слоги. Составление слов с данным звуком. Работа со схемой к словам: Ель, ЕЛА.

Тема:   Звук [В], [ВЬ]                                                      Программное содержание: Знакомство со звуком [В], [ВЬ]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Звуковой анализ, составление схем слогов и слов.

Тема:  Звук [П], [ПЬ]                                                       Программное содержание: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ]. Учить давать характеристику согласному звуку. Развивать фонематический слух. Формировать навыки анализа и синтеза слогов, типа: АП, ИП, УП. Развивать память, внимание.

Январь

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема: Звук [М], [МЬ]                                                        Программное содержание: Знакомство со звуком [М], [МЬ]. Закрепить навыки произношения и различения звуков [М] — [МЬ] в слогах, словах Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения.  Характеристика звука.  Знакомство с понятием «звонкий» звук. Определение места звука в слове. -Формирование анализа и синтеза обратных слогов. Познакомить со звуко – слоговой схемой слова. Звуковой анализ слова МАМА.

Тема: Звук [Б], [БЬ] Звуки [Б] — [П]                                                        Программное содержание: Знакомство со звуком. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ] в слогах, в словах, фразах. Учит дифференцировать звонкие и глухие согласные. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова; закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Тема:  Звук [З], [ЗЬ] Звуки З-С                                                       Программное содержание: Четкое произнесение звука «З». Знакомство с буквой. Звуковой анализ, составление схем, слогов и слов. Четкое произнесение и характеристика звуков С, З. Дифференциация звуков в слогах, словах. Составление схем предложений. Подбор картин на заданные звуки.

Тема:  Звук [Д], [ДЬ] Звуки Т — Д                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Д], [ДЬ]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Д], [ДЬ] в слогах, в словах, фразах; закреплять умение дифференцировать глухие и звонкие согласные. Развивать фонематический слух; закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Февраль

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема: Звук [Я]                                                        Программное содержание: Познакомить с гласным звуком «Я» и его обозначением. Учить писать печатную букву Я. Упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ…….; Знакомство с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ КВАДРАТ. Развивать фонематический слух. 

Тема: Звук [Ч]                                                        Программное содержание: Знакомство со звуком [Ч]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ч] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух; -закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  Обратить внимание на то, что звук «Ч» всегда мягкий.  Уточнить условные обозначения слов в схеме предложения (слово – предмет — ______ , слово — действие =====). Деление слов на слоги;

— Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Тема:  Звук [Г], [ГЬ] Звуки К-Г                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Г], [ГЬ]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова; закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.  Четкое произнесение и характеристика звуков К, Г. Дифференциация звуков в слогах, словах. Составление схем предложений. Подбор картинок на заданные звуки.

Тема:  Звук [Ш]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Ш]. Четкое произнесение и характеристика звука «Ш», знакомство с буквой. Подбор картинок на изучаемый звук. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АШ-ОШ-УШ-ША-ШО-ШУ.  Работа на закрепление букв, слогов. Чтение коротких предложений (На  Ро-ма, шар.)

Март

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема: Звук [Ж] Диф.звуков [З] — [Ж]                                                        Программное содержание: Знакомство со звуком [Ж]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ж] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Закрепить навыки различения звуков [З] — [Ж] в слогах, словах. Познакомить со словами, обозначающими предмет, действия, признаки.

Тема:  Звук [Х]                                                       Программное содержание:Знакомство со звуком [Х], [ХЬ]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Х], [ХЬ], в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Учить выделять звук [Х] в начале, середине и в конце слова.

Тема:  Звук [Й]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Й]. Закрепить навыки правильного произношения звуков [Й]  в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух; учить определять позицию звука в словах.

Тема:  Звук [Ю]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Ю]. Развивать фонематический слух. Познакомить с гласным и его обозначением. Учить писать печатную букву Ю. Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ…….. Продолжать знакомить с условным обозначением мягкого согласного– СИНИЙ КВАДРАТ. 

Апрель

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема:  Звук [Ц]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Ц]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ц], в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  Обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый. Деление слов на слоги.  Работа со схемой предложения. Звуко – слоговой анализ слогов и слов. Развивать память, внимание, мышление.

Тема:  Звук [Щ]                                                       Программное содержание: — Знакомство со звуком [Щ]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Щ] в слогах, в словах, фразах. Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова.  Обратить внимание на то, что звук Щ — всегда мягкий. Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.  Работа с предложением и схемами к словам и предложениям.

Тема: Звук [Э]                                                        Программное содержание: Знакомство со звуком [Э]. Закреплять умение выделять звук из ряда гласных звуков,  выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э], учить определять место данного звука в словах. Формировать навыки анализа и синтеза слогов.

Тема:  Звук [Ф],  [ФЬ]                                                       Программное содержание: Знакомство со звуком [Ф], [ФЬ]. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах,

Фразах.  Развивать фонематический слух. Закреплять умение выделять звуки в начале, середине и в конце слова. Закреплять умение дифференцировать мягкие и твердые согласные. Деление слов на слоги.  Познакомить со схемой предложения. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Май

1 -2 неделя

3 -4 неделя

Тема: Звук [Ё]                                                         Программное содержание: Знакомство с гласным звуком [Ё] и его обозначением. Развивать фонематический слух. Учить писать печатную букву Ё. Упражнять в чтении парных слогов СО — СЁ……..  Мягкие согласные.

Тема:   Повторение пройденного                                                       Программное содержание: Закрепить навыки четкого произношения всех изученных звуков в слогах, словах, фразах. Формировать умения дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звук в слове. Развивать фонематический слух, звуковой анализ и синтез слогов.  Развивать память, внимание, мышление.

Тема:  Звук и буква                                                        Программное содержание: Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Познакомить с буквой и условным обозначением. Читать слоги: (10 гласных);. Учить записывать предложение условными обозначениями.

Тема:  Итоговое занятие                                                        Программное содержание: Составление схем предложений, звуко- слоговой анализ слов. Подбор слов к схемам. Составление предложений в соответствии с схемой.  Разгадывание ребусов.

4. Уровень усвоения программы

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.

К концу шестого года обучения дети должны знать и уметь:

Чтение:

  • делить слова на слоги;
  • уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
  • членить простые предложения на слова;
  • определять место звука в слове;
  • давать характеристику звуку;
  • самостоятельно составлять предложение;
  • составлять рассказ с заданным количеством предложений;
  • свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
  • давать характеристику звуку;
  • уметь работать с кассой букв;
  • точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):

  • овладевают позой пишущего человека;
  • ориентироваться на листе;
  • рисовать разнообразные линии;
  • делить линию пополам;
  • рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
  • дорисовывать начатые фигуры;
  • вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
  • уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие).

Методическая литература

  1. Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева  Методическое пособие «Азбука первоклассника», Москва «Просвещение» 1996 год;
  2. В.Г. Горецкий, Н.А.Федосова  «Методическое пособие по обучению грамоте и письму»,  Москва «Просвещение» 1996 год;
  3. Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год.
  4. Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект  «Как хорошо уметь читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год.
  5. Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж 2007 год.
  6. Жукова Н.С. Логопедический букварь.
  7. Колесникова «От звука к букве».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (приложение к основной образовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ) образовательной области «Художественное творчество». Группа старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

   Данная рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы дошкольного образования, утверждённой на заседании педагогического совета МБДОУ  № 74...

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Представляю Вашему вниманию описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Основной образовательной программы. Вариативная часть Основной образовательной программы МКДОУ с. Мирное Х...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к обучению чтению» разработана для предоставления дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №12 «Звёздный» г. Тамбова дл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» (подготовительная к школе группа «Белочка») срок реализации прогр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремо...

Разработка и внесение изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную основную образовательную программу ДОУ

Приказы об участии в работе рабочей группы по разработке и внесении изменений в Основную образовательную программу и Адаптированную образовательную программу ДОУ...