Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия «Игры со Снеговичком».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Представляю вашему вниманию конспект КРЗ по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_krz_igry_so_snegovichkom.docx | 37.33 КБ |
prezentatsiya_igry_so_snegovichkom.pdf | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1015»
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия
по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста
Тема «Игры со Снеговичком»
Подготовила: учитель-логопед Сидорова Наталья Владимировна
Москва, 2021г.
Цель: дифференциация звуков [с]-[с’]-[з]-[з’] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить давать характеристику звукам [с]-[с’]-[з]-[з’] в сравнительном плане;
- тренировать детей в составлении предложений по демонстрации действия, по опорным словам, по картинке;
- тренировать детей в составлении схемы предложения.
Коррекционно-развивающие:
- учить детей дифференцировать звуки [С]-[С’]-[З]-[З’] в слогах, словах, предложениях на слух и артикуляционно;
- закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;
- развивать внимание, память, воображение, мышление;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать координацию движений.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- воспитывать умение выполнять задания в коллективе и индивидуально;
- воспитывать умение не перебивать друг друга, внимательно слушать ответы товарищей.
Оборудование: наборное полотно, «Домики звуков» (красный, синий, зеленый), схема для характеристики звуков, картинки-символы звуков [С]-[С’]-[З]-[З’], зеркала индивидуальные, индивидуальные карточки синего и зелёного для игры «Сигнальщики», дидактическое пособие «Подарки для Сани и Зои», массажный мячик, индивидуальные наборы карточек-символов для составления схем предложений, серия сюжетных картин «Ваза» (Нищева), наклейки зимней тематики.
Мультимедийная презентация «Игры со Снеговичком».
Технологическая карта
Этапы коррекционно-развивающего занятия | Виды работы на этапе | Деятельность логопеда | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный | Приветствие. Создание положительного настроя. | Логопед приветствует детей. В начале нашего занятия вспомним наше правило: «Каждый день всегда везде, На занятиях, в игре Громко, чётко говорим, Никуда мы не спешим!» | Дети хором проговаривают правило. Дети занимают свои места на стульях. |
Организацион ный | Активизация внимания к деятельности Презентация (слайд 2) Вопросы: Объявление темы | Ребята, отгадайте, кто пришел на наше занятие: Его слепили дети ловко, из снега сделали комки. Вместо носика морковка, вместо глазок угольки. На голову ведро надели и соломенный парик. Теперь скажите-ка скорее кто же это? Правильно, сегодня к нам гости пришёл Снеговичок, вот он (посмотрите на экран). Какой звук вы слышите и произносите в начале слова Снеговик? В какое время года можно слепить снеговика? Какой звук вы слышите и произносите в начале словазима? Сегодня Снеговик приготовил для вас игры со звуками [С]-[С’]-[З]-[З’] и буквами С и З. | Отгадывают загадку: Снеговик. Ответы детей: В начале слова Снеговик мы слышим звук [С]. Снеговика можно слепить зимой. В начале слова зима мы слышим звук [З’]. |
Основной Акустико-артикуляцион ная характеристика звуков по схеме | Актуализация знаний Презентация (слайд 3) Презентация (слайды 4-6) | Вспомним и расскажем Снеговичку, чем звуки отличаются от букв. Посмотрите на схему и расскажите, как мы произносим звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]. Что делают наши губы (зубы, язык), когда мы произносим звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]? Какая воздушная струя – холодная или теплая? Приложим руку к горлышку и проверим, «голосок спит или проснулся». Расселите звуки в домики. Чем отличаются звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]? | Ответы детей: Звуки мы слышим и произносим! Буквы мы видим и учимся писать! Проговаривание звуков [С]-[С’]-[З]-[З’] хором и индивидуально. Губы улыбаются. Зубки сомкнуты. Кончик языка – за нижними зубами. Воздушная струя – холодная. При произнесении звуков [С]-[С’] горлышко спокойное, «голосок спит». При произнесении [З]-[З’] горлышко «дрожит», «голосок проснулся». Характеристика звуков: Звук [С] - согласный (не поется, воздух встречает преграду — зубы), твердый, глухой, обозначается синим квадратиком. Звук [С’] — согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком. Звук [З] - согласный (не поется, воздух встречает преграду — зубы), твердый, звонкий, обозначается синим квадратиком. Звук [З’] — согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым квадратиком. Звуки [С]-[С’] – глухие. Звуки [З]-[З’] – звонкие. Звуки [С]-[З] – согласные твердые, а звуки [С’]-[З’] – согласные мягкие. |
Развитие фонематического слуха | Игра «Сигнальщики». Презентация (слайд 7) | Я буду произносить слоги, а потом слова. Если вы услышите звук [С], поднимите синюю карточку без колокольчика, если вы услышите звук [З], поднимите синюю карточку с колокольчиком. Са, за, зу, сы, со, ста, зда; зонт, сумка, коза, весы, фокус, ваза… | Выполняют игровые задания |
Дифференциа ция звуков в слогах, словах | Игра «Подарки для Сани и Зои» (см. Приложение 1). Презентация (слайды 8-9) Игра «Хлопни-топни, раз-два-три, слово на слоги подели». | Под ёлкой лежит много подарков. Помогите Сане и Зое узнать, какие подарки приготовили для каждого из них. Для Сани – подарки со звуками [С], [С’] в названии, для Зои – со звуками [З], [З’]. А теперь разделите слова-названия подарков на слоги разными способами. | Выполняют игровые задания, прикрепляя картинки со звуками [С]-[С’]-[З]-[З’] на две рамки на липучки: на первую – слова со звуками [С], [С’], на вторую – слова со звуками [З], [З’]. Выполняют деление слов на слоги. |
Игра «Превращения» Презентация (слайды 10-14) Проговаривание стихотворений с этими словами (см. Приложение 2). | 1. Игра с мячом «Превращения». Я бросаю мяч каждому по очереди и произношу слог со звуком [С], вы ловите мяч и бросаете обратно, заменяя звук [С] в слоге на звук [З], например: са-…за. Со-…зо, су-…зу, сы-…зы, са-…за. (аналогично проводится игра со звуками [С’], [З']). 2. Игра «Превращения». Если в слове заменить звук [С] на звук [З], то получится новее слово. Посмотрите на картинку на экране, определите местоположение звука [С] в названии картинки и замените его на звук [З] (работа с мультимедийной презентацией). Снеговик придумал с этими словами стихотворения и хочет вам их рассказать (логопед читает рифмовки, меняя местами пары слов). | Стоят в круге, выполняют игровые действия. Проговаривают название картинки, определяю местоположение звука [С] (начало, середина, конец слова), устно заменяют звук [С] на звук [З], повторяют два слова вместе: роса – роза, косы-козы, лиса – Лиза, суп-зуб. Слушают, исправляют ошибки Снеговика и повторяют стихотворные строчки правильно индивидуально и хором. | |
Динамическая пауза | Координация речи с движением (см. Приложение 3). Презентация (слайд 15) | Показывает движения, произносит текст динамической паузы. | Выполняют движения, проговаривают стихотворения. |
Дифференциа ция звуков в словах | Игра «Лабиринт». Составление предложений по демонстрации действия. Составление схем предложений с предлогом. Презентация (слайды 16-17) | Следующая игра, которую для вас приготовил Снеговичок, это «Лабиринт». Посмотрите на экран. Нам нужно узнать, куда идет Сеня и куда идет Лиза. Сеня может идти только по дорожкам, на которых картинки со звуком [С], а Лиза – только по дорожкам с картинками со звуком [З]. Составьте предложение, ответив на вопросы: Куда идет Сеня? Куда идет Лиза? На столах перед вами контейнеры с карточками для составления схем предложения. Вспомните, как обозначается первое слово в предложении. А как обозначаем последнее слово? Каким символом мы обозначаем «маленькие» слова (предлоги)? Составьте схему предложения Сеня идет к автобусу. Сколько всего слов в этом предложении? Какое слово первое (второе, третье, четвертое)? Аналогично проводится работа со вторым предложением. Молодцы, вы справились. Правильно определили дорожки для Лизы и Сени, составили предложения и выложили их схемы. | Выполняют игровое упражнение, выбирают дорожки, по которым пойдут Сена и Лиза. На первой дорожке нарисован зайка, а на второй – санки, сеня пойдт по дорожке с картинкой санки. Потому что в этом слове есть звук [С]. И т.д. Сеня идет к автобусу. Лиза идет к красивому замку. Линией с уголком мы обозначаем первое слово. В конце предложения – точка. Маленький прямоугольник обозначает на схеме «маленькое» слово. Составляют схемы предложений на столе с помощью карточек-символов. Отвечают на вопросы: в предложении 4 слова. Первое слово – Сеня и т.д. |
Дифференциа ция звуков в предложениях | Развитие речевого дыхания. Составление предложений по серии сюжетных картин «Ваза» по опорным словам. Презентация (слайды 17-18). Презентация (слайды 19-22). | А теперь посмотрим, что же было дальше. Снеговик нес картинки для вас, но на пути к детскому саду налетел ветер и перепутал все картинки. Изобразите, как сильно дул ветер: сделайте вдох носом, а выдох через вытянутые трубочкой губы. Рассмотрите картинки и помогите Снеговичку расставить их по порядку, а потом составьте по каждой картинке предложение с нужными словами. Спасибо, вы составили очень хорошие предложения. | Дети дуют на блестящий новогодний дождик. Дети рассматривают картинки и на наборном полотне расставляют картинки в нужной последовательности. Составляют предложения по опорным словам: |
Рефлексия | Вопросы. Презентация (слайд 23) Итог занятия, поощрение детей за активную деятельность. | Чем отличаются звуки [С]-[С’]-[З]-[З’]? А чем они похожи? Попрощаемся со Снеговичком. Вы все хорошо играли со Снеговичком. На память Снеговичок подарил вам наклейки, которые мы приклеим в ваши альбомы | Звуки [С]-[С’] – согласные, глухие, а звуки [З]-[З’] – согласные звонкие. Звуки [С]-[З] – согласные, твердые, а звуки [С’]-[З’] – согласные мягкие. Все эти звуки согласные. До свиданья, Снеговичок! Приходи к нам еще в гости и приноси новые игры. |
Приложение 1.
Авторское дидактическое пособие «Подарки для Сани и Зои».
Описание: дидактическое пособие представляет собой две рамы для картин размером 40Х50 см. К пластику приклеены небольшие кусочки липучки на клеевом слое. Также небольшие кусочки липучки приклеены к картинкам. Картинки выполнены в виде подарочных коробочек, с обратной стороны – картинка, в названии которой есть звуки [С]-[С'] или [З]-[З’].
Приложение 2.
На лугу пасутся козы, Заплела сестренка косы. Есть резинки на косе! Есть росинки на козе! | Ах, какая лисонька! Посмотри-ка, Лизонька! |
Роса на розе словно слезы, С росой еще прекрасней розы! | Зоя есть не стала суп: Разболелся Зоин зуб! |
Синицына И.Ю.
Приложение 3.
Вот Снеговичка зарядка! Выполняйте по порядку: | Хлопки в ладоши |
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь! Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите – опустите! Влево – вправо повернитесь, | Выполнение движений в соответствии с текстом |
Рук коленями коснитесь! | Руки согнуты в локтях, вытянуты перед собой, поднимаем ноги, касаясь коленями ладоней |
Сели-встали, сели-встали И на месте побежали! | Выполнение движений в соответствии с текстом |
Мы зимой в снежки играем, мы играем! | имитация лепки снежков |
По сугробам мы шагаем, мы шагаем! | шагаем, высоко поднимая колени |
И на лыжах мы бежим, мы бежим! | пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях |
На коньках по льду скользим, мы скользим! | плавные пружинистые движения, руки согнуты в локтях |
Использованная литература:
Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
Гомзяк О.С. Говорим правильно.конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе. – М: Изд-во ГНОМ и Д, 2007г.
Нищева Н.В. Тетрадь-тренажёр для автоматизации произношения и дифференциации звуков [с]-[с’]-[з]-[з’]. СПб.: ООО»Издательство «Детство-пресс», 2016.
Синицына И.Ю. Буду чисто говорить. – М: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Конспект открытого и логопедического занятия «Игра – путешествие по сказкам А.С.Пушкина»Подготовила учитель – логопедШолохова М.А. МДОУ д/с № 47 г. Старый ОсколПредварительно перед игрой детям даются ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"
Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе МДОУ "Детский сад комбинированого вида №131"
Коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе по лексической теме "Насекомые"...
Конспект коррекционно-развивающего фронтального логопедического занятия по теме:"Зимующие птицы"
Обогащение словарного запаса по теме, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование логического мышления и внимания....
Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: "Хотим быть здоровыми"
Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового логопедического занятия с использованием инновационных технологий Тема: «Дифференциация звуков [П] и [Б]. Волшебный цветок добра».
Цель занятия: развитие, коррекция и воспитание личности через использование инновационных технологий в коррекционно-образовательном процессе.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять навыки про...