Перспективно-тематическое планирование НОД с воспитанниками подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте.
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Баракова Ирина Михайловна

Перспективно-тематическое планирование по программе Детство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rup_podgotovka_k_obucheniyu_gramote_podgot_gr.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ВОСПИТАННИКАМИ  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ (6-7ЛЕТ)

Месяц сентябрь:

№ п/п

Тема

Задачи

Содержание

Предметно-развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Тема недели: «Летний калейдоскоп»

1.

Мир звуков. Всегда ли человек мог говорить?

Г.Ф. Марцинкевич с. 6.

1.Продолжать обучать дошкольников определять место звука в слове (начало, середина, конец).

2.Развивать фонематический слух путём различения на слух звуков в словах; совершенствовать диалогическую речь.

3.Воспитывать речевое внимание.

Инсценирование сказки «Репка».

 Д/игра «Дифференциация звуков»

Д/игра «Скажи наоборот».

Маски животных: кот, собака, мышка, фишки: синие, красные, зелёные, предметные картинки, мяч.

Поиграть с детьми в игру «Назови слово».

Тема недели: «Школа пешеходных наук»

2.

Гласные и согласные звуки.

Г.Ф. Марцинкевич с.7.

1.Обучать дошкольников пересказыванию небольших сказок.

2.Развивать умение различать гласные и согласные звуки на слух; выполнять звуковой анализ слов. 3.Воспитывать внимание.

Инсценирование сказки «Курочка ряба».

Чтение стихотворения -  

В. Берестова «Гласные и согласные».

Д/игра «Синяя – красная».              Д/игра «Поймай звук». Рисование в тетрадях «Рожицы» (мимические выражения).

Фишки трёх цветов (красная, синяя, зелёная), предметные картинки, маска курицы.

Рисование предметов, названия которых начинается на гласный или согласный звук.

Тема недели: «Урожай собирай – витамины запасай»

3.

Азбука – к мудрости ступенька.

Звук и буква «А».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.156.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.83.

1.Обучать дошкольников искать и самостоятельно находить ответы на вопросы; узнавать и называть звук и букву «А»; обогащать словарь детей пословицами и поговорками.

2.Развивать мелкую моторику руки.

3.Воспитывать у детей внимательное отношение к словам.

Рассказ воспитателя о «Букваре».

Игра с движением «Урожайная».

Фонетическая зарядка.

Игровое упражнение «Кто больше?»

Знакомство с понятиями: звук [а] и буква «А».

Физкультминутка «Аист».

Игровые упражнения на анализ и синтез буквы «А».

Букварь, «Азбука», карточка с изображением буквы «А», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части (2 длинные палочки и 1 – короткая) и складывает в конверт.

Тема недели: «Краски осени»

4.

Аз да буки – вот и все науки.

Звук и буква «О».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.160.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.83.

1. Обучать дошкольников узнавать и называть звук и букву

«О»; расширять кругозор детей путём «погружения « в историю возникновения письменности.

2.Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

3.Воспитывать уважительное отношение к ответам своих товарищей.

Рассказ воспитателя о создании «Азбуки».

Фонетическая зарядка.

Артикуляционная гимнастика «О».

Игровое упражнение «Кто внимательный?»

Знакомство с буквой «О».

Звуковой анализ слов: «Оля», «мясо», «роза».

Д/игра «Назови слово».

«Азбука», карточка с изображением буквы «О», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  фишки: синие, красные, зелёные; предметные картинки.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на две части (2 полукруга) и складывает в конверт.

Месяц октябрь:

Тема недели: «От улыбки хмурый день светлей»

5.

Ученье – путь к уменью.

Звук и буква «У».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.164.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.90.

1.Обучать дошкольников узнавать и называть звук и букву «У»; активизировать словарь детей.

2.Развивать мелкую моторику руки; артикуляцию и фонематический слух; формировать умение рассуждать, чётко выражать свои мысли.

3.Воспитывать дружелюбие.

Знакомство с поговоркой «Ученье – путь к уменью».

Отгадывание загадок.

Фонетическая зарядка со звуком «У».

Артикуляционная гимнастика «БУ-БУ-БУ».

Знакомство с буквой «У».

Штриховка буквы «У» в разных направлениях.

Д/игра «Назови слово».

Карточка с изображением буквы «У», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  фишки: синие, красные, зелёные; предметные картинки, тетради, простые карандаши.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на две части (2 палочки: 1 длинная, другая – короткая) и складывает в конверт.

Тема недели: «От зерна до каравая»

6.

Звук и буква «И».

Звуковой анализ слова «ИГЛА».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.166.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.95.

1. Обучать дошкольников узнавать и называть звук и букву «И»; познакомить с правилом написания после мягких согласных звуков; учить  называть слова по заданной модели.

2.Развивать артикуляцию и фонематический слух.

3.Воспитыать внимание.

Игровое упражнение «Подскажи профессию»

Фонетическая зарядка

«ИА-ИА».

Артикуляционная гимнастика «Улыбка».

Д/игра «Доскажи словечко».

Знакомство с буквой «И».

Звуковой анализ слова «ИГЛА».

Карточка с изображением буквы «У», буквы-заготовки по количеству детей, буквы «А», «И» из разрезной азбуки, спички (с удаленной серной головкой) или мелкие камешки, картинка – схема слова «ИГЛА», карточки, фишки трёх цветов.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части (2 палочки длинные и 1 - короткая) и складывает в конверт.

Тема недели: «Мой любимый детский сад»

7.

Звук и буква «Э».

Звуковой анализ слова «ЛИСТ».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.170

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.96.

1. Обучать дошкольников узнавать и называть звук и букву «Э»;  называть слова по заданной модели; упражнять в проведении звукового анализа слова с применением правил написания гласных букв.

2.Развивать мелкую моторику руки; артикуляцию и фонематический слух.

3.Воспитывать интерес.

Игровое упражнение «Подскажи профессию»

Фонетическая зарядка

«ЭХ!».

Игровое упражнение «Доскажи словечко».

Знакомство с буквой «Э».

Звуковой анализ слова «ЛИСТ».

Карточка с изображением буквы «Э», буквы-заготовки по количеству детей, буква «И» из разрезной азбуки, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  фишки: синие, красные, зелёные; картинка – схема слова «ЛИСТ».

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на две части (полукруг и короткая палочка – «язычок» и складывает в конверт.

Тема недели: «Кто как готовится к зиме»

8

Звук и буква «Ы».

Сказка «Крыса Дылда и Пых-Пых».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.170

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.96

1. Обучать дошкольников узнавать и называть звук и букву «Ы»;  называть слова по заданной модели; упражнять в проведении звукового анализа слова.

2. Развивать мелкую моторику руки; глазомер, творческое воображение, память.

3.Воспитывать

дружелюбие.

Скороговорка «Мила».

Рассказывание сказки «Крыса Дылда и Пых-Пых».

Игровое задание (с опорой на текст сказки).

Игровое упражнение «Какой звук слышится в словах?»

Знакомство с буквой «Ы».

Игровое задание «Чудесные спички».

Карточка с изображением буквы «Ы», буквы-заготовки по количеству детей, картинка с изображением парохода, фишки: синие, красные, зелёные, спички.  

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на две части (полукруг и две длинные палочки) и складывает в конверт.

Месяц ноябрь:

Тема недели: Дружба – это хорошо, дружба – это здорово

9.

Слог. Слогообразующая роль гласных.

Звуковой анализ слова «Камыш».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.177.

1.Познакомить дошкольников со слогообразующей ролью гласных.

2. Развивать мелкую моторику руки; отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

3.Воспитывать уважительное отношение к ответам своих товарищей.

Игровое упражнение «Как сказать правильно?»

Д/игра «Поможем Буратино».

Д/игра «Доскажи словечко».

Звуковой анализ слова «КАМЫШ».

Работа в тетрадях (трафареты)

Игрушка Буратино, предметные картинки: муха, розы, сани, грибы, камыш, лиса, рыба; картинка – схема слова «Камыш»; карточка для анализа пятизвуковых слов; фишки: синие, красные, зелёные.

Тема недели: «Игры и игрушки»

10.

Согласный звук

[М], [М`], буква «М,м».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.180.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.107

1. Познакомить дошкольников  с буквой «М» и тем, что она обозначает звуки [М] и [М`], называть слова по заданной модели; упражнять в проведении звукового анализа слова.

2.Развивать мелкую моторику руки; память.

3. Воспитывать речевое внимание.

Игровое упражнение «Как сказать по-другому?»

Игровое упражнение «Замените слова и скажите по-другому»

Фонетическая зарядка «МУ».

Д/игра «Доскажи словечко».

Звуковой анализ слова «МАЛЫШ»

Знакомство с буквой «М,м».

Игровое задание «Волшебная нить».

Карточка с изображением буквы «М», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  фишки: синие, красные, зелёные; картинка – схема слова «МАЛЫШ».

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части (V птичка и две длинные палочки) и складывает в конверт.

Тема недели: «Я и моя семья»

11.

Согласный звук

[Н], [Н`], буква «Н,н».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.184.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.108.

1. Познакомить дошкольников  с буквой «Н» и тем, что она обозначает звуки [Н] и [Н`]; упражнять в проведении звукового анализа слова; в подборе слов, противоположных по смыслу.

2. Развивать мелкую моторику руки;  фонематический слух.

3.Воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Д/игра «Противоположности».

Фонетическая зарядка «Но-Но!»

Игровое упражнение «Отгадываем загадки».

Работа с предложением.

Звуковой анализ слова «НАСОС».

Знакомство с буквой «Н,н».

Игровое задание «Волшебная нить».

Карточка с изображением буквы «Н», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  фишки: синие, красные, зелёные; картинка – схема слова «НАСОС».

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части (1 – короткая и 2 длинные палочки) и складывает в конверт.

Тема недели: «Город, в  котором я живу»

12.

Согласный звук

[Р], [Р`], буква «Р,р».

Введение «Ударение».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.187.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.109.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Р» и тем, что она обозначает звуки [Р] и [Р`]; познакомить детей с ударением;

упражнять в проведении звукового анализа слова.

2. Развивать мелкую моторику руки; 3.Воспитывать выдержку.

Игровое упражнение «Кто хитрее?»

Фонетическая зарядка «Р-Р-Р»

Д/игра «Доскажи словечко».

Знакомство с буквой «Р,р».

Игровое задание «Волшебная нить».

Введение понятия «ударение».

Игра с мячом «Придумай и скажи».

Карточка с изображением буквы «Р», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  предметные картинки: рыба, луна, шары, лиса, радуга, машина, сказочный замок, дверной замок.

Игра «Рукотворные буквы» (выкладывание букв из макарон).

Месяц декабрь:

Тема недели: «Поёт зима – аукает»

13.

Согласный звук

[С], [С`], буква «С,с».

Ударение.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.192.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.115.

1.Познакомить детей   с буквой «С» и тем, что она обозначает звуки [С] и [С`]; совершенствовать способность детей разбивать слова на слоги, выделять ударный слог.

2.Развивать мелкую моторику руки; отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

3.Воспитывать речевое внимание.

Игровое упражнение «Найди точное слово».

Артикуляционная гимнастика «Песенка насоса».

Д/игра «Доскажи словечко».

Знакомство с буквой «С,с».

Игровое задание «Волшебная нить».

Слоговой анализ слов.

Карточка с изображением буквы «С», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  предметные картинки по выбору.

Игра с пластилином «Буквенные барельефы».

Тема недели: «Россия – Родина моя»

14.

Согласный звук

[Л], [Л`], буква «Л,л».

Предложение. О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.196.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.110.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Л» и тем, что она обозначает звуки [Л] и [Л`]; продолжать знакомить с предложением.

2.Развивать фонематический слух; память, воображение.

3.Воспитывать патриотизм.

Игровое упражнение «Найди точное слово».

Работа в тетрадях: графическая запись предложения.

Артикуляционная гимнастика «Ля-Ля».

Звуковой анализ слова «ЛАМПА».

Д/игра «Закончи слово».

Знакомство с буквой «Л,л».

Игровое задание «Волшебная нить».

Карточка с изображением буквы «Л», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  тетради, простые карандаши.

Игра «Буквенный лабиринт» (из длинных толстых верёвок).

Тема недели: «Волшебница зима»

15.

Согласный звук

[Х], [Х`], буква «Х,х».

Предложение.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.199.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.134.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Х» и тем, что она обозначает звуки [Х] и [Х`]; продолжать знакомить с предложением.

2.Развивать фонематический слух; умение графически «записывать» предложения в тетради.

3.Воспитывать уважение к ответам своих сверстников.

Д/игра «Цепочка слов».

Работа в тетрадях.

Артикуляционная гимнастика «Ха-Ха-Ха».

Отгадывание загадок.

Знакомство с буквой «Х,х».

Игровое задание «Волшебная нить».

Звуковой анализ слова «САХАР».

Карточка с изображением буквы «Х», буквы-заготовки по количеству детей, разноцветные шерстяные нитки, бархатная бумага,  тетради, простые карандаши, фишки трёх цветов.

Игра «Буквенный след на спине».

Тема недели: «Много радостных забот нам готовит Новый год»

16.

Согласный звук

[Ш], буква «Ш,ш».

Работа со штампами.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.203.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.117.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Ш» и тем, что она обозначает звуки [Ш], познакомить с правилом написания сочетания «ШИ»;

2.Формировать правильное распределение мышечной нагрузки руки.

3.Воспитывать активность.

Игровое упражнение «Один-много».

Артикуляционная гимнастика «Ш-Ш-Ш».

Д/игра «Доскажи словечко».

Знакомство с буквой «Ш,ш».

Игровое задание «Чудесные спички».

Игра «Бусы» (штампы)

Набор картинок: шар-шары, мак – маки, ложка – ложки, лук – (много) лука, карточка с изображением буквы «Ш», буквы-заготовки по количеству детей, «волшебные спички»,«штампы», карточки-заготовки с изображением разноцветных нит.

Игра «Выкладывание буквы «Ш» из гороха».

Месяц январь:

Тема недели: «Добрые дела стучатся в двери»

17.

Согласный звук

[К], [К`], буква «К,к».

Введение понятия «глухой» согласный звук.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.209.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.113.

1.Познакомить дошкольников с понятием «глухой» согласный звук; дать представление о разных значениях многозначного слова.

2.Совершенствовать умение подбирать признаки и действия к заданным словам.

3.Воспитывать внимание.

Игровое упражнение «Игла-пила».

Игра «Чудесный мешочек».

Фонетическая зарядка

«Ква-ква».

Введение понятия «глухой» согласный звук.

Знакомство с буквой «К,к» и звуками [К], [К`].

Д/игра «Назови слова».

«Чудесный мешочек», мелкие предметы; карточка с изображением буквы «К», буквы-заготовки по количеству детей, «чудесные спички», предметные картинки: кепка,  кит, кисточка, кекс.

Игра «Дорисуй букву» (на бумаге).

Тема недели: «Зимние забавы»

18.

Согласный звук

[П], [П`], буква «П,п».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.213.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.125.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «П» и тем, что она обозначает звуки [П] и [П`]; продолжать учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил.

2.Развивать фонематический слух, закреплять понятие «глухой» согласный звук.

3.Воспитывать внимание.

Игровое упражнение «Про ежей, про иголки».

Игра «Назови слова».

Работа в тетрадях.

Артикуляционная зарядка «Пи-пи-пи».

Закрепление понятия «глухой» согласный звук.

Игра «Доскажи словечко».

Игровое задание «Чудесные спички».

Рисунок с изображением леса, тетради, простые карандаши, карточка с изображением буквы «П», буквы-заготовки по количеству детей, «чудесные спички», Фишки трёх цветов, указка.

Вырезание из газетного текста буквы «П» и наклеивание на листе бумаги.

Тема недели: «Наши любимые домашние питомцы»

19.

Согласный звук

[Т], [Т`], буква «Т,т».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.218.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.121.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Т» и тем, что она обозначает звуки [Т] и [Т`].

2.Развивать умение детей сопоставлять название животного и его движение; помогать правильно подбирать признаки и действия к заданным словам.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к ответам своих товарищей.

Игровое упражнение «Кто как двигается?»

Звуковой анализ слова «КОШКА».

Фонетическая зарядка «Три поросёнка».

Игра «Хлопни-топни».

Знакомство с буквой «Т,т».

Игровое задание «Чудесное превращение».

Д/игра «Назови слова».

Предметные картинки с изображением животных, тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «Т»; буквы-заготовки по количеству детей; карточки , разбитые на шесть квадратов, с изображением буквы, мяч.

Выкладывание буквы из ниток.

 

Месяц февраль:

Тема недели: «Город мастеров»

20.

Согласный звук

[З], [З`], буква «З,з».

Введение понятия «звонкий» согласный звук.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.221.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.116.

1. Познакомить дошкольников  с буквой «З» и тем, что она обозначает звуки [З] и [З`]; с понятием

«звонкий» согласный звук.

2.Развивать умение находить слова с противоположным значением; продолжать совершенствовать умение определять количество слогов в словах, сходных по звучанию, и выделять ударный слог.

3.Воспитывать речевое внимание.

Игровое упражнение «Высокий – низкий».

Игра «Идёт – стоит».

Фонетическая зарядка

«Комарики».

Введение понятия «звонкий» согласный звук.

Игра «Хлопни – топни».

Звуковой анализ слова «ЗАМОК».

Знакомство с буквой «З,з».

Игровое задание «Чудесное превращение.

тетради, цветные карандаши; карточка с изображением буквы «З»; буквы-заготовки по количеству детей; карточки, разбитые на шесть квадратов, с изображением буквы, фишки трёх цветов.

Выкладывание буквы «З» из макарон.

Тема недели: «Если хочешь быть здоров»

21.

Согласный звук

[В], [В`], буква «В,в».

Закрепление понятия «звонкий» согласный звук.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.226.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.127.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «В» и тем, что она обозначает звуки [В] и [В`].

2.Прдолжать формировать умение подбирать слова, противоположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам; отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

3.Воспитывать внимательное отношение к ответам своих товарищей.

Игровое упражнение «Лето-зима».

Игровое задание «Прыгает-скачет».

Фонетическая зарядка: скороговорка.

Загадки.

Звуковой анализ слова «ВЕНИК».

Игровое упражнение «Катаем шарик».

Знакомство с буквой «В,в».

Игровое задание «Волшебная нить».

тетради, цветные карандаши; горошины по количеству детей, карточка с изображение буквы «В», буквы-заготовки по количеству детей, бархатная бумага и цветные шерстяные нитки, фишки трёх цветов.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части.

Тема недели: «Неразлучные друзья – взрослые и дети»

22.

Согласный звук

[Ж], буква «Ж,ж».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.231.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.118.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Ж,ж» и правилами написания сочетания «ЖИ», с многозначным глаголом «лететь»

2.Развивать фонематический слух; продолжать совершенствовать умение определять количество слов в предложении, составлять схему предложения.

3.Воспитывать уважительное отношение к взрослым.

Игровое упражнение «Хочу погладить».

Игровое задание «Летит пулей».

Фонетическая зарядка Лежебока рыжий кот…»

Д/игра «Кто внимательный?»

Игра «Хлопни-топни».

Работа в тетрадях.

Знакомство с буквой «Ж,ж».

Игровое задание «Чудесные спички».

тетради, простые карандаши; предметные картинки, карточка с изображение буквы «Ж», буквы-заготовки по количеству детей, чудесные спички,  фишки трёх цветов.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части (одна длинная палочка и две «галочки»).

Тема недели: «Папа может всё»

23.

Согласный звук

[Б], [Б`], буква «Б,б».

Многозначные слова.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.234.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.126.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Б» и тем, что она обозначает звуки [Б] и [Б`]; с новыми многозначными словами.

2. Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию; отрабатывать умение выделять ударный слог и обозначать его на модели.

3.Воспитывать уважительное отношение к папе.

Игровое упражнение «Шишка».

Игровое задание «Лить-поливать».

Фонетическая зарядка

«Бе-е-е».

Д/игра «Хлопни-топни».

Звуковой анализ слова «БАТОН».

Знакомство с буквой «Б,б».

Игровое задание «Чудесные спички».

тетради, цветные карандаши; предметные картинки, карточка с изображение буквы «Б», буквы-заготовки по количеству детей, чудесные спички,  фишки трёх цветов.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части (одна длинная палочка, одна короткая и полукруг).

Месяц март:

Тема недели: «Мамочка милая, мама моя»

24.

Согласный звук

[Г], [Г`], буква «Г,г».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.239.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.111.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Г,г» и тем, что она обозначает звуки [Г] и [Г`].

2.Формировать способность различать смысловые оттенки имён существительных со значением ласкательности и уменьшительности; развивать мелкую моторику.

3.Восптывать любовь и уважение к маме, бабушке.

Игровое упражнение «Брат – братец – братик».

Фонетическая зарядка «Га-га-га».

Д/игра «хлопни-топни».

Звуковой анализ слова «ГОЛУБИ».

Работа в тетрадях.

Знакомство с буквой «Г».

Пальчиковая игра «Любимые колпачки»

тетради, цветные карандаши; предметные картинки, карточка с изображение буквы «Г», буквы-заготовки по количеству детей, разнообразные мелкие предметы для выкладывания буквы; колпачки для пальчиков (по 5 на каждого ребёнка), фишки трёх цветов.

Игра с пластилином «Буквенные барельефы».

Тема недели: «Весна идёт, весне дорога…»

25.

Согласный звук

[Д], [Д`], буква «Д,д».

Многозначные слова.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.243.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.120.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Д,д» и тем, что она обозначает звуки [Д] и [Д`]; обучать детей прочитывать открытые и закрытые слоги.

2.Развивать мелкую моторику и отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

3.Воспитывать любовь к природе родного края.

Игровое упражнение «Бежать – мчаться».

Работа в тетрадях.

Фонетическая зарядка: скороговорка.

Знакомство с буквой «Д».

Д/игра «Да – нет».

Игра «Назови слово».

Чтение слоговой таблицы.

тетради, цветные карандаши; предметные картинки, карточка с изображение буквы «Д», разнообразные мелкие предметы для выкладывания буквы), фишки трёх цветов; слоговая таблица.

Игра «Рукотворные буквы» (выкладывание букв из макарон).

Тема недели: «Мы поедем, мы помчимся»

26.

Согласный звук

[Ц], буква «Ц,ц».

Смысловая законченность предложения.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.246.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.133.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Ц,ц» и тем, что звук [Ц] всегда твёрдый согласный.

2.Совершенствовать способность детей различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу; обратить внимание на смысловую законченность предложения.

3.Воспитывать интерес к разным видам транспорта.

Д/игра «Как сказать правильно?»

Игровое упражнение «Дом – домище».

Фонетическая зарядка «Цып-цып».

Игровое упражнение «Поймай звук».

Звуковой анализ «КУРИЦА».

Пальчиковая игра «Любимые колпачки».

Работа в тетрадях.

Чтение слоговой таблицы.

тетради, цветные карандаши; предметные картинки, карточка с изображение буквы «Ц», буквы-заготовки по количеству детей, разнообразные мелкие предметы для выкладывания буквы; колпачки для пальчиков (по 5 на каждого ребёнка), фишки трёх цветов; слоговая таблица.

Выкладывание буквы из ниток.

Тема недели: «Неделя театра»

27.

Согласный звук

[Ч`], буква «Ч,ч».

Чистоговорки.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.251.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.131.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Ч,ч» и тем, что звук [Ч`],  всегда мягкий согласный, познакомить с  написанием сочетаний ЧА,ЧУ.

2.Формировать умение детей использовать в предложении приставочный глагол противоположного значения; отрабатывать чёткую артикуляцию.

3.Воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей.

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Фонетическая зарядка «Чик-чик-чик».

Звуковой анализ слова «ЧАСИКИ».

Пальчиковая игра «Скакалочка».

Работа в тетрадях.

Знакомство с буквой «Ч».

Чтение слоговой таблицы.

тетради, цветные карандаши; предметные картинки, карточка с изображение буквы «Ч», буквы-заготовки по количеству детей, разнообразные мелкие предметы для выкладывания буквы; слоговая таблица.

Игра с пластилином «Буквенные барельефы».

Месяц апрель:

Тема недели: «Весенняя капель»

28.

Согласный звук

[Щ`], буква «Щ,щ».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.255.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.131.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Щ,щ» и тем, что звук [Щ`],  всегда мягкий согласный; познакомить с  написанием сочетаний ЩА, ЩУ.

2.Развивать коммуникативные способности детей на основе общения; упражнять в подборе близких и противоположных по значению слов разных частей речи к заданной ситуации; отрабатывать умение находить в словах  заданную букву.

3.Воспитывать интерес к языку.

Игровое упражнение «Как лучше сказать?»

Фонетическая зарядка «Паровоз».

Игровое упражнение «Подумай и назови».

Знакомство с буквой «Щ,щ».

Игровое задание (выкладывание буквы из мелких предметов).

Работа с карточками-записками.

Чтение слоговой таблицы.

Карточки-записки, цветные карандаши, карточка с изображением буквы «Щ», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, слоговая таблица.

Игра «Буквы вверх ногами».

Лепка буквы из пластилина.

Тема недели: «Тайны космоса»

29.

Согласный звук

[Ф], [Ф`], буква «Ф,ф».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.259.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.128.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Ф,ф» и тем, что она обозначает звуки [Ф] и [Ф`].

2.Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах; упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели.

3.Воспитывать речевое внимание.

Игровое упражнение «Скажи точнее».

Фонетическая зарядка «Как фыркает кот?»

Звуковой анализ слова «Фиалки».

Пальчиковая игра «Урожай».

Работа в тетрадях.

Игровое задание (выкладывание буквы из мелких предметов).

Работа с карточками-записками.

Чтение слоговой таблицы.

Тетради, цветные карандаши, карточка с изображением буквы «Ф», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, фишки трёх цветов, слоговая таблица.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части (одна длинная палочка и два полукруга).

Тема недели: «Земля – наш дом»

30.

Согласный звук  [Й`], буква «Й».

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.264.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.130.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Й» и тем, что звук [Й`] самый короткий звук в нашей речи и  всегда мягкий согласный.

2.Развивать точность словообразования в связных повествовательных рассказах; фонематический слух.

3.Воспитывать желание беречь нашу планету Земля.

Игровое упражнение «Антонимы».

Д/игра «Колокольчики».

Фонетическая зарядка «Ой!»

Звуковой анализ слова «ЧАЙНИК».

Пальчиковая игра «Скакалочка».

Работа с предложением в тетрадях.

Знакомство с буквой «Й».

Игровое задание (выкладывание буквы из мелких предметов).

Чтение слоговой таблицы.

Предметные картинки, тетради, цветные карандаши, карточка с изображением буквы «Й», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, фишки трёх цветов, слоговая таблица.

Игра с пластилином «Буквенные барельефы».

Тема недели: «Школа вежливых наук»

31.

Сочетание звуков

[ЙЭ], буква «Е,е»

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.269.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.98.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Е,е» и тем, что она обозначает два звука  [ЙЭ].

2.Развивать точность словообразования в связных повествовательных рассказах; мелкую моторику; упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели.

3.Воспитывать вежливое отношение друг к  другу.

Игровое упражнение «Доскажи словечко».

Игровое упражнение «Антонимы».

Фонетическая зарядка.

Звуковой анализ слова «ЛЕНТА».

Работа с предложением в тетрадях.

Знакомство с буквой «Е, е»

Игровое задание (выкладывание буквы из мелких предметов).

Чтение слоговой таблицы.

Предметные картинки, тетради, цветные карандаши, карточка с изображением буквы «Е,е», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, фишки трёх цветов, слоговая таблица.

Выкладывание буквы «Е» из макарон.

Месяц май:

Тема недели: «Этих дней не смолкнет слава»

32.

Сочетание звуков

[ЙА], буква «Я,я»

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.273.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.84.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Я,я» и тем, что она обозначает два звука  [ЙА]; с правилами написания «Я» после мягких согласных звуков.

2. Развивать точность словообразования в связных повествовательных рассказах; мелкую моторику; упражнять в выделении ударного слога и обозначении его на модели.

3.Воспитывать чувство патриотизма.

Игровое упражнение «Антонимы-синонимы»

Д/игра «Молоточки».

Фонетическая зарядка

«А-я-я-я-яй!».

Звуковой анализ слова «МЯЧ».

Игровое упражнение «Исправь ошибку».

Знакомство с буквой «Я».

Д/игра «Назови слово».

Чтение слоговой таблицы

Предметные картинки, тетради, цветные карандаши, карточка с изображением буквы «Я,я», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, фишки трёх цветов, слоговая таблица

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на три части (одна длинная палочка, одна короткая и полукруг).

Тема недели: «Все профессии важны, все профессии нужны»

33.

Сочетание звуков

[ЙУ], буква «Ю,ю»

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.278.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.93.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Ю,ю» и тем, что она обозначает два звука  [ЙУ].

2.Упражнять детей в образовании форм глагола «хотеть»; продолжать работу по звуковому анализу слова; развивать

фонематический слух.

3.Воспитывать интерес к людям разных профессий.

Игровое упражнение «Ателье», Игровое упражнение «Вы хотите? – Мы хотим».

Фонетическая зарядка.

Звуковой анализ слова «ЮЛА».

Работа с предложением в тетрадях.

Знакомство с буквой «Ю,ю»

Игровое задание (выкладывание буквы из мелких предметов).

Д/игра «Назови слово».

Чтение слоговой таблицы.

Вырезанная из картона кукла; лист картона с вырезанным силуэтом пальто; куски разноцветной бумаги и накладные детали: карманы, манжеты, пуговицы, воротники, ножницы; тетради, цветные карандаши, карточка с изображением буквы «Ю,ю», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, фишки трёх цветов, слоговая таблица

Вырезание из газетного текста буквы «Ю» и наклеивание на листе бумаги.

Тема недели: «Познаю себя»

34.

Сочетание звуков

[ЙО], буква «Ё,ё»

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.283.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с.89.

1.Познакомить дошкольников  с буквой «Ё,ё» и тем, что она обозначает два звука  [ЙО];

с правилами написания «Ё» после мягких согласных звуков.

2.Упражнять в составлении распространённых упражнений; в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных; развивать мелкую моторику рук.

3.Воспитывать речевое внимание.

Игровое упражнение «Размытое письмо».

Игровое упражнение «Сочиняем рифмовки».

Фонетическая гимнастика «Ёжик».

Звуковой анализ слова «ЁЛКА».

Работа с предложением в тетрадях.

Знакомство с буквой «Ё,ё»

Игровое задание (выкладывание буквы из мелких предметов).

Д/игра «Назови слово».

Чтение слоговой таблицы.

Игрушечный мишка; предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички); тетради, цветные карандаши, карточка с изображением буквы «Ё,ё», буквы-заготовки по количеству детей, мелкие предметы, фишки трёх цветов, слоговая таблица.

Изготовление буквенного конструктора: ребёнок разрезает букву-заготовку на четыре  части (одна длинная палочка, три короткие, две точки).

35.

Буквы «Ь» и «Ъ»

(мягкий и твёрдый знаки).

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.289.

Л.Е.Журова «Обучение дошкольников грамоте» с122.

1.Познакомить дошкольников  с последними буквами  алфавита «Ь» и «Ъ», которые не обозначают звуков.

2 Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах; упражнять в нахождении этих букв в словах и тексте; отрабатывать ориентировку на листе бумаги.

3.Воспитывать уважение к ответам своих товарищей.

Игровое упражнение «Удивительные слова».

Д/игра «Когда это бывает?»

Д/игра «Буква – звук».

Знакомство с буквой «Ь».

Игровое задание «Волшебная нить».

Знакомство с буквой «Ъ».

Игровое задание «Волшебная нить».

Работа с карточками-записками.

Чтение слоговой таблицы.

карточки с изображением букв, буквы-заготовки по количеству детей, бархатная бумага, цветные шерстяные нитки, фишки трёх цветов, слоговая таблица.

Игра с пластилином «Буквенные барельефы».

36.

Алфавит.

Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению.

О.М.Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте»

С.294.

1.Познакомить дошкольников с понятием «Алфавит».

2.Закрепить представление о слове как единице языка: слово звучит; есть длинные и короткие по звучанию слова;

Отрабатывать произношение Чистоговорки в разном темпе, с разной силой голоса; закреплять образы букв; развивать тактильные ощущения.

3.Воспитывать дружелюбие.

Игровое упражнение «Зверята и зеркало».

Д/игра «Время рассердилось и ушло. Догони».

Д/игра «Буква – звук».

Знакомство с понятием «Алфавит».

Пословица «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Д/игра «Чудесный мешочек».

Работа с карточками-записками.

Кузовок с игрушками (мишутка в шапке, матрёшка, кошка, погремушка, ёжик, жираф, зеркало); карточки с изображением букв, карточки, чудесный мешочек и буквы, цветные карандаши, таблица-алфавит.

Выкладывание букв из макарон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте и чтению на тему "Кто, кто в теремочке живет?"

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте и чтению в подготовительной к школе группе на тему "Кто, кто в теремочке живет?" Подобраны развивающие игры из пособий Волиной В,В. "Русский язык. Учимся ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по подготовке к обучению грамоте

Задачи:познакомиться с гласным звуком [и],  и с его графическим изображением– буквой «И»;учить слышать новый звук  в словах, определять место звука в слоге, в словевоспитыв...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте. Тема "Звук и буква Г"

Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте.Тема: "Звуки и буквы Г, К, Х"

Конспект ООД  в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте.Тема: "Звуки и буквы Г, К, Х"...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук и буква Ч"

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук и буква Ч"...

Конспект образовательной деятельности для подготовительной к школе группе по подготовке к обучению грамоте: «Путешествие в страну грамоты».

Цель: Выявить и закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте».Задачи:Обучающие:- Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и на...