"Звуки Г и ГЬ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

Коррекционно-развивающие:

Познакомить со звуками Г, ГЬ, с графическим обозначением звуков - буквой Г;

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, умение определять место звука в слове; продолжать развивать фонематический слух;

Образовательные:

Формировать умение давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];

Способствовать умению давать сравнительную характеристику звуков [г] и [г’]).

Воспитательные:

продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: домики, зеркала, конверты с картинками, карандаши.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход занятия:

I. Организационный момент Солнышко умеет улыбаться-давайте и мы улыбнемся. А как хмурится, когда набегают тучки. Но мы все тучки разгоним сильным ветерком-тихо носиком вдыхаем, -ветерок через ротик выдыхаем.

ПРОХОДИТЕ ЗА СТОЛЫ

Настройте зеркала- давайте приготовим нашим язычки к занятию

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Учитель-логопед: - Ребята, сегодня на занятие я пришла к вам не одна, а вот с этими героями (показывает клоунов), вы их узнали, кто это? (ответы детей) Правильно, это клоуны, одного зовут Гога, а второго Гена. Сегодня Гога и Гена помогут нам познакомиться с новыми звуками и буквой, это звуки [г] и [г’] и буквой Г. Но сначала давайте вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Каким цветом гласные звуки? (красные) согласные звуки? (твёрдые согласные синие, мягкие согласные зелёные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия.

II. Основная часть

1. Акустико-артикуляционный образ звуков. 

Учитель-логопед: -Гога пришел к нам с гармонью. Давайте вместе с вами произнесём слова Гога, гармонь. Какой первый звук вы слышите в этих словах? Звук [г].

Поставьте перед собой зеркала и произнесите звук [г], обратите внимание, в каком положении у вас находятся губы, зубы и кончик языка (губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и немного отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба.).

Проговаривание хором и индивидуально 3 детей.

Учитель-логопед: - Ребята, с помощью чего произносится звук [г]? (зубов, языка). Звук гласный или согласный? (согласный).

- Твердый звук или мягкий? (твердый).

Поставьте руку на горлышко и произнесите звук [г]. Вы должны почувствовать, как ваше горло дребезжит. Голосовые связки работают, горло дребезжит. Есть голос.

- Звук глухой или звонкий? (звонкий).

Учитель-логопед: - У Гены гитара. А теперь скажем слова Гена, гитара. Какой здесь слышим первый звук? Звук [г’].

Произнесите звук [г’], обратите внимание, в каком положении у вас теперь находятся губы, зубы и кончик языка (кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута крутой горкой и касается нёба. Под напором выдыхаемого воздуха спинка языка отрывается от нёба). 

Проговаривание хором и индивидуально 2-3 детей.

Поставьте руку на горлышко и произнесите звук [г’]. Горло дребезжит, голосовые связки работают, есть голос. (ПОЛОЖИЛИ ЗЕРКАЛА НА КРАЙ СТОЛА)

3. Развитие фонематического слуха.

Работа со звуковыми фонариками (синий, зеленый)

Учитель-логопед: - Сейчас я проверю, какой у вас слух. Я буду произносить различные звуки, когда вы услышите звук [г] – поднимайте фонарик синего цвета, а когда услышите звук [г’] – поднимайте фонарик зеленого цвета.

[а], [г’], [м], [г], [н’], [г’], [о], [в], [г], [п], [т’], [г’], слоги, слова (гусь, гирлянда, вагон, груша)

4. Произнесение звука [г] в словах. (с мячиком)

«Скажите слова наоборот» Детям предлагается назвать слова, противоположные по смыслу, чтобы в них был звук [г].

Холодный - горячий.

Чистый - грязный.

Тихий - громкий.

Сладкий - горький.

Веселый - грустный.

Хорошо справились с заданием.

5. Работа со схемами и фишками. Наши друзья клоуны приготовили для нас задание (в конверте)

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки и определить, есть ли звук [г] в предложенных словах и указать позицию этого звука в слове. Дети самостоятельно выполняют задание, а затем один из детей озвучивает, что получилось. (огурец, глаза, арбуз). СКОЛЬКО СЛОГОВ В СЛОВЕ

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вышел клоун на арену (поднять руки и помахать)

Поклонился всем со сцены (наклоны головой)

Вправо, влево и вперед

Поклонился всем как мог

7. Обучение элементам грамоты.

Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [г] на письме – с буквой Г. Из каких элементов состоит буква Г (из длинной и короткой палочки).

Буква Г как кочерга

У нее одна нога

На что еще похожа буква Г

Давайте посмотрим, где живет буква г, открывайте кассы. Назовите соседей буквы Г

8. Чтение слогов с буквой «Г» по карточкам. - Напоминаю вам, что буквы мы видим, пишем и читаем. Посмотрите на доску, перед вами слоги. Приготовились читать.

Печатание слогов по образцу на карточках.

9. Чтобы нам запомнить букву «Г», давайте ее напечатаем в тетради.

- Нарисуем в воздухе карандашом букву «Г».

- Попробуем нарисовать ее глазами.

Печатание буквы Г в тетрадях по образцу.

Дети выполняют задание по образцу.

Итог НОД.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.

В цирке весело всегда

Мы идем сейчас туда

Мы увидим там гимнастов

Акробатов силачей

Много клоунов веселых

Дрессировщиков зверей.

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 комбинированного вида»

Конспект занятия по обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Звук [Г], [Гь] и буква Г»

                                                                                                                Учитель-логопед: Рокицкая Н. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]

Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...