Знакомство со звуком и буквой О (Занятие №1, Занятие №2, Занятие № 3)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Звук [O], буква О».
Цель: познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- развивать пространственное представление;
- развивать фонематический слух, восприятие;
- упражнять в определении места звука в слове;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать зрительное внимания, память, воображение.
- совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- развивать графомоторные навыки;
образовательные:
- учить точно произносить звук О;
- закрепить характеристику звука О;
- познакомить с графическим изображением звука О;
- пополнять и активизировать словарный запас;
- развивать коммуникативные умения;
воспитательные:
- воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
- самостоятельность; любознательность;
- выработать самоконтроль речи.
Занятие № 1
Ход
«Доскажи словечко»
Шубу теплую в колечках
Носит тихая…
Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился …
Апельсины и бананы
Очень любят…
Летом в огороде – свежие, зеленые,
А зимою в бочке – желтые, соленые…
- Вспомните все отгадки и скажите с какого звука начинаются все слова? (О)
сказка «Живые звуки».
-- Жил-был звук О. (Демонстрируется символ «Живой звук» О, красный круг с лицом, рот в форме овала)
Очень звук О любил петь. Пел он много и с душою. Когда звук О пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «О, О, О».
Звук О был в восторге от всего: «О! Какое красивое ОБЛАКО! О! Какое глубокое ОЗЕРО! О! Какой зеленый ОСТРОВ!»
Звук О мог не только восторгаться всему вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: О О О_ О О О_ О О О_О О О О_.
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук О. Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.
Какой первый звук вы услышали в словах: облако, и озеро? А какой последний звук?
Представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: «О!» Потом огорчились: «О-о-о!» Увидели корабль и радостно воскликнули: «О-о-о!»
Сегодня мы будем играть со звуком О.
- Дайте характеристику звуку О.
Игра «Крестики – нолики»
Игра «4й – лишний»
Кот, заяц, медведь, лиса (кот)
Корова, коза, собака, окунь (окунь)
Редиска, лимон, огурец, тыква (лимон)
Диван, кровать, окно, стул (окно)
Выделение места звука О в лишних словах.
«Назови одним словом» (ребенку нужно назвать обобщающие слова, выделить звук [О] в начале)
-Как одним словом можно назвать: лук, морковь, капусту? – Овощи.
-Как одним словом можно назвать: сапоги, ботинки, туфли, валенки? – Обувь.
-Белое, пушистое по небу плывет, солнышко прячет? – Облако.
-Имя девочки, которое начинается со звука О? – Оля.
-Как называется пластмассовый круг, который девочки крутят на поясе? – Обруч.
На доске выставлены картинки: кот, окна, лимон, крыло, колесо, стекло, оса, перо, сом, конь, пальто, облако.
- Где живёт звук О в этих словах?
«Определи последний звук"(ребенку нужно выделить звук [О] в конце слова)
Определение позиции звука в словах (работа по карточкам).
Выбирай - ка» и «Запоминай – ка» (ребенку нужно выбрать и закрыть фишками только те предметы названия, которых подходят к схеме; назвать эти предметы, после чего закрыть таблицу и повторить их)
Физкультминутка
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем,
Мы ручки подаём
И крутимся кругом.
Игра «Много — один»
Кольца – кольцо седла – седло колеса — колесо
Зерна – зерно крылья – крыло окна — окно
Стекла – стекло перья — перо
Где в отгадках слышится звук О?
Знакомство с буквой О
Буква О известна всем,
Без неё нельзя совсем,
Уберите букву О
И пойдете без пальто,
Кот исчезнет, дом и сом,
Не покатишь снежный ком.
Не найдешь в лесу орех,
Без неё один лишь смех.
(А. Тесленко)
Занимательные факты о букве О
А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.
Наши древние предки называли букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.
В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.
Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.
Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву О.
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква О.
О – как обруч, захочу –
По дороге покачу!
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.
Г. Виеру
Обведи только буквы О.
Занятие № 2 Звук и буква О
Выставляются на наборном полотне схемы артикуляции гласных звуков.
А – открыт рот широко, гласный звук пропеть легко.
У – мы гласный не забыли, губы в трубочку сложили.
О – овалом ротик сделай, гласный звук поём мы смело.
И – скорее улыбнись, звук, как ниточка, тянись.
Гласному легко живется:
Голосок свободно льется.
Звуки гласные мы знаем,
Их легко запоминаем.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Предлагаю пропеть все гласные звуки, затем пропеть все гласные звуки на одном дыхании, затем на одном дыхании пропеть 2, 3 раза.
Д/И «Ну-ка, звуки, стройся в ряд!»
Логопед. Мы с вами отдохнули и готовы продолжать занятие. Сейчас я произнесу волшебное заклинание и вы «превратитесь» в звуки А, У, И, О.
Логопед. Раз, два, три, дети в звуки обратитесь, и на зов мой отзовитесь!
Логопед вызывает одного ребенка к доске, обозначая его одним из звуков. Другого ребенка, сидящего за столом, обозначает другим звуком. Ребенок, стоящий у доске, начинает звать, сидящего за столом «звука», называя сначала себя, а затем – второй «звук». (например: АУ, ОИ, УО…) Упражнение повторяется несколько раз.
Назвать гласный звук в слове (гласный звук произносить длительно):
Том, Тим, сад, дуб, кот, мир, сок, мак, шарф, лист, зуб, шкаф, крот, луч, рис, плот, плуг, глаз, лоб.
Назови гласные звуки:
Кок, мак, пол, волк, сад, шов, сом, кран, ком, дуб, рот, зуб, лоб, рак, гол, сук, шар, жук, бока, моток, кубок.
Игра «4-й лишний» (назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее):
Например:ослик, очки, аист, окна (аист – потому, что это слово на звук «а», а остальные слова на звук «О».
Овцы, альбом, акварель, артист; узел, обруч, овощ, осень;
Иней, изюм, улица, игрушка; игра, озеро, индейка, икра;
Укроп, уголь, озеро, удача; орех, отдых, армия, ослик.
Игра «Слушай, повторяй!»
Логопед просит детей повторить слова:
Мак – бак – так
Ток – тук – так
Бык – бак – бок
Дам – дом – дым.
Дидактическая игра «Много – один».
Логопед называет несколько одинаковых предметов, а ребенок говорит название одного такого же предмета.
Кольца – кольцо сёдла – седло звенья – звено
Зерна – зерно крылья – крыло колеса – колесо
Стекла – стекло перья – перо окна – окно
перья – … (перо) брёвна – … (бревно) озёра – … (озеро)
сёла – … (село) вёдра – … (ведро) гнёзда – …(гнездо) облака – … (облако)
окуни – … (окунь) острова – … (остров)
Д/И «Скажи ласково».
Незнайка вам очень благодарен за вашу помощь и просит помочь ему назвать ласково предметы, которые изображены на картинках.
Остров – островок, облако – облачко, окунь – окунёк, окна – окошки, дом – домик, кот – котик, крот – кротик.
Задание «Поймай звук [О]»
- – хлопаете в ладошки, когда услышите звук [О].
- Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.
- - Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1й и 2й
- звуки. ОК – О, К /ОП – О,П/ ОТ – О,Т/ ПО – П,О/ ТО – Т,О/ КО – К,О
- А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы
- произнесите их слитно. О,К – ОК/ О,П – ОП/ О,Т – ОТ/ К,О – КО/ П,О –
- ПО/ Т,О –ТО/
Работа с разрезной азбукой
- Игра на звуковой анализ и синтез
От, уп, оп, ок, ко, то, по, та
- Печатание букв О.
- чтение: КОТ, ТОК, ТУК, КУТ, КТО, ПОТ. Кто кот? Укота кут.
- печатание под диктовку слов: КТО, ПОТ – Звукобуквенный анализ.
Занятие № 3
Доскажи словечко…
В конце предложения ставится… (точка).
С буквой Д растет у мамы… (дочка).
С К я на болоте… (кочка).
Б в начале слова… (бочка).
О на А заменим – … (качка).
Слева Т – и слово… (тачка).
Вместо А кто У возьмет,
В небе… (тучка) поплывет.
Маленькую тучку я возьму за… (ручку).
Было очень жарко, и мама открыла все… (окна).
Бабушка варила варенье, и в открытое окно влетели злые… (осы).
Я очень люблю кедровые… (орехи).
Ничто не предвещало дождя, по небу плыло воздушное… (облако).
Летом в огороде – свежие, зеленые,А зимою в бочке – желтые, соленые.Отгадайте, молодцы,Как зовут нас?.. (Огурцы).
Осел лениво в гору брел, а над ним парил… (орел).
Шубу теплую в колечках носит тихая… (овечка).
Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, Вот и весь я – … (осьминог).
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны).
Стройный, быстрый, рога ветвисты, пасется весь день. Кто же это?.. (Олень).
Работа над предложением.
Дети я вам дарю слова, а вы из них составьте предложения:
Мыть, Оля, окна.
Лодка, дети, пускать.
Кость, грызть, собака.
Скамейка, спит, кот, под.
После составления каждого предложения спросить в каких словах в этом предложении живёт звук О.
Работа с картиной
Рассматривание картины.
Составление предложений по картине:
- Какое время года? Почему?
- Какая осень? Ёжик? Листья? Лес? Гнездо? Дуб? (составление предложений с включением нескольких определений)
- Что вы видите?
- Кого вы видите?
- Придумывание слов со звуком О по картине.
"Раскрась-ка" (после того, как ребенок раскрасил, перевернуть и попросить вспомнить какие картинки были)
Буква-Бублик — это О.
Укатилась далеко.
Ослик, облако, окно
Это всё на букву О.
(С. Иванов)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Е. Тарлапан
Работа с разрезной азбукой (Тренажёром)
- выложить (напечатать) слово КАТИТ
КОТИК, КАТОК – печатаем под диктовку в тетради. Звукобуквенный анализ, деление слов на части.
- сравнить два слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Знакомство со звуком и буквой - Р"
Обучение грамоте. Звуки и буква Р....
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.
Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...
Конспект занятия по знакомству со звуком и буквой И
Цели: Познакомить детей со звуком и буквой- И-. Продолжать формировать понятие «гласный звук». Упражнять в четком произнесении звука- И- изолированно и в словах, предложениях. Учит...
Конспект занятий по грамоте «Знакомство со звуком «Ф»; буквой «Ф»»
Конспект занятия по грамоте для старшей группе....
Конспект занятий по грамоте «Знакомство со звуком «В»; буквой «В»»
Конспект занятия по грамоте для старшего возраста....
Открытое занятие по обучению грамоте "Знакомство с звуком и буквой Л"
Знакомство с звуком и буквой Л...
Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Знакомство со звуком и буквой [o]"
Цель. Развитие фонемных умений...