Презентация "Использование игровых технологий при обучении грамоте детей с ОНР." (из опыта работы)
презентация к уроку по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоте является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда раскрыть перед ними эти понятия.На помощь приходят игровые технологии. Предлагаю вашему вниманию реализацию игровых технологий на занятиях по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_pri_obuchenii_gramote_.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи : - Активизировать навыки фонематического восприятия, анализа, синтеза в процессе ознакомления со звуковым составом слова. - Развивать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности на основе общения. - Активизировать познавательную деятельность детей, развивать логическое мышление, память, внимание. Цель : формировать необходимую готовность к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Актуальность Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоте является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели развитый фонематический слух , хорошую устную речь, навыки деления слов на слоги, составления и анализа предложений. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, смысл текста. Это своеобразный старт для дошкольников в изучении родного языка, его богатств и возможностей в выражении мыслей, чувств, побуждений. Важно , чтобы этот старт был удачным и победным .
Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда раскрыть перед ними эти понятия. На помощь приходят игровые технологии. Понятие «игровые технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности. Любая игра – это тема для общения с ребенком, может нести дополнительную нагрузку, можно задать вопросы ребенку, уточнить, проговорить задание, описать предмет, составить предложение и т.д. В игре часто сложное становится понятным и доступным. П едагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, дошкольник будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата . Предлагаю вашему вниманию реализацию игровых технологий на занятиях по обучению грамоте.
Работа с детьми Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия, речи и мышления . Игровой и занимательный материал по изучению букв. Кроссворды, ребусы, загадки. Интерактивные игры. при ознакомлении со звуками дети знакомятся с Звуковичками , определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком звуковом домике он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов. « Весёлые З вуковички » (развитие звукового анализа) Использование наглядного занимательного материала: При ознакомлении со звуками дети знакомятся с весёлыми Звуковичками , определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий. Э то помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.
- «Позови звуки домой»; - « Подбери схему к картинке »; - «Умные прищепки»; - « Подбери картинку к схеме »; - «Зонтики»; - « Светофор»; - « Подружи звуковиков»; - « Колокольчики, наушники» и т. д. Игры с символами звуков
Звуковой планшет Цель : закреплять умение выполнять звуковой анализ слов, определять место звука в слове
Игры с буквами Алгоритм изучения каждой буквы: з апоминание образа буквы можно организовать по –разному: яркий образ буквы (действия, предметы, ассоциации). Фиксация образа буквы (« Фотозапоминалки »). Воспроизведение этого образа (описание буквы по памяти ). Особое внимание на направление элементов букв (в какую сторону животик, ножка, язык, хвостик …). Самостоятельное «письмо» буквы (рукой в воздухе). Самостоятельное написание буквы ребенком у доски . Изображение буквы с помощью пластилина, веревочки, камешков, пуговиц… Поиск новой буквы в текстах детских книг. Звуко -буквенный анализ.
Выставка «Забавные буквы»
Изготовление альбома АЗБУКА Написать букву разных размеров , разного цвета на плакате
« К нижки – малышки» ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ С ПОМОЩЬЮ ИГР И СКАЗОК
Раскрась клеточки с заданной буквой Пластилиновые фокусы
Настольно - печатные игры при обучении чтению
Логопедический пальцеход Шаги пальцами по кружкам-повторяем буквы(гласные, согласные), учимся читать слоги, слова. А К и М
Дидактические игры при обучении чтению « Найди и прочитай» , «Собери гусеницу »; «Помоги ёжику» « Подбери картинки к словам»; « Составь слово к картинке»; « Составь слово по первым буквам названий картинок »; « Расшифруй слово» и т. д.
«Ловкая ладошка» «Слоговой поезд»
Многофункциональная игра «Собери бусы»
Дидактические игры с перфокартами в работе с детьми по обучению грамоте Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или помещенная в файл карточка с заданием. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой. Преимущество перфокарт – это многократное использование . Цель : обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидактических игр с перфокартами. Задачи : - совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа слова, предложений, чтения слов, предложений; - развивать графические навыки. Основной вид детей дошкольного возраста – игра. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным , активизирует деятельность детей. Использование перфокарт позволяет: - закрепить пройденный материал; - оперативно проверить усвоение материала; - развивать самостоятельность, мелкую моторику рук; - активизировать мыслительную деятельность детей, внимание; - учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Проверка: - самостоятельно ; - парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
Перфокарты могут быть использованы: - педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях, - педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных, печатных, дидактических), которые есть в копилке каждого специалиста.
Использование практических приемов игровой технологии В.В. Воскобовича При обучении детей звуко - буквенному анализу и элементам грамоты, используем пособия: « Шнур грамотей», «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик ». Геоборд , геоконт
Итоги проведенной коррекционно-развивающей работы подтверждают, что комплексная, планомерная и систематическая работа повысила готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР . Наработанная система игр по обучению грамоте помогает эффективно решать задачи, строить педагогический процесс. Организуя работу по подготовке детей к обучению грамоте, я всегда учитываю особенности ребёнка, его интересы, потребности. Игры , которые я наработала и систематизировала - разнообразны , носят обучающий и развивающий характер. Результаты работы по использованию игровых технологий при подготовке детей к обучению грамоте следующие: - дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие; - умеют выделять звуки в словах; - умеют подбирать слова на заданные звуки ; - владеют навыками звукового анализа, умеют определять количество звуков в слове, устанавливать последовательность звуков в слове, - умеют делить слова на слоги, предложения на слова. - Проявляют интерес к родному языку.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении грамоте старших дошкольников
С первых дней жизни мы пытаемся произносить звуки, познаем и осознаем их, начинаем учиться слышать, в дальнейшем фиксировать с помощью значков (букв) на письме. Звуковая структура в нашем родном языке...
Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы»
Цель: обучение грамоте детей подготовительной группы через различные игровые технологииЗадачи:Изучить актуальность использования игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы;В...
Обобщение опыта "Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении грамоте детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО"
Использование информационно – коммуникационных технологий при обучении грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО....
Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"
В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....
Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".
Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....
Консультация для родителей " Игровые технологии в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".
Игровые технологии помогают эффективно строить интересный педагогический процесс, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольников - игре....
Использование игровых технологий при обучении грамоте. Звук [а] и буква А
Звук [а] и буква А...