Обобщение опыта "Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении грамоте детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО"
статья по обучению грамоте (старшая группа)
Использование информационно – коммуникационных технологий при обучении грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО.
"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". В.А. Сухомлинский.
Закон "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставят новые акценты в обеспечении качественного и доступного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Очевидно, что тем самым особое внимание уделяется профессиональной компетентности современного педагога. Одним из показателей профессиональной компетентности является его способность к саморазвитию. Основными критериями саморазвития педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагога, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы с тяжёлыми нарушениями речи, учитывая заказ родителей на образовательную услуги, считаю целесообразным при построении коррекционно - образовательного процесса включать в коррекционно – образовательную деятельность учителя - логопеда здоровьесберегающие технологии, технологии проектной деятельности, технологии создания предметно – развивающей среды, технологии интегрированной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии и др. Каждый день я нахожусь в состоянии творческого поиска и стремления к совершенствованию в области применения современных образовательных технологий.
Для педагога важно помнить, что каждый ребёнок это — личность и его способности развиваются в той деятельности, в которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии открывают безграничные возможности для эффективной творческой работы учителя - логопеда и являются средством интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
В рамках введения ФГОС дошкольного образования приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно – коммуникационной, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в освоении ими основной образовательной программы. Главной идеей является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с тяжёлыми нарушениями речи. К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с ФГОС ДО относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей и чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
У детей с тяжёлыми нарушениями речи выявляется недостаточность объёма словаря, недоразвитие фонематического слуха, несформированность навыков звукового анализа и синтеза слова, сложности при автоматизации поставленных звуков, нарушена звуконаполняемость и слоговая структура слова, не владение навыками словоизменения и словообразования, неумение логично, последовательно, без пропусков основных частей, связно передать содержание текста. Основными задачами коррекционной работы учителя – логопеда в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи являются: овладение дошкольником связной, грамматически правильно оформленной речью, фонетической системой русского языка, предпосылками грамотности, что формирует предпосылки к учебной деятельности и обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС ДО.
Для решения этих задач на моих логопедических занятиях, кроме традиционных методов и приёмов, я использую компьютерные технологии. Компьютер, интернет, интерактивные игры проникли практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение информационно – коммуникационных технологий в практическую деятельность учителя - логопеда – это беспроигрышный вариант в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. В связи с введением ФГОС ДО интерактивная доска занимает особое место. Одним из направлений в моей работе стало использование интерактивной доски на фронтальных занятиях по обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста.
Использование интерактивной доски помогает сделать образовательно – коррекционный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получая обратную связь с детьми. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д. В связи с введением ФГОС ДО интерактивная доска в практической работе учителя – логопеда занимает особое место.
Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи в МБДОУ детский сад № 13 «Колосок» построено на основе «Вариативной примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В. Нищевой, С - Петербург, Детство – пресс, 2015 год. В рабочей программе учителя – логопеда раздел обучение грамоте разработан на основе парциальной программы «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», под редакцией Н.В. Нищевой, С - Петербург, Детство – пресс, 2015 год.
В соответствии с профилем группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Рабочей программе учителя – логопеда на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных направлений развития ребёнка. Одним из направлений коррекционно - развивающей работы учителя – логопеда в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи является обучение грамоте.
Для решения этой задачи на групповых занятиях по обучению грамоте, я использую авторские мультимедийные презентации пятый год. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. Использование интерактивной доски на групповых логопедических занятиях даёт широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Дети с тяжёлыми нарушениями речи получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. При работе с интерактивной доской у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), совершенствуются зрительно-пространственные отношения. Использование в образовательно - коррекционном процессе учителем – логопедом мультимедийных презентаций на фронтальных занятиях по обучению грамоте , предотвращает утомление воспитанников, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность и работоспособность в течение всего занятия, повышая эффективность работы.
Особую актуальность, в соответствии с ФГОС ДО, имеет педагогическое просвещение родителей дошкольников. В организации взаимодействия учителя - логопеда с родителями, использую мультимедийные презентации, что позволяет расширить коррекционо – образовательные возможности традиционных форм работы, привлекая мам и пап к участию в коррекционно - образовательном процессе. Для частоболеющих детей, пропустивших занятия, есть возможность вместе с родителями в домашних условиях познакомиться с пройденным материалом. Для родителей в раздевалке есть доступ к дискам и тренажерам «Азбука» и текстовые материалы.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ интерактивной доски. Он сочетает в себе движение, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю - логопеду самостоятельно скомпоновать образовательный материал исходя из темы логопедического занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального эффекта.
Мультимедийные презентации по обучению грамоте помогают детям с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, познакомиться и применять такие термины, как «звук», « буква», «слово», «слог», «предложение», «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой», «ударный», «безударный», « начало слова», «конец слова, «середина слова» с опорой на зрительные символы, используя метод моделирования в схеме слова, развивать слоговую структуру слова, расширять, уточнять, активизировать словарь, предупреждая нарушения письменной речи: дисграфию и дислексию.
Серия мультимедийных презентаций о звуках и буквах предназначена для детей 5 - 7 лет для знакомства с новым звуком и буквой. В содержание каждой презентации включены слайды с предметными картинками к новому звуку для выделения и определения характеристики первого звука в слове с опорой на схематичное обозначение применяемых терминов, слайд с новой буквой и предметной картинкой к этой букве, видео - ролик о новом звуке и букве «Уроки тётушки Совы», слайд для профилактики дисграфии и дислексии: «Где спряталась буква?» и заключительный слайд в конце занятия, как поощрительный за хорошую работу - просмотр фрагмента мультфильма, название которого начинается со звука, пройденного на занятии.
Мультимедийную Азбуку рекомендуется использовать учителям – логопедам на занятиях по обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте, родителям при знакомстве детей с новыми буквами и для закрепления труднопроизносимых звуков, воспитателям групп общеразвивающей направленности, педагогам развивающих и реабилитационных центров на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях при подготовке детей к школе по обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsiidokument_microsoft_office_word1.docx | 1.35 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационно – коммуникационные технологии в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах»
Доклад «Информационно – коммуникационные технологии в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах»...
Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении дошкольников
Материал для воспитателей детских садов....
Сертификат участника конкурс на лучшие педагогические практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе общего образования
Конспект образовательной деятельности на конкурс на лучшие педагогические практики по использованию современных средств информационно-коммуникационных технологий для обучения в системе общего образова...
Доклад «Информационно – коммуникационные технологии в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах»
Способы использования ИКТ в обучении детей игре на музыкальных инструментах. Помочь музыкальному руководителю в применение информационно-коммуникационных технологий...
Самообразование по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при слушании музыки старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»
Цель работы: повышение эффективности образовательного процесса, путем использования информационно - коммуникационных технологий при слушании музыки старшего дошкольного возраста....
"Возможности информационно- коммуникационных технологий при обучении детей дошкольного возраста рисованию"
laquo;Возможности информационно-коммуникационных технологий при обучении детей дошкольного возраста рисованию»Цель: формирование компетентности педагогов ДОО в области использования мульт...
Информационно-коммуникационные технологии при обучении старших дошкольников грамоте
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое...