Конспект НОД по обучению грамоте «Цветущая весна»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Ирина Алексеевна Краснова

Конспект

НОД по подготовке детей к обучению грамоте

«Цветущая весна». Согласные звуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

НОД по подготовке детей к обучению грамоте

«Цветущая весна»

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

«Социально – коммуникативное»

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое»

Задачи:

Совершенствовать фонематический слух: упражнять детей в распознавании гласных и согласных звуков, определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных звуков; уметь определять первый и последний звук в словах; упражнять в умении составлять звуковую схему слова. Строить словосочетания с заданным словом.Упражнять в умении составлять предложения по картине. ( «Речевое развитие»)

Закрепить с детьми характерные признаки весны; представление о цветах (луговых, садовых («Познавательное развитие» )

Закрепление умения раскрашивать квадраты разными нетрадиционными способами. («Художественно-эстетическое» )

Прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам; развитие умения работать в команде, договариваться и сотрудничать друг с другом. («Социально – коммуникативное» )

Методы и приемы:

- наглядные

- словесные

-практические

Материалы и оборудование: карточки с изображением цветов, перфокарты на каждого ребенка, цветы с буквами, прозрачные экраны 8 штук, краски (синего и красного цвета) каждому ребенку, цветные карандаши (зеленые), кисточки, ватные палочки, кусочки поролона,  картина «Семья», мольберт, дорожки синего и красного цвета, фишки(геометрические фигуры), красная и синяя коробочки.

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Игровая ситуация »Найди свою команду»

 Предлагает детям подойти к столу и выбрать одну из разложенных лицевой стороной вниз карточек. На карточках изображены цветы, причем подбор их должен быть примерно одинаковым: 4 луговых (василек, одуванчик, колокольчик,ромашка), 4 садовых (астра, тюльпан, ирис,орхидеи) Детям предлагается внимательно посмотреть на свои картинки и разбиться на две группы. Принцип разбивки не оговаривается, детям представляется самостоятельность. После того как команды созданы,  просит детей каждой из них объяснить, почему они объединились.

Дети стоят полукругом.

Выбирают карточку, разбиваются на две команды, объяснив, почему объединились.

(луговые , садовые)

Деятельностный

 Способствовать развитию фонематического слуха, умение выделять первый и последний звук в слове.

Речевая игра «Звуковая дорожка»

Определяют первый и последний звук в словах.

Воспитатель называет весенние слова. Дети стоящие слева от меня называют первый звук в названном слове, дети стоящие справа последний.

 Дети стоят по командам .Выделяют первый и последний звук в словах

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

Воспитатель читает стихотворение. Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Это звуки...(гласные)

Слушают, досказывают слово.

Закреплять умение находить и правильно называть гласную букву.

 Игра  «Музыкальные цветочки»

Различают гласные, согласные буквы и соответствующие им звуки.

Воспитатель сообщает детям, что  нужно собрать музыкальные цветочки, но поют только те цветы, на которых изображены гласные буквы.

Дети по очереди дотрагиваются до цветка с гласной буквой и  произносят звук.

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

.

Такие звуки нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук. Они все разные,

А называются они...(согласные)

Они бывают Звонкие –
(М, Л,З, Ж, Р, Н,)
Бывают и глухие –
(С, Ш, П, К, Ф, Х,)

Слушают, досказывают слово.

 Способствовать развитию фонематического слуха, умение выделять первый  звук в слове, дифференцировать звонкие и глухие  согласные звуки.

Игра «Умные руки»

Различают звонкие  и глухие согласные звуки, выполняют движения соответственно заданию.

Дети сидят на ковре, воспитатель называет слова и показывает картинки, дети определяют первый звук и выполняют движения : звонкийсогласный – хлопают,глухой согласный – руками закрывают уши. (слова-названия цветов)

Садятся на коврик, слушают, выделяют первый звук в словах, выполняют движения .

 Способствовать развитию фонематического слуха, умение выделять первый (последний) звук в слове, дифференцировать мягкие и твердые  согласные звуки.

Игровое упражнение «Мягкий – твердый»

Различают мягкие  и твердые согласные звуки.

Есть твердые и мягкие,
Вот они какие...

Воспитатель предлагает выбрать перфокарты, на карточке по краям расположены съемные картинки, напротив картинок пустые квадраты.Предлагает раскрасить квадраты, соответственно первому звуку изображенного предмета, используя карандаши двух цветов-синий для твердого звука –одной команде, зеленый для мягкого- другой команде.

Дети выполняют задание по командам

Закреплять   умение 

проводить звуковой анализ слова, характеризовать звуки.

Игровое упражнение «Звуковая дорожка»

Умеют выкладывать звуковую схему слова

А теперь вас ожидает работа по составлению звуковой схемы слова- астра. На прозрачном экране в звуковой дорожке слова – гласные звуки раскрашиваем  левой рукой, а согласные правой.Возможна работа в паре.

Дети садятся за столы парами и выстраивают схему.

Развивать умение детей строить словосочетания с заданным словом.

Словарная работа.

Составляют словосочетание с заданным словом.

Почему распускаются цветы весной,  пробуждается вся природа?

Весной на землю попадает больше солнечных лучей. Мы еще говорим «теплое солнышко». Что означает это выражение? Что на улице стало теплее.

-А про что еще можно сказать «теплый»? (день,шуба,шарф…) А еще говорят «теплые отношения»

- Что означает эта фраза?

Это душевная теплота в отношении к своей маме, папе, к своим близким. Я уверена, что вы любите своих родителей и относитесь к ним с душевной теплотой.

Дети стоят в кругу. Подбирают слова к слову «теплый», образуя словосочетание

Развивать общие речевые навыки, связную речь;  прививать теплое, заботливое отношение к своим родственникам;

воспитывать культуру речевых высказываний.

Игра «Прошагай предложение»

Составляют предложения по картине

Посмотрите на эту картину,составьте каждый свое предложение и прошагайте его. Кто уйдет дальше.

 Дети рассматривают картину .Составляют предложения по картине,шагают по дорожке, делая шаг на каждое слово в предложении.

Заключительный

Развитие умения работать в команде, договариваться и сотрудничать друг с другом.

Рефлексия

 Просит детей подвести итоги,  оценить свою работу и работу  команд.

Из заработанных фишек(геометрических фигур) выкладывают цветочную поляну для гостей.

Совместно из заработанных фишек выкладывают цветы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект НОД по обучению грамоте Подготовительная группа. Тема: « Весна»

Тема: « Весна» Программные задачи: ·        Закреплять ,систематизировать знания детей о весне: весна полевая, речная, лесная. Совершенствовать  диалогичес...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект ООД (игра - занятия) тема: «Цветущая весна» младший дошкольный возраст

Конспект ООД (игра - занятия) тема: «Цветущая весна» младший дошкольный возраст...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе “Весна в беде”

Цель: Формирование у детей понятия “ударный слог”Задачи:Образовательные:Актуализировать знания детей о звуках;Создать условия для получения детьми знания об ударном слоге;Формировать у дет...