Конспект НОД по обучению грамоте Подготовительная группа. Тема: « Весна»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Косенкова Татьяна Павловна

Тема: « Весна»

 Программные задачи:

·        Закреплять ,систематизировать знания детей о весне: весна полевая, речная, лесная. Совершенствовать  диалогическую и монологическую форму речи.

·        Продолжать упражнять детей в согловании слов в предложении.

·        Упражнять в составлении предложений, анализировать их словесный состав с указанием последовательности слов в предложении; продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный слог в слове, читать простые предложения. Развивать логическое мышление ,воображение.

·        Воспитывать основы эмоционально положительного настроя детей в отношениях друг с другом.

·        Воспитывать умение сопереживать и помогать в трудных ситуациях.

Предшествующая работа :

·        Чтение рассказа В.Бианки «Три весны» и беседа по вопросам по содержанию текста.

·        Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна».

·        Рассматривание картин, иллюстраций про весну; наблюдения за весенней природой.

Подготовка воспитателя к занятию :

·        Проработала программу «Радуга»

·        Пригласила героев для игровых приемов, оговорила методику.

·        Подобрала соответствующий материал и музыку.

Материал:

·        Шкатулка с заданиями.

·        Конверт с семенами, схемы предложений, корзиночка, картины.

 

Ход НОД

Воспитатель  -Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с гостями.

Дети  - Здравствуйте !

Воспитатель - А сейчас давайте поиграем в игру «Приветствие», скажем слова приветствия друг другу.

Дети по кругу передают мягкую игрушку и произносят слова : « Катя, я очень рада тебя видеть» и так  далее.

- Вижу – вижу, все улыбаетесь, значит всем хорошо. У всех хорошее настроение.

- Раздается стук в дверь.

- Кто  это к нам в гости идет?

Появляется Буратино, держит в руках большую, красивую шкатулку.

Буратино  - Здравствуйте ,здравствуйте! Это я. Узнаете вы меня?

Дети: - Буратино.

Воспитатель - Здравствуй  Буратино. Как же ты здесь оказался?

Буратино - Я вам принес волшебную шкатулку, которую передала для вас Весна.

Воспитатель - А где же она сама?

Буратино - Она торопилась, спешила к вам, но ее заколдовала злая старуха Зима.

Воспитатель - А как же шкатулка оказалась у тебя?

Буратино – Мне ее принес зайчик и просил, чтобы ребята скорее помогли освободить Весну от колдовских чар Зимы.

Воспитатель - Спасибо тебе, Буратино, давай нам шкатулку.

Берет шкатулку у Буратино и просит его бежать в лес передать зайчику ,что ребята помогут Весне. Дети садятся за столы. Воспитатель открывает шкатулку, берет письмо и читает.

- Дорогие ребята ,освободить меня от колдовских чар Зимы можете  только вы, выполнив следующие задания.

- Вот ребята первое задание.

- Назовите весенние месяцы . (Ответы детей.)

- Назовите первую победу весны .

Ответы детей: Она начинается , когда в полях показались первые проталины. Обрадовались ей грачи ,мигом примчались к нам. Потом скворцы и полевые жаворонки. Грачи рады, что могут ковырять носом поле, вытаскивая из земли червей. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зернышки.

Воспитатель - Назовите вторую победу весны?

Ответы детей. Весна речная.

-Расскажите о речной весне.

Ответы детей: Треснул толстый лед на реках. Льдинки с грохотом и звоном поплывут к морю. Но они не доплывут до моря, растают под  горячими лучами солнца. В воде проснутся рыбы, разные насекомые, улитки, личинки. Прилетят водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди, чайки, речные и болотные кулики .Реки выйдут из берегов своих, затопят луга, кустарники .Люди скажут: весенний разлив или паводок. Вода напоит всю землю.

Воспитатель - Назовите третью весну.

Ответы детей. Весна лесная.

Воспитатель - Почему весна называется лесной?

Ответы детей: Закукует кукушка ,лес окутает зеленоватый туман, прилетят ласточки , зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется и соловей запоет.

Воспитатель - Молодцы ребята, я думаю с первым заданием мы справились.

- А вот и второе задание: - Придумайте предложения про весну, состоящее из трех слов.

Дети называют предложения. У доски ребенок выкладывает схему одного из предложений, которое составили дети.

Воспитатель  - Дети я тоже придумала предложение: -«Весна попала в беду».

- Составьте, пожалуйста  схему этого предложения.

Дети за столами на альбомных листах выкладывают схему предложения.

- Назовите 1-е , 2-е , 3-е,4-е слово.

- Ответы детей.

- Что вы можете сказать о 3-м слове?

Ответы детей: Это  предлог, со словами предлог пишется раздельно.

Воспитатель - Молодцы. Выполнили и второе задание.

Игра « Эхо»

Воспитатель читает детям стихи и просит их отвечать ,  как эхо-

повторять последний слог того слова, на котором останавливается  воспитатель.

Собирайся, детвора!

Дети: Ра! Ра!

Начинается игра!

Ра! Ра!

Бей в ладоши веселей!

Лей! Лей!

Да ладошек не жалей!

Лей! Лей!

Сколько времени сейчас!

Час! Час!

Сколько будет через час!

Час! Час!

И неправда: будет два!

Два! Два!

Думай, думай голова!

Ва! Ва!

Как поёт в селе петух!

Ух! Ух!

Да не филин, а петух?!

Ух! Ух!

Вы уверены, что так?

Так! Так!

Это ухо или нос?  (Воспитатель показывает на ухо)

Нос! Нос!

Или, может, сена воз?

Воз? Воз?

Это локоть или глаз? (Показывает на локоть).

Глаз! Газ!

А вот это что у нас? (Показывает на нос).

Нас! Нас!

Вы хорошие всегда?

Да! Да!

Или только иногда?

Да! ДА!

Вы устали отвечать или нет?

Нет! Нет!

Разрешаю помолчать!

Воспитатель- Вам понравилась игра? Да!

- Дети садятся за столы на свои места. Воспитатель смотрит в шкатулку.

Воспитатель - А сейчас мы приступам к выполнению третьего задания.

Воспитатель ставит на мольберт картинку – изображение домика.

- Дети, как вы думаете, какая связь между домиком и животными?

Ответы детей: Домик означает, что это домашние животные, они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними, кормит, лечит, поит, жалеет, разговаривает с ними.

- А между лесом и животными ?

Ответы детей: В лесу живут дикие животные, за ними не ухаживает человек, они сами себе добывают корм, прячутся , чтобы их не увидел охотник, находят себе жилье, лечатся травами, даже шерстку меняют .

Воспитатель - Молодцы, правильно вы все рассказали. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть животное, а вы будете называть его детенышей.

- У коровы один детеныш – теленок, много телят.

- У козы один – козленок, много козлят.

- У овцы один – ягненок, много – ягнят.

- У лошади один – жеребенок ,много – жеребят.

- А сколько частей в слове «теленок»?

Ответы детей.

- Прохлопайте _ _ _.

Воспитатель – Сколько частей в слове «жеребенок»?

Ответ ребенка: четыре

- Прохлопайте.

Воспитатель - У лисы детеныш – лесенок, много лисят.

- Назовите ударный слог в слове лисенок.

Ответы детей.

Воспитатель: - У медведицы один детеныш – медвежонок.

- Выделите ударный слог в слове «медвежонок» .

Ответы детей.

Воспитатель – Справились мы и с этим заданием.

- А вот и последнее задание:

                                    Чтобы чары Зимы расколдовать,

                                    Постарайтесь эти строки прочитать

                                    Их услышит Зимушка – Зима

                                    И растает от весеннего тепла.

- А сейчас давайте прочитаем эти предложения.

Каждый ребенок читает  то предложение, которое лежит у него на столе.( Ярко светит солнце. Весело звенят ручьи. Стало тепло. И .др. После выполнения всех заданий воспитатель читает детям стихотворение.

                                    А зима сдала , осела,

                                    Хватит ей озорничать

                                    Приходи Весна скорее

                                    Песни петь и май встречать!

Приходит Весна благодарит детей. Приглашает в хоровод «Весняночка». Весна дарит детям подарок: конверт с семенами цветов, семечки подсолнуха, тыквы. Прощается 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

Подготовительная группа

Выполнила: воспитатель  1 категории МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Журавлик»

  Косенкова Татьяна Павловна

Тема: « Весна»

 Программные задачи:

  • Закреплять ,систематизировать знания детей о весне: весна полевая, речная, лесная. Совершенствовать  диалогическую и монологическую форму речи.
  • Продолжать упражнять детей в согловании слов в предложении.
  • Упражнять в составлении предложений, анализировать их словесный состав с указанием последовательности слов в предложении; продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный слог в слове, читать простые предложения. Развивать логическое мышление ,воображение.
  • Воспитывать основы эмоционально положительного настроя детей в отношениях друг с другом.
  • Воспитывать умение сопереживать и помогать в трудных ситуациях.

Предшествующая работа :

  • Чтение рассказа В.Бианки «Три весны» и беседа по вопросам по содержанию текста.
  • Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна».
  • Рассматривание картин, иллюстраций про весну; наблюдения за весенней природой.

Подготовка воспитателя к занятию :

  • Проработала программу «Радуга»
  • Пригласила героев для игровых приемов, оговорила методику.
  • Подобрала соответствующий материал и музыку.

Материал:

  • Шкатулка с заданиями.
  • Конверт с семенами, схемы предложений, корзиночка, картины.

Ход НОД

Воспитатель  -Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь с гостями.

Дети  - Здравствуйте !

Воспитатель - А сейчас давайте поиграем в игру «Приветствие», скажем слова приветствия друг другу.

Дети по кругу передают мягкую игрушку и произносят слова : « Катя, я очень рада тебя видеть» и так  далее.

- Вижу – вижу, все улыбаетесь, значит всем хорошо. У всех хорошее настроение.

- Раздается стук в дверь.

- Кто  это к нам в гости идет?

Появляется Буратино, держит в руках большую, красивую шкатулку.

Буратино  - Здравствуйте ,здравствуйте! Это я. Узнаете вы меня?

Дети: - Буратино.

Воспитатель - Здравствуй  Буратино. Как же ты здесь оказался?

Буратино - Я вам принес волшебную шкатулку, которую передала для вас Весна.

Воспитатель - А где же она сама?

Буратино - Она торопилась, спешила к вам, но ее заколдовала злая старуха Зима.

Воспитатель - А как же шкатулка оказалась у тебя?

Буратино – Мне ее принес зайчик и просил, чтобы ребята скорее помогли освободить Весну от колдовских чар Зимы.

Воспитатель - Спасибо тебе, Буратино, давай нам шкатулку.

Берет шкатулку у Буратино и просит его бежать в лес передать зайчику ,что ребята помогут Весне. Дети садятся за столы. Воспитатель открывает шкатулку, берет письмо и читает.

- Дорогие ребята ,освободить меня от колдовских чар Зимы можете  только вы, выполнив следующие задания.

- Вот ребята первое задание.

- Назовите весенние месяцы . (Ответы детей.)

- Назовите первую победу весны .

Ответы детей: Она начинается , когда в полях показались первые проталины. Обрадовались ей грачи ,мигом примчались к нам. Потом скворцы и полевые жаворонки. Грачи рады, что могут ковырять носом поле, вытаскивая из земли червей. Скворцы ловят оживших насекомых, жаворонки собирают в поле зернышки.

Воспитатель - Назовите вторую победу весны?

Ответы детей. Весна речная.

-Расскажите о речной весне.

Ответы детей: Треснул толстый лед на реках. Льдинки с грохотом и звоном поплывут к морю. Но они не доплывут до моря, растают под  горячими лучами солнца. В воде проснутся рыбы, разные насекомые, улитки, личинки. Прилетят водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди, чайки, речные и болотные кулики .Реки выйдут из берегов своих, затопят луга, кустарники .Люди скажут: весенний разлив или паводок. Вода напоит всю землю.

Воспитатель - Назовите третью весну.

Ответы детей. Весна лесная.

Воспитатель - Почему весна называется лесной?

Ответы детей: Закукует кукушка ,лес окутает зеленоватый туман, прилетят ласточки , зацветет черемуха. Все певчие птицы вернутся на родину. Лес оденется и соловей запоет.

Воспитатель - Молодцы ребята, я думаю с первым заданием мы справились.

- А вот и второе задание: - Придумайте предложения про весну, состоящее из трех слов.

Дети называют предложения. У доски ребенок выкладывает схему одного из предложений, которое составили дети.

Воспитатель  - Дети я тоже придумала предложение: -«Весна попала в беду».

- Составьте, пожалуйста  схему этого предложения.

Дети за столами на альбомных листах выкладывают схему предложения.

- Назовите 1-е , 2-е , 3-е,4-е слово.

- Ответы детей.

- Что вы можете сказать о 3-м слове?

Ответы детей: Это  предлог, со словами предлог пишется раздельно.

Воспитатель - Молодцы. Выполнили и второе задание.

Игра « Эхо»

Воспитатель читает детям стихи и просит их отвечать ,  как эхо-

повторять последний слог того слова, на котором останавливается  воспитатель.

Собирайся, детвора!

Дети: Ра! Ра!

Начинается игра!

Ра! Ра!

Бей в ладоши веселей!

Лей! Лей!

Да ладошек не жалей!

Лей! Лей!

Сколько времени сейчас!

Час! Час!

Сколько будет через час!

Час! Час!

И неправда: будет два!

Два! Два!

Думай, думай голова!

Ва! Ва!

Как поёт в селе петух!

Ух! Ух!

Да не филин, а петух?!

Ух! Ух!

Вы уверены, что так?

Так! Так!

Это ухо или нос?  (Воспитатель показывает на ухо)

Нос! Нос!

Или, может, сена воз?

Воз? Воз?

Это локоть или глаз? (Показывает на локоть).

Глаз! Газ!

А вот это что у нас? (Показывает на нос).

Нас! Нас!

Вы хорошие всегда?

Да! Да!

Или только иногда?

Да! ДА!

Вы устали отвечать или нет?

Нет! Нет!

Разрешаю помолчать!

Воспитатель- Вам понравилась игра? Да!

- Дети садятся за столы на свои места. Воспитатель смотрит в шкатулку.

Воспитатель - А сейчас мы приступам к выполнению третьего задания.

Воспитатель ставит на мольберт картинку – изображение домика.

- Дети, как вы думаете, какая связь между домиком и животными?

Ответы детей: Домик означает, что это домашние животные, они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними, кормит, лечит, поит, жалеет, разговаривает с ними.

- А между лесом и животными ?

Ответы детей: В лесу живут дикие животные, за ними не ухаживает человек, они сами себе добывают корм, прячутся , чтобы их не увидел охотник, находят себе жилье, лечатся травами, даже шерстку меняют .

Воспитатель - Молодцы, правильно вы все рассказали. А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть животное, а вы будете называть его детенышей.

- У коровы один детеныш – теленок, много телят.

- У козы один – козленок, много козлят.

- У овцы один – ягненок, много – ягнят.

- У лошади один – жеребенок ,много – жеребят.

- А сколько частей в слове «теленок»?

Ответы детей.

- Прохлопайте _ _ _.

Воспитатель – Сколько частей в слове «жеребенок»?

Ответ ребенка: четыре

- Прохлопайте.

Воспитатель - У лисы детеныш – лесенок, много лисят.

- Назовите ударный слог в слове лисенок.

Ответы детей.

Воспитатель: - У медведицы один детеныш – медвежонок.

- Выделите ударный слог в слове «медвежонок» .

Ответы детей.

Воспитатель – Справились мы и с этим заданием.

- А вот и последнее задание:

                                    Чтобы чары Зимы расколдовать,

                                    Постарайтесь эти строки прочитать

                                    Их услышит Зимушка – Зима

                                    И растает от весеннего тепла.

- А сейчас давайте прочитаем эти предложения.

Каждый ребенок читает  то предложение, которое лежит у него на столе.( Ярко светит солнце. Весело звенят ручьи. Стало тепло. И .др. После выполнения всех заданий воспитатель читает детям стихотворение.

                                    А зима сдала , осела,

                                    Хватит ей озорничать

                                    Приходи Весна скорее

                                    Песни петь и май встречать!

Приходит Весна благодарит детей. Приглашает в хоровод «Весняночка». Весна дарит детям подарок: конверт с семенами цветов, семечки подсолнуха, тыквы. Прощается и уходит.

Итог НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: "Зимний лес"

Данный материал поможет провести НОД по всем правилам ФГТ...

Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»

закрепление знаний по обучению грамоте через различные виды познавательной деятельности с помощью развивающих игр Воскобовича....

Конспект ООД по обучению грамоте подготовительная группа Тема: «Город Букв»

Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.Создавать хорошее настроение. Поощрять акт...

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) Тема: «В гостях у звука (Э)»

Задачи:- Познакомить детей со звуком «Э» и с буквой «Э», его классификация;- развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком; составление слогов.- Находить звук &laqu...

Конспект занятия по обучению грамоте. Подготовительная группа. Тема: «Звук [а], буква А»

Конспект занятия по обучению грамотеПодготовительная группаТема: «Звук [а], буква А»...

план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

ООД по обучению грамоте подготовительная группа "Муха - Цокотуха"...