Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе “Весна в беде”
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гринина Светлана Андреевна

Цель: Формирование у детей понятия “ударный слог”

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать знания детей о звуках;
  • Создать условия для получения детьми знания об ударном слоге;
  • Формировать у детей потребность в правильном использовании ударения в речи.

Развивающие:

  • Продолжать развивать у детей навыки чтения и письма;
  • Продолжать развивать память, внимание, мышление и речь;
  • Продолжать развивать умение делить слова на слоги;
  • Продолжать развивать навыки работы в парах и индивидуально.

Воспитательные:

  • Вызывать интерес к изучению нового материала;
  • Продолжать воспитывать самостоятельность и активность, коммуникативность;
  • Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesna_v_bede.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

“Весна в беде”

Цель: Формирование у детей понятия “ударный слог”

Задачи:

Образовательные:

  • Актуализировать знания детей о звуках;
  • Создать условия для получения детьми знания об ударном слоге;
  • Формировать у детей потребность в правильном использовании ударения в речи.

Развивающие:

  • Продолжать развивать у детей навыки чтения и письма;
  • Продолжать развивать память, внимание, мышление и речь;
  • Продолжать развивать умение делить слова на слоги;
  • Продолжать развивать навыки работы в парах и индивидуально.

Воспитательные:

  • Вызывать интерес к изучению нового материала;
  • Продолжать воспитывать самостоятельность и активность, коммуникативность;
  • Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Все мы в группе как семья. Рады всем, ведь мы друзья! Я смотрю, у всех сегодня хорошее настроение! К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь садитесь на свои места.

Отлично,ребята, а теперь посмотрите на нашу доску. Что за знаки вы видите? (на доске висят знаки правил “поднятой руки” и “поднятого карандаша”) Что они значат? (отвечать нужно по поднятой руке. Когда закончишь задание, нужно поднять карандаш вверх, а не кричать, что готов.)

Отлично! Теперь сядьте прямо, чтобы осанка была красивой, и мы начинаем.

  1. Актуализация имеющихся знаний:

Итак, ребята, какое сегодня число? (13 Марта). Конечно. получается, какое сейчас время года? (весна) Верно. А какую погоду можно назвать весенней? (ответы детей) Но сейчас, вы сами, наверно, убедились, что на улице по-прежнему холодно., лежат сугробы… а в некоторых городах, я слышала, даже идет снег.

А знаете, я сегодня получила какое-то странное письмо, его принес грач. Как вы думаете, что же заставило его прилететь в такой мороз? Давайте откроем письмо.

“Здравствуйте, ребята! Пишет вам Весна. Зима заперла меня в своем замке, и я не могу выбраться! Освободить меня от колдовских чар Зимы можете только вы, выполнив все задания, которые находятся в этом письме.”

Так вот, ребята, почему все еще сохраняется зимняя погода. Зима не выпускает весну! Что же нам делать? (ответы детей)

Я смотрю сейчас на задания. Они все связаны с грамотой.

Итак, ребята, что мы с вами знаем о нашей речи? Из чего она состоит? (из звуков)

Скажите мне, а чем звуки отличаются от букв? (звуки слышим, буквы пишем, буква - это знак, которым обозначается звук)

А какие звуки бывают? (гласные и согласные) Чем они различаются? Назовите мне гласные звуки. Назовите мне согласные звуки.

А какие еще характеристики звуков мы знаем? (глухой, звонкий, твердый, мягкий)

Прекрасно! Теперь, я считаю, мы готовы к выполнению заданий. Но, я смотрю, Зима приготовила нам много заданий, поэтому, я считаю, без помощников нам не обойтись. Ксюша и Арина будут нашими помощниками и будут выполнять другие задания, хорошо, девочки?

Перед вами две карточки с картинками. Вам необходимо собрать коллекцию слов на нужный слог. (Ксюша и Арина получают задание по определению картинок по первому слогу.)

Ребята, перед вами карточки с буквенным примером. Решите его, вычитая нужные буквы, и запишите ответ. Проведите разбор этого слова по звукам под буквами, и разделите его на слоги. Обменяйтесь карточкой с соседом для проверки (Взаимоконтроль).

Ну, что, ребята, справились? Марк/Марьяна/и т.д., какое слово у тебя получилось? Сколько в нем слогов? Как ты это понял? (сколько гласных в слове, столько и слогов. Или прохлопываем)

А как дела у наших помощников? Справились? (воспитатель берет картинку, показывает ее всей группе) Что изображено? (ответы детей) Арина, на какой слог начинается это слово? (другую картинку разбирает Ксюша)

  1. Физминутка:

Отлично, ребята, а теперь я приглашаю вас на ковер. Зима разбросала все буквы, поэтому нужно их собрать. Для этого я предлагаю вам разделиться на команды. У меня есть поднос с карточками. (карточки на веревке) Те ребята, которым достанется белая карточка, будут собирать согласные звуки, а те, кому достанется цветная, - гласные. Прикрепляйте их на мольберты, а потом проверите друг друга.

  1. Сообщение нового знания (понятие ударный слог) и его тренировка:

Ой, ребята, я на что-то наступила. Это же ключ. Наверное, Зима, когда разбрасывала буквы, обронила и его. Наверное, он от зАмка, где Зима держит Весну. Куда бы нам его применить? Наверное, нам нужно выполнить еще что-то, чтобы это выяснить.

Ребята, в любом приключении главные герои сталкиваются с чем-то новым, чему-то учатся, чтобы достичь своей цели, так? Вот так и вы, чтобы пройти дальше должны научиться кое-чему новому. Слушайте меня внимательно.

Произнесите слово зима. Разделим это слово на слоги. (Дети вместе с воспитателем произносят слово по слогам)

Соня, назови первый слог. Аня, назови второй слог.

Хорошо, а теперь ещё раз послушайте и скажите, какой из этих двух слогов я произнесу с большей силой - первый или второй. (Воспитатель несколько раз произносит слово, усиленно акцентируя ударный слог.)

Давайте, произнесем все вместе. (Дети также произносят слово зима.) Какой же слог мы произносим сильнее? (второй)

(Воспитатель выкладывает на доске слово слова “зима”, разделив его на слоги.)

Слог, который произносится сильнее, называется ударным. По нему мы как бы ударяем голосом, и он произносится сильнее, чем другие.

Ударение в слове вы будете обозначать маленькой черточкой, которую будем ставить над ударным слогом. (воспитатель ставит черточку в слове “зима” над ударным слогом)

А теперь, возьмите свои карточки и попробуйте выделить ударный слог.

А наши помощники будут выполнять свое задание. (Ксюша и Арина получают задание с группировка картинок по количеству слогов.)

Разделите картинки по количеству слогов. А теперь попробуйте определить, на какой же слог бьет молоточек.

Маша, что у тебя за слово? где ударный слог? (вызывается несколько детей, воспитатель проходит, разбирает затруднения)

А у наших помощников как дела? (проводится работа, как и в первом задании).

Прекрасно! А теперь я предлагаю вам сыграть в интерактивную игру “Колесо удачи”. Для этого, пожалуйста, посмотрите на свою карточку на шее.

интерактивная игра “УДАРЕНИЕ” УДАРЕНИЕ - Случайное колесо (wordwall.net)

Дети получают цветные карточки в соответствии с цветами секторов на колесе. каждый сектор колеса содержит слово из двух слогов с ударением на первый или второй слог. Раскручивается колесо и ребенок, карточка которого соответствует цвету выпавшего сектора, определяет в выпавшем слове ударный слог. (в наборе содержатся белые и цветные карточки, отвечают те дети, которые получили цветные карточки. Если ребенок ответил неправильно, то может ответить ребенок, вытащивший белую карточку.

Если отвечает кто-то из “помощников”, то воспитатель читает слово самостоятельно, а ребенок отвечает, где ударный слог.

А теперь, ребята, посмотрите на картинку. (на мольберте изображение замка , на котором висит замОк.) Что вы видите? (зАмок и замОк). (Воспитатель выкладывает эти два слова под картинками).

Давайте разобьем эти слова по слогам (прохлопывается каждое из слов). Отлично. Эти слова написаны одинаково, так? Но чем же они отличаются? (ударением. В Слове “зАмок” ударный первый слог, а в слове “замОк” - второй).

Конечно! Теперь понятно почему у нас не получилось открыть ключом зАмок, потому что нужно было открывать замОк.

(Воспитатель открывает замОк ключом.) Что мы видим за дверями замка? (весну) Точно!

(Звучат звуки весны.) Ой, ребята, что это?

Звучит аудио весны: Ребята, спасибо вам! Вы освободили меня из плена! Теперь я свободна и скоро вступлю в свои права! Ждите меня с зеленой травкой и теплым солнышком!

Как здорово, ребята! Теперь весна свободна! Давайте теперь будем ждать, когда она окружит нас своей красотой!

  1. Подведение итогов:

Итак, ребята, чем мы сегодня занимались? (ответы детей)

Что нового мы сегодня узнали? (что такое ударный слог)

Как мы определяем ударный гласный звук в слове? (мы выделяем его голосом, произносим громче и дольше других гласных звуков в слове.)

Сколько ударных слогов может быть в слове? (один)

Вот, что говорят об ударном слоге:

Ударный слог, ударный слог - он назван так недаром. .

Эй, невидимка молоток, отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.

И как знания об ударении сможет нам помочь в дальнейшем?

  1. Рефлексия:

Ребята, посмотрите, возле замка выросло дерево успеха. Давайте оценим нашу сегодняшнюю работу. Тот, кто успешно справился со всеми заданиями самостоятельно, все понял и может научить других, прикрепит зеленый листок. Тот, кто испытывал затруднения и выполнял задания при помощи товарищей, кому требовалась помощь, прикрепит желтый листок. А тот, у кого не получалось выполнить задания, кто не понял, кому нужна помощь, прикрепите красный листок.

Давайте посмотрим, что мы будем делать дальше? (отрабатывать тему, закреплять ее, учиться)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...