Технологическая карта ОД по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие по сказке гуси - лебеди"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект занятия с играми и заданиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_od_obuchenie_gramote_st.gr_.docx | 608.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»
Возраст: 5 -6 лет
Цель: Формирование у дошкольников навыков выполнения звукового анализа слов.
Задачи:
Виды задач | Интеграция образовательных областей |
1.1 Закрепить умение находить место звука в словах. 1.2 Закрепить умения делить слова на слоги. 1.3 Закрепить знания о гласных и согласных звуках, об их различии. 1.4 Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков. 1.5 Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением. 1.6 Совершенствовать умение выделять ударный звук в слове. | Речевое развитие |
2.1 Развивать логическое мышление, внимание. 2.2 Развивать фонематический слух детей. 2.3 Развивать мелкую моторику рук. | Речевое развитие, познавательное развитие |
3.1 Воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать людям.
| социально –коммуникативное развитие |
Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций к сказке.
Оборудование и материалы к ООД: Аудиозапись, перо, карта, пирожки, яблочки, карты на каждого ребенка, карандаши красного и зеленого цвета, яблоки для штриховки, изображение иванушки.
Ход ООД:
Этапы ООД | Продолжительность | № задачи | Методы, приемы, формы | Ход | |
1.Организационный этап (подготовка к ОД) | 1 мин. | 1.5 3.2 | Создание настроя на совместную работу. | Воспитатель: Ребята, сегодня у нас присутствуют на занятии гости. Давайте поздороваемся с ними. «Назови имя друга» Улыбнитесь всем вокруг И скорей вставайте в круг Мячик ты передавай, Имя друга ласково называй. | |
2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию) | 1 мин. | 2.1 | Беседа | Пришла я утром в детский сад и вижу лежит перо. Как вы думаете чьё оно? (ответы детей) Это гусиное перо, а откуда оно здесь? (ответы детей) Вот и свёрток какой- то лежит. (воспитатель открывает свёрток) Да это же карта! Посмотрите, что на ней изображено? (ответы детей) | |
3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний) | 3. Игровая деятельность | 1 мин. | 3.1 2.1 | Диалог Рассматривание карты | Из какой сказки эти персонажи? (Гуси- лебеди) Как вы думаете, всё ли правильно на карте изображено? Кого не хватает? (Иванушки) Что с ними случилось? (ответы детей) Как мы можем помочь девочке вернуть своего брата домой, которого украли гуси – лебеди? (нам необходимо очутиться в сказке) |
4.Этап решения проблемной ситуации. | 3мин. | 2.2 2.2 1.3 1.4 | Диалог Фонетическая зарядка Музыкальное сопровождение Фонетическая зарядка | Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова. Та-ра-ра – начинается игра, Са-са-са-ждут в пути нас чудеса (звучит музыка) Ребята, вот мы и попали с вами в сказку (воспитатель показывает на доску, где висят декорации к сказке). Куда гуси-лебеди его унесли? (ответы детей). -Конечно же к Бабе-Яге. А где живет Баба-Яга. ( ответы детей). -А знаете, что там творится. Вот послушайте:
В лесу волки воют у-у-у Шелестят большие листья ш-ш-ш Ползают и свистят змеи с-с-с В.: Что мы с вами произнесли. (звуки) -А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.) Приведите примеры гласных и согласных звуков. (ответы детей) | |
5.Этап закрепления знания в играх | 3 мин. 2 мин. 2 мин. 3 мин. 5 мин. 2 мин. | 2.1 1.4 2.1 2.3 1.1 2.2 2.3 1.2 2.2 2.2 2.1 1.2 1.6 1.1 1.3 1.4 2.1 3.1 | Динамическое упражнение Дидактическая игра «Верни мне мягкий звук» Беседа – рассуждение Пальчиковая гимнастика Дидактическая игра «Определите место звука «С» в словах» Пальчиковая гимнастика Дидактическое упражнение «Раздели слова на слоги» Динамическая пауза (2 раза). Звуковой анализ слова Дидактическое упражнение «Ударный звук» Отгадывание загадки Сюрпризный момент | По ровненькой дорожке, шагают наши ножки, По камушкам, по кочкам Мы к печке подошли. Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то и пирожки готовы. Пирожок я беру И звук говорю, Ты, дружок, не зевай Посмотрите на карту. Задание печки мы выполнили. К кому за помощью обратимся сейчас? По ровненькой дорожке, шагают наши ножки, По камушкам, по кочкам Мы к яблони пришли.(дети шагают пальчиками по столу) Воспитатель: Спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли? Не отвечает. Но на яблоне висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки): Ребята это проделки Бабы-Яги. В: Где находится звук [С] в начале, середине или в конце слова? (Картинки – сыр, лес , носки, нос, кактус, капуста, сова). Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше. По ровненькой дорожке, шагают наши ножки, По камушкам, по кочкам Мы к речки подошли. Воспитатель: Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные камушки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь. Задание. Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (дети определяют количество слогов хлопками). Де-ре-во, печь, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги. Яб-ло-ня, из-буш-ка. В лесу тёмном есть избушка (шагаем) Стоит задом наперед (поворот) В той избушке есть старушка (наклоны) Бабушка Яга живет (наклоны) Нос крючком (показать нос, следить глазами) Глаза большие (показать глаза руками, следить за ними влево и вправо) Словно угольки горят Ух, сердитая какая! (грозит пальцем) Дыбом волосы стоят. (показать руками волосы, следить за ними снизу вверх) Главные герои той Нашей сказки не простой. Эти птицы у канавки Часто моют свои лапки, Убегают от Бабуси. Кто скажите это? (Гуси.) Воспитатель выставляет картинку «Гуси». Вызывает одного ребенка к доске, остальные дети разбирают по карточкам-схемам на местах) - Сколько слогов в слове? (Два) - На какой звук падает ударение? (Звук [У]) - Попробуйте выделить силой голоса. -Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.) - Назовите первый звук в слове гуси (первый звук-звук [Г]) -Звук [Г] какой, гласный или согласный? (звук [Г]-согласный) Почему? (Ответы детей) - Твёрдый или мягкий (твёрдый) -каким цветом обозначается согласный твёрдый звук?(согласный твёрдый звук обозначается фишкой синего цвета) -Назови второй звук в слове гуууси? -Дайте характеристику звуку [У] какой? (звук [У] в слове гуси – гласный звук, обозначается красной фишкой, ударный) -назовите третий звук в слове гуссси? (третий звук в слове гуси-звук [С']) -сейчас внимательно, ребята, подумайте, звук [С'] в слове гуси, какой? (согласный, мягкий) Почему он мягкий, как вы это определили? (после него стоит гласный звук [И] -фишкой какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук?(согласный мягкий звук обозначаем фишкой зеленого цвета) -Назовите последний звук в слове гусиии? (четвертый звук в слове гуси-звук [И]) -звук [И] какой?(звук [И]-гласный звук, обозначается фишкой красного цвета). Воспитатель: Сколько в слове гласных звуков? (Два: [У] и [И]) Сколько согласных звуков в слове (Два: [Г] и [С']) Воспитатель: Молодцы вы и с этим заданием справились. Всех ли героев сказки мы посетили? (ответы детей) Ой, ребята, смотрите что это. Воспитатель находит на карте перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли, а на обратной стороне загадка! На опушке, На дорожке, Стоит дом На курьих ножках (изба). Ребята, а где Иванушка спрятан, давайте посмотрим? (заглядываем в избушку, находим Иванушку) Воспитатель: Помогли мы спасти Алёнушке братца Иванушку? А нам пора возвращаться в детский сад. Мы веселые ребята, Мы ребята – дошколята Все сегодня потрудились Снова в группе очутились! | |
6 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов ООД, самооценка детей). | 2 мин. | 2.1 | Беседа - рассуждение | Воспитатель: чем же мы сегодня занимались на занятии? -какие задания выполняли? -для чего мы это делали? (чтобы спасти Иванушку). Какое упражнение вам больше всего запомнилось? Какое задание показалось вам самым трудным? На столах у вас лежат карты нашего путешествия. Закрасьте кружок зеленым цветом напротив того задания, где вам было легко, а красным цветом там, где задание вызывало трудности. Вы сегодня большие молодцы! Со всеми заданиями справились на отлично, и я вам хочу подарить вот такие яблочки, где вы самостоятельно выполните штриховку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта занятия по обучению грамоте в старшей группе
целью занятия учить детей проводить звуковой анализ слов. развивать фонематический слух....
Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе) по сказке «Гуси-лебеди»
Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр, шар), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формирование навыков пяти...
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕАТРЛИЗОВАННАЯ ПОСТАНОВКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО СКАЗКЕ « ГУСИ – ЛЕБЕДИ».
Сказкам всегда есть место в жизни дошкольника!...
Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в старшей группе «В гости в город Грамотейкино» с использованием пособий В.Воскобовича
Материал пригодится воспитателям при организации занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада Конспект разработан с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича....
Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего возраста по сказке "Гуси-лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий.
Данный мтериал использован мной для образовательной деятельности с детьми старшего возраста. В конспте собран ознакомительный материал по сказке "Гуси- лебеди", а также игры и физкульминутки...
Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...