Технологическая карта ОД по обучению грамоте в старшей группе "Путешествие по сказке гуси - лебеди"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект занятия с играми и заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_od_obuchenie_gramote_st.gr_.docx608.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

Тема: «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»

Возраст: 5 -6 лет

Цель: Формирование у дошкольников навыков выполнения звукового анализа слов.

Задачи:

Виды задач

Интеграция образовательных областей

  1. Обучающие

1.1  Закрепить умение находить место звука в словах.

1.2  Закрепить умения делить слова на слоги.

1.3  Закрепить знания о гласных и согласных звуках, об их различии.

1.4  Упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.

1.5  Упражнять в образовании существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

1.6 Совершенствовать умение выделять ударный звук в слове.

Речевое развитие

  1. Развивающие

2.1  Развивать логическое мышление, внимание.

2.2  Развивать фонематический слух детей.

2.3  Развивать мелкую моторику рук.

Речевое развитие, познавательное развитие

  1. Воспитательные

3.1  Воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости, желание помогать

людям.

  1. Побуждать детей  к взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

социально –коммуникативное развитие

Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание иллюстраций к сказке.

Оборудование и материалы к ООД: Аудиозапись, перо,  карта, пирожки, яблочки, карты на каждого ребенка, карандаши красного и зеленого цвета, яблоки  для штриховки, изображение иванушки.

Ход ООД:

Этапы ООД

Продолжительность

№ задачи

Методы, приемы, формы

Ход

1.Организационный этап  (подготовка к ОД)

1 мин.

1.5

3.2

Создание настроя на совместную работу.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас присутствуют на занятии гости. Давайте поздороваемся с ними.

 «Назови имя друга»                                                                                                   Улыбнитесь всем вокруг                                                                                           И скорей вставайте в круг                                                                                               Мячик ты передавай,                                                                                                    Имя друга ласково называй.

2. Мотивационный (обеспечение мотивации и принятие детьми цели деятельности, введение в игровую ситуацию)

1 мин.

2.1

Беседа

Пришла я утром в детский сад и вижу лежит перо.

Как вы думаете чьё оно? (ответы детей)

Это гусиное перо, а откуда оно здесь? (ответы детей)

Вот и свёрток какой- то лежит. (воспитатель открывает свёрток) Да это же карта!

 Посмотрите, что на ней изображено? (ответы детей)              

3.Этап создания проблемной ситуации (актуализации знаний)

3. Игровая деятельность

1 мин.

3.1

2.1

  Диалог

Рассматривание карты

Из какой сказки эти персонажи? (Гуси- лебеди)

Как вы думаете, всё ли правильно на карте изображено?

Кого не хватает? (Иванушки)

Что с ними случилось? (ответы детей)

Как мы можем  помочь девочке вернуть своего брата домой, которого украли гуси – лебеди? (нам необходимо очутиться в сказке)

4.Этап решения   проблемной ситуации.

3мин.

2.2

2.2

1.3

1.4

Диалог

Фонетическая зарядка

Музыкальное сопровождение

Фонетическая зарядка

Чтобы начать путешествие по сказке, давайте скажем волшебные слова.

Та-ра-ра – начинается игра,

Са-са-са-ждут в пути нас чудеса (звучит музыка)

Ребята, вот мы и попали с вами в сказку (воспитатель показывает на доску, где висят декорации к сказке).

Куда гуси-лебеди его унесли? (ответы детей).

-Конечно же к Бабе-Яге. А где живет Баба-Яга. ( ответы детей).

-А знаете, что там творится. Вот послушайте:

 

В лесу волки воют у-у-у

Шелестят большие листья ш-ш-ш

Ползают и свистят змеи с-с-с

В.: Что мы с вами произнесли. (звуки)

-А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
-Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)
- А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)

Приведите примеры гласных и согласных звуков. (ответы детей)
Согласные могут шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
-Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)
В: Итак ребята наше путешествие начинается.        

5.Этап закрепления знания в играх

3 мин.

2 мин.

2 мин.

3 мин.

5 мин.

2 мин.

2.1

1.4

2.1

2.3

1.1

2.2

2.3

1.2

2.2

2.2

2.1

1.2

1.6

1.1

1.3

1.4

2.1

3.1

Динамическое упражнение

Дидактическая игра «Верни мне мягкий звук»

Беседа – рассуждение

Пальчиковая гимнастика

Дидактическая игра «Определите место звука «С» в словах»

Пальчиковая гимнастика

Дидактическое упражнение «Раздели слова на слоги»

Динамическая пауза

(2 раза).

Звуковой анализ слова

Дидактическое упражнение «Ударный звук»

Отгадывание загадки

Сюрпризный момент

      По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к печке подошли.

Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели? Смотрите, ребята у печки-то и пирожки готовы.

Пирожок  я беру

И звук говорю,

Ты, дружок, не зевай
Мягкую пару в ответ называй.
После игры дети садятся на места.

Посмотрите на карту. Задание печки мы выполнили. К кому за помощью обратимся сейчас?

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к яблони пришли.(дети шагают пальчиками по столу)

Воспитатель: Спросим у яблони куда гуси- лебеди полетели, Иванушку понесли? Не отвечает. Но на яблоне висят яблочки, а на них задания, нам нужно эти задания правильно выполнить, чтобы идти дальше (воспитатель срывает яблоко и читает детям задание, показывает предметные картинки): Ребята это проделки Бабы-Яги.

В: Где находится звук [С] в начале, середине или в конце слова?

(Картинки – сыр, лес , носки, нос, кактус, капуста, сова).

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.

По ровненькой дорожке, шагают наши ножки,

По камушкам, по кочкам

Мы к речки подошли.

Воспитатель: Ребята, смотрите мы дошли до речки, может речка знает куда гуси-лебеди полетели? В речке плавают волшебные камушки да непростые, а с заданиями. Нам нужно правильно их выполнить, чтобы продолжать наш путь.

Задание. Разделите слова на слоги, определите, сколько слогов в каждом слове (дети определяют количество слогов хлопками). Де-ре-во, печь, ре-ка, гу-си, пи-ро-ги. Яб-ло-ня, из-буш-ка.

В лесу тёмном есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка Яга живет (наклоны)

Нос крючком (показать нос, следить глазами)

Глаза большие (показать глаза руками, следить за ними влево и вправо)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозит пальцем)

Дыбом волосы стоят. (показать руками волосы, следить за ними снизу вверх)

Главные герои той

Нашей сказки не простой. 

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто скажите это?

 (Гуси.)

Воспитатель выставляет картинку «Гуси». Вызывает одного ребенка к доске, остальные дети разбирают по карточкам-схемам на местах)

- Сколько слогов в слове? (Два)

- На какой звук падает ударение? (Звук [У])

- Попробуйте выделить силой голоса.

-Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)

- Назовите первый звук  в слове гуси (первый звук-звук [Г])

-Звук [Г] какой, гласный или согласный? (звук [Г]-согласный)

Почему? (Ответы детей)

- Твёрдый или мягкий (твёрдый)

-каким цветом обозначается согласный твёрдый звук?(согласный твёрдый звук обозначается фишкой синего цвета)

-Назови второй звук в слове гуууси?

-Дайте характеристику звуку [У] какой? (звук [У] в слове гуси – гласный звук, обозначается красной фишкой, ударный)

-назовите третий звук в слове гуссси? (третий звук в слове гуси-звук [С'])

-сейчас внимательно, ребята, подумайте, звук [С'] в слове гуси, какой? (согласный, мягкий)

Почему он мягкий, как вы это определили? (после него стоит гласный звук [И]

-фишкой какого цвета мы обозначаем согласный мягкий звук?(согласный мягкий звук обозначаем фишкой зеленого цвета)

-Назовите последний звук в слове гусиии? (четвертый звук в слове гуси-звук [И])

-звук [И] какой?(звук [И]-гласный звук, обозначается фишкой красного цвета).

Воспитатель: Сколько в слове гласных звуков? (Два: [У] и [И])

Сколько согласных звуков в слове (Два: [Г] и [С'])

Воспитатель: Молодцы вы и с этим заданием справились. Всех ли героев сказки мы посетили? (ответы детей) Ой, ребята, смотрите что это. Воспитатель находит на карте перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли, а на обратной стороне загадка!

На опушке,

На дорожке,

Стоит дом

На курьих ножках (изба).

Ребята, а где Иванушка спрятан, давайте посмотрим? (заглядываем в избушку, находим Иванушку)

Воспитатель: Помогли мы спасти Алёнушке братца Иванушку? А нам пора возвращаться в детский сад.

Мы веселые ребята,

Мы ребята – дошколята

Все сегодня потрудились

Снова в группе очутились!

6 (4). Рефлексивный этап (подведения итогов ООД, самооценка детей).

2 мин.

2.1

Беседа - рассуждение

Воспитатель: чем же мы сегодня занимались на занятии?

-какие задания выполняли?

-для чего мы это делали? (чтобы спасти Иванушку).

Какое упражнение вам больше всего запомнилось?

Какое задание показалось вам самым трудным?

На столах у вас лежат карты нашего путешествия. Закрасьте  кружок зеленым цветом напротив того задания, где вам было легко, а красным цветом там, где задание вызывало трудности.

Вы сегодня большие молодцы! Со всеми заданиями справились на отлично, и я вам хочу подарить вот такие яблочки, где вы самостоятельно выполните штриховку.

 https://russianmagnets.com/images/stories/virtuemart/product/IMG_0204-01.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта занятия по обучению грамоте в старшей группе

целью занятия учить детей проводить звуковой анализ слов. развивать фонематический слух....

Конспект занятия по ФЭМП (в старшей группе) по сказке «Гуси-лебеди»

Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, куб, цилиндр, шар), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формирование навыков пяти...

Конструкт интегрированной НОД в старшей группе: рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и конструкт интегрированной НОД в старшей группе: аппликация "Гуси Лебеди"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей № 7 «Берёзка»...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в старшей группе «В гости в город Грамотейкино» с использованием пособий В.Воскобовича

Материал пригодится воспитателям при организации занятий по обучению грамоте в старшей группе детского сада Конспект разработан с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича....

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего возраста по сказке "Гуси-лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий.

Данный мтериал использован мной для образовательной деятельности с детьми старшего возраста. В конспте собран ознакомительный материал по сказке "Гуси- лебеди", а также игры и физкульминутки...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...