Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В погоне за Кляксой»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тема: «Звук. Слог. Слово. Предложение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_klyaksoy.docx21.61 КБ
Файл dlya_klyaksy.docx77.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Развитие речи» с использованием игровых, развивающих, здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы

 «В погоне за Кляксой»

Разработала: Воспитатель Парфенова Надежда Сергеевна

г. Санкт-Петербург

2023

Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: «Звук. Слог. Слово. Предложение».

«В погоне за Кляксой»

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физкультура.

Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков.

- формировать умение выполнять звуковой анализ слов, различать гласные и согласные.

- упражнять в делении на слоги.

- упражнять в определении количества слогов в слове.

- закрепить умение читать слова.

- закрепить умение составлять предложения с заданным словами.

- закрепить умение подбирать прилагательные-антонимы.

- совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.

Развивающие:

- развивать связную речь.

- развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.

- развивать грамматический строй речи.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к образовательной деятельности.

- воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

- воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Методические приёмы:

Словесные: беседа о гласных и согласных звуках,

Наглядные: игра «Прочитай по первым буквам», игра «Найди слог, получится слово», игра «Расшифруй слово», игра «Чтение», карточки с заданиями.

Игровые: дидактическая игра «Слова-перевертыши».

Материал (оборудование): плакат с пословицей, удостоверения разного цвета, карточки со словами, игрушки, коробки с метками (красный, синий, зеленый), карточки-подсказки, карточка-ключ, музыкальное устройство, мяч.

Раздаточный: карточки со слогами,  карта с заданием, карандаш простой.

Предварительная работа: обучение разгадыванию ребусов, беседа о звуках, слогах, слове, предложении, обучение составлению схем.

Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, предложение, звуковой анализ слова, алгоритм действий.

Ход занятия:

Дети заходят и садятся на расставленные полукругом стулья.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы с вами поговорим о буквах и звуках, о слогах и словах. Попробуем составить предложение и обсудим его. А еще мы попробуем прочитать пословицу, которая пригодится вам в жизни и в школе.

Готовы?

Дети: Да!

Воспитатель: тогда давайте с нее и начнем?

Пословица – это изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.

И если пословица – это предложение, то из чего оно состоит и какие у него есть правила?

Дети: Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу. В конце предложения ставится точка (!, ?).

Воспитатель: Молодцы! Правильно!

Попробуйте прочитать эту пословицу!

Воспитатель показывает плакат с пословицей, но на ней остатки слов и кляксы.

Воспитатель: Ребята! Что же это такое? Кто все испортил?

Дети: не знаем!

Воспитатель: Ну конечно же! Здесь побывала Клякса! Знаете, это очень вредная особа! Она решила испортить нам занятие. Ребята, давайте попробуем разобраться и восстановить пословицу! А для этого нам нужно собрать слова, из которых она состояла.

Эти слова были разложены на станциях нашего занятия. Но, я так понимаю, Клякса нам все эти слова запутала.

Готовы вы отправиться вслед за Кляксой и провести расследование?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Сегодня вам присваивается звание следопыта! Разбирайте ваши удостоверения.

Дети разбирают карточки, на обратной стороне которых разные цвета – красный, синий, зеленый. Ребята, вам нужно разбиться на команды для дальнейшего расследования.

 По цвету карточек дети разбиваются на команды.

Воспитатель: Теперь в путь! В погоню за Кляксой!

И первая станция – станция «Буквы и Звуки».

Скажите, ребята, что мы знаем о буквах и звуках?

Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Буквы – это значки, а значит, мы их можем видеть, а звуки – нет.

Звуки бывают гласные и согласные. Согласные звуки бывают твердыми или мягкими.

На схеме гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым.

Воспитатель: Все верно, ребята!

Задание 1..

На этой станции Клякса разбросала игрушки. Давайте соберем их в коробки. Но только в коробку с красным значком мы будем собирать игрушки, которые начинаются на гласный звук, в синюю коробку – на согласный твердый, а в зеленую – на согласный мягкий.

Игрушки: утка, собака, кошка, арбуз, виноград, часы, нитки, листики, лимон, карандаши, ножницы, утюг, очки, машина, апельсин.

Воспитатель: Давайте, ребята, проверим, все ли правильно вы разложили.

Вот теперь все правильно и можно закрывать коробки крышками.

Дети закрывают коробки. На одной из крышек прикреплено слово «МИР».

Воспитатель: Ребята, посмотрите! А вот и первое слово-подсказка! Отнесем ее к плакату с пословицей!

Вы прекрасно справились с первым заданием. Теперь я предлагаю немного отдохнуть!

Музыкальная пауза «Жирафы»

Воспитатель: у жирафов пятна… да, ребята, мы немного отвлеклись. Пора отправляться по следам Кляксы. И у нас с вами следующая станция – «Путаница».

Задание 2. Ребята, на этой станции Клякса запутала слова, которые должны нам подсказать, какое слово зашифровано в пословице.

Давайте попробуем пройти по следу, и собрать, как бусы, эти слова. Команда Красных собирает слово под цифрой 1, команда Синих собирает слово под цифрой 2, команда Зеленых – под цифрой 3. На карте по следам-дорожкам соберите слова и прочитайте их.

Дети выполняют задание. Получаются слова:

Капли, лучики, весна.

Воспитатель: Ребята, на какое слово могут указывать все эти слова?

Дети: Солнце!

Воспитатель: Вы молодцы! Переверните карту, что там за подсказка?

Дети: Солнце!

Воспитатель: а вот и еще одна подсказка! Давайте положим ее к нашей пословице!

И следующая станция у нас «Слоги и Слова».

Предлагаю вспомнить, из чего же состоят слова? А слоги?

Дети: слова состоят из слогов, а слоги из букв!

Воспитатель: Молодцы! Правильно!

Задание 3.

На следующей станции Клякса разорвала все слова. Давайте, ребята, попробуем собрать слова, чтобы получить следующую подсказку.

Вставайте вокруг стола и попробуйте собрать слова из слогов.

Дети выполняют задание, получаются слова:

Ко-ро-ва, со-ба-ка, кош-ка, ло-шадь, ко-за, ут-ка.

Воспитатель: ребята, давайте подумаем, что за слова на карточках?

Дети: Это домашние животные!

Воспитатель: правильно! А где они живут?

Дети: на ферме!

Воспитатель: Где-то здесь должна быт подсказка… Давайте посмотри в игре ферма, может Клякса спрятала подсказку туда?

Ребята достают из игры карточку с изображением человека.

Воспитатель: а вот и еще одна подсказка! Давайте положим ее к нашей пословице!

Задание 4.  

Воспитатель: следующая станция называется «Шифр». Чтобы получить ключ от шифра, нужно подобрать цифровой код. Садитесь ребята на свои места.

У вас на столах карточки, в которых утрачена часть цифрового кода. Чтобы ее восстановить, надо вписать в окошечки цифры. Но какие это цифры?

Клякса оставила нам слова, подсчитав количество слогов у которых, мы можем узнать этот код. Как нам узнать, сколько в слове слогов?

Дети: Прохлопать слово. Есть правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Воспитатель: давайте послушаем первое слово и запишем код в первое окошечко!

Кот, муха, собака, часы.

Получается 1-2-3-2.

Дети записывают в свои карточки код.

а вот и еще одна подсказка! Сохраните его!

Задание 5.  

А мы пойдем дальше на станцию «Перевертыши». На этой станции Клякса перевернула все слова А это значит, нам надо перевернуть их обратно и мы получим ключ к шифру. Готовы?

Игра с мячом. Слова - антонимы.

Я говорю «грустный», а тот кто ловит мяч мне говорит слово, обратное по смыслу – «веселый».

Начинаем!

Грустный – веселый

Маленький – большой

Грязный – чистый

Высокий – низкий

Мягкий – твердый

Слабый – сильный

Легкий – тяжелый

Сухой – мокрый

Старый – новый

Молодой – пожилой

Короткий – длинный

Злой –добрый.

Воспитатель: Молодцы, ребята! И Клякса нам оставила ключ от шифра.

Давайте попробуем расшифровать последнее слово.

Нужно найти буквы с помощью ключа и подставить их в наш шифр.

Дети подбирают слово.

Дети: слово ЗНАНИЯ!

Воспитатель: молодцы! Мы собрали с вами все подсказки! И прежде, чем мы вернемся к пословице, давайте немного отдохнем!

Динамическая пауза «Маляр».

Воспитатель: Ребята! Мы проделали большой путь! Мы выполнили все задания, чтобы собрать слова-подсказки.

Задание 6.  

Чтобы прочитать пословицу, нужно нужно подставить все слова и связать их по смыслу!

Дети: Мир освещает солнце, а человека – знания!

Воспитатель: Давайте скажем эту мудрую пословицу все вместе!

Ребята! На этом игра закончилась! Но в каждой игре есть учеба! Вам понравилось наше занятие?

Что мы с вами сегодня успели вспомнить, во что играли?

Что вам больше всего понравилось?

 Что было сложным?

Дети: Ответы. 



Предварительный просмотр:

  1. Л    И        Л      С

   У       Ч   А      Н

И        К            Е

  1. К        И            П    

      А            В 3

КО

РО

ВА

КОШ

КА

СО

БА

КА

УТ

КА

КО

ЗА

ЛОШАДЬ

ПЕ

ТУХ

ИН

ДЮК

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1674663972_gas-kvas-com-p-chelovek-siluet-risunok-konturnii-30.png

4

5

4

5

4

5

1

2

3

4

З

Н

А

И

5

6

7

8

Я

У

К

0

ОСВЕЩАЕТ

А МИР

Задание 4.  

Слон          муха         собака         часы

Задание 1..

На этой станции Клякса разбросала игрушки. Давайте соберем их в коробки. Но только в коробку с красным значком мы будем собирать игрушки, которые начинаются на гласный звук, в синюю коробку – на согласный твердый, а в зеленую – на согласный мягкий.

утка

арбуз утюг очки апельсин

собака кошка карандаши ножницы машина

часы чашка

чайник

листики

лимон

Задание 2. Ребята, на этой станции Клякса запутала слова, которые должны нам подсказать, какое слово зашифровано в пословице.

Давайте попробуем пройти по следу, и собрать, как бусы, эти слова. Команда Красных собирает слово под цифрой 1, команда Синих собирает слово под цифрой 2, команда Зеленых – под цифрой 3. На карте по следам-дорожкам соберите слова и прочитайте их.

Дети выполняют задание. Получаются слова:

Капли, лучики, весна.

Воспитатель: Ребята, на какое слово могут указывать все эти слова?

Дети: Солнце!

Задание 4.  

Воспитатель: следующая станция называется «Шифр». Чтобы получить ключ от шифра, нужно подобрать цифровой код. Садитесь ребята на свои места.

У вас на столах карточки, в которых утрачена часть цифрового кода. Чтобы ее восстановить, надо вписать в окошечки цифры. Но какие это цифры?

Клякса оставила нам слова, подсчитав количество слогов у которых, мы можем узнать этот код. Как нам узнать, сколько в слове слогов?

Дети: Прохлопать слово. Есть правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Воспитатель: давайте послушаем первое слово и запишем код в первое окошечко!

Кот, муха, собака, часы.

Получается 1-2-3-2.

Дети записывают в свои карточки код.

а вот и еще одна подсказка! Сохраните его!

Задание 3.

На следующей станции Клякса разорвала все слова. Давайте, ребята, попробуем собрать слова, чтобы получить следующую подсказку.

Вставайте вокруг стола и попробуйте собрать слова из слогов.

Дети выполняют задание, получаются слова:

Ко-ро-ва, со-ба-ка, кош-ка, ло-шадь, ко-за, ут-ка, пе-тух, ин-дюк.

Воспитатель: ребята, давайте подумаем, что за слова на карточках?

Дети: Это домашние животные!

Воспитатель: правильно! А где они живут?

Задание 5.  

А мы пойдем дальше на станцию «Перевертыши». На этой станции Клякса перевернула все слова А это значит, нам надо перевернуть их обратно и мы получим ключ к шифру. Готовы?

Игра с мячом. Слова - антонимы.

Я говорю «грустный», а тот кто ловит мяч мне говорит слово, обратное по смыслу – «веселый».

Грустный – веселый

Маленький – большой

Грязный – чистый

Высокий – низкий

Мягкий – твердый

Слабый – сильный

Легкий – тяжелый

Сухой – мокрый

Старый – новый

Молодой – пожилой

Короткий – длинный

Злой –добрый.

Динамическая пауза «Маляр».

Я с ведром иду во двор            Маршируют по кругу др. за др.

Красить бабушкин забор.

Я без дела не сижу,                  Встают лицом в круг, показывают, как красят забор.

Кистью сверху вниз вожу.

Крашу столбики, ворота,        На каждое название загибают пальцы на обеих руках,

И забор до поворота,                   начиная с больших.  

И скамейку под окошком,

И совсем немножко кошку.

Красной краски стало мало,      Разводят руками, пожимают плечами.

На меня она попала.

На ладошки, на макушку,         Загибают по одному пальцу сначала на правой,

На нос, волосы и ушки.           потом на левой руке, начиная с больших пальцев.

На живот, коленки, спинку.

На кусты и на тропинку.

Тихо бабушка сказала:             Разводят руками, пожимают плечами.

«Лето красное настало…»

СОЛНЦЕ

ЧЕЛОВЕКА

ЗНАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ  «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"

Программное содержание: •    Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; •    Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...

План-конспект открытого занятия для подготовительной группы

Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр с применением методики обучения подвижным играм...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»

Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по физической культуре в подготовительной группе «Физкульт-Ура»

Тип:  Физкультурно – оздоровительныйЦели: Учить уверенному преодолению препятствий и самостраховке при выполнении упражнений.Способствовать укреплению здоровья детей.Воспитывать у детей пот...