Конспект открытого занятия в подготовительной группе «В погоне за Кляксой»
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Тема: «Звук. Слог. Слово. Предложение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
za_klyaksoy.docx | 21.61 КБ |
dlya_klyaksy.docx | 77.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Развитие речи» с использованием игровых, развивающих, здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы
«В погоне за Кляксой»
Разработала: Воспитатель Парфенова Надежда Сергеевна
г. Санкт-Петербург
2023
Конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: «Звук. Слог. Слово. Предложение».
«В погоне за Кляксой»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, физкультура.
Программное содержание: закрепить полученные детьми знания.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков.
- формировать умение выполнять звуковой анализ слов, различать гласные и согласные.
- упражнять в делении на слоги.
- упражнять в определении количества слогов в слове.
- закрепить умение читать слова.
- закрепить умение составлять предложения с заданным словами.
- закрепить умение подбирать прилагательные-антонимы.
- совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.
Развивающие:
- развивать связную речь.
- развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.
- развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к образовательной деятельности.
- воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
- воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приёмы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках,
Наглядные: игра «Прочитай по первым буквам», игра «Найди слог, получится слово», игра «Расшифруй слово», игра «Чтение», карточки с заданиями.
Игровые: дидактическая игра «Слова-перевертыши».
Материал (оборудование): плакат с пословицей, удостоверения разного цвета, карточки со словами, игрушки, коробки с метками (красный, синий, зеленый), карточки-подсказки, карточка-ключ, музыкальное устройство, мяч.
Раздаточный: карточки со слогами, карта с заданием, карандаш простой.
Предварительная работа: обучение разгадыванию ребусов, беседа о звуках, слогах, слове, предложении, обучение составлению схем.
Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, предложение, звуковой анализ слова, алгоритм действий.
Ход занятия:
Дети заходят и садятся на расставленные полукругом стулья.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
У нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы с вами поговорим о буквах и звуках, о слогах и словах. Попробуем составить предложение и обсудим его. А еще мы попробуем прочитать пословицу, которая пригодится вам в жизни и в школе.
Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда давайте с нее и начнем?
Пословица – это изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.
И если пословица – это предложение, то из чего оно состоит и какие у него есть правила?
Дети: Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу. В конце предложения ставится точка (!, ?).
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Попробуйте прочитать эту пословицу!
Воспитатель показывает плакат с пословицей, но на ней остатки слов и кляксы.
Воспитатель: Ребята! Что же это такое? Кто все испортил?
Дети: не знаем!
Воспитатель: Ну конечно же! Здесь побывала Клякса! Знаете, это очень вредная особа! Она решила испортить нам занятие. Ребята, давайте попробуем разобраться и восстановить пословицу! А для этого нам нужно собрать слова, из которых она состояла.
Эти слова были разложены на станциях нашего занятия. Но, я так понимаю, Клякса нам все эти слова запутала.
Готовы вы отправиться вслед за Кляксой и провести расследование?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Сегодня вам присваивается звание следопыта! Разбирайте ваши удостоверения.
Дети разбирают карточки, на обратной стороне которых разные цвета – красный, синий, зеленый. Ребята, вам нужно разбиться на команды для дальнейшего расследования.
По цвету карточек дети разбиваются на команды.
Воспитатель: Теперь в путь! В погоню за Кляксой!
И первая станция – станция «Буквы и Звуки».
Скажите, ребята, что мы знаем о буквах и звуках?
Дети: Звуки мы говорим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Буквы – это значки, а значит, мы их можем видеть, а звуки – нет.
Звуки бывают гласные и согласные. Согласные звуки бывают твердыми или мягкими.
На схеме гласные звуки обозначаются красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым.
Воспитатель: Все верно, ребята!
Задание 1..
На этой станции Клякса разбросала игрушки. Давайте соберем их в коробки. Но только в коробку с красным значком мы будем собирать игрушки, которые начинаются на гласный звук, в синюю коробку – на согласный твердый, а в зеленую – на согласный мягкий.
Игрушки: утка, собака, кошка, арбуз, виноград, часы, нитки, листики, лимон, карандаши, ножницы, утюг, очки, машина, апельсин.
Воспитатель: Давайте, ребята, проверим, все ли правильно вы разложили.
Вот теперь все правильно и можно закрывать коробки крышками.
Дети закрывают коробки. На одной из крышек прикреплено слово «МИР».
Воспитатель: Ребята, посмотрите! А вот и первое слово-подсказка! Отнесем ее к плакату с пословицей!
Вы прекрасно справились с первым заданием. Теперь я предлагаю немного отдохнуть!
Музыкальная пауза «Жирафы»
Воспитатель: у жирафов пятна… да, ребята, мы немного отвлеклись. Пора отправляться по следам Кляксы. И у нас с вами следующая станция – «Путаница».
Задание 2. Ребята, на этой станции Клякса запутала слова, которые должны нам подсказать, какое слово зашифровано в пословице.
Давайте попробуем пройти по следу, и собрать, как бусы, эти слова. Команда Красных собирает слово под цифрой 1, команда Синих собирает слово под цифрой 2, команда Зеленых – под цифрой 3. На карте по следам-дорожкам соберите слова и прочитайте их.
Дети выполняют задание. Получаются слова:
Капли, лучики, весна.
Воспитатель: Ребята, на какое слово могут указывать все эти слова?
Дети: Солнце!
Воспитатель: Вы молодцы! Переверните карту, что там за подсказка?
Дети: Солнце!
Воспитатель: а вот и еще одна подсказка! Давайте положим ее к нашей пословице!
И следующая станция у нас «Слоги и Слова».
Предлагаю вспомнить, из чего же состоят слова? А слоги?
Дети: слова состоят из слогов, а слоги из букв!
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Задание 3.
На следующей станции Клякса разорвала все слова. Давайте, ребята, попробуем собрать слова, чтобы получить следующую подсказку.
Вставайте вокруг стола и попробуйте собрать слова из слогов.
Дети выполняют задание, получаются слова:
Ко-ро-ва, со-ба-ка, кош-ка, ло-шадь, ко-за, ут-ка.
Воспитатель: ребята, давайте подумаем, что за слова на карточках?
Дети: Это домашние животные!
Воспитатель: правильно! А где они живут?
Дети: на ферме!
Воспитатель: Где-то здесь должна быт подсказка… Давайте посмотри в игре ферма, может Клякса спрятала подсказку туда?
Ребята достают из игры карточку с изображением человека.
Воспитатель: а вот и еще одна подсказка! Давайте положим ее к нашей пословице!
Задание 4.
Воспитатель: следующая станция называется «Шифр». Чтобы получить ключ от шифра, нужно подобрать цифровой код. Садитесь ребята на свои места.
У вас на столах карточки, в которых утрачена часть цифрового кода. Чтобы ее восстановить, надо вписать в окошечки цифры. Но какие это цифры?
Клякса оставила нам слова, подсчитав количество слогов у которых, мы можем узнать этот код. Как нам узнать, сколько в слове слогов?
Дети: Прохлопать слово. Есть правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Воспитатель: давайте послушаем первое слово и запишем код в первое окошечко!
Кот, муха, собака, часы.
Получается 1-2-3-2.
Дети записывают в свои карточки код.
а вот и еще одна подсказка! Сохраните его!
Задание 5.
А мы пойдем дальше на станцию «Перевертыши». На этой станции Клякса перевернула все слова А это значит, нам надо перевернуть их обратно и мы получим ключ к шифру. Готовы?
Игра с мячом. Слова - антонимы.
Я говорю «грустный», а тот кто ловит мяч мне говорит слово, обратное по смыслу – «веселый».
Начинаем!
Грустный – веселый
Маленький – большой
Грязный – чистый
Высокий – низкий
Мягкий – твердый
Слабый – сильный
Легкий – тяжелый
Сухой – мокрый
Старый – новый
Молодой – пожилой
Короткий – длинный
Злой –добрый.
Воспитатель: Молодцы, ребята! И Клякса нам оставила ключ от шифра.
Давайте попробуем расшифровать последнее слово.
Нужно найти буквы с помощью ключа и подставить их в наш шифр.
Дети подбирают слово.
Дети: слово ЗНАНИЯ!
Воспитатель: молодцы! Мы собрали с вами все подсказки! И прежде, чем мы вернемся к пословице, давайте немного отдохнем!
Динамическая пауза «Маляр».
Воспитатель: Ребята! Мы проделали большой путь! Мы выполнили все задания, чтобы собрать слова-подсказки.
Задание 6.
Чтобы прочитать пословицу, нужно нужно подставить все слова и связать их по смыслу!
Дети: Мир освещает солнце, а человека – знания!
Воспитатель: Давайте скажем эту мудрую пословицу все вместе!
Ребята! На этом игра закончилась! Но в каждой игре есть учеба! Вам понравилось наше занятие?
Что мы с вами сегодня успели вспомнить, во что играли?
Что вам больше всего понравилось?
Что было сложным?
Дети: Ответы.
Предварительный просмотр:
- Л И Л С
У Ч А Н
И К Е
- К И П
А В 3
КО | РО |
ВА | КОШ |
КА | СО |
БА | КА |
УТ | КА |
КО | ЗА |
ЛОШАДЬ | |
ПЕ | ТУХ |
ИН | ДЮК |
4 | 5 |
4 | 5 |
4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 |
З | Н | А | И |
5 | 6 | 7 | 8 |
Я | У | К | 0 |
ОСВЕЩАЕТ
А МИР
Задание 4.
Слон муха собака часы
Задание 4. Воспитатель: следующая станция называется «Шифр». Чтобы получить ключ от шифра, нужно подобрать цифровой код. Садитесь ребята на свои места. У вас на столах карточки, в которых утрачена часть цифрового кода. Чтобы ее восстановить, надо вписать в окошечки цифры. Но какие это цифры? Клякса оставила нам слова, подсчитав количество слогов у которых, мы можем узнать этот код. Как нам узнать, сколько в слове слогов? Дети: Прохлопать слово. Есть правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Воспитатель: давайте послушаем первое слово и запишем код в первое окошечко! Кот, муха, собака, часы. Получается 1-2-3-2. Дети записывают в свои карточки код. а вот и еще одна подсказка! Сохраните его! | Задание 3. На следующей станции Клякса разорвала все слова. Давайте, ребята, попробуем собрать слова, чтобы получить следующую подсказку. Вставайте вокруг стола и попробуйте собрать слова из слогов. Дети выполняют задание, получаются слова: Ко-ро-ва, со-ба-ка, кош-ка, ло-шадь, ко-за, ут-ка, пе-тух, ин-дюк. Воспитатель: ребята, давайте подумаем, что за слова на карточках? Дети: Это домашние животные! Воспитатель: правильно! А где они живут? |
Задание 5. А мы пойдем дальше на станцию «Перевертыши». На этой станции Клякса перевернула все слова А это значит, нам надо перевернуть их обратно и мы получим ключ к шифру. Готовы? Игра с мячом. Слова - антонимы. Я говорю «грустный», а тот кто ловит мяч мне говорит слово, обратное по смыслу – «веселый». Грустный – веселый Маленький – большой Грязный – чистый Высокий – низкий Мягкий – твердый Слабый – сильный Легкий – тяжелый Сухой – мокрый Старый – новый Молодой – пожилой Короткий – длинный Злой –добрый. | Динамическая пауза «Маляр». Я с ведром иду во двор Маршируют по кругу др. за др. Красить бабушкин забор. Я без дела не сижу, Встают лицом в круг, показывают, как красят забор. Кистью сверху вниз вожу. Крашу столбики, ворота, На каждое название загибают пальцы на обеих руках, И забор до поворота, начиная с больших. И скамейку под окошком, И совсем немножко кошку. Красной краски стало мало, Разводят руками, пожимают плечами. На меня она попала. На ладошки, на макушку, Загибают по одному пальцу сначала на правой, На нос, волосы и ушки. потом на левой руке, начиная с больших пальцев. На живот, коленки, спинку. На кусты и на тропинку. Тихо бабушка сказала: Разводят руками, пожимают плечами. «Лето красное настало…» |
СОЛНЦЕ
ЧЕЛОВЕКА
ЗНАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЭМОЦИЙ»...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с природой на тему "Экскурсия по временам года"
Программное содержание: • Систематизировать знания детей о сезонных изменениях; • Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки и...
План-конспект открытого занятия для подготовительной группы
Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр с применением методики обучения подвижным играм...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе группе «Экспериментирование с воздухом»
Данная образовательная деятельность способствует обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха,расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека,животных,растений...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик» Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Семецветик»Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «по мокрому»...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Интересные открытия в стране Знаний".
Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Обучающие:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в предела...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по физической культуре в подготовительной группе «Физкульт-Ура»
Тип: Физкультурно – оздоровительныйЦели: Учить уверенному преодолению препятствий и самостраховке при выполнении упражнений.Способствовать укреплению здоровья детей.Воспитывать у детей пот...