Занятие по обучению грамоте для детей старшей группы с использованием технологии "Ситуация"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
ссылка на видео занятия: https://disk.yandex.ru/d/FvfoIYWAlpHQyg
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_obucheniyu_gramote_tablitsa_v_starshey_gruppe.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию (обучение грамоте)
для детей старшей группы в технологии «Ситуация».
Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: создать условия для формирования навыка различия твердых и мягких согласных.
Задачи:
Образовательная: дать понятие о мягких согласных, учить различать на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких согласных;
Развивающая: развивать фонематический звук; совершенствовать артикуляционный аппарат.
Воспитательная: развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
Оборудование: три домика (красный, синий, зеленый), картинки с изображением животных леса.
Ход занятия:
Этап | Действия педагога | Действия (ответы) детей |
1.Введение в игровую ситуацию Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь. | Воспитатель собирает детей около себя. - Ездили ли вы с родителями отдыхать? - Какие места для отдыха вы знаете? Воспитатель рассказывает, что в лесу открылась турбаза отдыха для животных. Многие животные решили отдохнуть. Сотрудник турбазы стал заселять жильцов по домикам, но от большого количества животных стал путаться, куда и кого нужно заселить. Сотрудник турбазы просит вас о помощи. - Хотите ему помочь? - Сможете это сделать? | Дети встают (садятся) рядом с воспитателем. - Да - Предполагаемые ответы детей: на море, на пикник, на турбазу… - Да, хотим. - Да, сможем. Дети присаживаются за столы. |
2.Актуализация знаний и умений Дидактические задачи: - повторить и закрепить знания о гласных и согласных звуках; - закреплять умение детей определять место звука в слове. | Воспитатель объясняет, что прежде чем начать помогать сотруднику турбазы нам необходимо вспомнить -Какие бывают звуки? -Что вы можете сказать про гласные звуки? -А что вы можете сказать о согласных звуках? -Почему они не поют? Молодцы ребята, теперь мы можем начать помогать сотруднику турбазы расселить всех животных. Воспитатель вывешивает на магнитную доску два домика (красный, синий). Рядом на столе лежат карточки с изображением животных леса. Картинки подобраны таким образом, чтобы первый звук в словах был гласным; согласным (твердым, мягким). -А давайте расселим наших гостей в их домики. Далее проходит работа с картинками (по 2-3 картинки на каждый домик). Воспитатель берет карточку с изображением животного (волк) и предлагает детям определить в какой домик мы можем поселить это животное (синий или красный). -Какой первый звук мы слышим в этом слове? [в] Давайте его произнесем. -Какой он гласный или согласный? -В какой домик мы поселим это животное? -Почему волка мы заселим в синий домик? Далее проводится аналогичная работа с другими карточками. -Молодцы, вы справились с этим заданием, все жильцы расселены в свои домки. | - Звуки бывают гласными и согласными. - Гласные звуки умеют петь, обозначаются красным цветом. - Согласные звуки петь не умеют, обозначаются синим цветом. - Согласный звук встречает преграды в виде языка, зубов и губ. - Давайте. - Звук [в]. Дети произносят звук [в]. - Согласный. - Синий. - Потому- что слово волк начинается с согласного звука [в], а согласный звук обозначается синим цветом |
3.Затруднение в игровой ситуации. Дидактические задачи: -создать мотивационную ситуацию для введения знания о мягких согласных; -сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания; - тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление. | Воспитатель показывает детям картинку с изображением лисы и рассказывает, что лиса немного задержалась и просит вас заселить ее в домик - Поможем найти домик для лисы? - Мы сможем это сделать? - Справимся? Воспитатель показывает карточку с изображением лисы и просит определить, в какой домик ее необходимо заселить. - Какой первый звук мы слышим в этом слове? [л] - Какой он гласный или согласный? - В какой домик нужно заселить лису? (синий) Воспитатель соглашается с детьми и показывает следующую картинку. - Хорошо лису мы поселим в синий домик. (прикрепляет карточку к синему домику) Воспитатель достает следующую картинку. - А это кто? (воспитатель показывает карточку с изображением лося) - Какой первый звук мы слышим в слове лось? - Давайте произнесем. Как звучит? - Куда поселим его? Воспитатель просит ребенка заселить лося. | - Да. - Да, сможем. - Да. - Звук [л’]. - Согласный. - Синий. - Лось Произносят [л]; определяют как звучит. - В синий домик. |
3.Физминутка | А теперь мы все зверята. Поскакали как зайчата, Повертелись как лисята, Потоптались как слонята, Как жирафы потянулись И на место мы вернулись. | |
- Ребята, лиса мне сейчас сказала, что ей не нравиться в этом домике, что ей там не хорошо. - Давайте проверим, правильно ли мы заселили лису. Произнесите еще раз, как звучит лиса? Лиса так же звучит как и лось? - В слове лось звук [л] звучит твердо, а в слове лиса звук [л’] звучит по-другому. | Произносят. - Нет, они звучат по- разному. | |
4. Открытие нового знания. Дидактические задачи: - сформировать представление о согласном мягком звуке; -сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. | - Как вы думаете, мы справились с этим заданием? - Можно ли заселить лося и лису в один домик? - Синий дом подходит лисе? - А почему мы не справились с заданием? - А как мы можем это узнать в какой домик нужно поселить лису? | - Нет. - Нет, нельзя. - Нет. - Потому – что мы не знаем какой домик должен быть у лисы. - Можно спросить у взрослых, посмотреть в учебнике, интернете… |
5.Включение нового знания в систему знаний ребенка. Дидактические задачи: - сформировать опыт детей самостоятельно определять согласный звук в слове ( твердый, мягкий); - сформировать умение детей правильно произносить звуки в словах; - упражнять детей в звуковом анализе слов. | - Ребята в слове лиса согласный звук [л] звучит мягко [л’] и у таких звуков есть свои домики (воспитатель достает зеленый домик) и обозначается он зеленым цветом. - Давайте попробуем произнести слово лиса и послушать звук [л’], а теперь произнесем слово лось и послушаем звук [л] здесь. - Одинаково ли звучит звук [л] в словах лиса и лось? - В слове лиса как и в слове лось первый звук [л] согласный, но звучат они по- разному. И поэтому у лисы будет другой, свой домик - зеленый. Воспитатель переселяет лису в свой домик. Вывод: согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые согласные звуки звучат строго (твердо) [л],[м],[н] и обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звучат мягко [л’] [м’] [н’] и обозначаются зеленым цветом. -У нас остались еще несколько животных, которых нужно заселить в домики. - Молодцы ребята вы справились с этим непростым заданием. | - Нет, по – разному. Дети знакомятся с новым знанием. Дети расселяют оставшихся животных по домикам самостоятельно, если испытывают затруднения то с помощью воспитателя. |
6.Итог занятия. Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии. | - Ребята, где вы сегодня были? - Кому помогали? - Какие знания вам помогли помочь сотруднику турбазы заселить животных в нужные домики? Воспитатель помогает детям сформулировать ответ. | - Мы были в лесу на турбазе. - Сотруднику турбазы. - Нам помогла знание о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые согласные звуки звучат строго (твердо) [л],[м],[н] и обозначаются синим цветом, а мягкие согласные звучат мягко [л’] [м’] [н’] и обозначаются зеленым цветом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия с использованием ИКТ по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы «Письмо от Незнайки»
презентация сжата...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»
Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте для детей старшей группы "Звук и буква Т"
Логопедическое занятие для детей старшего возраста с ОВЗ (ОНР)....
Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду
Конспект занятий по обучению грамоте для детей старшей группы в детском саду...
Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 4 Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. Задачи: Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, во...