Конспект открытого занятия с использованием ИКТ по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы «Письмо от Незнайки»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия с использованием ИКТ
по подготовке к обучению грамоте
для детей старшей группы
Задачи:
Образовательные:
- продолжать закреплять знания детей о понятиях: «звук», «буква», «слово»;
- закреплять знания детей о гласных и согласных звуках (О, К, Т) и их графических образах;
- продолжать учить определять первый звук в слове;
- продолжать учить определять количество гласных и согласных звуков в словах;
- продолжать учить определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова);
- продолжать учить делить слова на слоги и называть количество слогов;
- продолжать обучать звуковому анализу слов.
Развивающие:
- развивать речевую активность, навыки чтения;
- развивать фонематический слух, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию, желание говорить правильно.
Оборудование:
Демонстрационный материал: презентация «Письмо Незнайке»; дид. пособия: «Магнитная азбука», «Говорящая азбука», «Дом с гласными звуками»; предметные картинки, в названии которых есть звук Т; игрушки - продукты, в названии которых есть звук К; планшет для рисования на песке.
Раздаточный материал: карточки «Кот» с картинкой и схемой, фишки для звукового анализа
Ход занятия:
Орг. момент (слайд 1):
Вос-ль: Ребята, нам сегодня пришло электронное письмо от Незнайки. Он готовится к школе: учит звуки и буквы, складывает их в слова. Но Незнайка никак не может справиться с заданиями, которые ему предложил Знайка. И просит вас о помощи! По электронной почте Незнайка прислал все задания. Поможем ему? (слайд 2)
Основная часть:
Вос-ль: Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним
- Что такое звуки? (звуки мы слышим и произносим)
- Что такое буквы? (буквы мы видим и пишем)
Задание 1 (слайд 3):
Вос-ль просит отгадать загадку.
Самого чуть видно, а голос слышно?
Дети: комар (слайд 4).
- Назовите первый звук в этом слове (слайд 5).
- Посмотрите на букву К (слайд 6)
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит.
- Найдите эту букву на карте алфавита! (дид.пособие «Говорящая азбука»)
- А сейчас найдем букву К в нижнем ряду магнитной азбуки и поставим её в верхний ряд (дид. пособие «Магнитная азбука»)
- Давайте поиграем со звуком К.
Д/игра «Поймай звук в ряду звуков» (дети «ловят» звук К хлопком, услышав его среди других звуков).
СРИ «Магазин» (вос-ль сообщает, что сейчас все отправятся в магазин за продуктами. Покупать можно только те продукты, в названии которых есть звук К. По возвращении с магазина, ребенок называет, что он купил, остальные проверяют его.)
Д/игра «Где живет звук?» (вос-ль просит произнести слово, выделяя голосом звук К, и спрашивает: где он находится в слове? – в начале, середине, конце).
Задание 2 (слайд 7)
Вос-ль снова просит отгадать загадку.
Пушистая вата плывет куда-то?
Дети: облако (слайд 8).
- Назовите первый звук в этом слове (слайд 9).
- Посмотрите на букву О (слайд 10)
В этой букве нет угла
Оттого она кругла.
- Найдите эту букву на карте алфавита!
- А сейчас найдем букву О в нижнем ряду магнитной азбуки и поставим её в верхний ряд.
- Давайте поиграем со звуком О.
Д/игра «Повтори» (вос-ль говорит детям: сколько раз хлопну в ладоши, столько раз надо произнести звук О)
Д/игра «Поймай звук в слоге»
Д/игра «Дом со звуками» (вос-ль показывает дид. пособие «Дом с гласными звуками» и говорит: в этом доме живут звуки! Скажите какие? – гласные. Звук О очень любит петь. А когда он поет, он становится похож на небольшой вытянутый кружок. Посмотрите какой! – показывает. А теперь покажите вы! – дети показывают. Спойте песенку звука О! – дети поют. А теперь давайте найдем и покажем, где в этом доме живет звук О! – дети показывают).
Игра «Песочница» (с использованием планшета для рисования на песке. Вос-ль предлагает написать букву О).
Задание 3 (слайд 11)
Вос-ль просит отгадать ещё одну загадку.
Кланяется, кланяется, придет домой растянется?
Дети: топор (слайд 12).
- Назовите первый звук в этом слове (слайд 13).
- Посмотрите на букву Т (слайд 14)
На антенну Т похожа
И на крышу дома тоже.
- Найдите эту букву на карте алфавита!
- А сейчас найдем букву Т в нижнем ряду магнитной азбуки и поставим её в верхний ряд.
- Давайте поиграем со звуком Т.
Д/игра «Поймай звук в слове» (у вос-ля набор карточек с изображением различных предметов, он показывает их и говорит детям: как услышишь в слове звук Т – правую руку подними).
- Попробуйте разделить эти слова на слоги! Как можно это сделать? (хлопками, шагами; проверить рукой, подставленной к подбородку!
Д/игра «Раздели на слоги»
Задание 4 (слайд 15)
Вос-ль: Вы отгадали 3 загадки. А сейчас мы вместе попробуем составить слово из первых букв слов – отгадок (на магнитной азбуке дети выкладывают слово КОТ)
- А теперь проверьте себя! (слайд 16)
- Присаживайтесь за столы, проведем звуковой анализ слова КОТ.
(Один ребенок работает у доски, проговаривая действия вслух, все остальные – на местах. Затем вос-ль задает вопросы детям:
- Назови гласный звук. Почему его называют гласным? – это волшебный звук, он поётся, его можно долго тянуть и воздух свободно выходит изо рта, преград нет.
Вос-ль знакомит с новым приемом: просит детей представить, что у них в руках ниточка: растягиваем и поём.
- Сколько гласных звуков в слове КОТ? Где он находится?
- Назови согласный звук в слове. Почему он согласный? – его нельзя пропеть, при произнесении воздух встречает преграды: язык, зубы, губы.
- Сколько согласных звуков в слове КОТ? Назови согласный звук в начале слова! В конце!
- Сколько всего звуков в слове КОТ?
- Сколько слогов в слове КОТ?
Д/игра «Один – много»
(один…кот, два…кота, много…котов)
- Как назвать кота ласково?
(один…котик, два…котика, много…котиков)
Д/игра «Живые звуки»
Итог занятия:
- Ребята, это было последнее задание от Незнайки. Как вы думаете, Незнайка будет доволен узнав, как вы выполнили все задания?
- Почему вы так решили? (старались, были внимательны и т.д.)
- Какие задания для вас оказались легкими?
- А какие показались трудными?
- Все выполненные задания я предлагаю отправить Незнайке по электронной почте (слайд 17).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте, ребята! Как здорово, что вы согласились мне помочь! Все вместе вы точно справитесь со всеми заданиями. Буду ждать от вас ответа! До свидания!
1 задание Самого чуть видно, а голос слышно?
К
2 задание Пушистая вата плывет куда-то?
О
3 задание Кланяется, кланяется, придёт домой растянется?
Т
4 задание Составьте слово из первых букв слов-отгадок.
К О Т
Незнайке от ребят д/с «Рыжики» группа «Лёвушки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Подготовка к обучению грамоте для детей старшей группы"
В проекте собран материал о работе в старшей группе по подготовке к обучению грамоте в течении года....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста.
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Приключение Белоснежки»
Цели: Закреплять умение заканчивать предложение словом, которое начинается на определенный звук «З». Определять и называть количество слогов в словах, отхлопать столько раз, сколько слогов в сло...
Конспект интегрированного занятия непосредственно-образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе 6-7лет «Что? Где? Когда?»
Цель НОД: овладение речью как средством общения и культуры, совершенствование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки к обучению грамоте посредством закрепления способности ребён...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Звук и буква М"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Звук и буква М"...
конспект коррекционного занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте старших дошкольников "В поиске букв"
Конспект занятия будет интересен педагогам ДОУ, родителям. В деятельности используются различные технологии: игровая, здоровьесберегающая, ИКТ, технология сотрудничества....