Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 4 Тема: «Алфавит»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_4.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)
«Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Занятие № 4
Тема: «Алфавит»
Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите.
Задачи:
Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.
Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, воображение, развивать связную речь (монологические и диалогические формы), закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы,
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.
Оборудование: Карта страны «Пиши-Читай», алфавит, фонограмма песни «Алфавит», музыкальный центр.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вновь отправляемся в путешествие по волшебной стране. Кто из вас помнит, как называется эта страна? (называется она «Пиши-Читай».).
Для того чтобы попасть в страну «Пиши-Читай» нам с вами нужно выполнит задание, пройти пароль. Вы готовы? (Да). И так, слушайте внимательно.
Пароль:
- Какие бывают звуки? (звуки природы, звуки музыки, предметов и звуки речи)
- Какие звуки называются гласными? (те которые можно петь)
- Сколько их? (их шесть)
- Назовите гласные звуки.
- Какие звуки называются согласными? (те, которые произносятся при помощи языка, зубов, неба, десен; согласные звуки петь нельзя)
- Закончите предложение:
- Согласные бывают… (твердые/мягкие, звонкие/глухие)
Воспитатель: Ребята, мы с вами и оказались в стране «Пиши-читай». И нас с вами встречают жители города Алфавит. А вот как зовут жителей этого города, попробуйте отгадать, послушав загадку.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы)
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно это буквы.
Воспитатель: Жители города «Алфавит» приготовили для нас очень интересную и поучительную историю. Хотите послушать? (Да) Тогда слушайте…
Сказка про Алфавит.
Раньше все буквы жили в разных домиках так, как им хочется, без всякого порядка. Это было тяжело для людей, потому что у букв не было своего постоянного адреса и их трудно было отыскать. Мало того, буквы часто менялись своими местами, поэтому каждый день их можно было обнаружить в новом месте. Тогда люди решили расселить буквы по порядку и построить каждой букве свой дом. Они долго думали, с какой буквы начать, а потом решили, что первой надо поселить ту букву, с какой начинают разговаривать дети. Этой буквой оказалась «А». Как только она получила свой домик, и все буквы увидели, какой он удобный, они тоже попросили построить им домики. Буквы выстроились в очередь друг за дружкой, и только буква «Я» бегала и громко кричала, что ей нужно первой строить дом, она самая лучшая и самая красивая. Тогда люди и буквы посовещались и решили такой заносчивой букве построить дом в последнюю очередь. Так получился целый город для букв, который назвали АЛФАВИТОМ. В нем все буквы живут дружно вместе, и у каждой есть свой домик и свое место.
Физкультминутка
(Звучит песня «Алфавит», дети поют и выполняют музыкально-ритмические движения под музыку.)
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – прискакали на еже, (прыжки)
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – дружно вылезли в окно, (приседания)
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – оседлали петуха, (подскоки)
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – вот и вся моя семья! (показ руками)
Детям показывается алфавит. Звучат стихи про буквы.
«А» - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Буква «Б» с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Вот буква «В»
Видна вдали -
Красивая, витая.
Как будто крендель
Испекли,
Приезжих поджидая.
Не гусь, не галка буква «Г»,
А цапля на одной ноге.
Букву на плече носил.
На лугу траву косил.
«Д» - это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
В слове ель мы «Е» услышим,
Букву «Е» мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки.
Букву «Е» запомним, детки.
Буква «Е» передохнула,
Как тотчас же на нее
Пара птенчиков вспорхнула –
Получилась буква «Ё».
«Е» и «Ё» — родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы «Ё» две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Посмотри-ка: буква «Ж»
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
На калитку посмотри:
Чем она не буква
И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой «К» на нас глядит.
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
(В. Степанов)
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
Буква Н как лесенка,
Лесенка-Чудесенка.
У меня про букву Н
Вдруг сложилась песенка:
Н-н-н-н-н-н-н
Получилась лесенка.
Посмотри на колесо —
И увидишь букву О.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали. —
Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок подставить
И друг другу Р представить.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом
Буква Т
Тебя укроет
От дождя,
От снега,
Зноя.
На антенну Т похожа,
И на зонтик вроде тоже.
Буква Ф надула щечки,
Сама стала ручки в бочки.
Хохотушка буква X
Рассмеялась:
— Ха-ха-ха!
Буква Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул — И буква Ш!
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же!
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите — не хотите,
Стоит он в алфавите!
Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась.
А вот шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Буква Я
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!
Воспитатель:
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся.
Игра «Угадай букву»
Дети встают в круг на ковер и по очереди выходят в центр круга и своим телом показывают любую букву. Остальные дети должны угадать букву.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу.
- В каком городе волшебной страны «Пиши-Читай» мы с вами
сегодня побывали? (Алфавит).
- Сколько букв живет в Алфавите? (33).
Молодцы, ребята. В следующий раз мы продолжим экскурсию по городу Алфавит и узнаем про жителей этого города еще много интересного и важного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ.
Цель: развивать творческое воображение, мышление, познакомить детей с буквой Г, звуками [Г] и [Г\']....
Учебно-методическое пособие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Путешествие по стране "Абвгдейка".
Цели учебно-методического пособия: развитие у детей старшего дошкольного возрастп всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми....
Цикл занятий по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной приставки Mimio
Данный цикл занятий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Использование Mimio-игр позволяет повысить интерес ребенка к выполнению заданий, ведь в них ребенок имеет уникальную возможность...
Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.
В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5 – 6 ЛЕТ) по теме: «Звук и буква «Б»
Цель – знакомство с согласным звуком БЗадачиОбразовательные познакомить со звуками [б], [б’], буквой Б.уточнить артикуляцию звука [б];научить давать характеристику звуку Б;познакомить с гр...
Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках, знакомство с буквой - Ш....
Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР "Путешествие на планету Пиши- Читай"
Конспект НОД "Путешествие на планету Пиши - Читай" представляет собой методическую разработку по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ТНР....