Конспект НОД "Звуки [с], [з]. Буквы С, З"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Закрепить навыки различения и произношения звуков [с], [з] изолированно, в слогах, словах, предложениях; закрепить знания об артикуляции и характеристике звуков [с], [з]; формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_s-z._bukvy_s-z.docx | 32.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по обучению элементам грамоты
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Звуки [с], [з]. Буквы С, З»
Цель: Закрепление представлений о звуках [с], [з] и буквах С, З.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить навыки различения и произношения звуков [с], [з] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- закрепить знания об артикуляции и характеристике звуков [с], [з];
- формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- развивать общую и мелкую моторику;
- формировать графомоторные навыки.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки учебной деятельности;
- воспитывать навыки самоконтроля.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: предметные картинки, раздаточный материал, рабочие тетради, цветные карандаши.
Предшествующая работа: закрепление понятий буква, звук, согласный звук, слог, слово, предложение.
Ход НОД
- Организационный этап.
Логопед: Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!
(Тамара Рубан)
Логопед: На занятиях по обучению грамоте мы учим звуки и буквы. Давайте вспомним, чем звук отличается от буквы.
Ответы детей: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Логопед: Отгадайте загадки, и вы узнаете звуки, о которых мы сегодня поговорим.
Из картошки и из круп Разгрызешь стальные трубы,
Мы с сестрой сварили … Если часто чистишь …
Ответы детей: суп, зуб.
Логопед: Какой звук в начале слова суп?
Ответы детей: звук [с].
Логопед: Какой звук в начале слова зуб?
Ответы детей: звук [з].
Логопед: Сегодня мы играем со звуками [с], [з].
- Коррекционно-развивающий этап.
Артикуляция и характеристика звуков [с], [з].
Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звуки [с], [з]. Обратите внимание, что при произнесении этих звуков губы улыбаются, между зубами – узкая щель, кончик языка упирается в нижние зубы.
Работа с плакатом.
Логопед: Давайте дадим характеристику звукам [с], [з].
Ответы детей: Звук [с] – согласный, твердый, глухой; звук [з] – согласный, твердый, звонкий.
Логопед: Чем же отличается звук [з] от звука [с]?
Ответы детей: Звук [з] – звонкий, а звук [с] – глухой.
Логопед: А теперь мы проверим, как вы слышите звуки [с], [з].
Игра «Хлопни, топни». На звук [з] – хлопаем, на звук [с] – топаем.
С, З, З, са, зо, сы, зу, зонт, сок, оса, коза, ваза, ананас, маска, мимоза.
Логопед: Повторите слоговые цепочки.
Игра с мячом «Запомни, повтори». Са – са – за, со – зо – со, су – су – зу, зы – зы – сы и т.д.
Логопед: Ребята, на столах у вас картинки. Вы называете картинку, определяете, какой звук [с] или [з] вы слышите в слове, и где этот звук находится: в начале, в середине или в конце слова.
Логопед: Ребята, давайте поиграем.
Игра «Четвертый лишний». Сани, сок, зонт, самокат
Ваза, оса, коза, роза
Логопед: Проведем звуко-буквенный анализ слов косы, козы. Сколько слогов в слове? Назовите ударный слог. Выполним схему слов.
Логопед: Сделаем зарядку для наших глаз.
Логопед: Ребята, давайте придумаем предложение, в котором будут слова звуком [с] или [з] и составим схему этого предложения.
Логопед: А теперь немного отдохнем. Тема недели «Профессии»
Динамическая пауза «Дворники».
Снега прошли немалые, а все идут, идут... | Шаги на месте. |
Дворники усталые метут, метут, метут | Имитация взмахов метлой. |
Гремят они лопатами | Хлопки ладонями. |
Под тучами лохматыми | Взмахи руками над головой. |
Метелками шуршат. | Имитация взмахов метлой. |
На улицах, на улках, в дворах и закоулках | Взмахи руками вправо, влево (2раза). |
Управиться спешат. | Садятся на места. |
Логопед: Выполним задание в рабочих тетрадях.
Логопед: Сделаем зарядку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Профессии».
Много есть профессий знатных, | Соединять пальцы правой руки с большим. |
И полезных и приятных. | Соединять пальцы левой руки с большим. |
Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтер, строитель… | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. |
Сразу всех не называю, | Сжимать-разжимать кулаки. |
Вам продолжить предлагаю. | Вытянуть руки вперед ладонями вверх. |
- Закрепляющий этап.
Логопед: С какими звуками мы сегодня играли? Дайте характеристику звуку [с]. Дайте характеристику звуку [з].
- Итоговый этап.
Самооценка (самоконтроль) детей. В правом нижнем углу нарисовать зеленый кружок, если вы выполнили все задания (дали характеристику звукам [с], [з]; повторили слоговые цепочки; сделали звуко-буквенный анализ слов; составили схему предложения), желтый кружок – если были ошибки при выполнении заданий и красный – если вы не выполнили задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Звук и буква У"
Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...
Конспект занятия "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
Конспект НОД "Звук и буква З"
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект занятия "Звук и буква О"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...
Конспект НОД "Звук и буква О"
для воспитателей ДОУ....
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...