Конспект НОД "Звуки [с], [з]. Буквы С, З"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Кирсанова Елена Игоревна

Закрепить навыки различения и произношения звуков [с], [з] изолированно, в слогах, словах, предложениях; закрепить знания об артикуляции и характеристике звуков [с], [з]; формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s-z._bukvy_s-z.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по обучению элементам грамоты

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Звуки [с], [з]. Буквы С, З»

Цель: Закрепление представлений о звуках [с], [з] и буквах С, З.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • закрепить навыки различения и произношения звуков [с], [з] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
  • закрепить знания об артикуляции и характеристике звуков [с], [з];
  • формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематические процессы;
  • развивать  психические процессы: внимание, память, мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику; 
  • формировать графомоторные навыки.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать навыки учебной деятельности;
  • воспитывать навыки самоконтроля.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Оборудование: предметные картинки, раздаточный материал, рабочие тетради, цветные карандаши.

Предшествующая работа: закрепление понятий буква, звук, согласный звук, слог, слово, предложение.

Ход НОД

  1. Организационный этап.

Логопед:         Каждый день всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим,

Вспоминаем обязательно,

Что учили на занятиях!

Говорим всегда красиво, ясно и неторопливо!

(Тамара Рубан)

Логопед: На занятиях по обучению грамоте мы учим звуки и буквы. Давайте вспомним, чем звук отличается от буквы.

Ответы детей: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

Логопед: Отгадайте загадки, и вы узнаете звуки, о которых мы сегодня поговорим.

        Из картошки и из круп                         Разгрызешь стальные трубы,

        Мы с сестрой сварили …                Если часто чистишь …

Ответы детей: суп, зуб.

Логопед: Какой звук в начале слова суп?

Ответы детей: звук [с].

Логопед: Какой звук в начале слова зуб?

Ответы детей: звук [з].

Логопед: Сегодня мы играем со звуками [с], [з].

  1. Коррекционно-развивающий этап.

Артикуляция и характеристика звуков [с], [з].

Логопед: Возьмите зеркала и произнесите звуки [с], [з]. Обратите внимание, что при произнесении этих звуков губы улыбаются, между зубами – узкая щель, кончик языка упирается в нижние зубы.

        Работа с плакатом.

Логопед: Давайте дадим характеристику звукам [с], [з].

Ответы детей: Звук [с] – согласный, твердый, глухой; звук [з] – согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Чем же отличается звук [з] от звука [с]?

Ответы детей: Звук [з] – звонкий, а звук [с] – глухой.

Логопед: А теперь мы проверим, как вы слышите звуки [с], [з].

        Игра «Хлопни, топни». На звук [з] – хлопаем, на звук [с] – топаем.

С, З, З, са, зо, сы, зу, зонт, сок, оса, коза, ваза, ананас, маска, мимоза.

Логопед: Повторите слоговые цепочки.

        Игра с мячом «Запомни, повтори». Са – са – за, со – зо – со, су – су – зу, зы – зы – сы и т.д.

Логопед: Ребята, на столах у вас картинки. Вы называете картинку, определяете, какой звук [с] или [з] вы слышите в слове,  и где этот звук находится: в начале, в середине или в конце слова.

Логопед: Ребята, давайте поиграем.

Игра «Четвертый лишний».         Сани, сок, зонт, самокат

Ваза, оса, коза, роза

Логопед: Проведем звуко-буквенный анализ слов косы, козы. Сколько слогов в слове? Назовите ударный слог. Выполним схему слов.

Логопед: Сделаем зарядку для наших глаз.

Логопед: Ребята, давайте придумаем предложение, в котором будут слова  звуком [с] или [з] и составим схему этого предложения.

Логопед: А теперь немного отдохнем. Тема недели «Профессии»

Динамическая пауза «Дворники».

Снега прошли немалые, а все идут, идут...

Шаги на месте.

Дворники усталые метут, метут, метут

Имитация взмахов метлой.

Гремят они лопатами

Хлопки ладонями.

Под тучами лохматыми

Взмахи руками над головой.

Метелками шуршат.

Имитация взмахов метлой.

На улицах, на улках, в дворах и закоулках

Взмахи руками вправо, влево (2раза).

Управиться спешат.

Садятся на места.

Логопед: Выполним задание в рабочих тетрадях.

Логопед: Сделаем зарядку для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Профессии».

Много есть профессий знатных,

Соединять пальцы правой руки с большим.

И полезных и приятных.

Соединять пальцы левой руки с большим.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, строитель…

Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.

Сразу всех не называю,

Сжимать-разжимать кулаки.

Вам продолжить предлагаю.

Вытянуть руки вперед ладонями вверх.

  1. Закрепляющий этап.

Логопед: С какими звуками мы сегодня играли? Дайте характеристику звуку [с]. Дайте характеристику звуку [з].

  1. Итоговый этап.

Самооценка (самоконтроль) детей. В правом нижнем углу нарисовать зеленый кружок, если вы выполнили все задания (дали характеристику звукам [с], [з]; повторили слоговые цепочки; сделали звуко-буквенный анализ слов; составили схему предложения), желтый кружок – если были ошибки при выполнении заданий и красный – если вы не выполнили задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект НОД "Звук и буква З"

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект НОД "Звук и буква О"

для воспитателей ДОУ....

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...