Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кочанова Людмила Ивановна

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР . Тема «Формирование представления о звуках». Цель Закреплять умение слышать неречевые и речевые звуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Формирование представления о звуках»

Цель Закреплять умение слышать неречевые и речевые звуки.

Задачи:

1. Коррекционные:  развитие  фонематических  процессов, высших психические функций  (памяти,  мышления,  восприятия,  внимания), мелкой  моторики,  кинестетических  ощущений,  языковой  интуиции; формирование  межполушарных связей; формирование просодической стороны речи.

2. Развивающие:  активизация  речевой  деятельности учащихся; развитие пространственных представлений; формирование мотивационного компонента и функций самоконтроля.

 3.Воспитательные:  воспитание доброжелательного и дружеского отношения к товарищам, любви  к родному языку.

Материал. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы1,символизирующие эмоциональное состояние человека, маски- шапочки зверей.

Ход образовательного события

1.        Оргмомент

Психогимнастика.

Детям показывают пиктограммы. Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

Изобразите злого, доброго, печального, огорченного человека. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

2.        Сообщение темы образовательного события

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

3.        Развитие слухового внимания

Закройте глаза. Игра «Молчанка».

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.

Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.

Давайте отгадаем предметы по звучанию.

Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой

4.        Знакомство с понятием «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».

Где-то собаки рычали:        Листья на ветру шумели:

  • Р-р-р'        —Тсс!        
    В стойле коровы мычали:        Змеи в лесу шипели:        
  • Мммуу!        — Шшш!        
    В комнате мухи жужжали:        А комары все пели:
  • Жжж!        — Ззз!

Мимо машины бежали:        Непоседа мячик днем и ночью

  • Тррр!        Успокоиться не хочет:
    Гудели от ветра все провода:        — Пам! Пам!
  • Зззнь!        Куклы кашляют в постели —
    Капала в кухне из крана вода:        Днем мороженое ели!
  • Динь!        — Кхх! Кхх!        
    Перекликались в ночи поезда:
  • Ууу! Ууу!

Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

В стихотворении вы услышали много звуков. Вспомните,  как перекликались поезда? (Ууу!)…

Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и превращаются в  слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

5.        Физминутка

 «Прогулка в лес».

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.

6.        Произношение отдельных звуков. Развитие просодического компонента речи.

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

Дети надевают маски- шапочки. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).

7.        Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.

В домике этом

Красные двери,

 Рядом с дверями —

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки.

Н.В. Новотворцева

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами) . Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

8.        Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

А еще надо научиться правильно дышать. Дыхание упражнение «мячик-ямка».

9. Итог образовательного события

Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) Чем произносим звуки? (Ртом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»

Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Изобразительное искусство Хакасии»

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста«Изобразительное искусство Хакасии»  Составитель:Госсман А.А., педагог дополнительного образованияМБДОУ г...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Знакомство со словам

 В данном конспекте представлено продолжение работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с гласными и согласными звуками, дано представление о том, что слова состоят из...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Слова- действия.

 В данном конспекте представлена работа по ознакомлению и актуализации знаний детей о словах- действиях ( глагольный словарь)....

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста "Дед Мороз ищет друзей

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Томайах сомнар чiдiр салтыр» ситуация

Оон костег: пiлiс алар тиксi  угредiг тогыстар хоостыра олганнарга сурыгларга нандырар ондайлар пирерi.Погiннер:Узун гласнай тапсагларны состерде орта адирга....