Итоговое занятие в конце года по обучению грамоте в старшей группе "Незнайка дарит сюрприз".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Занятие поможет выявить  уровень знаний детей средней группы по обучению грамоте, активизировать полученные знания, представления, умения по обучению грамоте , которые дети получили в течении учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznayka_darit_syurpriz.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в конце года по обучению грамоте «Сюрприз от Незнайки « в старшей группе.

Цель : выявить  уровень знаний детей средней группы по обучению грамоте, активизировать полученные знания, представления, умения по обучению грамоте , которые дети получили в течении учебного года.

Задачи: 
Образовательные: Закрепить полученные знания: звук, буква, слог, слово, предложение, деление слов на слоги. 
Закрепить правило написания предложений схематично. 


Развивающие: Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове). 
Развивать внимание, зрительное восприятие. 


Воспитательные: Воспитывать целеустремленность, усидчивость, умение понимать учебную задачу, самостоятельность. 

Демонстрационный материал: карточки с названиями станций ,карточки – подсказки с изображением растения для определения поля ,маркер, грибочки с буквами, предметные картинки( дома, трактор),сундук, замок ,ключ.

Раздаточный материал: круги  красного, синего, зеленого цвета для звукового анализа.

                                             Технологическая карта образовательной деятельности

Этап

образовательной

деятельности

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Они посмотрят, чему мы научились в старшей группе, и можно ли нас перевести уже в подготовительную группу. Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети: Здравствуйте.

Восп.: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.

Восп.: Ребята, тёплые у нас ладошки? Дети: Да.

Восп.: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.

Воспитанники настраиваются на обучающую деятельность, здороваются с гостями и друг с другом ,касаясь ладошками  с товарищами.

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Я пришла сегодня в группу, а на столе оказался сундук и письмо. Кому же оно адресовано? (читает). Детям старшей группы. «Дорогие ребята! Пишет вам ваш друг Незнайка! Мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки, учите новые буквы, решаете задачи, смотрите презентации о родном крае! Вот я решил сделать вам подарок.

Подарок мой лежит на дне

В моём волшебном сундуке

Открыть сундук поможет, дети,

Волшебный ключик от загадки этой.

Как только ключик вы найдете, подарок мой тотчас возьмёте.

В: Ребята, вы поняли от кого это письмо?

- Вот так Незнайка! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой. Значит, если мы все задания выполним, сможем открыть сундучок. Готовы вы к выполнению заданий Незнайки? Для этого отправляемся с вами в путешествие по станциям. Сначала разогреем свой речевой аппарат:1. Имитация жевания.2. «Улыбка»-«Трубочка». 3. «Сладкое варенье»;4.»Попеременное надувание щек». На одной из станций спрятан ключ от сундука. А на чем мы можем поехать? Дети перечисляют виды транспорта.

Восп.: А как назовем одним словом? Дети: транспорт.

Восп.: Я предлагаю поехать вам на поезде, занимайте свои места в вагончиках, мы отправляемся. Музыкальная заставка «Паровозик». Так как путешествие у нас не обычное, на каждой станции нас ждут задания.

Воспитанники внимательно слушают  письмо Незнайки.

Воспитанники кладут руки на плечи , имитируя движение паровоза.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности

Восп.: Ребята, мы проехали с вами поле, на котором  растет  пшеница, как оно называется?( пшеничное). Поле ,на котором растет горох?( гороховое). Поле ,на котором растут одуванчики? (одуванчиковое)

 Мы подъезжаем к первой станции: «Говорилкино». Стоянка поезда 5 минут.  Скажите пожалуйста, из чего состоит наша речь?

Дети: Из слов. А  несколько слов ,что образуют?(предложение)

Восп.: Давайте составим сами предложения. Девочки составляют предложение со словом весна, а мальчики со словом путешествие(приглашается желающие составить схему предложений на планшете).

1.Ребята отправились путешествовать.

2.Весной ярко светит солнышко.

Разделим слово солнышко на слоги. Сколько слогов получилось? Назови первый слог? Второй? Третий?

Воспитатель: Ребята, поехали дальше. Музыкальная заставка. Догадались, как называется новая станция? «Грибная». Пока наш поезд стоит 5 минут, я предлагаю вам поискать грибы.

     А вот и грибная полянка, смотрите, сколько грибов. Это не обычные грибы. На каждом из них изображена буква, нужно придумать слово ,которое начинается с этой буквы.

Восп.: А  сейчас  я буду называть вам звук и слово, а вы должны сказать, в какой части слова находится этот звук:

В (весна), Ж( подснежник), А( лужайка), Д(поезд).

З(звезда)

Восп.: Ну что ж, нам пора отправляться дальше.

Восп.: Ребята, мы с вами подъезжаем к станции « Посчитайкино». Стоянка поезда 5 минут. Мы с вами долго уже в пути,  и устали. Я предлагаю немножко размяться и провести физминутку. Проходим к столам. Строимся в проходе для разминки.

1.Сколько точек в этом круге- столько раз сожмем мы руки (дети считают точки и выполняют сжатие рук).

2.Сколько кубиков у нас- столько и присядем раз( дети считают кубики и приседают).

3.Сколько елочек у нас – столько и подпрыгнем раз (дети считают елочки и подпрыгивают).

4.Сколько палочек до точки- столько встанем на носочки. (дети считают палочки и выполняют потягивание).»Богатыри»

Итак , мы подъезжаем к последней станции. Догадались , как станция называется? «Дом».

Следующее задание: нужно правильно показать схематический образ звука.

Но для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети: - Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие

Восп.:  - Какие звуки называются гласными и почему?

Дети: - Гласные  звуки  мы  поём,  воздух  проходит свободно, не встречая преград.

Восп.:  - Какие звуки называются согласными и почему?

Дети: - Согласные звуки не поются, мешают зубы, губы и язык.

Восп.: -  Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ, то есть кружок определенного цвета. Для этого придвиньте к себе ближе три кружка разного цвета. Если я назову гласный звук, круг какого цвета вы покажите?

Дети: - Красный.

Восп.: -  Если я назову твердый согласный звук, кружок какого цвета вы покажите вы?

Дети: -  синий.

Восп.: -  Если вы показали мне зелёный кружок, то какой я назвала звук?

Дети: - Мягкий согласный звук.

А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Р^, Л ^.Ц, ,Ш

Посмотрите все сюда, вот красивые дома. Вот дом (предъявляется картинка). В этом доме живем мы. Догадались, это чей дом?

- Это наш детский сад.

- И еще один домик.

Здесь живут загадки.

Станции проехали,

Ответы все назвали .

И за правильный ответ

Получите ключ в ответ!

Но что -бы ключ достать, вам нужно загадку отгадать :Готовы сделать последнее усилие перед победой?

Богатырь в стальной рубашке

Всех сильней весной на вспашке.

Он одет с иголочки,

А следы - две ёлочки (Трактор)(картинка трактора. К ней приделан ключ от замка)

Дети дают ответы на вопросы.

Вызванные дети выкладывают схемы предложения на магнитном планшете.

Дети имитируют движение поезда.

Дети дают ответы.

Дети проходят к проходам у столов  и строятся для разминки.

Воспитанники внимательно слушают, смотрят на названные предметы на доске, считают, выполняя движения.

Имитируют движение поезда.

Присаживаются на свои места.

Воспитанники показывают  схематически образ звука.

Воспитанники внимательно отгадывают загадку.

Воспитатель переворачивает лист , а там ключи от сундука.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Воспитатель:  Ребята, скажите ,что мы сегодня делали на занятии?

Что вам было сложно? Что вам было легко? Что запомнилось?

Ребята, мне очень понравилось наше занятие, вы все хорошо себя вели, отвечали на вопросы, выполняли задания. Спасибо вам за занятие. Подумайте и назовите, кто из детей активнее всех работал и давал правильные полные  ответы. Выходят названные дети. А теперь смотрим, что нам приготовил наш друг Незнайка. Раздать сладкие сюрпризы предоставим право нашим ребятам, которые лучше всех сегодня работали на занятии.  Открываем ключом замок , там?(Сладкий сюрприз).

Ответы воспитанников.

Выходят названные дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие

конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе за первое полугодие...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «Квест с Буратино»

Задачи: Закрепить у детей знание гласных и согласных звуков. Учить называть слова с заданным звуком. Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Закрепить знание гласных и...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи».

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе: «В стране красивой речи»....