Конспект занятия по развитию речи " Буква Р и звук Р в средней группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Татьяна Олеговна Дикарева

Занятие посвящено знакомству с буквой Р и звуком Р, умению выделять звук Р, определять твердый согласный Р и мягкий согласный Р, дифференциации произношения мягкого Р и твердого Р.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи: « Буква Р и звук Р» в средней                                                                                                                                   группе.

Цели:

Уточнять произношение согласного звука  Р

Задачи:

Умение выделять этот звук среди других звуков;

Знакомство с буквой Р и звуком Р, с новыми грамматическими понятиями:  «твердый – мягкий согласный»;

Дифференцирование произношения мягкого звука Р и твердого Р

                               Ход занятия.

1.Орг. момент:

Воспитатель беззвучно произносит гласные звуки и предлагает детям узнать и назвать их. В ходе упражнения дети повторяют, что при произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преграды.

2.На панно картинка «ворона». Как подает голос ворона? (кар…)

Дети произносят звукоподражание.

Восп.:  Какой гласный звук мы слышим ? (звук А).

- А какой звук после ( А)?( Воспитатель выделяет голосом звук (Р);

Дети произносят хором звук (Р). Воспитатель объясняет, что кончик языка находится за верхними зубами и струя  воздуха заставляет  язык дрожать. Этот звук согласный.  Положите руку на горлышко и произнесите звук (Р). Вы почувствуете, как горлышко  «дрожит». Этот звук звонкий. Этот звук бывает твердый и мягкий.

Разбираются слоги: ра – ря,  ро – рё,  ру – рю, ры – ри;

Воспитатель: Повторяйте за мной ( дети проговаривают первые слоги и договаривают последний слог)

Ра-ра-ра- начинается иг…(ра)

Ри-ри-ри- на ворону посмот…(ри)

Ру-ру-ру- будем мы играть в иг…(ру)

Ре-ре-ре ворона не прячется в но…(ре).

3. Физминутка.

Ой, ребята,та-ра-ра ( хлопать в ладоши).

На норе стоит гора ( имитировать движение руками).

А на той горе дубок ( скрестить пальцы и поднять руки над головой).

А на дубе воронок( показать длинный нос),

Ворон в красных сапогах (наклоны с имитационными движениями)

В позолоченных серьгах ( массировать мочки уха).

Сидит ворон на дубу (приседают)

И играет во трубу( имитация движения).

4. «Веселый или строгий»( определение мягкого и твердого звуков).

Детям раздаются кружки: синего и зеленого цвета ( объяснить, что синий  («строгий») обозначает твердый звук , а зеленый («веселый») – мягкий звук.  Дети должны определить, какой слышится звук – твердый или мягкий и показать соответствующую  карточку (ворона, карандаш, картон, карман, карета, карамель, крот, картина, тигр, тигренок, река и др.)

5.Игра «Доскажи словечко» (Определить первый звук,  (тв. или мягк.)),

Ехал Грека через…( реку),

Видит Грека - в реке…(рак).

Сунул Грека …(руку) в… (реку),

…(Рак) за …(руку) Грека цап.

5.Обобщающие вопросы по теме:

- Звук (Р) гласный или согласный? Почему?

- Каким цветом мы обозначаем мягкий звук? Твердый?

- Какие слова вы знаете со звуком (Р твердым, Р мягким)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Кто работает в детском саду» в средней группе

Конспект занятия по развитию речи «Кто работает в детском саду» в средней группеЦели:Развивать навыки разговорной речиЗадачи:1. Пополнять и активизировать словарь детей (прачка, хлопотать) .2. Формиро...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Классификация посуды, её предназначение» (средняя группа)

Конспект занятия по развитию речи по теме «Классификация посуды, её предназначение» (средняя группа)Цель: Прививать умения дошкольникам классифицировать посуду. Учить использовать посуду в соответстви...

Конспект занятия по развитию речи с помощью мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»

развитие мелкой моторики руки через действия с предметами, конструктивную деятельность, пальчиковую гимнастику...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Звуки весеннего леса"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы способствовать обучению понимания природных явлений, их влияния на эмоциональное состояние человека; развитию диалогической речи; учить делать выводы...

Конспект занятия по развитию речи детей с ОНР III уровня в средней группе

конспект фронтального занятия по развитию речи детей с ОНР III уровня в средней группе...