«Путешествие в волшебный мир звуков».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Иванова Ирина Александровна

«Путешествие в волшебный мир звуков».

Задачи:

Упражнять детей в различении на слух, отчетливом произношении, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, находить место звука в слове.

Материалы:

Изображения совы и зайца, заколдованного замка, карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, синие кружки на каждого ребёнка, 2 домика.

Методы и приемы:

Игровой прием, загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Дети сидят за столами.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. Но сначала разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Раз –окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д: Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком сживет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков–с- и –з. Давайте произнесем эти звуки. А какие это звуки, гласные или согласные? Почему согласные? (потому что во рту образуется преграда, нам мешают зубки).

А теперь определите, звонкие это звуки или глухие.

Посмотрите ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей).

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), …такан (стакан), …неговик (снеговик), …айчик (зайчик), меду…а (медуза), …, …амовар (самовар), во…дух (воздух), ..олушка (золушка).

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

В: Второе задание.

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук с, а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх.

Слова со звуком с: слон, юрта, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, поросенок, занос. Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

- Хорошо, а теперь хлопаем, если услышим звук –з (бегемот, зебра, лопата, зубочистка, заноза, мыщка, паровозик, яблоко, кузов, гнездо, изба, мимоза.

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са – в окно летит оса.

Со-со-со - лиса катит колесо

За-за-за – в огороде коза.

Зу-зу-зу- ручеек течет внизу.
Са-са-са - на траве роса.

За-за-за - вот летает стрекоза.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Су-су-су – не боюсь осу.

Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Су-су-су - заплету косу.

Зу-зу-зу - накормлю козу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза

В: А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

-У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В:- На завалинке Зоя и заинька. 

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться (выходим на ковер)

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

В: Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем. Я раздам вам картинки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик.

Д: Это замок. В этом слове есть звук –з- я поселю его в этот домик.

В: Молодцы, и с этим заданием справились!

В: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание. Вот я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце (проходите за столы).

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль).

-Озеро, заря, воздух, мимоза, гнездо, грязный; нос, колосок, осина, волос, сырник, оса, папуас.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

-Вам понравилось наше волшебное приключение?

-Какие звуки мы сегодня выручали?

-Какие задания вам понравились?

- Что вам показалось трудным?

[с] «Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант                                            Ход

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

                  [т]                         [б]                         [г]                     [з]

том - сом             банк-танк             дудка-будка           код-год             суд-зуд

дом – сом       пачка-тачка         майка-байка            кости-гости      лов-зов

лук  - сук        ком-том               вал-бал                    колос-голос      майка-зайка

бор-сор          ранец-танец         соты-боты               кол-гол              дуб-зуб

пуп –суп        папки-тапки         ваза-база                 корка-горка

зуд – суд        румба-тумба        крошка-брошка      кладь-гладь

ток –сок         куча-туча             ранка-банка            крот -грод

кон –сон        пруд-труд             фант-бант                гонка-конка

тын –сын

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_volshebnyy_mir_zvukov.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в волшебный мир звуков».

Задачи:

Упражнять детей в различении на слух, отчетливом произношении, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, находить место звука в слове.

Материалы:

Изображения совы и зайца, заколдованного замка, карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, синие кружки на каждого ребёнка, 2 домика.

Методы и приемы:

Игровой прием, загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Дети сидят за столами.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. Но сначала разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Раз –окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

Всю ночь летает

Мышей добывает

Станет светло

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д: Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком сживет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков–с- и –з. Давайте произнесем эти звуки. А какие это звуки, гласные или согласные? Почему согласные? (потому что во рту образуется преграда, нам мешают зубки).

А теперь определите, звонкие это звуки или глухие.

Посмотрите ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей).

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), …такан (стакан), …неговик (снеговик), …айчик (зайчик), меду…а (медуза), …, …амовар (самовар), во…дух (воздух), ..олушка (золушка).

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

В: Второе задание.

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук с, а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх.

Слова со звуком с: слон, юрта, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, поросенок, занос. Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

- Хорошо, а теперь хлопаем, если услышим звук –з (бегемот, зебра, лопата, зубочистка, заноза, мыщка, паровозик, яблоко, кузов, гнездо, изба, мимоза.

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са – в окно летит оса.

Со-со-со - лиса катит колесо

За-за-за – в огороде коза.

Зу-зу-зу- ручеек течет внизу.
Са-са-са - на траве роса.

За-за-за - вот летает стрекоза.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Су-су-су – не боюсь осу.

Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Су-су-су - заплету косу.

Зу-зу-зу - накормлю козу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза

В: А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

-У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В:- На завалинке Зоя и заинька. 

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться (выходим на ковер)

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

В: Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем. Я раздам вам картинки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик.

Д: Это замок. В этом слове есть звук –з- я поселю его в этот домик.

В: Молодцы, и с этим заданием справились!

В: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание. Вот я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце (проходите за столы).

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль).

-Озеро, заря, воздух, мимоза, гнездо, грязный; нос, колосок, осина, волос, сырник, оса, папуас.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

-Вам понравилось наше волшебное приключение?

-Какие звуки мы сегодня выручали?

-Какие задания вам понравились?

- Что вам показалось трудным?

[с] «Волшебники»

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант                                            Ход

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

                  [т]                         [б]                         [г]                     [з]

том - сом             банк-танк             дудка-будка           код-год             суд-зуд

дом – сом       пачка-тачка         майка-байка            кости-гости      лов-зов

лук  - сук        ком-том               вал-бал                    колос-голос      майка-зайка

бор-сор          ранец-танец         соты-боты               кол-гол              дуб-зуб

пуп –суп        папки-тапки         ваза-база                 корка-горка

зуд – суд        румба-тумба        крошка-брошка      кладь-гладь

ток –сок         куча-туча             ранка-банка            крот -грод

кон –сон        пруд-труд             фант-бант                гонка-конка

тын –сын


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У.

Занятие для детей старшей логопедической группы "Путешествие в волшебный лес. Звук и буква У"В работе представлен конспект логопедического занятия по развитию фонематических представлений, на ко...

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ» (ЗВУК «К»)

Конспект образовательной деятельности по звуковой стороне речи в старшей логопедической группе...

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в волшебную страну звуков"

Цель.Закреплять навыки правильного произношения и дифференциации звуков«л-р»  Задачи.Коррекционно – образовательные.1.     Закреплять у детей навык правильного произношения зв...

Музыкальное занятие "Путешествие в волшебную страну звуков"

Данное занятие разработано с учетом ФГОС для детей старшего дошкольного возраста...

Занятие "Путешествие в волшебную страну Звуков"

Цель занятия закрепить представление у детей о звуках и буквах....

Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе "Путешествие в волшебный мир звуков"

Задачи:Упражнять детей в различении на слух, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, отчетливом произношении звуков. Продолжать учить вычленять из текста слова, содержащие тот или ин...