Конспект НОД «Путешествие в Волшебный город Звуков и Букв» образовательная область: речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Красникова Наталья Васильевна

НОД по образовательной области: речевое развитие в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Путешествие в Волшебный город Звуков и Букв»

образовательная область: речевое развитие

в старшей группе

                                             Выполнила

                                                                                  Красникова Наталья Васильевна

                                               воспитатель

                                                                                           первой квалификационной категории

Задачи:

-продолжать учить детей составлять слоги

-закрепить понятие о буквах и звуках

--совершенствовать умения детей в нахождении места звуков в слове

-развивать мышление и речь

-развивать слуховую и зрительную память, восприятие

-развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, мыслительные операции

-воспитывать умения взаимодействовать друг с другом, внимание, активность

Методы и приёмы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Материал: конверт, письмо, аудио запись из мультфильма «Паравозик из ромашкино», разрезные картинки, воздушный шарик, карта, коробочка с буквой й, цветок с лепестками, картинки в названиях, которых есть звук й, замок Кощея, гласные звуки а, э, о, у, картинки со звуком я, игрушки ёжик и лисёнок, домики с буквами я, ю, е, ё, картинки, в названиях которых есть звук ю, схемы-карты, дерево с листочками, на которых не дорисованы звуки, ноутбук, печенье.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.(дети здороваются)

А теперь, садитесь на ковёр (дети садятся на ковёр, звучит спокойная музыка).

Представьте, что вы, расписные кувшинчики и нужно из этого кувшинчика, вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Наклоняйте голову к полу и выливайте из головы то, чего там, сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. А теперь, ваши кувшинчики наполнились чистой водой. Молодцы. А теперь, давайте, встанем.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, воздушный шарик, и на ниточке конверт. Давайте его откроем и посмотрим, что в конверте. (дети открывают конверт, там лежат разрезные картинки, письмо и карта) Давайте, мы соберём картинки и узнаем от кого это письмо. (дети собирают картинки)

Воспитатель: От кого же это письмо? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно от лисёнка и ёжика. Давайте письмо прочитаем. (читаем письмо)

Письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Мы знаем, что вы очень любите путешествовать. Приглашаем вас к нам в гости в Волшебный город Звуков и Букв. Но, чтобы вам не заблудится, смотрите карту, которую мы вам прислали и правильно выполняйте задания на каждой станции. Мы ждём вас. До скорой встречи.              Лисёнок и Ёжик.»

Воспитатель: Хотите  попасть в Волшебный город? (ответы детей)

Воспитатель: Тогда мы с вами отправляемся в путь на поезде. Садитесь, занимайте места .( дети садятся, звучит музыка)

Воспитатель: Вот и первая станция, давайте посмотрим по карте, как она называется .( смотрят по карте)

Воспитатель: Первая остановка называется «Доскажи словечко»

Воспитатель: Я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать.

1.Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок…..(ёжик)

2. Вкус у ягоды хорош

Но сорви её поди-ка:

Куст в колючках будто ёж,

Вот и название ….(ежевика)

3.Колюч, не ёж…

Кто же это?...(ёрш)

4. Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля…(енот)

5.Этой девочке хвала,

Быстрой, юркой, как юла.

А в июне и в июле

Отдохнёт на юге….(юла)

6.У болтушки не привык

Отдыхать во рту….(язык)

7.Летом всем бывает жарко

Когда солнце светит…(ярко)

Воспитатель: Какие слова вы назвали? (ответы детей)

Воспитатель: С каких звуков начинаются эти слова?(ответы детей)

Воспитатель: Скажите, как будет наоборот, и назовите последний звук в слове: большая (маленька-я), глупое(умно-е), сильные, в плохую, широкая, на твёрдую, низкие, грустное.

Воспитатель: Молодцы. Теперь, дальше отправляемся в путь, занимайте свои места.( дети садятся, звучит музыка)

Воспитатель: Вот и станция, как называется станция по карте, давайте посмотрим.

( смотрят по карте)

Воспитатель: Станция «Цветочная поляна»

 Воспитатель: Ребята, это волшебная коробочка, в которой спрятался уже знакомый вам звук. Отгадайте этот звук, и он поиграет с вами в интересные игры. Правило: на ваши вопросы я могу отвечать только словами «да» или «нет».

(Дети задают вопросы по типу: это гласный\согласный звук? Когда он поет песенку ротик образует овал\круг\улыбочку? Звуку мешает спеть песенку язычок\губы\зубы? Это твердый\мягкий звук? Чтобы построить домик-букву понадобится три палочки и «хвостик»)

   Воспитатель: Правильно – это звук «Й». (Открываю коробку).А теперь, давайте с ним поиграем.

Д.И. «Цветик-семицветик»

 (Работа в подгруппах: дети раскладывают на лепестки одного цветка картинки, в названии которых звук «Й» встречается в середине слова, другого – в конце слова. Дается проблемная картинка «йог». Проверка: правильный ответ – хлопаем, неверный - топаем)

Воспитатель: Молодцы, правильно выполнили задание. Ну, а нам пора в путь.(дети садятся, звучит музыка)

Воспитатель: Станция, какая, давайте посмотрим по карте.(смотрят по карте)

Воспитатель: Станция называется «Сказка»

           Воспитатель:- Тише! Слышите: кто-то зовет на помощь… Мы приблизились к Кощееву Замку. Садитесь удобно, по-турецки и послушайте сказку «Как гласные звуки «А», «О», «Э», «У» спасли звук «Й». 

Фонетическая сказка «Как гласные звуки спасли звук «Й»

(Демонстрирую Замок Кощея)

Воспитатель: И так… подошли гласные звуки к замку Кощея, как мы с вами

сейчас, открыли могучую дубовую дверь (открываю дверь, а за ней звук «Й» сидит, плачет.

- Прыгнул на помощь в замок звук «А» (размещаю в Замке звук «А»)

- Э! А как же я? Воскликнул звук «Э» (размещаю в Замке звук «Э»)

- О! Как же вы справитесь без меня? Удивился звук «О» (размещаю в Замке звук «О») .

- У! Загудел звук «У». Я тоже помогу! (размещаю в Замке звук «У»)

- Попасть то они попали в замок, да как выбраться не знают: сидит Кощей знакомые буквы караулит. Стали думать звуки как им Кощея обмануть и незаметно выбраться из замка… И придумали. Как вы думаете, что придумали звуки? (Ответы детей) А придумали звуки вот какую хитрость: надо спрятаться 2-м звукам в одну букву и тогда Кощей не догадается, что идут не один звук, а целых два звука! Попробуйте догадаться, в какую букву могли превратиться стоящие рядом звуки «Й» и «А». Для этого произнесите эти 2 звука быстро друг за другом: «Й» «А». Что получилось? («Й» + «А» = Я) .

(Аналогично: «Й» + «О» = Ё,

«Й» + «У» = Ю,

«Й» + «Э» = Е)

Воспитатель: Давайте проверим, действительно, ли надежно спрятались звуки. Догадайтесь, какие 2 звука спрятались в букве Я? Ё? Ю? Е? Выбрались звуки из Замка, а Кощей их не узнал в новых буквах. Незамеченными вернулись они домой.Дружным парам звуков так понравилось жить вместе, что они не стали расставаться, а так и остались находчивыми буквами Я, Е, Ё, Ю! Понравилась вам сказка?

Воспитатель: А теперь, давайте немного отдохнём, ляжем на цветочную поляну

Релаксация с речевым сопровождение «Волшебный сон» (дети ложатся на ковёр, закрывают глаза)

Воспитатель: Реснички опускаются

Глазки закрываются…

М спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши руки отдыхают..

Ноги тоже отдыхают..

Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело..( 2 раза)

Будто мы лежим на травке..

На зелёной мягкой травке..

Греет солнышко сейчас..

Руки тёплые у нас..

Дышится легко, ровно, глубоко..

Губы тёплые и вялые,

И несколько усталые.

Губы приоткрываются, все чудесно расслабляются..(2 раза)

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать.

Крепко кулачки сжимаем, И повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза!

Проснуться!

Вот пора нам вставать, путешествие продолжать!

Воспитатель: Продолжаем свой путь.(дети садятся, звучит музыка)

Воспитатель: Станция, какая, давайте посмотрим по карте. ( смотрят карту)

Воспитатель: Станция «Звуковая».

Садитесь на поляну, задание, такое:

обведи в кружок только те картинки, в названиях которых во множественном числе слышится звук [й а] (крыло, перо, стол, лист, стул, платье, дерево, шляпа). Но сначала мы с вами поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять!

Ударяем кулак о кулак

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот пальчик - гриб нашел,

Сгибаем и разгибаем большой пальчик

Этот пальчик - чистит стол,

Сгибаем и разгибаем указательный пальчик

Этот - резал,

Сгибаем и разгибаем средний пальчик

Этот - ел.

Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик

Ну, а этот лишь глядел!

Сгибаем и разгибаем мизинчик

Воспитатель: Молодцы, правильно выполнили задание. Садимся в поезд и продолжаем свой путь.(дети садятся, звучит музыка)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на карте показано, что мы с вами приехали. Но, чтобы попасть в город Звуков и Букв, закройте глаза и произнести заветные слова:

Здравствуй мудрая страна,

Что отсюда не видна

Явись из ниоткуда,

Пусть совершится чудо.

Встань на пути

Нас к себе впусти

Воспитатель: Вот и оказались мы с вами в городе Звуков и Букв. Посмотрите, кто нас встречает? (ответы детей)

Воспитатель: Это лисёнок и ёжик.

Лисёнок и ёжик: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы рады вас видеть в нашем волшебном городе. Ребята, а вы все задания выполнили на станциях? (ответы детей) Молодцы. А теперь, давайте прогуляемся по нашему городу. У нас есть улицы, на улицах стоят разные дома. Сейчас мы с вами оказались на улице двойных гласных звуков. Скажите, а какие это звуки, как вы думаете? (ответы детей) Выберите этот звук и покажите.( дети выбирают соответствующие звуки и показывают)  

Лисёнок и ёжик: Молодцы, ребята не ошиблись.

Почему эти звуки  называются двойными? (ответы детей)

Правильно, потому, что они состоят из двух звуков.

А теперь составьте эти звуки.( дети составляют звуки я, ю,е, ё ) 

Каким цветом они обозначаются? (ответы детей) Какой звук слышится вначале каждого из них? (ответы детей)

Лисёнок и ёжик: Ребята, посмотрите, какие у нас интересные дома. Как вы думаете, кто в них живёт? (ответы детей)

Давайте, посмотрим, кто в них живёт (открываем окошко дома № 1)

Какая эта буква? (ответы детей)

Правильно, буква ё. На что похожа буква ё, которая обозначает какие звуки? (ответы детей)

Прочитайте слоги: ём, ён,ёх,ёф. Молодцы.

Лисёнок и ёжик: Кто живёт в этом домике? (открываем окошко дома № 2)

Какая эта буква? (ответы детей)

Правильно, буква я. На что похожа буква я, которая обозначает какие звуки? (ответы детей)

Прочитайте слоги: ям, ян,ях,яф. Молодцы

Лисёнок и ёжик: Кто живёт в этом домике? (открываем окошко дома № 3)

Какая эта буква? (ответы детей)

Правильно, буква ю. На что похожа буква ю, которая обозначает, какие звуки? (ответы детей)

Прочитайте слоги: юм, юн,юх,юф. Молодцы

Лисёнок и ёжик: Кто живёт в этом домике? (открываем окошко дома № 4)

Какая эта буква? (ответы детей)

Правильно, буква е. На что похожа буква е, которая обозначает какие звуки? (ответы детей)

Прочитайте слоги: ем, ен,ех,еф. Молодцы.

Воспитатель: А теперь немного отдохнём.

Физминутка

          Мы сначала будем топать,

          А потом мы будем хлопать,

          А потом мы повернёмся

          И все вместе улыбнёмся

Лисёнок и ёжик: Давайте, дальше гулять по нашему городу.

           Ребята, посмотрите это выставка картин наших  художников

    Ёжик: Вот эту картину нарисовал лисёнок. (дети рассматривают)

           Воспитатель: Ребята, я вам раздам  схемы-карточки. Выделите красным цветом гласный звук ю, который  слышите  в названии предметов, которые нарисовал лисёнок, определите его позицию и покажите на схеме. Но сначала поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

     

Раз, два, три, четыре, пять!

Ударяем кулак о кулак

Вышли пальчики гулять!

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот пальчик - гриб нашел,

Сгибаем и разгибаем большой пальчик

Этот пальчик - чистит стол,

Сгибаем и разгибаем указательный пальчик

Этот - резал,

Сгибаем и разгибаем средний пальчик

Этот - ел.

Сгибаем и разгибаем безымянный пальчик

Ну, а этот лишь глядел!

Сгибаем и разгибаем мизинчик

(дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята посмотрите, какое необычное дерево. У него вместо листочков.., что то непонятное. Давайте возьмём по одному листочку с  дерева и дорисуем, что тут не хватает. (дети выполняют задание)

Воспитатель: Что у нас получилось? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это буквы. Назовите буквы, какие у вас получились. (ответы детей)

Воспитатель: Назовите слова со звуком с ё в начале или в конце слова (ёжик, бельё, твоё, ёлка, ёрш, чьё)

Воспитатель: Выложите слоги и добавьте к ним йотированные гласные: (е)но, (я)ма, по(ю), ма(я)к, у(ю)т.

Лисёнок и ёжик: Посмотрите, ребята это наш волшебный кинотеатр.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же там показывают. Садитесь на стульчики.( перед детьми ноутбук, включаю, там появляется надпись)

Воспитатель: Ребята, здесь написано, чтобы нам получить приз от жителей города, нам надо выполнить задание.

Воспитатель читает: Покажите картинки в названиях, которых есть звук е, ё( дети подходят к ноутбуку, нажимают на картинки, если ребёнок правильно выполнил задание, на экране появляется салют, если не правильно появляется мимика грустного человека)

(дети выполняют задание)

Лисёнок и ёжик:: Молодцы ребята, правильно выполнили задание, и теперь вы получаете приз от жителей города. Это печенья в виде букв, угощайтесь.

Воспитатель: Нам понравился ваш волшебный город, но нам пора возвращаться домой До свидания лисёнок и ёжик..

 Воспитатель: Нужно закрыть глаза и произнести заветные слова.

До свидания мудрая страна

Что отсюда не видна

Явись из ниоткуда

Пусть совершится чудо

Встань на пути

И нас домой верни!

Воспитатель: Вот и мы вернулись с вами домой

Воспитатель:

Ребята, понравилось вам наше путешествие в волшебный город звуков и букв. На каких станциях останавливались? (ответы детей) Какие задания мы с вами выполняли. Про какие звуки слушали сказку? (ответы детей) Чем двойные звуки отличаются от других звуков? (ответы детей) В какие игры мы играли? (ответы детей)

Воспитатель: Путешествие  в волшебный город было интересным и увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Н.О.Д.в средней группе по реализации образовательной области "Речевое развитие",«Художественно-эстетическое развитие» с инновационными технологиями "Сказкотерапия" ТЕМА: "В стране волшебных слов"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Коммуникативно-соц...

Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизация звука «с» в словах»

Конспект досуга для детей старшей группы (5-6 лет) Образовательная область «Речевое развитие» с  использованием современной технологии «Дидактические игры» Тема: «Автоматизаци...

Практико-ориентированный проект «Волшебная страна звуков и букв » в коррекции речевого развития детей с ТНР в условиях ФГОС.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  определили новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. К 7 ...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Солнышко» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь» Образовательная область: речевое развитие

Задачи:Воспитывающие:-Воспитывать навыки культурного поведения и способность к общению.Образовательные:-Упражнять детей в чётком произношении звуков  [б], [б'];-Закрепить произношение заданны...

Конспект мастер-класса для педагогов по организации и проведению развивающей игры «Волшебная лупа» в старшей группе образовательная область «Речевое развитие»

В ходе мастер-класса педагоги познакомились с развивающей игрой "Волшебная лупа", с одним из вариантов ее использования....

Описание непрерывной образовательной деятельности «Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/» Образовательная область: речевое развитие.

quot;Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з - ж/. Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков /з - ж/...