КОСМИЧЕСКИЙ КВЕСТ
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Содержание работы
Пояснительная записка 3
Обоснованность выбора (актуальность, новизна работы) 3
Цели, задачи, планируемый результат 4
Описание авторского пособия, используемого в занятии ..……………… 5
Возраст участников 5
Условия проведения (место, время, перечень оборудования и медиаресурсов, оформление, особенности подготовительного периода и итогового этапа, выводы, заключение) 6
Методическая разработка (Конструкт занятия). 9
Список литературы 12
Приложения 13
(презентация к конструкту выделена в отдельный файл)
Пояснительная записка
Данный конструкт занятия был разработан к неделе Российской космонавтики, проводимой в нашем ДОУ в честь 60-летия полета первого человека в космос, занятие проведено на очном туре Регионального этапа Всероссийского конкурса Воспитатель года в 2021 году, материалы опубликованы на личном сайте 29.12.2022г.
Работа опубликована на персональном сайте.
На конкурс методических разработок материал представляется впервые.
Актуальность, новизна работы.
В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.
В связи с этим современный педагог должен уметь планировать и проводить коррекционно развивающие занятия с обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее по тексту – ООП), оценивать их эффективность на основе мониторинга коррекционной логопедической работы, должен быть готов реализовывать требования соответствующих примерных адаптивных основных образовательных программ (далее по тексту – АООП) и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии при разработке АООП, а также, специальных индивидуальных программ развития (далее по тексту – СИПР).
Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения, преимущественно эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы фактические возможности детей с особыми образовательными потребностями, условия текущей деятельности. Поэтому моей задачей является выбор методов, инновационных технологий, и форм организации работы с детьми с ООП, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности.
Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе я используем такие традиционные технологии как:
- индивидуальный и дифференцированный подход
- игровая технология
- информационно-коммуникационная
- здоровьесберегающая
Во время поиска и апробации различных современных и инновационных технологий мой выбор был сделан в пользу нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем процессе.
Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций.
Новизна использования методов и технологий нейропсихологического подхода (методы двигательной и когнитивной коррекции, развития личности и общения с ребенком и проблемно-поисковой технологии) в коррекционной логопедической работе заключается в применении их параллельно (совместно) с традиционными методами логопедической коррекции.
Цели, задачи, планируемый результат.
Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Космический квест» в наиболее интересной и доступной игровой форме дает представления детям целостной картины мира.
Так как в старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков, одной из образовательных задач является закрепление знаний и умений детей, полученных на занятиях по обучению грамоте с помощью игр и упражнений методов двигательной и когнитивной коррекции, развития личности и общения с ребенком и проблемно-поисковой технологии.
Воспитательное наполнение занятия заключается в том, всё, что связано с космосом, с ярчайшими страницами его освоения, составляет безусловную гордость нашего народа. 60 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития. Это наше достояние, которое мы обязаны хранить, приумножать и развивать. Основоположниками космонавтики были наши соотечественники, поэтому одной из воспитательных задач данного мероприятия было подчеркнуть высокую общенациональную значимость космической деятельности.
Кроме того, в занятии решаются такие коммуникативные задачи, как развитие умения слушать и вступать в диалог, воспитание духа здорового соперничества и дружелюбной состязательности.
Среди планируемых результатов можно выделить проявление познавательного интереса и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность; проявление детьми доброжелательного взаимоотношение между собой в процессе коллективного решения поставленных задач; умение делать логические выводы; умение работать со смысловым содержанием слова. Совместно с логопедом ставят цель, планируют совместную деятельность, выбирают средства достижения цели. Дети анализируют, сравнивают, классифицируют; умеют оценивать свои поступки, чувства, мысли во время НОД и в процессе рефлексии совместной деятельности.
В занятии, в одном из заданий использовался авторский подход в проведении детьми звукового анализа слов. Авторский подход состоит в том, что дети, на последних этапах обучения умению проводить звуковой анализ слов, используют не линейный принцип обозначения звуков в слове, а используют поля различной сложности с изображением символов звуков (приложение № 1). Проводя звуковой анализ слова, ребенок дает характеристику звуков по порядку, а на поле находит символ (начиная с верхнего левого угла) звука и выстраивает звуковую схему слова соединяя звуковые обозначения на поле линией. Таким образом у каждого ребенка получается индивидуальная дорожка. Педагог может отследить степень сформированности навыка. И с помощью полей, которые имеют разную сложность осуществлять индивидуальный дифференцированный подход в задании по звуковому анализу слов.
Возраст участников. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Условия проведения (место, время, перечень оборудования и медиаресурсов, оформление, особенности подготовительного периода и итогового этапа, выводы, заключение)
Проведение представляемой совместной непрерывной непосредственно – образовательной деятельность не требует специальных условий. Проводится в группе, которую посещают дети или в логопедическом кабинете с использованием мультимедиа (интерактивная доска либо жидко – кристаллический экран с подключённым компьютером).
ЦЕЛЬ: закрепить знания и умения детей, полученные на занятиях по обучению грамоте на речевом материале лексико-грамматической темы «Космос», автоматизация звука [р] в слогах, словах, рифмованной речи.
ЗАДАЧИ: обогащение и активизация словаря по теме «Космос»; развитие лексико-грамматического строя речи; совершенствование умения составлять предложения; воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира, чувство гордости за Родину, любовь к отечеству. Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях. Развитие зрительного восприятия, воображения детей, фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, умения обосновывать и доказывать свой ответ.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к занятию, детали крупного ЛЕГО-конструктора, раздаточный материал.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: словарная работа по теме космос, словообразование, формирование навыков звукового анализа на ранее изученных звуках, работа по постановке и автоматизации звука [р].
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: домашние задания по лексико-грамматической теме «Космос», закрепление знаний об изученном звуке в домашнем задании по карточкам, придумывание чистоговорок со звуками [р, р’].
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА: эмоционально включает в деятельность. Задает вопрос, стимулирует процесс мышления. Поощряет детей к высказыванию. Осуществляет индивидуальную помощь. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Вовлекает детей в совместное планирование. Инициирует общее обсуждение. Предоставляет детям возможность найти решение. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Задает вопрос, стимулирует процесс мышления, любознательность. Инициирует поиск ответов на вопросы. Наблюдает за детьми в процессе выполнения задания. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Вовлекает детей в совместную деятельность. Инициирует общее обсуждение. Предоставляет детям возможность найти решение. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Практикуются в осуществлении выбора. Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы.
СРЕДСТВА ПЕДАГОГА: использует наглядные информационные средства: карточки, иллюстрации, портреты; словесную инструкцию, нейропсихологические упражнения, дидактический материал; мультимедийные: мультимедийный проектор; презентация «Космическое путешествие»; литературные: стихотворения, считалочка. музыкальные: музыкальные композиции шум ракеты, метеоритного дождя.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ: методы и приёмы, повышающие познавательную активность: элементарный анализ сравнение по контрасту и подобию, сходству группировка и классификация приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы, создание проблемных ситуаций, взаимопроверка, творческие задания, выполнение заданий по словесным инструкциям; методы и приёмы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, сюрпризные моменты и элементы новизны, сочетание разнообразных средств на одном занятии; методы и приёмы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности: беседа, приём предложения и обучения способу связи разных видов деятельности; методы и приёмы коррекции и уточнения детских представлений: повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа.
ДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА: дети составляют предложения, используют сложные грамматические конструкции; делают умозаключения, выбор, сортируют, объясняют свои выбор; делают умозаключения, наблюдают за преобразованием; осуществляют самоконтроль, самооценку; ищут и находят решение; делают умозаключения, выводы; работают со схемами в игровой, занимательной форме; проявляют изобретательность; классифицируют, обобщают, переносят полученный ранее опыт в самостоятельную деятельность; выстраивают полный ответ, предложение; самостоятельно определяют, с каким звуком надо работать, дают характеристику, доказывают, опираясь на прошлый опыт; фантазируют.
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: вербальные и невербальные средства общения; взаимодействие со взрослым, сверстниками; отклик на эмоции друг друга; планирование своих действий, направленных на достижение поставленной цели, владение конструктивными способами взаимодействия друг с другом; умение работать в группе, договариваться, работать по правилу, выполнять инструкции.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ: ФГОС ДО, ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Москва 2019г., АООП для детей с ТНР в МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО, Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
КОНСТРУКТ
ФОРМА: Занятие (подгрупповое).
ТЕМА ДОУ: Космос.
ТЕМА ФОРМЫ: Звук [р]. Букв Р.
ЦЕЛЬ: закрепить знания и умения детей, полученные на занятиях по обучению грамоте на речевом материале лексико-грамматической темы «Космос», автоматизация звука [р] в слогах, словах, рифмованной речи.
ЗАДАЧИ: обогащение и активизация словаря по теме «Космос»; развитие лексико-грамматического строя речи; совершенствование умения составлять предложения; воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях. Развитие зрительного восприятия, воображения детей, фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, умения обосновывать и доказывать свой ответ.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, детали крупного ЛЕГО-конструктора, раздаточный материал, маркеры, простые карандаши.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: словарная работа по теме космос, словообразование, формирование навыков звукового анализа на ранее изученных звуках.
Этапы, последовательность | Содержание совместной деятельности | Результат |
Мотивационный этап Эмоциональный настрой на совместную деятельность Проблематизация ситуации. Постановка цели. | Перед вами портреты двух очень знаменитых людей (Ю.А. Гагарин, С.П. Королёв) Кто знает, чем знаменит Ю. Гагарин. В космической ракете с названием «Восток» он первый на планете подняться в космос смог. Это было 60 лет назад. А кто же такой С. Королёв? Кто знает (это конструктор, который и сконструировал этот космический корабль). Шум, скрежет падающего объекта. Что такое? К нам приземлился необычный летающий объект. И из него вышел…инопланетянин. Он что-то говорит Как вы думаете, что он сказал? Вам не кажется, что он просит о помощи? «Закодированное слово» Соотнесение фигур с буквами русского алфавита, составления слова (БЕДА). Хотите ли вы помочь? Пришелец говорит, что помочь мы ему сможем, собрав слово из букв, которые разлетелись по планетам солнечной системы, в названии которых есть звук [р]. Всего их встретиться на пути - шесть. | Эмоциональный настрой. Включение в проблемную ситуацию Определена цель работы. |
Планирование. Выработка алгоритма действия. | Отправляемся в космический полет? Выбираем командира корабля. Мы построим, мы построим самый лучший звездолёт Всё проверим, всё устроим и отправимся в полёт. Полетели! Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра. Ети-ети-ети, полетим в ракете. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, надевай скафандры. Запускаем двигатели, включаем огни (прыжки на нейроскакалке). Вот мы и в космосе. | Определена последовательность выполнения заданий |
Основная деятельность Активизация речевых центров. Речевые и мыслительные игры. |
Солнце, Луна, звезда, лампа Ракета приземлилась на планету Марс. Первое задание: проговорить цепочку «космических» слов: астероид, космодром, ракета, астронавт (на карточке слова и нейроупражнения пальцами). Какой общий звук в словах. Получают первую букву (А). Летим дальше? Ракета приземлилась на Юпитер. Кто может сказать характеристику звука [р]? Ну что, летим дальше? Куда приземлилась ракета? Получайте вторую букву (О), Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить против метеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг. Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть три предмета и отбрасывать метеорит назад. Третья буква (Е) Мы на Сатурне. Сатурн окружают кольца. Мы с вами тоже нарисуем кольца. На карточках двумя руками рисуют полукруги (двурукое рисование). Четвертая буква (П) Вот и Уран. Звуковой анализ слова УРАН (с использованием «звукового поля» -собственной разработки). А вот и пятая буква (Б) Мы на неизведанной планете «Ра» (можно пофантазировать и придумать название в процессе занятия). Тут проживают только роботы. Как вы думаете какие они? Соберите жителей планеты Долгожданная шестая буква (Д). Отлично. Сколько букв должно быть у нас? Сколько планет облетели? Всё собрали? А теперь составляем из букв слово. Какое же слово нам поможет? ПОБЕДА Ребята, а на земле, в садике уже ждут нашего возвращения. А возвращаться на землю мы будем по космической дорожке. Посмотрите на экран. Какой отпечаток увидите ту ладошку или ногу ставьте на отпечаток. Возвращаемся на землю. | Поддержка интереса к заданиям. Удержание цели до конца занятия. Речевой аппарат и слуховой анализатор подготовлены к активной работе с конкретным звуком. Дети владеют необходимыми умениями и навыками анализа, синтеза на примере изученных звуков. |
Соотношение результата с целью, которую ставили в начале работы. Итог занятия. | Дорогие космонавты, вам понравилось путешествие? А что вам понравилось (выйти на помощь другим). А мне понравилось то, что мы помогли совсем незнакомому нам жителю другой планеты. А ещё понравилось заниматься с вами. Я не знаю, как вы, а я очень люблю во время путешествий делать фотографии, а потом показывать их друзьям и рассказывать о своих приключениях. А вы? Инопланетный житель догадался, что вы захотите иметь у себя фотографию его планеты и передал вам это письмо. Но планета такая большая, что он смог сфотографировать ее частями. В группе вы сможете собрать из них огромную планету. До свидания. | Результат соотнесен с целью. |
Список литературы.
1. Методические рекомендации по применению игр и упражнений сенсорно-интеграционной коррекции дошкольников в группах комбинированной направленности [Электронный ресурс] – режим доступа: http://gdou93.ru/assets/files/ sensornaya-integracziya.pdf (дата обращения: 30.04.2018);
2. Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений [Электронный ресурс] – режим доступа: https://mederia.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (дата обращения: 30.04.2018);
3. Нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекция. Упражнения для детей [Электронный ресурс] – режим доступа: http://mindyourmind.ru/?p=80 (дата обращения: 06.05.2018);
4. Образовательная кинезиология [Электронный ресурс] – режим доступа: http:// creativekinesiology.ru/ (дата обращения: 06.05.2018);
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: Сфера, 2001
6. Сиротюк А.Л. Психическое развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. №2. С.22-36.
7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. –М.: «Генезис», 2013;
8. Сенсомоторная коррекция [Электронный ресурс] – режим доступа: https:// vk.com/topic-82333844_33092890 (дата обращения: 30.04.2018);
9. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников - М., 1977
10. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие - М., 1999
Приложение №1
Авторское пособие
Пример полей для звукового анализа, используемых на занятиях
ПРИМЕР РАБОТЫ: звуковой анализ слова ВЕСНА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Космическая квест-игра для детей подготовительной к школе группы
Космическая квест-игра для детей подготовительной к школе группы "Привет с планеты Земля" в рамках проекта "Космическая Одиссея команды"Буквоешки"...
Спортивно-музыкальный праздник.(Космический квест )"Путешествие на планету Туами"
Спортивно- музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста , проводимый в рамках Недели Космоса...
Космический квест
Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозордетей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр....
Конспект развлечения " Космический квест"
Квест - игра предназначена для детей подготовительной к школе группе. Данное мероприятие посвещено Дню космонавтики и органинизуется в виде развлечения....
Космический квест - "Космос"
Место проведения - музыкальный зал.Зал украшен в космической тематике, на стене фоновым изображением на проекторе высвечивается космодром, стулья убраны....
Конспект досуга "Космический квест" для детей подготовительной к школе группы
Досуг ко дню космонавтики для детей подготовительной к школе группы....
Космический квест
Космический квест...