КОСМИЧЕСКИЙ КВЕСТ
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Анцыгина Лариса Анатольевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАЗРАБОТКА483.99 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание работы

Пояснительная записка        3

Обоснованность выбора (актуальность, новизна работы)        3

Цели, задачи, планируемый результат         4

Описание авторского пособия, используемого в занятии ..……………… 5

Возраст участников         5

Условия проведения (место, время, перечень оборудования и медиаресурсов, оформление, особенности подготовительного периода и итогового этапа, выводы, заключение)        6

Методическая разработка (Конструкт занятия).        9

Список литературы        12

Приложения        13

(презентация к конструкту выделена в отдельный файл)

          Пояснительная записка

 Данный конструкт занятия был разработан к неделе Российской космонавтики, проводимой в нашем ДОУ в честь 60-летия полета первого человека в космос, занятие проведено на очном туре Регионального этапа Всероссийского конкурса Воспитатель года в 2021 году, материалы опубликованы на личном сайте 29.12.2022г.

Работа опубликована на персональном сайте.

На конкурс методических разработок материал представляется впервые.

Актуальность, новизна работы.

В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.

В связи с этим современный педагог должен уметь планировать и проводить коррекционно развивающие занятия с обучающимися с особыми образовательными потребностями (далее по тексту – ООП), оценивать их эффективность на основе мониторинга коррекционной логопедической работы, должен быть готов реализовывать требования соответствующих примерных адаптивных основных образовательных программ (далее по тексту – АООП) и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии при разработке АООП, а также, специальных индивидуальных программ развития (далее по тексту – СИПР).

Решение этой проблемы на современном этапе предусматривает поиск новых методов и форм организации обучения, преимущественно эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы фактические возможности детей с особыми образовательными потребностями, условия текущей деятельности. Поэтому моей задачей является выбор методов, инновационных технологий, и форм организации работы с детьми с ООП, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности.

Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ в своей работе я используем такие традиционные технологии как:

 - индивидуальный и дифференцированный подход

- игровая технология

- информационно-коммуникационная

- здоровьесберегающая

Во время поиска и апробации различных современных и инновационных технологий мой выбор был сделан в пользу нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающем процессе.

Суть данного подхода заключается в аксиоме, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций.

Новизна использования методов и технологий нейропсихологического подхода (методы двигательной и когнитивной коррекции, развития личности и общения с ребенком и проблемно-поисковой технологии) в коррекционной логопедической работе заключается в применении их параллельно (совместно) с традиционными методами логопедической коррекции.

Цели, задачи, планируемый результат.

Технологическая карта организации непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Космический квест» в наиболее интересной и доступной игровой форме дает представления детям целостной картины мира.

Так как в старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков, одной из образовательных задач является закрепление знаний и умений детей, полученных на занятиях по обучению грамоте с помощью игр и упражнений методов двигательной и когнитивной коррекции, развития личности и общения с ребенком и проблемно-поисковой технологии. 

Воспитательное наполнение занятия заключается в том, всё, что связано с космосом, с ярчайшими страницами его освоения, составляет безусловную гордость нашего народа. 60 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития.   Это наше достояние, которое мы обязаны хранить, приумножать и развивать. Основоположниками космонавтики были наши соотечественники, поэтому одной из воспитательных задач данного мероприятия было подчеркнуть высокую общенациональную значимость космической деятельности. 

Кроме того, в занятии решаются такие коммуникативные задачи, как развитие умения слушать и вступать в диалог, воспитание духа здорового соперничества и дружелюбной состязательности.

Среди планируемых результатов можно выделить проявление познавательного интереса и умения решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, через совместную познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность; проявление детьми доброжелательного взаимоотношение между собой в процессе коллективного решения поставленных задач; умение делать логические выводы; умение работать со смысловым содержанием слова. Совместно с логопедом ставят цель, планируют совместную деятельность, выбирают средства достижения цели. Дети анализируют, сравнивают, классифицируют; умеют оценивать свои поступки, чувства, мысли во время НОД и в процессе рефлексии совместной деятельности.

В занятии, в одном из заданий использовался авторский подход в проведении детьми звукового анализа слов. Авторский подход состоит в том, что дети, на последних этапах обучения умению проводить звуковой анализ слов, используют не линейный принцип обозначения звуков в слове, а используют поля различной сложности с изображением символов звуков (приложение № 1). Проводя звуковой анализ слова, ребенок дает характеристику звуков по порядку, а на поле находит символ (начиная с верхнего левого угла) звука и выстраивает звуковую схему слова соединяя звуковые обозначения на поле линией. Таким образом у каждого ребенка получается индивидуальная дорожка. Педагог может отследить степень сформированности навыка. И с помощью полей, которые имеют разную сложность осуществлять индивидуальный дифференцированный подход в задании по звуковому анализу слов.

Возраст участников. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Условия проведения (место, время, перечень оборудования и медиаресурсов, оформление, особенности подготовительного периода и итогового этапа, выводы, заключение)

Проведение представляемой совместной непрерывной непосредственно – образовательной деятельность не требует специальных условий. Проводится в группе, которую посещают дети или в логопедическом кабинете с использованием мультимедиа (интерактивная доска либо жидко – кристаллический экран с подключённым компьютером).

ЦЕЛЬ: закрепить знания и умения детей, полученные на занятиях по обучению грамоте на речевом материале лексико-грамматической темы «Космос», автоматизация звука [р] в слогах, словах, рифмованной речи.

ЗАДАЧИ: обогащение и активизация словаря по теме «Космос»; развитие лексико-грамматического строя речи; совершенствование умения составлять предложения; воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира, чувство гордости за Родину, любовь к отечеству. Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях. Развитие зрительного восприятия, воображения детей, фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, умения обосновывать и доказывать свой ответ. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к занятию, детали крупного ЛЕГО-конструктора, раздаточный материал.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: словарная работа по теме космос, словообразование, формирование навыков звукового анализа на ранее изученных звуках, работа по постановке и автоматизации звука [р].

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ: домашние задания по лексико-грамматической теме «Космос», закрепление знаний об изученном звуке в домашнем задании по карточкам, придумывание чистоговорок со звуками [р, р’].

ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА: эмоционально включает в деятельность. Задает вопрос, стимулирует процесс мышления. Поощряет детей к высказыванию.  Осуществляет индивидуальную помощь. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Вовлекает детей в совместное планирование. Инициирует общее обсуждение. Предоставляет детям возможность найти решение. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Задает вопрос, стимулирует процесс мышления, любознательность.  Инициирует поиск ответов на вопросы. Наблюдает за детьми в процессе выполнения задания. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Вовлекает детей в совместную деятельность. Инициирует общее обсуждение. Предоставляет детям возможность найти решение. Согласовывает с детьми действия, их последовательность. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы. Практикуются в осуществлении выбора. Предоставляет возможность детям обсудить, найти конструктивное решение. Способствует самостоятельному разрешению детьми возникающей проблемы.  

СРЕДСТВА ПЕДАГОГА: использует наглядные информационные средства: карточки, иллюстрации, портреты; словесную инструкцию, нейропсихологические упражнения, дидактический материал; мультимедийные: мультимедийный проектор; презентация «Космическое путешествие»; литературные: стихотворения, считалочка. музыкальные: музыкальные композиции шум ракеты, метеоритного дождя.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ: методы и приёмы, повышающие познавательную активность: элементарный анализ сравнение по контрасту и подобию, сходству группировка и классификация приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы, создание проблемных ситуаций, взаимопроверка, творческие задания, выполнение заданий по словесным инструкциям; методы и приёмы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, сюрпризные моменты и элементы новизны, сочетание разнообразных средств на одном занятии; методы и приёмы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности: беседа, приём предложения и обучения способу связи разных видов деятельности; методы и приёмы коррекции и уточнения детских представлений: повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа.

ДЕЙСТВИЯ РЕБЕНКА: дети составляют предложения, используют сложные грамматические конструкции; делают умозаключения, выбор, сортируют, объясняют свои выбор; делают умозаключения, наблюдают за преобразованием; осуществляют самоконтроль, самооценку; ищут и находят решение; делают умозаключения, выводы; работают со схемами в игровой, занимательной форме; проявляют изобретательность; классифицируют, обобщают, переносят полученный ранее опыт в самостоятельную деятельность; выстраивают полный ответ, предложение; самостоятельно определяют, с каким звуком надо работать, дают характеристику, доказывают, опираясь на прошлый опыт; фантазируют.

СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ: вербальные и невербальные средства общения; взаимодействие со взрослым, сверстниками; отклик на эмоции друг друга; планирование своих действий, направленных на достижение поставленной цели, владение конструктивными способами взаимодействия друг с другом; умение работать в группе, договариваться, работать по правилу, выполнять инструкции.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ: ФГОС ДО, ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Москва 2019г., АООП для детей с ТНР в МАДОУ «Детский сад «Теремок» АГО, Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

КОНСТРУКТ

ФОРМА: Занятие (подгрупповое).

ТЕМА ДОУ: Космос.

ТЕМА ФОРМЫ: Звук [р]. Букв Р.

ЦЕЛЬ: закрепить знания и умения детей, полученные на занятиях по обучению грамоте на речевом материале лексико-грамматической темы «Космос», автоматизация звука [р] в слогах, словах, рифмованной речи.

ЗАДАЧИ: обогащение и активизация словаря по теме «Космос»; развитие лексико-грамматического строя речи; совершенствование умения составлять предложения; воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Закрепление правильного произношения звука [р] в слогах, словах, предложениях. Развитие зрительного восприятия, воображения детей, фонематических процессов, памяти, внимания, мышления, умения обосновывать и доказывать свой ответ. 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, детали крупного ЛЕГО-конструктора, раздаточный материал, маркеры, простые карандаши.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: словарная работа по теме космос, словообразование, формирование навыков звукового анализа на ранее изученных звуках.

Этапы, последовательность

Содержание совместной деятельности

Результат

Мотивационный этап

Эмоциональный настрой на совместную деятельность

Проблематизация ситуации. Постановка цели.

Перед вами портреты двух очень знаменитых людей (Ю.А. Гагарин, С.П. Королёв)

Кто знает, чем знаменит Ю. Гагарин. В космической ракете с названием «Восток» он первый на планете подняться в космос смог. Это было 60 лет назад.

А кто же такой С. Королёв? Кто знает (это конструктор, который и сконструировал этот космический корабль).

Шум, скрежет падающего объекта. Что такое? К нам приземлился необычный летающий объект. И из него вышел…инопланетянин. Он что-то говорит

Как вы думаете, что он сказал? Вам не кажется, что он просит о помощи?

«Закодированное слово» Соотнесение фигур с буквами русского алфавита, составления слова (БЕДА). Хотите ли вы помочь? Пришелец говорит, что помочь мы ему сможем, собрав слово из букв, которые разлетелись по планетам солнечной системы, в названии которых есть звук [р]. Всего их встретиться на пути - шесть.

Эмоциональный настрой. Включение в проблемную ситуацию Определена цель работы.

Планирование.

Выработка алгоритма действия.

Отправляемся в космический полет? Выбираем командира корабля.

Мы построим, мы построим самый лучший звездолёт

Всё проверим, всё устроим и отправимся в полёт.

Полетели!

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, начинается игра.

Ети-ети-ети, полетим в ракете.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры, надевай скафандры.

Запускаем двигатели, включаем огни (прыжки на нейроскакалке).

Вот мы и в космосе.

Определена последовательность выполнения заданий

Основная деятельность

Активизация речевых центров. Речевые и мыслительные игры.

  1. Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла! Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.         
    Упражнение «Четвертый лишний»         

Солнце, Луна, звезда, лампа         
Марс, Земля, ракета, Сатурн         

Ракета приземлилась на планету Марс.  

Первое задание: проговорить цепочку «космических» слов: астероид, космодром, ракета, астронавт (на карточке слова и нейроупражнения пальцами). Какой общий звук в словах.

Получают первую букву (А).

Летим дальше?

Ракета приземлилась на Юпитер.

Кто может сказать характеристику звука [р]?

Ну что, летим дальше? Куда приземлилась ракета?

Получайте вторую букву (О),

Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить против метеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть три предмета и отбрасывать метеорит назад. 
Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна и др. 

Третья буква (Е)

Мы на Сатурне. Сатурн окружают кольца. Мы с вами тоже нарисуем кольца.

На карточках двумя руками рисуют полукруги (двурукое рисование).

Четвертая буква (П)

Вот и Уран.

Звуковой анализ слова УРАН (с использованием «звукового поля» -собственной разработки).

А вот и пятая буква (Б)

Мы на неизведанной планете «Ра» (можно пофантазировать и придумать название в процессе занятия).

Тут проживают только роботы. Как вы думаете какие они? Соберите жителей планеты

Долгожданная шестая буква (Д).

Отлично. Сколько букв должно быть у нас? Сколько планет облетели? Всё собрали? А теперь составляем из букв слово.

Какое же слово нам поможет?

ПОБЕДА

Ребята, а на земле, в садике уже ждут нашего возвращения. А возвращаться на землю мы будем по космической дорожке. Посмотрите на экран. Какой отпечаток увидите ту ладошку или ногу ставьте на отпечаток.

Возвращаемся на землю.

Поддержка интереса к заданиям.

Удержание цели до конца занятия.

Речевой аппарат и слуховой анализатор подготовлены к активной работе с конкретным звуком.

Дети владеют необходимыми умениями и навыками анализа, синтеза на примере изученных звуков.

Соотношение результата с целью, которую ставили в начале работы. Итог занятия.

Дорогие космонавты, вам понравилось путешествие? А что вам понравилось (выйти на помощь другим).

А мне понравилось то, что мы помогли совсем незнакомому нам жителю другой планеты. А ещё понравилось заниматься с вами.

Я не знаю, как вы, а я очень люблю во время путешествий делать фотографии, а потом показывать их друзьям и рассказывать о своих приключениях. А вы? Инопланетный житель догадался, что вы захотите иметь у себя фотографию его планеты и передал вам это письмо. Но планета такая большая, что он смог сфотографировать ее частями. В группе вы сможете собрать из них огромную планету.

До свидания.

Результат соотнесен с целью.

Список литературы.

1. Методические рекомендации по применению игр и упражнений сенсорно-интеграционной коррекции дошкольников в группах комбинированной направленности [Электронный ресурс] – режим доступа: http://gdou93.ru/assets/files/ sensornaya-integracziya.pdf (дата обращения: 30.04.2018);

2. Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений [Электронный ресурс] – режим доступа: https://mederia.ru/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/ (дата обращения: 30.04.2018);

3. Нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекция. Упражнения для детей [Электронный ресурс] – режим доступа: http://mindyourmind.ru/?p=80 (дата обращения: 06.05.2018);

4. Образовательная кинезиология [Электронный ресурс] – режим доступа: http:// creativekinesiology.ru/ (дата обращения: 06.05.2018);

5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. - М.: Сфера, 2001

6. Сиротюк А.Л. Психическое развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2006. №2. С.22-36.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. –М.: «Генезис», 2013;

8. Сенсомоторная коррекция [Электронный ресурс] – режим доступа: https:// vk.com/topic-82333844_33092890 (дата обращения: 30.04.2018);

9. Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников - М., 1977

10. Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие - М., 1999

Приложение №1

Авторское пособие

Пример полей для звукового анализа, используемых на занятиях

ПРИМЕР РАБОТЫ: звуковой анализ слова ВЕСНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космическая квест-игра для детей подготовительной к школе группы

Космическая квест-игра для детей подготовительной к школе  группы "Привет с планеты Земля" в рамках проекта "Космическая Одиссея команды"Буквоешки"...

Спортивно-музыкальный праздник.(Космический квест )"Путешествие на планету Туами"

Спортивно- музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста , проводимый в рамках Недели Космоса...

Космический квест

Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозордетей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр....

Конспект развлечения " Космический квест"

Квест - игра предназначена для детей подготовительной к школе группе. Данное мероприятие посвещено Дню космонавтики и органинизуется в виде развлечения....

Космический квест - "Космос"

Место проведения - музыкальный зал.Зал украшен в космической тематике, на стене фоновым изображением на проекторе высвечивается космодром, стулья убраны....

Конспект досуга "Космический квест" для детей подготовительной к школе группы

Досуг ко дню космонавтики для детей подготовительной к школе группы....

Космический квест

Космический квест...