Многофункциональное пособие по речевому развитию "Маленький грамотей" для детей 5-7 лет
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Данное многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет) поможет разнообразить работу по ЗКР, формированию словаря, грамматического строя речи, формированию связной речи, закреплению притяжательных прилагательных, закреплению составления описательных рассказов; подготовить детей к обучению грамоте. Задания в данном пособии не требуют времени на подготовку, они позволяют одновременно решать множество задач. А самое главное – превращают задания в увлекательную игру. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, расширяют свой словарный запас, развивают речь, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 109.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы: Многофункциональное пособие
по речевому развитию «Маленький грамотей»
(для детей 5-7 лет)
Автор работы: Дружкина Светлана Павловна, воспитатель
Балашов, 2023
Актуальность
В настоящее время красивая правильная речь, богатый словарный запас у детей становятся процессом длительным, результативность зависит от умения педагога разнообразить задания так, чтобы речевой материал мог вызвать положительные эмоции, увлечь ребёнка. Так как игра – основной, ведущий вид деятельности дошкольников, то именно в игре речь ребёнка развивается лучше всего, дети не замечают, что учатся, у них повышается интерес к выполнению заданий, и незаметно для себя ребёнок приучается контролировать своё произношение, говорить правильно, логически мыслить.
Данное многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет) поможет разнообразить работу по ЗКР, формированию словаря, грамматического строя речи, формированию связной речи, закреплению притяжательных прилагательных, закреплению составления описательных рассказов; подготовить детей к обучению грамоте. Задания в данном пособии не требуют времени на подготовку, они позволяют одновременно решать множество задач. А самое главное – превращают задания в увлекательную игру. Играя в них, сами того не подозревая, дошкольники получают новые знания, расширяют свой словарный запас, развивают речь, вырабатывают навыки действий с разнообразным материалом, учатся взаимодействию и общению со сверстниками.
Многофункциональные дидактические игры и пособия специфичны и имеют отличия от других видов игр, характерные только им. Они имеют устойчивую структуру, четко поставленную цель, результат достижения которой обладает учебно-познавательной направленностью.
Практическая значимость и использование многофункционального пособия по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет):
- Во-первых, они позволяют охватить широкий возрастной диапазон участников;
- Во-вторых, они предполагают множество вариантов игровых заданий и упражнений, они могут быть авторскими, придуманными детьми самостоятельно;
- В-третьих, в такие игры можно играть бесконечно, придумывать интересные для детей варианты, раскрывать огромный творческий потенциал.
Описание многофункционального пособия по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет):
Многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет) представляет систему речевых игр и упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и слухового внимания, словесно-логического мышления, воображения, мелкой и общей моторики. Данное пособие имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Задания можно усложнять в зависимости от возраста дошкольников. Пособие представляет собой карточки формата А3, на которых разные задания по речевому развитию.
Название: Многофункциональное пособие по речевому развитию «Маленький грамотей» (для детей 5-7 лет)
Цель: повышение уровня речевой активности детей 5-7 лет с помощью интересных игр, упражнений и заданий.
Задачи:
Образовательные:
* Актуализировать и закреплять знания детей через организацию
самостоятельной или совместной с педагогом деятельности с дидактическим пособием;
* Активизировать речевую деятельность детей;
* Расширять словарный запас;
* Упражнять детей в ориентировке на плоскости;
* Систематизировать знания детей в умение делить слова на слоги;
* Закреплять притяжательные прилагательные;
* Формировать умение разгадывать ребусы.
Развивающие:
* Развивать внимание, память, наглядно-действенное и нагядно-образное
мышление;
* Развивать речь и навыки речевого общения;
* Развивать речевую, познавательную и творческую мотивацию;
* Побуждать детей отвечать полным предложением;
* Развивать речевую, зрительную и двигательную координацию;
* Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
* Развивать навыки взаимодействия и сотрудничества с педагогами и со
сверстниками.
Воспитательные:
* Воспитывать интерес к играм речевой направленности;
* Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам;
* Воспитывать эмоциональную отзывчивость;
* Воспитывать умение радоваться достигнутому результату;
* Воспитывать бережное отношение к дидактическому материалу.
Материалы: Пособие представляет собой карточки формата А3- 7 шт., на которых разные задания по речевому развитию; на обратной стороне методика описания приемов работы.
Пособие предназначено для совместной деятельности воспитателя (на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях) с детьми.
Методика работы с пособием:
Игра «Веселые домики: он, она, оно, они»
Цель: формирование умения детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они, оно.
Задачи:
• формировать умения сочетать существительные с прилагательным.
• обогащать активный словарь путем подбора слов и карточек.
• развивать умение подбирать прилагательные с существительными.
• развивать моторику пальцев рук.
• воспитывать интерес к игре.
Усложнение: Ребенок сам подбирает прилагательное к существительному. Например: «Это кошка. Она белая, милая, пушистая…» значит группа «ОНА»; «Это солнце. Оно яркое, желтое…» значит группа «ОНО»; «Это пузыри. Они цветные, разные, красочные» значит группа «ОНИ»…
Оборудование: карточки с изображением предметов групп: он, она, оно, они; домики с окошками.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: до 4 чел.
Правила игры: заключаются в правильном подборе участниками карточек с изображениями персонажей и предметов, наименование и названия которых должны быть упорядочены в соответствии с мужским, женскими, средним родами. Карточки размещаются на специальном поле-домике, с пустыми окошками, отдельными для каждого рода. После окончания сортирования карточек по родам, дети должны пояснить сделанный выбор.
Ход игры: Детям предлагается разложить картинки в домики с пустыми окошками под названием "Он", "Она","Оно", «Они». Картинки, про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" - "Оно", «мои» - «Они».
Игра «Веселые клоуны Толя и Коля»
Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.
Задачи:
• развивать умение согласовывать в речи существительные с прилагательными, •обозначающими форму, цвет овощей, фруктов, ягод;
• обогащать словарный запас, развивать устную речь, мелкую моторику рук, •память, мышление, внимание;
• закреплять у детей знания об овощах, фруктах и ягодах. Правильно их называть. •классифицировать обобщающими понятиями «овощи», «фрукты» или «ягоды»;
Усложнение:
1.Уточнить представление детей об особенностях внешнего вида, о том, где они растут, что еще можно приготовить из них.
2.Предложить детям найти «Лишний овощ (фрукт, ягоду)» при приготовление борща (салата, компота).
Оборудование: игровое табло с изображение клоунов Толи и Коли, карточки с изображением овощей, фруктов, ягод на липучках. Макеты: кастрюля, салатница, банка – на липучках. Дополнительные карточки в конверте.
Возраст: 5-6 лет.
Количество участников: 1-2 чел.
Правила игры:
Вариант 1: «Назови и расскажи».
Воспитатель выкладывает перед ребенком макеты кастрюль «Борщ» и «Компот», и размещает на них фрукты и овощи . Ребенок должен назвать расположенные на кастрюле с названием «Борщ»-овощи, на кастрюле с названием «Компот»-фрукты и ягоды. Затем должен ответить на вопрос воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить ребенка, а где, по его мнению растут остальные плоды.
Вариант 2: Классификация «овощи, фрукты».
Воспитатель выкладывает перед ребенком макеты кастрюль «Борщ» и «Компот», рядом на столе произвольно лежат овощи, фрукты и ягоды. Воспитатель просит ребенка выбрать картинку плода лежащую на столе, посмотреть, что на ней изображено, дать название плоду. Определить обобщающим понятием «овощ», «фрукт» или «ягода». Положить плод в соответствующую кастрюльку. Что можно сварить из него? Борщ или компот?
Вариант 3: «Что здесь лишнее?»
Воспитатель намеренно выкладывает на кастрюльку «Борщ» с овощами один фрукт (два фрукта). Ребенок должен найти лишний и доказать почему.
Ход игры: Клоуны Коля и Толя готовят обед. Помоги клоунам приготовить борщ, салат и компот.
- Из чего готовят борщ салат, компот?
- Приготовьте салат из моркови, перца, огурцов…
- Добавь в компот малину, вишню, смородину…
- Из чего клоуны приготовили борщ?
- Что клоуны добавили в салат?
- Приготовьте компот только из ягод?
- Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
- Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
- Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая)…
Игровое упражнение «Произносим звуки правильно»
Цель: закрепить правильное произношение звуков.
Усложнение: определить согласные звуки: мягкие и твердые на карточке.
Оборудование: карточка на липучке с заданным звуком, конверт со звуками, шнуровки с бусинками, гласные буквы на липучках.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: 1- 2чел.
Задания: Педагог в центр поля прикрепляет заданный звук для закрепления (Р), ребенок используя бусинку на шнурке читает: ро, ра, ри, ре, ру…Ребенок проговаривает несколько раз, до автоматизации произношения данного звука.
Дети могут играть самостоятельно, один ребенок играет – другой проверяет правильность произношения.
Многофункциональная игра «Ребусы»
Цель: расширение логического мышления ребенка, посредством разгадывания ребусов, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.
Задачи:
Упражнять выделять первый звук в слове, дифференциации гласных, согласных звуков.
- учить подбирать звук к букве.
- развивать мыслительные операции, подготавливать детей к чтению.
- развивать пространственные представления.
- воспитывать самостоятельность, смекалку.
Усложнение: подложить детям к отгадынным ребусам составить слова составить слова из букв и разделить их на слоги.
Оборудование: карточки-полоски, с изображением ряда предметов - комплект ребусов с картинками, 3 комплекта букв алфавита (гласные, согласные, набор картинок.
Ребусы по темам: цветы, насекомые, дикие и домашние животные, овощи, фрукты, мебель, транспорт, игрушки, птицы.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: от 2-8 чел.
Правила игры:
1 вариант: Игровые действия происходят следующим образом: воспитатель (ведущий) демонстрирует карточку с ребусом, и просит ребенка назвать картинку, выделить первый звук, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми словами. В итоге должно получиться слово «из первых букв», которое ребенок должен прочитать.
2 вариант: «Отгадай звук». Игра в группе от 2 до 6 человек. Игровые действия происходят следующим образом: воспитатель (ведущий) демонстрирует картинку с зашифрованным словом. Ребенок проговаривает каждую изображенную картинку, выделяя и запоминая первый звук. Тем самым составляя зашифрованное слово.
3 вариант: «Составь ребус» . Игра в группе от 2 до 8 человек. Игровые действия происходят следующим образом: дети делятся на команды, каждой команде воспитатель загадывает слово и дает карточку с этим словом. Команда должна зашифровать данное слово с помощью картинок и продемонстрировать свой ребус, другая команда должна его прочитать.
Ход игры: Помогите Буратино угадать ребусы.
- Назовите предметы, которые изображены на карточке-полоске?
- Первая буква каждого предмета – это зашифрованное слово ребуса.
Дидактическая игра «Весёлый счёт»
Цель игры: согласование числительных с существительными, расширение и активизация словарного запаса.
Задачи:
• упражнять в согласовании числительных с существительными в роде и числе (один мяч, два мяча, … пять мячей, … десять мячей);
• закреплять последовательность счёта;
• развивать восприятие, внимание, зрительную и слуховую память, мышление;
• развивать мелкую моторику;
• развивать связную речь;
• воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, положительной установки на участие в игре.
Усложнение: предложить посчитать, используя данную карточку в обратном порядке.
Оборудование: игровое поле с двумя дорожками розового и синего цветов; домик, в котором живут Оля и Толя; конверт с картинками.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: 1-2чел.
Правила игры: Эта игра учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями (красный мяч, жёлтый кубик, синий самолет и т. д.) Картинки можно использовать по любой лексической теме. Например, по лексической темы "Игрушки". Ребенку предлагается картинка (самолет) , которая вставляется в окошко наверху. Ребенок соотносит картинку с цифрой, правильно проговаривая автоматизируемый звук, окончание слов. При этом начиная счет от начала (один самолет…) ребенок идет пальчиками по цветной дорожке до конца
( 10 самолетов).
Ход игры: Оля и Толя собрались гулять, но чтобы пройти по дорожкам ребятам нужно посчитать предметы до 10, при этом правильно называя окончания слов, а так же используя пальчики, когда идем по дорожкам.
Игра на развитие слоговой структуры слова
«Помоги гномам Тоше и Гоше разделить слова на звуки? »
Цель: развитие навыков слогового анализа слов; совершенствование навыка составления и чтения слов – профессий (педагог, доктор, летчик, машинист, повар, пожарный, шофер, музыкант…).
Задачи:
• развивать речь, логическое мышление, память,
• расширить представление детей о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости,
• формировать представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества.
Усложнение: предложить ребенку делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.
Оборудование: картинки с изображением профессий, слоговые карточки, шнурки.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: 2-6чел.
Правила игры:
Помогите гномам Тоше и Гоше по слогам собрать слова из карточек, в которых зашифрованы профессии людей, прочитать и нанизать на шнурок.
- выберите карточку любой профессии по желанию, назовите профессию.
Выберите слоговые карточки, соответствующие фону карточки с изображением профессии. Разложите карточки таким образом, чтобы прочитать название профессии. Соберите из слогов слово на шнурок.
Вопросы:
- Назовите профессии на карточках, расскажите, чем занимаются люди этих профессий.
- Из цветных слоговых карточках составьте слова и соотнесите с соответствующей карточкой-профессией.
Ход игры: Педагог предлагает детям выбрать карточки, с профессиями, затем раздает детям цветные слоговые карточки и шнурок. Дети составляют из слогов слова — названия профессий, затем собирают карточки со слогами на шнурок.
Составление описательного рассказа «На лесной полянке…»
Цель: развитие представлений о окружающем, о цвете, форме, величине и свойствах предметов через яркие наглядные образы и игровую деятельность, развитие мелкой моторики у детей, развитие речи; закрепление предлогов «на», «над», «под», «за», «около»…
Задачи:
• увлечь детей составлять предложения или маленький рассказ по картинке.
• упражнять в правильном подборе слов.
• развивать правильную речь, фантазию,
• воспитывать самостоятельность мышления.
Усложнение: предложить составить описательный рассказ по теме: «Домик в деревне», используя картинки на липучках.
Оборудование: цветная полянка из фетра с предметными - картинками на липучках, пуговицах, шнурках.
Возраст: 5-7 лет.
Количество участников: до 3чел.
Правила игры:
Задания:
- Кого вы видите на полянке?
- Где сидит лягушка?
- Где летает бабочка?
- Куда ползет ежик?
- Куда полетел жучок?
- Возле кого сидит белочка?
- Посади бабочку около цветка ( на цветок)?
- Где на полянке расположен домик?
- Составь предложение со словом бабочка ( лягушка, ежик, паучок, поляна…)?
Список, используемой литературы:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение,2000.
- Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
Нищева Н.В."Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС"
- Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. - 2008. -
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Многофункциональное пособие по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в группе компенсирующей направленности «Цветик-семицветик»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей от 2-4 лет Лепбук «Поиграем вместе»
Дидактическое пособие, разработано в соответствии ФГОС ДО для индивидуальных и подгрупповых занятий. Детям предлагается множество разнообразных заданий различной сложности для становления правил...
Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей 4-7 лет: "Учимся, играя!
Многофункциональное дидактическое пособие по речевому развитию для детей 4-7 лет: "Учимся, играя!" поможет педагогам разнообразить работу по автоматизации звуков речи, закреплению прит...
Многофункциональное пособие по речевому развитию «Гусеницы»
Забавные гусеницы помогут детям усвоить навыки звукового и слогового анализа, дифференциации звуков по твердости/мягкости, составления предложений и текстов. ...
Презентация многофункционального дидактического пособия Лэпбук "Речевой городок" для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Игровое пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений, с целью создания необходимых условий для активизации и развития связной речи детей...
Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Логопаровозик"
Представленное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития дет...
Выступление на педагогическом совете с многофункциональным пособием "Куб - речевичок".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30541493","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30541495","attributes":{"alt":"","class"...