Дидактическое многофункциональное пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "Логопаровозик"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бурцева Наталья Валерьевна

Представленное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития детей старшего  дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-дефектолог МБДОУ

«Приданниковский детский сад № 5»

МО  Красноуфимский округ

Бурцева Наталья Валерьевна

Дидактическое многофункциональное пособие

«Логопаровозик»

Дидактическое пособие «Логопаровозик» предназначено для коррекции и развития различных компонентов устной речи детей шестого – седьмого года жизни.

Задачи

Дидактическое пособие представляет собой основу для проведения различных дидактических игр и упражнений, направленных на:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие фонематических процессов (автоматизация и дифференциация парных звуков, звуковой анализ слова);
  • развитие связной речи (составление связных монологических высказываний описательного и повествовательного типов)
  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного слухового и зрительного внимания и памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Дидактическое пособие включает:

  • декоративно оформленный паровозик с четырьмя вагончиками, выполненными из фетра; окна вагончиков и паровозика представлены липучками, предназначенными для крепления картинного материала;
  • наборы предметных картинок по направлениям:
  • артикуляционная гимнастика,
  • звуковой анализ слова (характеристика, автоматизация, дифференциация звуков: Р, Рь, Л, Ль, С, Сь, З, Зь, Ш, Ж),
  • серия последовательных картинок для составления рассказа – повествования,
  • мнемосимволы для составления рассказа – описания предмета,
  • методические рекомендации по использованию данного пособия с описанием различных вариантов дидактических игр и упражнений.

Все элементы пособия подлежат санитарной обработке в соответствие с требованием СанПин и ФГОС ДО.

Возможные варианты игр и упражнений на основе пособия «ЛОГОПАРОВОЗИК»

Игра «Веселый язычок»

Задачи:

  • развитие артикуляционной и мелкой моторики,
  • развитие зрительного восприятия.

Ход игры

Ребенку предлагается скрепить паровозик и вагончики между собой, застегнув все пуговицы. После этого педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребенок выбирает понравившуюся картинку, прикрепляет ее к вагончику с помощью липучек, называет упражнение и приступает к его выполнению под контролем педагога. Игра продолжается пока не будут заполнены все вагончики.

Игровое упражнение «Подбери картинки»

Задачи:

  • автоматизация отрабатываемого звука,
  • закрепление умения характеризовать звук по его фонетическим свойствам.

Ход игры

Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем перед ребенком раскладываются предметные картинки с изображением различных предметов, ребенок выбирает картинки в названиях которых есть заданный звук, называет их и прикрепляет к вагончикам. Игра продолжается пока все вагончики не будут заполнены.

Игра «Прятки»

Задачи:

  • Формирование навыков звукового анализа слова (учить выделять место звука в слове).

Ход игры

Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем педагог прикрепляет схемы с изображением положения звука в слове на крыши вагончиков. Задача ребенка подобрать и распределить картинки по вагончикам в соответствии со схемой, указанной на крыше.

Игровое упражнение «Раздели на группы»

Задачи:

  • Формирование фонематических процессов (дифференциация парных согласных звуков).

Ход игры

Педагог прикрепляет на крыши вагончиков картинки с изображением парных согласных звуков, обозначенных буквой и символом (оппозиционные согласные по твердости – мягкости, глухости – звонкости). Затем перед ребенком раскладываются предметные картинки, в названии которых есть заданные звуки. Ребенок группирует картинки по вагончикам в соответствие со звуком указанным на крыше.

Игра «Что сначала, а что потом»

Задачи:

  • развитие связной речи (составление рассказа - повествования),
  • формирование словесно-логического мышления (установление последовательности событий, причинно-следственных связей)

Ход игры

Педагог раскладывает перед ребенком серию последовательных картинок в произвольном порядке и просит восстановить верную последовательность. Ребенок прикрепляет первую картинку к первому вагону и т.д. После того как все картинки «найдут свое место», ребенку предлагается составить последовательный рассказ с описанием событий представленных на картинках.

Игра «Опиши предмет»

Задачи:

  • развитие связной речи (составление рассказа – описания),
  • формирование наглядно-образного мышления, закрепление сенсорных эталонов.

Ход игры

Педагог демонстрирует предметную картинку, просит ее назвать и прикрепить к паровозику. Перед ребенком разложены карточки-подсказки с мнемо символами, обозначающими признак предмета. Ребенок берет карточку, называет признак, выделяет данный признак в описываемом предмете и крепит карточку к вагончику. Когда все признаки предмета озвучены, а карточки заняли свои места, педагог просит ребенка составить рассказ-описание с опорой на картинки-подсказки.

Апробация

Данное пособие может быть использовано в коррекционно-развивающей работе педагогов и специалистов ДОО с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития детей старшего  дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. Цепь из вагончиков используется в качестве своеобразного наглядного плана, помогающего детям, имеющим трудности организации и планирования собственной деятельности, выполнить поставленную задачу поэтапно, без смысловых пропусков и излишних затруднений. Игровая форма упражнений с использованием яркой наглядности позволяет заинтересовать детей, повысить их мотивацию к совместной деятельности, требующей произвольного внимания и многократного повторения, отрабатываемого навыка, что, несомненно, является необходимым условием повышения эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Приданниковский детский сад №5» Территориальный педагогический конкурс «Педагогическая находка» Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи «ЛОГОПАРОВОЗИК» Исполнитель: Бурцева Н.В., учитель-дефектолог

Слайд 2

Дидактическое многофункциональное пособие « Логопаровозик » Дидактическое пособие « Логопаровозик » предназначено для коррекции и развития различных компонентов устной речи шестого – седьмого года жизни. Задачи: Дидактическое пособие представляет собой основу для проведения различных дидактических игр и упражнений, направленных на: развитие артикуляционной моторики; развитие фонематических процессов (автоматизация и дифференциация парных звуков, звуковой анализ слова); развитие связной речи (составление связных монологических высказываний описательного и повествовательного типов) развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного слухового и зрительного внимания и памяти, наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Слайд 3

Дидактическое пособие включает: декоративно оформленный паровозик с четырьмя вагончиками, выполненными из фетра; окна вагончиков и паровозика представлены липучками, предназначенными для крепления картинного материала; наборы предметных картинок по направлениям: артикуляционная гимнастика, звуковой анализ слова (характеристика, автоматизация, дифференциация звуков: Р, Рь , Л, Ль, С, Сь , З, Зь , Ш, Ж), серия последовательных картинок для составления рассказа – повествования, мнемосимволы для составления рассказа – описания предмета. методические рекомендации по использованию данного пособия с описанием различных вариантов дидактических игр и упражнений .

Слайд 4

Игра «Веселый язычок» Задачи: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие зрительного восприятия. Ход игры Ребенку предлагается скрепить паровозик и вагончики между собой, застегнув все пуговицы. После этого педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением артикуляционных упражнений, ребенок выбирает понравившуюся картинку, прикрепляет ее к вагончику с помощью липучек, называет упражнение и приступает к его выполнению под контролем педагога. Игра продолжается пока не будут заполнены все вагончики.

Слайд 5

Игровое упражнение «Подбери картинки» Задачи: автоматизировать отрабатываемый звук, закрепить умение характеризовать звук по его фонетическим свойствам. Ход игры Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем перед ребенком раскладываются предметные картинки с изображением различных предметов, ребенок выбирает картинки в названиях которых есть заданный звук, называет их и прикрепляет к вагончикам. Игра продолжается пока все вагончики не будут заполнены.

Слайд 6

Игра «Прятки» Задачи: Формировать навыки звукового анализа слова, учить выделять место звука в слове. Ход игры Педагог прикрепляет к паровозику картинку со звуком, обозначенным буквой и символом и предлагает ребенку назвать звук и его свойства (согласный, твердый/ мягкий, глухой /звонкий). Затем педагог прикрепляет схемы с изображением положения звука в слове на крыши вагончиков. Задача ребенка подобрать и распределить картинки по вагончикам в соответствии со схемой, указанной на крыше.

Слайд 7

Игровое упражнение «Опиши предмет» Задачи: Развитие связной речи (составление рассказа – описания) Формирование наглядно-образного мышления Закрепление сенсорных эталонов Ход игры Педагог демонстрирует предметную картинку, просит ее назвать и прикрепить к паровозику. Перед ребенком разложены карточки-подсказки с мнемосимволами , обозначающими признак предмета. Ребенок берет карточку, называет признак, выделяет данный признак в описываемом предмете и крепит карточку к вагончику. Когда все признаки предмета озвучены, а карточки заняли свои места, педагог просит ребенка составить рассказ-описание с опорой на картинки-подсказки.

Слайд 8

Игра «Что сначала, что потом?» Задачи: Развитие связной речи (составление рассказа - повествования) Формирование словесно-логического мышления (установление последовательности событий, причинно-следственных связей) Ход игры Педагог раскладывает перед ребенком серию последовательных картинок в произвольном порядке и просит восстановить верную последовательность. Ребенок прикрепляет первую картинку к первому вагону и т.д. После того как все картинки «найдут свое место», ребенку предлагается составить последовательный рассказ с описанием событий представленных на картинках.

Слайд 9

Апробация Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций с целью развития и коррекции различных компонентов речевого и познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. Цепь из вагончиков используется в качестве своеобразного наглядного плана, помогающего детям, имеющим трудности организации и планирования собственной деятельности, выполнить поставленную задачу поэтапно, без смысловых пропусков и излишних затруднений.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие для речевого развития детей младшего дошкольного возраста «Книжка-малышка»

Данное дидактическое пособие, способно в игровой форме развивать у детей речь, мелкую моторику рук, внимательность, пространственное воображение, логику, мышление, самостоятельность, инициативность и ...

Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Дидактический синквейн" как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

В консультации раскрывается актуальность использования технологии "дидактический синквейн" и алгоритм его составления....

Дидактическая многофункциональная игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Овощи, фрукты, ягоды» «Добро пожаловать в Простоквашино».

В многофункциональной игре «Добро пожаловать в  Простоквашино» представлены дидактические игры и упражнения на ознакомление дошкольников с окружающим миром, обогащение и активизацию с...

Авторское дидактическое пособие "Елочка" для реализации технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В переводе с французского, синквейн означает «5 строчек». Классический синквейн представляет собой нечто похожее на японское нерифмованное стихотворение. Существуют определенные правила на...