Сценарий образовательной деятельности с детьми 6-7-ми лет по обучению грамоте "Звук и буквав "Зэ"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Цель: обеспечение предпосылок к письменной речи на основе актуализации и обогащения представлений о звуке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность по обучению грамоте детей подготовительной группы (6-7лет) «Звук [з] и буква З»
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………………….3
- Содержательная часть………………………………………………………...…4
2.1.Сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста……….………………………...……………..……….7
2.2. Приложение:
1. Слайдовая презентация к занятию -ссылка
2. Дидактическая игра «Найди слог» - ссылка
3. Картинки «Звуковички» ссылка
4. Картинки-символы –ссылка
5. Загадки - Ссылка
6. Картинки – отгадки - ссылка
7. Ребусы - ссылка
Пояснительная записка
Цель :обеспечение предпосылок к письменной речи на основе актуализации и обогащения представлений о звуке.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представления о звуке [З], об участи органов артикуляции в его произношении;
- Учить давать характеристику звука [З];
- Познакомить с буквой З;
- Учить выделять основные моменты в тексте;
- Учить находить слова с заданным звуком в тексте прочитанным педагогом;
- Учить определять недостающий слог, и проводить его звуковой анализ «символами»;
- Закрепить умение определять место звука в слове;
- Фильмировать умение проводить слоговой анализ слов;
- Учить преобразовывать слова путём добавления, исключения, слогов;
- Учить проводить звуковой анализ слова, определять место звука в слове, выкладывать звук символами.
Развивающие:
- Активизировать внимание и слоговому составу слов;
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- Развивать слуховое внимание, умение понимать текст;
- Развитие ассоциативного мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать настойчивость, целеустремлённость;
- Воспитывать желание помочь окружающим, оказать помощь и поддержку;
- воспитывать активность, самостоятельность детей.
Технологии, применяемые при организации образовательной деятельности детей:
здоровье сберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникативные технологии, игровая технология.
Используемые методы и приёмы:
Наглядные методы и приемы: наблюдения, слайды, схемы, просмотр видеофильма;
Словесные методы и приёмы: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности; объяснение, беседа, рефлексия.;
Практические методы и приёмы: выполнение задания, моделирование (предметно-схематические модели, показ способов действий).
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, продуктивная, игровая, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: Словесно-дидактическая игра «Поймай звук З»
Активизация словаря: ваза, кузнечик, звук, слог.
Материалы и оборудование: колокольчик, магнитная доска, слайдовая презентация, карточки , телевизор, игрушки: Лисенок, Ежик, Мудрая Сова, мяч, рисунки – отгадки к загадкам, сундучок со звездами
Технологическая карта образовательной деятельности
Этапы ОД | Образовательные задачи | Методы и приемы | Результат этапа | Индивидуальная работа | сценарий |
Организационный момент (фронтально) | Создать положительный настрой, активизировать внимание. | Словесныйигровой | Вовлечение в игровую деятельность | Обратить внимание на отвлекающихся детей | Ребята, давайте поприветствуем друкг. (Звенит колокольчиком) Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. |
Проблемная ситуация (Сундук с подарками) | Словесный (вопрос- ответ) Наглядный (сюрпризный момент), | Настрой детей на совместную деятельность | Обратить внимание на детей испытывающих стеснение | Ребята, сегодня вас ожидает загадочный сюрприз. Дело в том, что наши верные друзья, которые помогают нам учить звуки и буквы принесли сегодня для вас волшебный сундук. Что там в этом сундуке даже мне неизвестно. Да и на сундуке висит замок. А еще на нем звезды. Как вы думаете для чего они здесь? Что мы должны сделать, чтобы открыть сундук? Сколько заданий нам нужно выполнить? Дети: Нужно выполнить ПЯТЬ заданий. Воспитатель: Готовы ли вы выполнить все задания, которые приготовили наши друзья? Только когда мы выполним все задания, сможем открыть сундук и увидеть, что там? | |
Чтение истории игрушек: Лисенка, Ежонка и Мудрой Совы |
| Словесный (чтение сказки) Наглядны (Слайд 1) | Восприятие прочитанного | Обращать внимание на осанку детей | Садитесь красиво. Слушайте внимательно. Раз-раз- раз начинаем наш рассказ. - Однажды в ясный летний день волшебные игрушки: Мудрая Сова, Ежик и Лисенок пошли на экскурсию парк. Как вдруг к ним подлетела пчела и стала кружиться вокруг. «Остановитесь!» - воскликнул Ёжик – по-моему, эта пчёлка хочет нам что-то сказать. Друзья замерли на месте и стали напряженно вслушиваться в звенящий звук з-з-з-з-з. Через некоторое время они уже понимали, что говорит им пчела. А говорила она вот что: «Ззздравствуйте, незнакомые ззверьки! Меня зовут Ззоя. Идите зза мной. Вас угощу полезной сладостью». Игрушкам стало интересно попробовать полезную сладость, и они отправились вслед за пчелой. Все вместе они подошли к большому улью. Пчёлка Зоя познакомила их со своими сестрами. Их было много. Из своих крошечных ведёрок они стали выливать в большую миску густую тягучую ароматную жидкость. Пчёлы угостили сладким лакомством друзей. А игрушки вежливо поблагодарили за столь вкусное угощение свою новую знакомую. Воспитатель: Ребята, а скажите, пожалуйста, с кем познакомились игрушки во время экскурсии в парк?
|
Беседа по сказке |
| Словесный (беседа, вопрос- ответ) Наглядный (слайд 2) | Знакомство со звуком З и с картинкой, обозначающей ее | Спрашивать детей которые отвлекаются | |
Работа с зеркалами «Характеристика звука З» |
| Словесный (инструкция педагога), наглядный (показ), практический (выполнение задания) | Уточнение артикуляционной позы звука З | 1. Работа с зеркалами за столом Возьмите зеркала в руки и поднимите на уровень лица. Произнесите звук ЗЗЗ. Посмотрите внимательно, что делают губы, зубы и язык во время произношения этого звука? Кто расскажет? (Характеристика артикуляции звука [З]
Правильно! УБЕРИТЕ ЗЕРКАЛА, положите на край стола зеркалом вниз!!! И скажите пожалуйста звучит твердо или мягко? Твердо.
Если горлышко дрожит, Значит звонкий звук бежит. Звук [З] — звонкий, твердый, согласный. Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные ребята. | |
Работа в Звуковом городке |
| Словесный (беседа, инструкция педагога), наглядный (звукоград), практический (выполнение задания) | Знакомство с буквой З, Уточнение артикуляционной позы звука З | Давайте найдем Звуковичка, который обозначает звук З.
Звук З обозначается буквой Зе.
Она совсем как цифра 3. Мы молодцы! Выполнили первое задание. | |
Игра «Найди слог» | Учить определять недостающий слог, и проводить его звуковой анализ «символами», | Словесный –, вопросы, объяснение; Наглядный: картинки, символы звуков. Практический: заполнение задания | Выделяют слог в слове, изображают слог «звуковыми символами» - карточки | Уточнение инструкции; Помощь при затруднении | Следующее задание «Найди слог». Слева от лоточка у каждого лежит картинка. Обратите внимание, в слове не хватает слога. Вам нужно догадаться, какого слога не хватает и выложить картинками эти слоги. Посмотрите, у меня на картинке что изображено? глаза. В слове, исчез последний слог? Давайте все вместе произнесем слово глаза Педагог выделяет отсутствующий слог, какой слог отсутствует? Какие картинки мне нужно использовать чтобы выложить за? В слоге За – какой первый звук – какая картинка изображает звук З, Слог за, какой следующий звук, какая картинка изображает звук?. получился слог ЗА. (показать на магнитной доске)
|
Игра с мячом | Формировать умение проводить слоговой анализ слов. Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Учить преобразовывать слова путём добавления, исключения, слогов. | Словесный (объяснение правила) Практический (игра) | Формирование умений определять слог в слове, | Помощь в формулировании ответа. Повторить инструкцию | Я кидаю вам мяч и говорю слово без слога ЗА. Вы возвращаете мяч добавляя слог ЗА в начало слова: кружить (закружить), лететь, бежать, болеть, прыгать, бросать, вести, вернуть, думать, жечь, клеить. А теперь наоборот, я говорю со слогом за, а вы скажите слово без слога ЗА: закопать (копать), залить, замёрзнуть, занести, запеть, запить, заесть, записать, засыпать, затопить, захлопнуть, заходить |
Загадки от Лисенка | Закрепить умение отгадывать загадки; (развивать логическое мышление) Закрепить умение определять место звука в слове. | Словесный (объяснение правил игры) Наглядный (карточки, схема местонахождения звука) Практический (игра, выполнение задание) | Закрепление умений определять место звука в слове. | Помощь в выполнении задания. Повторить инструкцию | Молодцы! Но мы с вами знаем мудрую пословицу: «Делу время - потехе час». Следующее задание нам подготовил Лисенок. Он приготовил для нас загадки. Я буду загадывать загадки. Вы не просто отгадываете правильно загадку, но и называете, в какой части слова-отгадки слышится звук З. Кто первым поднимет руку и скажет в начале слова или в середине, или же в конце слышится звук З, тот и закрепит картинку с отгадкой на магнитную доску. Правила игры всем понятны? |
Игра «Волшебные перестановки» | Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Учить проводить звуковой анализ слова, определять место звука в слове, выкладывать звук символами. | Словесный (рассказ ребенка, объяснение) Наглядный метод: (карточки –символы) Практический (выполнение задания) | Формирование представление об изменении слова путём перестановки звуков. | Ребенка который испытывает затруднении |
|
Ребусы | Формировать умение проводить слоговой анализ слов. Развивать слуховое внимание, фонематический слух. Учить преобразовывать слова путём добавления, исключения, слогов. Логическое мышление, смекалку, сообразительность, умение отстаивать свою т.з | Словесный: объяснение, анализ, беседа, вопрос ответ. Наглядный: Слайд??? | Формирование умение определять слог в слове. Умение разгадывать ребусы | Помощь в понимании задания. Помощь при затруднении | УБЕРИТЕ картинки-символы и пройдите к доске, посмотрим, сможем ли мы выполнить последнее задание? Задание не простое, предлагается решить ребус и объяснить, как вы его решили.
(Аналогично дети составляют слова «Коза» и «забота») (Дополнительное задание, если останется время)
|
Рефлексия (Подарки от игрушек) |
Совершенствовать фразовую речь | Словесный (анализ, вопрос) | Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы детей. Подведение итога, анализ совместной деятельности | Помощь в формулировании ответов. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе. Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш». 2. Лепка «Лиса и кувшин»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группе.Тема: 1.Обучение грамоте «Знакомство со звуком (ш) и буквой Ш»....
Сценарий образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: "В поисках клада"
Данное занятие способствуе развитию коммуникативных навыков через использование малых форм фольклора....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамоте
Конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по обучению грамотеТема: «ЗНАНИЕ» (БУКВА 3) Цель: - Формировать у детей полож...
Конструкт СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ ТЕХНОЛОГИЯ: развивающего обучения «в гостях у сказки»
Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида № 252620000, Свердловская об...
План-сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода»
Цель: систематизировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Обучающие -знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;-развивать все компоненты устной ре...