План-сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шаповалова Светлана Геннадьевна

Цель: систематизировать у детей представления о свойствах воды.

Задачи:

Обучающие

-знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;

-развивать все компоненты устной речи, формирование словаря;

-продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

-совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.

Развивающие

-развивать речь, логическое мышление, любознательность;

-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

-закреплять умение пользоваться схемами и знаками;

-расширять представление детей о бережном отношении к воде;

-формировать эстетическое отношение к окружающему миру и экологическую культуру;

-продолжать развивать навыки обобщения и рассуждения, умение делать выводы.

Воспитательные

-воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

-продолжать воспитывать культуру поведения;

-формировать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Инновационные образовательные технологии:

-личностно - ориентированный подход

-ИКТ -технология

-технология исследовательской деятельности

-здоровьесберегающие технологии

-технология игрового обучения

-технология сотрудничества

-технология проблемно-диалогового обучения

Виды деятельности:

познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.

Интеграция образовательных областей:

Приоритетная: «Познавательное развитие».

В интеграции«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Материалы и оборудование: интерактивная доска, иллюстрации по теме,

опытно-экспериментальный инструментарий (стаканчики, коктельные трубочки, ложки по количеству детей, таблицы-схемы для фиксации результатов опыта)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 города Ставрополя

План-сценарий образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода»

Цель: систематизировать у детей представления о свойствах воды.

Задачи:

Обучающие

-знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;

-развивать все компоненты устной речи, формирование словаря;

-продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

-совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.

Развивающие

-развивать речь, логическое мышление, любознательность;

-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

-закреплять умение пользоваться схемами и знаками;

-расширять представление детей о бережном отношении к воде;

-формировать эстетическое отношение к окружающему миру и экологическую культуру;

-продолжать развивать навыки обобщения и рассуждения, умение делать выводы.

Воспитательные

-воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

-продолжать воспитывать культуру поведения;

-формировать у детей уважительное отношение к окружающей среде;

Инновационные образовательные технологии:

-личностно - ориентированный подход

-ИКТ -технология

-технология исследовательской деятельности

-здоровьесберегающие технологии

-технология игрового обучения

-технология сотрудничества

-технология проблемно-диалогового обучения

Виды деятельности:

познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.

Интеграция образовательных областей:

Приоритетная: «Познавательное развитие».

В интеграции«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Материалы и оборудование: интерактивная доска, иллюстрации по теме,

опытно-экспериментальный инструментарий (стаканчики, коктельные трубочки, ложки по количеству детей, таблицы-схемы для фиксации результатов опыта)

Ход непрерывной образовательной деятельности

1. Организационный момент

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.

А теперь встанем в круг и возьмемся за руки. Улыбнёмся друг другу, у всех хорошее настроение?

Воспитатель обращает внимание детей па конверт, лежащий на столе. На голубом конверте изображение планет.

-Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Какой необычный конверт с изображением планет!

-Интересно, от кого оно может быть? Сейчас узнаем.

«Здравствуйте, дети. Я житель планеты Железная. Я очень любознательный, люблю путешествовать в космосе. Сфотографировал разные планеты: чёрные, жёлтые, коричневые, красные. Пожалуйста, помогите мне разобраться, почему ваша планета голубого цвета? Буду благодарен, если расскажите мне об этом. Спасибо».

-Ребята, кто-нибудь из вас видел нашу планету из космоса?

(Ответы детей) А хотите увидеть?

-Чтобы оказаться в космосе, нужно произнести волшебные слова, скажем все вместе «Встали, покружились, в космосе очутились»

2. Основная часть

Садитесь в космический корабль, проверьте осанку,

Слайд «Планеты» Сколько перед нами планет! Все они разные, и большие и совсем маленькие, все разного цвета.

Слайд «Земля»

- А вот так выглядит наша планета «Земля» из космоса.

-Рассмотрите её и скажите, какая она? (Круглая, большая, разноцветная, огромная и т. д.)

- Вы согласны с инопланетянином, что голубого цвета на нашей планете больше? (Да)

-Какой можно сделать вывод? (Можно сделать вывод, что воды больше)

-Правильно, это означает, что воды на земле больше, чем суши. Молодцы!

Пора возвращаться обратно в детский сад.

Произнесём волшебные слова «Встали, покружились, в детском саду очутились»

- Наш разговор услышала волшебная капелька, она хочет у вас спросить, знаете ли вы, где можно увидеть воду в природе?

Присядем на ковёр, будем передавать капельку по кругу и говорить.

Игра «Где в природе есть вода?» (река, озеро, море, ручей, океан, водопад, лужи, дождь)

(При затруднении названий водоёмов воспитатель помогает детям наводящими вопросами«Куда многие из нас любят ездить отдыхать?»«Где можно ловить рыбу?»«Что образуется на асфальте после дождя?»«Как называется водоём, где вода падает с гор?»

-А где зимой мы можем увидеть воду в природе? (показ картинки)

Молодцы!

-Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь воду? (Да)

- Капелька нас приглашает к волшебному водопаду, пойдёмте за ней.

(Дети подходят к мольберту, накрытому голубой тканью)

За водопадом что-то есть! (убираю ткань, на мольберте знаки)

1. Посмотрите, здесь какие-то знаки и изображения на них перечёркнуты.

2. Что это значит? (Значит, так делать нельзя, запрещено)

3. Предлагаю рассмотреть их и выяснить, что же запрещают эти знаки?

- О чём нам говорит этот знак? (Нельзя оставлять открытый кран)

- Согласна с вами, нельзя оставлять открытым кран и расходовать воду зря.

- А что показывает этот знак?

(Запрещено бросать отходы и мусор в водоём и загрязнять его)

- Рассмотрим третий знак, что он запрещает?

(Нельзя мыть велосипеды и другие транспортные средства в водоёмах, чтобы не загрязнять их)

Молодцы! Теперь вы знаете, как нужно беречь воду!

Ребята, инопланетянин живёт на планете, где нет вообще воды и он не знает о её свойствах.

- Как же можно узнать о свойствах воды?

- Какие будут ваши предположения? (Ответы)

-Да, нам нужно провести эксперименты.

- Итак, перед нами стоит задача – выявить свойства воды, чтобы в письме рассказать о них инопланетянину.

А Капелька очень хочет посмотреть, как вы это будете делать? (помещаю её на мольберт с большой схемой)

- Скажите пожалуйста, кто проводит эксперименты и опыты? (Учёные)

А где они их проводят? (В научном центре, в лаборатории)

- Предлагаю вам сегодня побыть в роли младших научных сотрудников.

- Вы будете проводить опыты по исследованию свойств чистой воды и свои выводы отмечать в схемах, которые лежат перед вами на столах.

Но сначала вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.

(Дети говорят по одному)

1. Ничего нельзя пробовать на вкус без разрешения взрослого.

2. Нельзя бегать, прыгать, шуметь, толкаться.

3. Быть внимательными и аккуратными.

4. Делать выводы после каждого опыта.

-Как настоящие научные сотрудники мы с вами оденем шапочки для проведения опытов.

Занимайте, пожалуйста, свои рабочие места.

(Обратить внимание на осанку и положение ног)

Исследовательская деятельность

Опыт №1. «Вода – это жидкость»

- Ребята, как вы думаете, вода – это жидкость? Давайте проверим.

Возьмите стакан с водой и аккуратно перелейте в другой стакан.

Что происходит с водой? (она льется). Почему она льётся? (вода льётся, потому что она жидкая). Итак, какая вода? (вода жидкая).

Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

- Как зарисуем наш опыт?

Изобразим его схемой: поставим знак вода — жидкость, она льётся.

Опыт № 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята, как вы думаете, чистая вода имеет запах (ответ детей).

Понюхайте воду в стаканчике. Чем пахнет вода? Правильно, вода совсем не пахнет.

- Добавьте в стакан с водой немного кофе, а теперь понюхайте. Чем пахнет? (кофе).

Так имеет ли чистая вода запах, кто хочет сделать вывод?

Вывод: чистая вода не имеет запаха, начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили.

- Отметьте схемой результат второго опыта.

Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса»

- Ребята, как вы думаете, вода имеет вкус? Давайте проверим.

У вас в стакане чистая питьевая кипяченая вода.

Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус.

Какая на вкус вода? (ответ детей).

Добавьте в воду немного сахара, размешайте, снова попробуйте.

Что изменилось? Какая вода на вкус теперь? (сладкая)

- Кто попробует сделать вывод этого опыта?

Вывод: чистая вода не имеет вкуса, но приобретает вкус растворенного в ней вещества.

- Отметьте схемой вывод этого опыта.

-Перейдём к последнему четвёртому опыту.

Опыт № 4 «Вода прозрачная»

Возьмите два стакана, один с водой, другой с молоком.

Опустите трубочку сначала в стакан с водой. Видна ли вам та часть трубочки, которая в воде? (Да)

А теперь опустите в стакан с молоком. Посмотрите на нижнюю часть трубочки, которая в стакане, видно её? (Нет)

Сравните результаты. В каком стакане мы смогли увидеть трубочку? (в стакане с водой). Почему? Какой вывод сделаем?

Вывод: чистая вода прозрачная.

- Отметьте результат четвёртого опыта в таблице. Подумайте, как бы вы изобразили схемой прозрачность воды?

(Если дети затрудняются, помогаю подсказкой: прозрачное бывает окно или стекло, льдинка, пустой стеклянный стакан.

- Итак, таблицы наши заполнены. Давайте посмотрим на наши схемы в таблице и вспомним, какие свойства воды мы исследовали?

Что нам показывает первая схема? (первая схема показывает, что вода-это жидкость)

2 схема? (правильно, чистая вода не имеет запаха)

3 схема? (чистая вода не имеет вкуса)

И четвёртой схемой что мы показали? (Мы показали, что вода прозрачная)

(показ большой схемы на мольберте)

3. Заключение

- Как мы сообщим инопланетянину о свойствах воды, которые исследовали? (Ответы)

- Конечно, мы отправим ему наши схемы, в которых обозначены все свойства воды.

Теперь инопланетянин будет иметь представление, что такое вода, знать её свойства и поймёт, почему наша планета с космоса кажется голубой.

-Мы смогли помочь инопланетянину?

Возьмите со столов свои схемы, вложим их в конверт. Я пойду на почту и обязательно их отправлю.

Вы были замечательными научными сотрудниками. Снимайте шапочки, складывайте на место.

Наша капелька хочет с вами поиграть.

Игра на расслабление (снятие напряжения) «Капельки»

Представьте, что вы такие же маленькие капельки, которые поднимаются высоко в небо, образуют большое облако и дождём падают вниз.

(Дети поднимаются на носки, тянутся вверх за руками, хорошо растягивая позвоночник, задерживаются в таком положении. Затем делают глубокий присяд)

Молодцы! Капелька очень рада, что вы столько знаете о воде, ей было интересно с вами.

У неё есть маленькие подружки двух цветов.

4. Рефлексия (самоанализ детей)

Если вам сегодня всё понравилось, всё получалось легко, возьмите голубую капельку и прикрепите её на мольберт.

А если в чём -то возникали трудности или что-то не понравилось, возьмите синюю капельку.

(Дети выбирают капли и помещают на мольберт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему Экспериментирование на тему: «Вода – растворитель или нет?»

Цель: Развитие познавательные способности у детей   в процессе экспериментирования с водой.         Задачи: - выявить вещества, которые растворя...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что мы знаем о воде?»

Задачи: Уточнить значение воды для всего живого. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь де...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...

Педагогическое мероприятие с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-исследовательской деятельности с творческим названием «Как возникает дождь?»

Особенность занятия заключается в том, что через опытно-экспериментальную деятельность оно направленно на усвоение знаний и представлений о том, откуда появляется дождь, о его значимости для жизни окр...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...