НОД Звук и буква Щ.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Тема: Звук и буква «Щ»
Цели: Познакомить с артикуляцией звука Щ.
Коррекционно-образовательные: Закрепить правильное произношение звука Щ в слогах, словах, предложениях; продолжать учить определять место звука в слове, делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова; составлять схемы предложений; познакомить с буквой Щ.
Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие; внимание, память, мышление; навыков звукового анализа, чтения и письма.
Коррекционно-воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.
Ход занятия:
1.- Орг. Момент. - Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу.
2.Отгадывание загадок.- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (ответы детей)
- Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:
Звонким лаем разбудил,
Одеяло утащил,
И подушку уволок,
Разыгравшийся … (Щенок)
Я у Хомки - хомяка брал вчера уроки,
Как получше набивать угощеньем... (Щеки)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает (Щука)
Я бел, как мел,
На зубы сел.
Подожду-ка тётку
Я зубную …. (Щётка)
-Молодцы! Как вы думаете с каким звуком сегодня познакомимся?
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ:
- губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку
- мышцы языка напряжены
- кончик языка поднят к альвеолам
- боковые края прижаты к верхним коренным зубам
- выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка
- Звук Щ – согласный, глухой, всегда мягкий.
4. Развитие фонематических процессов: игра «Хлопни в ладоши».
(дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Щ в словах)
Петя щепок нащепал.
Щепки в печку насыпал.
Папа печку натопил.
Дед лещей в ней насушил.
А щенок лещей стащил.
5. Речевая зарядка:
- Проговаривание слоговых рядов по цепочке:
ЩА-ЩЕ-ЩУ АЩ-ОЩ-УЩ
ЩО-ЩИ-ЩА ИЩ-ЕЩ-ИЩ
ЩЕ-ЩО-ЩИ ОЩ-УЩ-ОЩ
ЩУ-ЩА-ЩО УЩ-ЮЩ-УЩ
ЩИ-ЩА-ЩИ ЕЩ-ОЩ-ЕШ
- Проговаривание чистоговорок:
Ща-ща-ща – Ваня вышел без плаща
Щу-щу-щу- белье в речке полощу
Ще-ще-ще- дождь прошел, а он в плаще.
6.-А сейчас мы отдохнём.
Физкультминутка:
Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем (ходьба на месте),
Ищем ракушки в песке (наклоны, имитация поиска ракушек)
И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать (приседания).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (потянуться)
7. Игра с мячом(Знакомство с буквой)
Упражнение «Один - много»
Щетка – щетки ящик - …(ящики)
щука - …(щуки) щенок - …(щенки)
щека - …(щеки) роща - …(рощи)
плащ - …(плащи) клещ - …(клещи)
овощ -…(овощи) лещ - …(лещи)
8. Педагог называет слова со звуком Щ, определяют позицию звука в слове (ЩУКА, ЛЕЩ, ЩАВЕЛЬ, ЩЕНОК, ТОВАРИЩ,ЩЁТКА); придумывают предложения.
9. Звуковой анализ слова: Щука, деление на слоги, характеристика каждого звука.
10. Выкладывание схемы предложения: Щука плавает в реке.
11. Связь звука с буквой. Звук Щ на письме обозначается буквой Щ
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего. Ну что же!
- На что еще похожа буква Щ?
- Из каких элементов она состоит?
-Напишите букву Щ в воздухе (глазками, носом)
На доске зачеркни все неправильно написанные буквы Щ.
9..Чтение: ЩУКА, ПИЩА, ГУЩА, ЧАЩА, ТАЩУ, ТАЩИТ, ЩИПЦЫ.
ЭТО МЫШКА. МЫШКА ПИЩИТ.
10. Итог занятия: какой звук мы сегодня изучали?
- Дайте характеристику этого звука.
11. Домашнее задание: придумать слова со звуком Щ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....