НОД Звук и буква Щ.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Белякова Марина Александровна

Плпн-конспект по ознакомлению со звуком и буквой Щ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_shch.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Тема: Звук и буква «Щ»

Цели: Познакомить с артикуляцией звука Щ.

Коррекционно-образовательные: Закрепить правильное произношение звука Щ в слогах, словах, предложениях; продолжать учить определять место звука в слове, делить слова на слоги, выполнять звуковой анализ слов, читать слоги и слова; составлять схемы предложений; познакомить с буквой Щ.

Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие; внимание, память, мышление; навыков звукового анализа, чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные: Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу.

Ход занятия:

1.- Орг. Момент. - Ребята, давайте возьмёмся за руки и для создания хорошего настроения улыбнёмся друг другу.

2.Отгадывание загадок.- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? (ответы детей)  

- Тогда попробуйте отгадать вот такие загадки:

Звонким лаем разбудил, 
Одеяло утащил, 
И подушку уволок, 
Разыгравшийся … (Щенок)

Я у Хомки - хомяка брал вчера уроки,
Как получше набивать угощеньем...  (Щеки)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает  (Щука)

Я бел, как мел,
На зубы сел.
Подожду-ка тётку
Я зубную
 …. (Щётка)

-Молодцы! Как вы думаете с каким звуком сегодня познакомимся?

3. Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ:

- губы округлены, но края губ немного растягиваются в улыбку

- мышцы языка напряжены

- кончик языка поднят к альвеолам

- боковые края прижаты к верхним коренным зубам

- выдыхаемый воздух проходит через щель посередине языка

- Звук Щ – согласный, глухой, всегда мягкий.

4. Развитие фонематических процессов: игра «Хлопни в ладоши».

(дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат звук Щ в словах)

Петя щепок нащепал.

Щепки в печку насыпал.

Папа печку натопил.

Дед лещей в ней насушил.

А щенок лещей стащил.

5. Речевая зарядка:

- Проговаривание слоговых рядов по цепочке:

ЩА-ЩЕ-ЩУ АЩ-ОЩ-УЩ

ЩО-ЩИ-ЩА ИЩ-ЕЩ-ИЩ

ЩЕ-ЩО-ЩИ ОЩ-УЩ-ОЩ

ЩУ-ЩА-ЩО УЩ-ЮЩ-УЩ

ЩИ-ЩА-ЩИ ЕЩ-ОЩ-ЕШ

- Проговаривание чистоговорок:

Ща-ща-ща – Ваня вышел без плаща

Щу-щу-щу- белье в речке полощу

Ще-ще-ще- дождь прошел, а он в плаще.

6.-А сейчас мы отдохнём.

Физкультминутка:

Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед.)

Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем (ходьба на месте),

Ищем ракушки в песке (наклоны, имитация поиска ракушек)

И сжимаем в кулачке (дети сжимают кулачки).

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать (приседания).

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (потянуться)

7. Игра с мячом(Знакомство с буквой)

Упражнение «Один - много»

Щетка – щетки                                        ящик - …(ящики)

щука - …(щуки)                                       щенок - …(щенки)

щека - …(щеки)                                       роща - …(рощи)

плащ - …(плащи)                                    клещ - …(клещи)

овощ -…(овощи)                                     лещ - …(лещи)

8. Педагог называет слова со звуком Щ, определяют позицию звука в слове (ЩУКА, ЛЕЩ, ЩАВЕЛЬ, ЩЕНОК, ТОВАРИЩ,ЩЁТКА); придумывают предложения.

9. Звуковой анализ слова: Щука, деление на слоги, характеристика каждого звука.

10. Выкладывание схемы предложения: Щука плавает в реке.

11. Связь звука с буквой. Звук Щ на письме обозначается буквой Щ

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего. Ну что же!

- На что еще похожа буква Щ?

- Из каких элементов она состоит?

-Напишите букву Щ в воздухе (глазками, носом)

На доске зачеркни все неправильно написанные буквы Щ.

9..Чтение: ЩУКА, ПИЩА, ГУЩА, ЧАЩА, ТАЩУ, ТАЩИТ, ЩИПЦЫ.

ЭТО МЫШКА. МЫШКА ПИЩИТ.

10. Итог занятия: какой звук мы сегодня изучали?

- Дайте характеристику этого звука.

11. Домашнее задание: придумать слова со звуком Щ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....