НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки «С» «С’». Буква «С».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иващенко Наталья Алексеевна

Этот материал будет полезен  педагогам  при подготовке детей к школе.Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_obucheniyu_gramote.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: «Звуки  «С» «С’». Буква «С».

Цель: расширение и обобщение представлений о звуках и буквах у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей со звуком «С», «С»

-совершенствовать навыки звукового анализа слов;  звуков по схеме;  гласные, согласные (мягкий-твердый, глухой-звонкий); наличие и  место звука в слове, закрепить графический образ буквы «С».

Развивающие:

- развивать фонематический слух, слуховое восприятие, внимание, память.

- развивать общую и мелкую моторику.

- обогащать словарный запас детей прил, обозначающие настроение.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучению грамоте

Оборудование:

Слова- картинки для определения наличия звука и место звука в слове,   картинки для определения твердости и мягкости звуков, картинки-снежинки грустные (веселые), картинки (Снеговики в зеленой шапке, и синей шапке), материал для выкладывания буквы «С» (камушки, ракушки, шнурок, мягкая проволока, пластилин, горох) .

Ход НОД:

-Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

 - Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего дня. (слышится стук в дверь, воспитатель вносит грустную Снежинку)

-Ребята, посмотрите, какая интересная снежинка залетела ко мне в кабинет. Посмотрите на нее, как вы думаете какое у нее настроение, какая она? (печальная, хмурая, грустная, расстроенная, недовольная и тд).  . Как вы думаете, почему она такая грустная?(ответы детей) Да, вы верно все сказали. Хотите узнать,  почему она грустит?  Оказывается, она услышала, как мальчик Семен говорил, что учиться это  неинтересно и скучно. Снежинка решила полетать по белому свету и найти детей,  которые любят учиться.

 -  Ребята, а вы как думаете, правильно Снежинка залетела к нам? Вы  любите учиться? (ответы детей) Я с вами согласна,  мы с  вами любим учиться. ведь мы скоро пойдем в школу. Покажем нашей гостье, что это интересно и увлекательно.

1. Игровое упражнение « Найди точное слово».

- О каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное?»

-Дополните другими словами: снег белый, холодный...(ещё какой); сахар сладкий, а лимон…( кислый); весной погода тёплая, а зимой…(холодная).

-Вспомните, кто из животных как передвигается. Ворона…(летает) , рыба…(плавает), кузнечик …(прыгает), уж…(ползает).

-Кто из животных как голос подает? Петух…(кукарекает), тигр…(рычит), мышь…(пищит), корова…(мычит).

С чем мы сегодня познакомимся на занятии, вы скажите сами, после выполнения задания.

2.Фонематическая зарядка.

-Как воздух выходит из шарика?(С-с-с.)

-Как зовут девочку, которая помогает своему дедушке раздавать подарки? (Снегурочка.)

-Как называется птичка с красной грудкой, которая зимой не улетает в тёплые края?(Снегирь.)

-Кого дети лепят зимой из снега? (Снеговик.)

- Какой звук слышится в начале слов «Снеговик), (снегирь), (снеговик), ([ С ]- песенка насоса.) Правильно, молодцы.  Как вы думаете,  с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (С,С’). Правильно, сегодня мы будем знакомиться с согласными звуками «С» и «С».

  (дети садятся за столы)

- Давайте расскажем о звуке «С.  Кто желает рассказать о звуке «С»?  (- согласный, твердый, глухой)- Дайте характеристику звуку «С’»- согласный, , глухой. мягкий. Молодцы.

-Молодцы, все выполнили правильно.

3.Следующая игра «Эхо»

-Летит снежинка в лесу, там тихо-тихо. Вдруг слышит, кто- то зовет. Ей захотелось помочь ему выбраться из леса,  и она стала помогать, повторять

са-са-са, со-со-со, сы-сы-сы, су-су-сы, СА-со-со, су-су-Са,СА-Сы-са и т.д.

-Оказалось, что это кричали Снеговики. ( на доску вывешиваются картинки с Снеговиками) 

4.Игровое упражнение «Поделите подарки»

- А вот и они, познакомимся? Снеговика в зеленой шапке зовут Сеня, он любит все мягкое, а снеговика в синей шапке зовут Саня, он любит все твердое. Снеговикам подарили подарки, а они все подарки перепутали.

- Как помочь Снеговикам? (поделить подарки) Правильно. А как? ( если дети не могут сказать) . Подарки в названиях которых слышится твердый звук «С», подарим кому? Сене или Сане? (Сане). А подарки, в названиях которых слышится мягкий звук «С», подарим кому? (Сене). Все правильно.                              (дети берут картинки и выполняют задание)

Какие вы молодцы, все подарки раздали правильно, Снеговики очень довольны.

 Физминутка

Как на горке — снег, снег

Руки поднимают вверх.

И под горкой — снег, снег,

Приседают, опускают руки.

И на елке — снег, снег,

Встают и поднимают руки.

И под елкой — снег, снег.

Приседают, опускают руки.

А под снегом спит медведь

Тише, тише... Не шуметь!

5. Игровое упражнение «Разложите подарки по коробочкам»

- Ребята, а какое сейчас время года? (зима).  Скоро Новый Год. Наши Снеговики спешат на помощь Дедушки Морозу. Они просят нас разложить подарки по коробочкам, а  чтобы сделать правильно, послушайте меня  внимательно. В этой коробочке находятся слова. в которых звук «С» и «С»  слышится в начале слова, в этой коробочке – в середине слова, а в этой коробочке – в конце слова.

- Какие молодцы, все подарки  разложили по своим местам. Снеговики очень радостные и веселые, говорят вам спасибо. Все наши подарки Снеговики унесут с собой на Север.

- Ребята, а вы правильно сказали, что учиться это интересно.

6. Знакомство с буквой «С»

-А вы знаете, оказывается, на письме звук «С» и «С’» записывается буквой «С» (карточка буквы «С») .

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Полумесяц в небе тёмном

Буквой С повис над домом.

 Напишем ее на своей ладошке ,в воздухе. Букву «С» можно  не только написать, но и выгнуть из проволоки, выложить из камушек, из семян гороха и счетных палочек.  Давайте  сейчас попробуем это сделать и мы. А потом мы сфотографируем наши красивые буквы (дети из разных материалов выкладывают букву «С»)

 - Молодцы, какие красивые у нас получились буквы. Как называется наша буква ? (С)

-А на что похожа наша буква? (на месяц в темном небе)

Полумесяц в небе темном,

Буквой С повис над домом.

7. Игра«Поймай, звуковую снежинку»

 (к, с, м, з, с, т, п, с, с, в, ц., слоги, слова)

      (показываем веселую Снежинку)

-Ребята, какая Снежинка, стала веселая!.  Как вы думаете, почему у Снежинки поднялось  настроение?  (ответы детей (Снежинка нашла детей, которые любят учиться)  Я с вами согласна, учиться новому это интересно и полезно.

 – Что нового, вы сегодня узнали?

 Какое задание понравилось больше всего?

- Какое показалось трудным?

- Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку. Молодцы!

- Кому понравилось сегодня играть и узнавать новое, возьмите  себе веселую снежинку. ну а кому не очень понравилось- грустную.

- Материал для выкладывания букв останется у нас в группе, вы с его помощью можете выкладывать любые буквы.

- Фото нашей коллекции мы пошлем Снеговикам, пусть они увидят какие красивые буквы выложили ребята с помощью разного материала.

Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект НОД (обучение грамоте) в подготовительной группе по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква «Б».

Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме ««Звуки  [Б], [Б’]. Буква «Б».      ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.

В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»

Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»...