«Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц».
план-конспект занятия по обучению грамоте


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Буратино»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области

«Речевое развитие»

по теме: «Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц».

Разработала: Сеничева С.Ю,

Воспитатель

Когалым, 2018

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с произведениями русских писателей.
  • Развивать связную речь детей, словесное творчество, умение правильно, последовательно и полно пересказывать произведения, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.
  • Развивать умение слушать взрослого и друг друга.
  • Воспитывать эмоциональный отклик на изображенной картине.

Предварительная работа с детьми:

заучивание стихов, пересказ рассказов, отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц.

Словарная работа:

мужик, бублик, «Экий я дурак!», ударил себе по голове, наелся бы,

Оборудование и материалы: мнемотаблицы, портреты писателей, баранки  сушки, предмет: (кукла, медведь, машина, девочка, барабан, тигр, тетрадь).

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются.

Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как вы готовитесь к школе, чему вы научились.

Организационный момент: Ребята, давайте вспомним на какой вопрос отвечает живой предмет - кто это? Неживой предмет – что это?

Сядет на стулья тот, кто скажет мне-живой или неживой предмет: кукла, медведь, машина, девочка, барабан, тигр, тетрадь.

Вы готовы? Будьте очень внимательны.

Восп:

Ребята, мы с вами прочитали много литературных произведений и знаем, что в литературе есть разные жанры. Назовите, какие литературные жанры вы знаете? (стихи, рассказы, сказки, басни).

Восп: Как вы думаете, все они одинаковые?

Дети: 

-Разные.

Восп: Чем отличаются рассказы от сказки?

Дети: 

- В рассказах писатель рассказывает о том, что было или что происходит сейчас, что он видел или наблюдал. А в сказках есть чудеса и волшебство. Звери разговаривают, поют песни.

Восп: А чем стихи отличаются от рассказов и сказок?

Дети: 

- В стихах есть рифма.

Восп: Приведите пример.

А что такое басня?

Дети: 

-Это поучительный рассказ, в котором автор высмеивает плохие черты характера, используя образы зверей.

Восп:  А скажите, пожалуйста, кто пишет стихи?

Дети: 

-Поэты.

Восп: Каких поэтов вы знаете?

Дети:  Пушкин А.С., С. Есенин, С. Маршак, С. Михалков, Токмакова.

А кто пишет рассказы?

Дети: 

-Писатели.

Восп: Назовите писателей, которых вы знаете.

Дети: -

Носов, Толстой, Бианки, Чарушин, Ушинский.

Восп: Ребята, прежде чем  мы с вами продолжим занятие, давайте немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика.

«Пирог»

Падал снег на порог.    (Опускают медленно ладоши)

Кот лепит себе пирог.    («Лепят» пирог)

Пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.    (Пальчики «бегут»)

Пирожки себе пеки  («Пекут» пирог)

Не из снега  - из муки.

«Мы во двор пошли гулять».

Мы во двор пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,  (Загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили.  (Дети «лепят»)

Круглый, крепкий, очень гладкий   (Показывают круг, сжимают ладони)

                                                                   (Гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.  (Грозят пальчиком)

Раз - подбросим,   («Подбрасывают»)

Два - поймам,   («Ловят»)

Три – уроним    («Роняют»)

И… сломаем.  («топают»)

Молодцы! А сейчас займите свои места. Я вам прочитаю рассказ, слушайте его внимательно. Вам обязательно понравится этот рассказ, и вы сами сможете его рассказать.

Три бублика и одна сушка (рассказ).

Одному мужику захотелось есть. Он купил бублик и съел; ему все еще хотелось есть.  Он купил другой бублик и съел, а ему все еще хотелось есть. Он купил третий бублик и съел, и ему также хотелось есть. Потом он купил сушки, и когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

-Экий я дурак! Что ж я напрасно съел столько бубликов? Мне бы надо сначала съесть одну сушку!

Восп:

Ребята, вам понравился рассказ? Проводится беседа по содержанию. А скажите, пожалуйста, чем отличается бублик от сушки?

-Бублик большой, а сушка маленькая.

Правильно. Но этот рассказ имеет еще и тайный смысл. Скажите мне, пожалуйста, если бы мужик съел сначала одну маленькую сушку, он наелся бы или нет.

-Рассуждения детей.

Ребята, я сейчас прочту вам еще раз рассказ, и вы будете его пересказывать. Что такое пересказ?

-Нужно рассказать близко к тексту.

Чтобы вам было легче пересказывать, мы воспользуемся схемами. Давайте вместе их составим.

Еще раз читается рассказ, и вместо с детьми рисуется моносхема.

F:\2016-2017\Семинары\Семинар 29.11.2016\Фото 29.11.2016\DSC_0026.JPG

F:\2016-2017\Семинары\Семинар 29.11.2016\Фото 29.11.2016\DSC_0031.JPG

Первый пересказ проводится по цепочке детьми. Затем прослушивается индивидуальные пересказы детей.

Ребята сегодня вы молодцы, близко к тексту пересказали рассказ «Три бублика и одна сушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшем дошкольном возрасте "Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц "Поздняя осень"

Всем известно, что вошкольном возрасте преобладает нагладно-образное мышление и память, а запоминание носит, в основном, непроизвольный характер - дети лучше запоминают события, предметы, факты, явлен...

«12 апреля - День космонавтики» (Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы).

ПЛАН – КОНСПЕКТ  интегрированной непосредственной образовательной деятельности (логопедическое и  музыкальное) для детей с общим недоразвитием речи. Второй период обучения.Пересказ рассказа ...

Коррекционное занятие по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Луковичка» Пересказ рассказа с использованием мнемотаблицы.

* Активация и актуализация словаря по теме. Формирование целостного впечатления об изображенном на серии картинок. Совершенствование навыка составления рассказа по серии картинок с использованием...

ООД "Весенняя сказка" : Для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой активности детей посредством составления рассказа с использованием мнемотаблиц.Задачи:1.      Создать условия дл...

Конспект ОД по познавательно-речевому развитию для детей старшей офтальмологической группы «Пересказ описательных рассказов с использованием мнемотаблиц»

Конспект был использован с целью закрепления умения детей пользоваться мнемотаблицами при пересказывании описательных рассказов....

«Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц».

laquo;Пересказ рассказа с использованием мнемотаблиц»....