Пересказ сказки «Петух да собака» при помощи мнемотаблицы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: Пересказ сказки «Петух да собака» при помощи мнемотаблицы.
Цели:
- Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
- Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
- Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
- Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.
Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово».
Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петуха, мнемотаблица.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
«Спозаранку он встаёт,
Звонким голосом поёт.
Травку разгребает,
Зёрна собирает.
У него есть гребешок,
Кто он дети…» (Петушок)
Задаёт вопросы:
Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)
Как ходит петух? (важно)
Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
«В будке живёт,
Кости грызёт,
Лает и кусается –
Как называется?» (Собака)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)
- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)
- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)
Воспитатель загадывает последнюю загадку:
«Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай,
А дверь в курятник запирай!» (Лиса)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)
- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)
- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)
- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)
ВидеоФизминутка + зарядка для глаз (https://cloud.mail.ru/public/VW2f/jUNYdsxcM)
Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:
1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).
2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).
3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).
4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).
5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).
6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).
7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).
Воспитатель предлагает детям пересказать сказку с помощью мнемотаблицы.
"Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части и обозначить их картинками, то пересказывать будет намного легче. ". Давайте нарисуем мнемотаблицу к данной сказке и попробуем ее персказать.
На 1 картинке изображенны дед и бабушка в одежде с заплатками, рядом сидят петух и собака с пустыми мисками.
На 2 картинке нарисован лес.
На 3 картинке собака и петух идут по дороге рядом с лесом.
На 4 картинке наступила ночь, петух сидит на суку, а собака в дупле.
На 5 картинке поднялось солнце и петух закрчал ку-ка-ре-ку, а лиса услышала.
На 6 картинке лиса лезет в дупло.
Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака».
Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.
- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова) Какое слово надо переставить?
Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.
Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.
Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.
- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».
Каждый ребёнок придумывает своё предложение.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема: Пересказ сказки «Петух да собака» при помощи мнемотаблицы.
Цели:
- Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
- Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
- Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
- Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.
Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово».
Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петуха, мнемотаблица.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
«Спозаранку он встаёт,
Звонким голосом поёт.
Травку разгребает,
Зёрна собирает.
У него есть гребешок,
Кто он дети…» (Петушок)
Задаёт вопросы:
Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)
Как ходит петух? (важно)
Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
«В будке живёт,
Кости грызёт,
Лает и кусается –
Как называется?» (Собака)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)
- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)
- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)
Воспитатель загадывает последнюю загадку:
«Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай,
А дверь в курятник запирай!» (Лиса)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)
- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)
- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)
- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)
ВидеоФизминутка + зарядка для глаз (https://cloud.mail.ru/public/VW2f/jUNYdsxcM)
Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:
1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).
2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).
3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).
4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).
5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).
6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).
7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).
Воспитатель предлагает детям пересказать сказку с помощью мнемотаблицы.
"Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части и обозначить их картинками, то пересказывать будет намного легче. ". Давайте нарисуем мнемотаблицу к данной сказке и попробуем ее персказать.
На 1 картинке изображенны дед и бабушка в одежде с заплатками, рядом сидят петух и собака с пустыми мисками.
На 2 картинке нарисован лес.
На 3 картинке собака и петух идут по дороге рядом с лесом.
На 4 картинке наступила ночь, петух сидит на суку, а собака в дупле.
На 5 картинке поднялось солнце и петух закрчал ку-ка-ре-ку, а лиса услышала.
На 6 картинке лиса лезет в дупло.
Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака».
Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.
- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова) Какое слово надо переставить?
Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.
Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.
Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.
- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».
Каждый ребёнок придумывает своё предложение.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пересказ сказки «Петух да собака».
Цели: 1. Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.2....
конспект по обучению грамоте : пересказ сказки "Петух да собака"
конспект по обучению грамоте в старшей группе...
Пересказ сказки «Петух да собака».
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Пересказ сказки «Петух да собака»...
Пересказ сказки Петух и собака старшая группа
Данный материал может использоваться в качестве НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект ООД "Чтение и пересказ сказки "Петух и собака"
Конспект орагнизованной образовательной деятельности по образовательной оласти "Речевое развитие", раздел "Связная речь" на тему "Чтение и пересказ сказки "Петух и собака...
Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».
Знакомство детей старшей группы со сказкой "Петух да собака", обучение пересказу, составлению плана пересказа....
Пересказ сказки "Петух и собака"
Пересказ сказки "Петух и собака"...