Пересказ сказки «Петух да собака» при помощи мнемотаблицы.
план-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа)

Грыдина Анастасия Евгеньевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: Пересказ сказки «Петух да собака» при помощи мнемотаблицы.

Цели:

  1. Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
  2. Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
  3. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
  4. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
  5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.

Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петуха, мнемотаблица.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

«Спозаранку он встаёт,

Звонким голосом поёт.

Травку разгребает,

Зёрна собирает.

У него есть гребешок,

Кто он дети…» (Петушок)

Задаёт вопросы:

Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)

Как ходит петух? (важно)

Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)

 

 Воспитатель загадывает следующую загадку:

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)

 

Воспитатель загадывает последнюю загадку:

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

 

ВидеоФизминутка + зарядка для глаз (https://cloud.mail.ru/public/VW2f/jUNYdsxcM)

Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Воспитатель предлагает детям пересказать сказку с помощью мнемотаблицы.

"Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части и обозначить их картинками, то пересказывать будет намного легче. ". Давайте нарисуем мнемотаблицу к данной сказке и попробуем ее персказать.

На 1 картинке изображенны дед и бабушка в одежде с заплатками, рядом сидят петух и собака с пустыми мисками.

На 2 картинке нарисован лес.

На 3 картинке собака и петух идут по дороге рядом с лесом.

На  4 картинке наступила ночь, петух сидит на суку, а собака в дупле.

На 5 картинке поднялось солнце и петух закрчал ку-ка-ре-ку, а лиса услышала.

На 6 картинке лиса лезет в дупло.

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака». 

Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова) Какое слово надо переставить?

Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.

- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: Пересказ сказки «Петух да собака» при помощи мнемотаблицы.

Цели:

  1. Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
  2. Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
  3. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
  4. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
  5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.

Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петуха, мнемотаблица.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

«Спозаранку он встаёт,

Звонким голосом поёт.

Травку разгребает,

Зёрна собирает.

У него есть гребешок,

Кто он дети…» (Петушок)

Задаёт вопросы:

Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)

Как ходит петух? (важно)

Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)

 Воспитатель загадывает следующую загадку:

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)

Воспитатель загадывает последнюю загадку:

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса)

Задаёт вопросы:

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)

ВидеоФизминутка + зарядка для глаз (https://cloud.mail.ru/public/VW2f/jUNYdsxcM)

Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

Воспитатель предлагает детям пересказать сказку с помощью мнемотаблицы.

"Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части и обозначить их картинками, то пересказывать будет намного легче. ". Давайте нарисуем мнемотаблицу к данной сказке и попробуем ее персказать.

На 1 картинке изображенны дед и бабушка в одежде с заплатками, рядом сидят петух и собака с пустыми мисками.

На 2 картинке нарисован лес.

На 3 картинке собака и петух идут по дороге рядом с лесом.

На  4 картинке наступила ночь, петух сидит на суку, а собака в дупле.

На 5 картинке поднялось солнце и петух закрчал ку-ка-ре-ку, а лиса услышала.

На 6 картинке лиса лезет в дупло.

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака».  

Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова) Какое слово надо переставить?

Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.

- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пересказ сказки «Петух да собака».

Цели:     1.     Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.2....

конспект по обучению грамоте : пересказ сказки "Петух да собака"

конспект по обучению грамоте в старшей группе...

Пересказ сказки «Петух да собака».

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Пересказ сказки «Петух да собака»...

Пересказ сказки Петух и собака старшая группа

Данный материал может использоваться в качестве НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект ООД "Чтение и пересказ сказки "Петух и собака"

Конспект орагнизованной образовательной деятельности по образовательной оласти "Речевое развитие", раздел "Связная речь" на тему "Чтение и пересказ сказки "Петух и собака...

Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».

Знакомство детей старшей группы со сказкой "Петух да собака", обучение пересказу, составлению плана пересказа....

Пересказ сказки "Петух и собака"

Пересказ сказки "Петух и собака"...