Пересказ сказки «Петух да собака».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цели: 1. Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
2. Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
3. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
4. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz_skazki_4.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация»
Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».
Цели:
- Учить детей составлять план пересказа, пересказывать сказку без помощи воспитателя, придерживаясь плана и своевременно передавая «эстафету» друг другу.
- Учить пересказывать по ролям, выразительно передавая диалог действующих лиц.
- Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».
- Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.
Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».
Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки, петуха.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
«Спозаранку он встаёт,
Звонким голосом поёт.
Травку разгребает,
Зёрна собирает.
У него есть гребешок,
Кто он дети…» (Петушок)
Задаёт вопросы:
Почему вы думаете, что это петушок? (рано утром встаёт, звонким голосом поёт, зёрна собирает, есть гребешок)
Как ходит петух? (важно)
Опишите, какой он? (голосистый, звонкий, с красным гребешком, пышным разноцветным хвостом, красивыми пёрышками, со шпорами на ногах)
Воспитатель загадывает следующую загадку:
«В будке живёт,
Кости грызёт,
Лает и кусается –
Как называется?» (Собака)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается)
- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие)
- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться)
Воспитатель загадывает последнюю загадку:
«Лесная рыжая плутовка –
Известна всем её сноровка.
С ней аккуратней, не зевай,
А дверь в курятник запирай!» (Лиса)
Задаёт вопросы:
- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит петушье мясо)
- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…)
- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Тихо, неслышно)
- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, летит стрелой, мчится…)
Физминутка: "Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
«Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали».
Воспитатель читает сказку «Петух да собака». Задаёт вопросы:
1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).
2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).
3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).
4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).
5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).
6. Чем закончилась сказка? Вам жалко лису? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).
7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).
Воспитатель предлагает детям пересказать сказку.
«Пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроём, даже вчетвером, - поясняет воспитатель. – Сначала надо рассказать о том, у кого жили петух да собака и что они решили. А потом? ( Где заночевали, и кто их нашёл) А дальше? (Что хотела лиса от петуха ) Чем сказка закончилась? (Петух обманул лису, а собака разорвала её )».
«Мы сейчас кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче».
Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака». Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.
Воспитатель интересуется, нравиться ли детям рассказывать по плану. Затем проводится пересказ по ролям. Воспитатель выбирает ребёнка на роль рассказчика, а тот, в свою очередь, приглашает сверстника на роль петуха. Петух выбирает лису. Во время пересказа воспитатель следит за тем, чтобы исполнители чётко проговаривали свой текст.
Занятие продолжается. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай, какое слово заблудилось». Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.
- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова) Какое слово надо переставить?
Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.
Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.
Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.
- Молодцы, справились с этим заданием, а теперь, составьте такое предложение, чтобы в нём было слово «собака».
Каждый ребёнок придумывает своё предложение.
Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились. Отмечает их успехи в овладении трудным умением – пересказом по ролям; в освоении родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по обучению грамоте : пересказ сказки "Петух да собака"
конспект по обучению грамоте в старшей группе...
Пересказ сказки «Петух да собака».
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Пересказ сказки «Петух да собака»...
Пересказ сказки Петух и собака старшая группа
Данный материал может использоваться в качестве НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект ООД "Чтение и пересказ сказки "Петух и собака"
Конспект орагнизованной образовательной деятельности по образовательной оласти "Речевое развитие", раздел "Связная речь" на тему "Чтение и пересказ сказки "Петух и собака...
Конспект занятия по речевому развитию.Тема: Пересказ сказки «Петух да собака».
Знакомство детей старшей группы со сказкой "Петух да собака", обучение пересказу, составлению плана пересказа....
Пересказ сказки "Петух и собака"
Пересказ сказки "Петух и собака"...
Конспект ООД по развитию речи ( Пересказ сказки " Петух да собака")
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ сказки " Петух да собака"...