тема: звук
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Елена Любимова

Формирование представление о понятии "звук" речевые и неречевые звуки, гласные и согласные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuk.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

ТЕМА «ЗВУК»

Цель: формирование представлений о понятии «звук».

Образовательные задачи:

  1. Формировать умение различать речевые и неречевые звуки.
  2. Вспомнить понятия «гласный, согласный звуки».
  3. Познакомить с понятием «буква».

Коррекционно-развивающие задачи:

  1. Развивать слуховое внимание.
  2. Развивать умение изменять голос по высоте и силе звучания.
  3. Формировать пространственные представления.
  4. Развивать внимание, память, мышление.
  5. Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать речевую активность, формировать коммуникативные навыки.

Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.

Оборудование: зеркала, игрушечный заяц с длинными ушами, ширма, колокольчик, музыкальные инструменты, бумага, баночки с сыпучим материалом, азбука, маски с изображением животных, символы звуков, буквы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Ребята, в одной сказочной стране жил-был заяц. У него были длинные уши, которыми он очень любил слушать, как звучат разные звуки. Зайка прислушивался к разным звукам, запоминал их и теперь хочет поиграть с вами.

— Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

  1. Основная часть

Игра «Где звенит колокольчик?»

— Закройте глаза. Скажите, где звенел колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади?

Игра «Узнай по звучанию»

— Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Зайка предлагает вам послушать и узнать, какие предметы за ширмой издают эти звуки.

Звучащий материал: звуки барабана, бубна, игрушечного пианино, рвущейся бумаги, переливающейся воды, хлопки в ладоши, шуршание баночек с камешками, песком, фасолью, монетами.

Это все неречевые звуки.

— Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали?

Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

— Зайка прибежал в лес и прислушался. Вдалеке струился маленький родничок: «С-с-с», ветер наклонял верхушки деревьев: «В-в-в», комарик пищал тоненьким голоском: «З-з-з», медленно проползла змейка, шурша «Ш-ш-ш».

Звуки [в], [с], [з], [ш] это речевые. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Физминутка

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимаем и на бочок.

Левую вверх!

Правую вверх!

В стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук-тук, тук-тук-тук!

Сделаем большой круг.

Игра «Песенки зверей»

— Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: «А-а-а». Волк: «У-у-у». Мишка: «Ы-ы-ы». Белочка: «И-и-и». Ежик: «Э-э-э».

Наденьте маски с изображениями зверей и вспомните, как они пели.

— Повторите «песенки» зверей громким (тихим, обычным, тоненьким, грубым) голосом.

— За зверей мы пропели разные звуки. А как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?

— Давайте возьмем зеркала и посмотрим.

— Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

Игра «Гласный или согласный звук?»

— Звуки бывают гласные и согласные. Если звук поется и воздух свободно выходит изо рта, значит, звук гласный. Если воздух во рту встречает преграду, значит, звук согласный.

— Каким символом мы обозначаем гласные звуки? А согласные?

— Хлопайте, если услышите гласный звук, и топайте, если согласный.

Игра «Портреты»

— Посмотрите, это азбука. Все звуки имеют портреты — буквы. Запомните: звуки мы слышим и говорим, а буквы — пишем и читаем.

— Какие буквы вы здесь знаете?

4. Итог

— Длинноухому зайке очень понравилось, и он обязательно еще придет к нам в гости. А мы давайте вспомним...

— Что мы слушали?

— Чем мы слушали?

— Чем произносим звуки?

— Какие бывают звуки?

— Чем обозначаются звуки на письме и при чтении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...