тема: звук
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Формирование представление о понятии "звук" речевые и неречевые звуки, гласные и согласные звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zvuk.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
ТЕМА «ЗВУК»
Цель: формирование представлений о понятии «звук».
Образовательные задачи:
- Формировать умение различать речевые и неречевые звуки.
- Вспомнить понятия «гласный, согласный звуки».
- Познакомить с понятием «буква».
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать умение изменять голос по высоте и силе звучания.
- Формировать пространственные представления.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать речевую активность, формировать коммуникативные навыки.
Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.
Оборудование: зеркала, игрушечный заяц с длинными ушами, ширма, колокольчик, музыкальные инструменты, бумага, баночки с сыпучим материалом, азбука, маски с изображением животных, символы звуков, буквы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Ребята, в одной сказочной стране жил-был заяц. У него были длинные уши, которыми он очень любил слушать, как звучат разные звуки. Зайка прислушивался к разным звукам, запоминал их и теперь хочет поиграть с вами.
— Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
- Основная часть
Игра «Где звенит колокольчик?»
— Закройте глаза. Скажите, где звенел колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади?
Игра «Узнай по звучанию»
— Вокруг нас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Зайка предлагает вам послушать и узнать, какие предметы за ширмой издают эти звуки.
Звучащий материал: звуки барабана, бубна, игрушечного пианино, рвущейся бумаги, переливающейся воды, хлопки в ладоши, шуршание баночек с камешками, песком, фасолью, монетами.
— Это все неречевые звуки.
— Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали?
— Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
— Зайка прибежал в лес и прислушался. Вдалеке струился маленький родничок: «С-с-с», ветер наклонял верхушки деревьев: «В-в-в», комарик пищал тоненьким голоском: «З-з-з», медленно проползла змейка, шурша «Ш-ш-ш».
— Звуки [в], [с], [з], [ш] — это речевые. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Физминутка
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем — и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук!
Сделаем большой круг.
Игра «Песенки зверей»
— Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: «А-а-а». Волк: «У-у-у». Мишка: «Ы-ы-ы». Белочка: «И-и-и». Ежик: «Э-э-э».
— Наденьте маски с изображениями зверей и вспомните, как они пели.
— Повторите «песенки» зверей громким (тихим, обычным, тоненьким, грубым) голосом.
— За зверей мы пропели разные звуки. А как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?
— Давайте возьмем зеркала и посмотрим.
— Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
Игра «Гласный или согласный звук?»
— Звуки бывают гласные и согласные. Если звук поется и воздух свободно выходит изо рта, значит, звук гласный. Если воздух во рту встречает преграду, значит, звук согласный.
— Каким символом мы обозначаем гласные звуки? А согласные?
— Хлопайте, если услышите гласный звук, и топайте, если согласный.
Игра «Портреты»
— Посмотрите, это азбука. Все звуки имеют портреты — буквы. Запомните: звуки мы слышим и говорим, а буквы — пишем и читаем.
— Какие буквы вы здесь знаете?
4. Итог
— Длинноухому зайке очень понравилось, и он обязательно еще придет к нам в гости. А мы давайте вспомним...
— Что мы слушали?
— Чем мы слушали?
— Чем произносим звуки?
— Какие бывают звуки?
— Чем обозначаются звуки на письме и при чтении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».
Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема "Звук и буква Б, звуки [б] - [б\'] "
Занятие по обучени грамоте....
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...