Программа по обучению грамоте
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Низамова Зиля Семигулловна

Данная программа предназнчена для детей подготовительной к школе группы. Направлена на развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, развитие фонматического слух, развиие первоначальных навыков чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obucheniyu_gramote.docx40.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАН-Я

ТЕМА

ЦЕЛИ

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

1

Буквы А, О, У, Ы, Э

1. Закреплять понятия о звуках и буквах А, О,У, Ы, Э.

2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

3. Развить познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух.

4. Упражнять в выделении 1 звука в картинках.

5. Упражнять в определении места звука в слове.

1.  Знакомство со звуками А, О, У, Ы, Э. Чтение стихотворения «Про медведя»

2. Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы.

3. Выполнение задание на соотнесение звука с соответствующей буквой.

4 . Игровое упражнение «Колечко»

5.  Задание «Соедини букву с нужной картинкой».

6 . Задание «Какие буквы играют в прятки»

7. Задание «Определи место звука А в слове»

8. Подведение итога.

Карточки с буквами А, О, У, Ы, Э

Лист с изображением облака, эскимо, утюга,

арбуза.

Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы А, О, У, Ы, Э.

Карточки с 3-мя делениями и кружочек на каждого ребенка.

2

Буквы И, Е, Ё, Ю, Я

1. Закреплять понятие о звуках и буквах И, Е, Ё, Ю, Я.

2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

3. Развить познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух.

4. Упражнять в выделении 1 звука в картинках.

5. Упражнять в определении места звука в слове.

1.Знакомство со звуками  И, Е, Ё, Ю, Я

2.Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы.

3. Задание «Соедини букву с нужной картинкой» (индивидуальная работа).

4. Игровое упражнение «Колечко в колечке»

5. Задание  «Какие буквы играют в прятки»

6. Задание «Определи место звука  И в слове».

7. Подведение итога.

Карточки с буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

Лист с картинками, начинающиеся на гласные И, Е, Ё, Ю, Я на каждого ребенка.

Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы И, Е, Ё, Ю,Я

Карточки с 3-мя делениями и кружочек на каждого ребенка.

3

Буквы С, К, М, П, Х, Л

1. Закреплять понятие  о звуках и буквах С, К, М, П, Х, Л .

2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

3. Развивать познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух.

4. Закреплять умение выделять 1 звук в картинках.

5. Упражнять  в умении определять место звука в слове.

1.Чтение стихотворения. Называние животных, начинающихся на звуки С, К, М, П, Х, Л.

2. Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы.

3. Задание «Подари животному свой карандаш с соответствующей буквой».

4.  Игровое упражнение «Колечко в колечке»

5. Задание «Какие буквы играют в прятки».

6. Задание «Определи место звука К в слове и подними соответствующую карточку».

7. Подведение итога.

Карточки с буквами С, К, М, П, Х, Л

Лист с изображением муравья, петуха, хомяка, льва, сороки, кота и карандашей с написанными буквами С, К, М, П, Х, Л

Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы  С, К, М, П, Х, Л.

Карточки с закрашенным 1-ым, 2-ым, 3-им квадратом на каждого ребенка.

4

Буквы Н, Д, Т, Б, В

1. Закреплять понятие о звуках и буквах  Н, Д, Т, Б, В.

2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

3. Развивать познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух.

4. Закреплять  умение выделять 1 звук в картинках.

5. Упражнять  в умении определять  место звука в слове.

6. Упражнять  в умении составлять предложение.

1. Рассматривание букв Н, Д, Т, Б, В. Подбор слов на заданные буквы.

2. Задание  «Какие буквы играют в прятки».

3.  Задание «Соедини картинки с нужной буквой».

4. Игровое упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

5. Задание «Определи место звука Н в слове и напиши в нужном месте».

6. Задание «Составь предложение со словом»

7. Подведение итога.

Карточки с буквами Н, Д, Т, Б, В.

Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы Н, Д, Т, Б, В.

Лист с картинками и буквами на каждого ребенка.

Таблица из 3-х рядов и 3-х колонок на каждого ребенка.

5.

Буквы Ж, З, Ц, Г, Р

1. Закреплять понятие о звуках и буквах Ж, З, Ц, Г, Р.

2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

3. Развить познавательные психические процессы– внимание, мышление, фонематический  слух.

4. Закреплять  умение  выделять 1 звук в картинках.

5. Упражнять в умении определять  место звука в слове.

6. Упражнять в умении составлять предложение.

1. Чтение стихотворения. Называние животных, начинающихся на звуки Ж, З, Ц, Г, Р

2. Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы.

3. Задание «Какие буквы играют в прятки».

4. Игровое упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

 5. Задание «С какой буквы начинается картинка, напиши»

6. Задание «Определи, место звука Р  в слове и напиши в нужном месте».

7. Составление предложений со словами: смешной, красивая, белые.

8. Подведение итога.

Карточки с буквами Ж, З, Ц, Г, Р.

Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы Ж, З, Ц, Г, Р.

Лист с картинками, начинающимися на Ж, З, Ц, Г, Р на каждого ребенка.

Таблица из 3-х рядов и 3-х колонок на каждого ребенка.

6.

Буквы Ч, Ш, Щ, Ф, Й

1. Закреплять понятие  о звуках и буквах Ч, Ш, Щ, Ф, Й

2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

3. Развить познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический  слух.

4. Закреплять  умение  выделять 1 звук в картинках.

5. Закреплять  умение определять  место звука в слове.

6. Упражнять  в умении проводить анализ предложения.

1.Чтение стихотворения. Называние животных, начинающихся на звуки Ч, Ш, Щ, Ф, Й

2. Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы.

3. Задание «Соедини букву с нужной картинкой».

4. Игровое упражнение «Гусь-курица-петух».

5. Задание «Какие буквы играют в прятки».

6.  Задание «Определи место звука Ш в слове и напиши в нужном месте».

7. Задание «Посчитай, сколько слов в предложении»

8. Подведение итога.

Карточки с буквами Ч, Ш, Щ, Ф, Й.

Лист с картинками и буквами на каждого ребенка.

Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы Ч, Ш, Щ, Ф, Й.

 Карточка с картинками со звуком Ш и таблицей из 3-х квадратов на каждого ребенка.

7.

Согласные и гласные звуки

1. Формировать представление о гласных и согласных звуках.

2.Упражнять в различении гласных и согласных звуков.

3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

4. Развить фонематического слуха.

5. Упражнять в умении составлять предложение, проводить анализ предложения.

1.Деление звуков на гласный и согласный по принципу голос выходит свободно и голос встречает препятствие.

2. Задание «Определи, какой звук гласный или согласный»

3. Называние гласных звуков А, О, У, Ы,Э

4. Игровое упражнение «Гусь-курица-петух».

5. Задание «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета».

6. Задание «Придумай слова, начинающиеся  на гласный звук»

7. Составление предложение из 3-4 слов.

8. Подведение итога.

Карточки для определения гласных и согласных звуков.

Картонные кружочки красного и синего цвета на каждого ребенка.

8.

Согласные и гласные звуки

1. Упражнять в различении гласных и согласных звуков картинках.

2.Закреплять умение определять место звука в слове.

3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

4. Развивать умение проводить звуковой анализ слова.

5. Упражнять в умении составлять, анализировать предложение.

1. Задание «Определи, какой звук гласный или согласный».

2. Задание «Назови картинку и наклей кружок нужного цвета».

3. Игровое упражнение «Зайчик-коза-вилка».

4. Задание «Засели картинки в нужные домики».

5. Задание «Определи место звука С в слове»

6. Задание «Подбери слово к схеме».

7. Составление предложений из 5-ти слов.

8. Подведение итога.

Карточки для определения гласных и согласных звуков.

Большой лист с картинками и магнитный кружок.

Картонные домики с красным и синим окошком и картинки.

 Карточки с закрашенным 1-ым, 2-ым, 3-им квадратом на каждого ребенка.

9.

Гласные звуки и буквы

1. Закреплять понятие о гласных звуках и буквах.

2. Учить различать звуки и буквы, формирование представления о  Е,Ё,Ю,Я как  буквах, состоящих из двух звуков..

3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

 4. Упражнять в умении подбирать слова на букву.

5. Развивать умение проводить анализ и синтез на уровне предложений.

1.Называние гласных звуков.

2. Прослушивание сказки о букве Я, Ю

3. Составление детьми сказок о гласных буквах Е,Ё

4. Игровое упражнение «Зайчик-коза-вилка».

5. Называние гласных звуков и гласных букв.

6. Задание «Назови слово, начинающееся на Ю (Ё), заканчивающееся на Я».

7. Задание «Собери предложение из слов».

8. Подведение итога.

Сюжетные картинки для сказки.

Слова для составления предложений:

- мама мяч, купить;

- каша Петя кушать;

-сок, пить, Лиза;

-одеть, мама, красивый, платье;

-юбка, Таня, новый, купить.

10.

Звуковой анализ слов

1. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез.

2.Закреплять умение подбирать слова к схеме.

3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

4. Развивать познавательные психические процессы внимание, мышление.

1.Называние гласных звуков.

2. Задание «Зачеркни неподходящие картинки».

3. Звуковой анализ слова СОМ.

4. Игровое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка».

5. Звуковой анализ слов ВОЛК, СТОЛ, МЫЛО

6. Задание «Подбери картинки, подходящие к схеме»

7. Подведение итога.

Карточка с картинками из 2-х рядов: в 1-ом ряду должны быть картинки, начинающиеся с гласного, во 2-м с согласного; неправильные картинки ребенок зачеркивает.

Магнитные кружочки синего и красного цвета.

Лист с картинками, посередине схема (синий, красный,  синий); картинки: мыло, нос, рот, слон, полка, стул, лапа, коса, мох, ком, бак.

11.

Звуковой анализ слов

1. Закреплять понятие о гласных звуках и буквах.

2.Закреплять умение дифференцировать звуки на гласные и согласные.

3. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез слов.

4. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

5. Развивать умение проводить анализ и синтез на уровне предложений

1.Называние гласных букв и звуков.

2. Задание «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета».

3. Составление схемы слов.

4. Игровое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка».

5. Задание « Нарисуй схемы слов»

6 . Собери предложение из слов.

7. Подведение итога.

Картонные кружочки красного и синего цвета на каждого ребенка.

Список слов для составления предложений:

-кушать, Юля, печенье, вкусный;

-бегать, Маша, быстро, очень;

-кушать, вкусный, коза, трава;

- одеть, брюки, синий, папа;

- светить, ярко, солнце.

12.

Мягкие и твердые согласные.

1. Учить дифференцировать согласный  на мягкий и твердый, превращать мягкий согласный в твердый и наоборот.

2.Развивать фонематический слух.

3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

4. Развивать навык звукового анализа и синтеза.

1. Закрепление понятия о согласных звуках. Называние согласных букв.

2. Беседа о мягких и твердых согласных звуках.

3. Задание «Определи какой согласный твердый или мягкий и подними кружок нужного цвета».

4. Игровое упражнение «Дом-ёжик-замок».

5. Задание «Преврати  твердый согласный в мягкий»

6. Звуковой анализ слов МЯЧ, ЛИСА, КРЕМ

7. Подведение итога.

 Карточки для определения  мягких и  твердых согласных звуков.

Кружки синего, зеленого, красного цвета.

13.

Открытые слоги.

1. Упражнять в умении соединять гласные с согласными в один слог.

2. Формирование понятия слог.

3. Способствовать формированию интереса к чтению открытых слогов.

4. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

 5. Развивать навык звукового синтеза.

1.Беседа о гласных и согласных звуках. Повторение.

2. Образование открытых слогов.

3. Игра «Теремок».

4. Игровое упражнение «Дом-ёжик-замок».

5. Деление слов на слоги.

6. Задание «Преврати твердый слог в мягкий»

7. Задание «Придумай  слова со звуком М в начале (середине, конце)».

8. Подведение итога.

Картонный теремок с окошечками-гласными.

Карточки с согласными буквами.

Карточки  с закрашенным 1-ым, 2-ым, 3-им квадратом

14.

Слоги. Твердые и мягкие согласные.

1. Развивать умение выделять в слове слог.

2. Формировать понятие «теплые» и «холодные» гласные.

3. Развивать умение координировать движение с речью.

4. Развивать графические умения.

5. Закреплять понятие твердые и мягкие согласные.

1.Звуко-буквенный анализ слова море (отгадывание загадки).

2. Физкультминутка.

3. Игра «Капитаны»

4. Задание «Запиши слоги».

5. Деление слов на слоги.

6. Называние в слове 1-го слога.

7. Подведение итога.

Две таблица с изображением моря с кораблями; на одной таблице над кораблями изображены гласные Е,Ё,Ю,Я,И, на другой таблице – гласные А,О,У,Ы,Э.

Картинки из 2-х, 3-х слогов.

15.

Слоги. Твердые и мягкие согласные. Слова из слогов.

1. Формировать понятие о всегда мягких и всегда твердых звуках.

2. Способствовать формированию интереса к чтению открытых слогов.

3. Развивать умение составлять из открытых слогов слова.

4. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

5. Развивать навык звукового анализа и синтеза.

1.Беседа о гласных и согласных звуках. Повторение.

2. Беседа о всегда мягких и всегда твердых согласных.

3. Чтение таблиц со слогами.

4. Игровое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка».

5. Составление слов из слогов.

6. Выкладывание схемы слов.

7. Подведение итога.

Карточка с зелеными буквами Й,Ч,Щ.

Карточка с синими буквами Ж,Ш,Ц.

Таблицы со слогами.

Две карточки со слогами для составления слов: на одной карточке – ла, мы, пи, ко, ли; на другой карточке – пы, ла, ло, са,ты

16.

Глухие и звонкие согласные. Слоги. Слова из слогов.

1. Формировать понятие звонкие и глухие согласные,

учить дифференцировать согласные на глухие и звонкие.

2.  Способствовать формированию интереса к чтению  слогов.

3. Упражнять в составлении слов, добавляя к открытому слогу согласный.

4. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

5. закреплять умение определять количество слогов в слове.

1.Беседа о глухих и звонких согласных.

2. Задание «Преврати глухой слог в звонкий».

3. Чтение таблиц со слогами

4. Задание «Составь слово(МА – К  мак)».

5. Игровое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка».

6.Задание «Определи, сколько слогов в слове и подними соответствующее количество кружочков»

7. Выкладывание схемы слова ВИЛКА

8. Подведение итога.

Таблицы со слогами.

Карточки с согласными буквами.

Картинки из 1-го,2-х,3-х,4-х слогов.

Полоски с 1-м,2-мя,3-мя,4-мя кружочками на каждого ребенка.

Магниты зеленого, синего, красного цвета.

17.

Слоги. Слова из слога.

1.Развивать навык слогового анализа и синтеза.

2. Упражнять в составлении слов из двух открытых слогов, вставляя между ними согласный (БЕ+Л+КА).

3. Развивать графо-моторный навык, мелкую моторику.

4. Развивать навык звукового анализа и синтеза.

5. Развивать умения записывать самостоятельно слова  из трех звуков.

1.Беседа о слоге.

2. Задание «Подбери слова на слог по темам»

3. Задание «Назови в картинке 2-ой слог»

4. Игровое упражнение «Ножницы –собака –лошадка»

5. Задание «Составь слово из двух слогов, соединяя их согласным» (Белка).

6. Самостоятельное выкладывание детьми схем  слов (метла, вилка).

7.Самостоятельная запись слов под диктовку.

8. Подведение итога.

Карточки с написанными слогами: КО(для подбора животных), ВИ (ягоды), ЧА(посуда), РУ (одежда), РЕ (овощи).

Картинки из 2-х, 3-х, 4-х слогов.

Кружочки синего, красного, зеленого цвета.

18.

Ударение в слове. Полная схема слова.

1. Развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза.

2. Развивать умение координировать движение и речь.

3. Формировать понятие «ударный слог»

4. Развивать умение слышать ударный слог в слове.

5. Развивать фонематический слух.

1.Отгадывание загадки (гуси). Подбор подходящей схемы к слову «гуси».

2. Самостоятельное составление слов ребенком на определенный слог (цветы и деревья желтые карточки, животные и звери на зеленых карточках).

3. Полный звуко-слоговой анализ  слова лебеди.

4. Физкультминутка.

5. Беседа об ударении  в словах.

6. Задание «Выдели ударный слог в словах, поставь ударение».

7. Самостоятельное составление детьми полного звуко-слогового анализа слова КАБИНА

8. Подведение итога.

Желтые и зеленые  карточки со слогами.

Карточки с разными схемами.

Кружочки синего, красного, зеленого цвета.

19.

Игры со словами.

1. Развивать познавательные психические процессы внимание, мышление.

2.Закреплять навык звукового анализа и синтеза.

3. Развивать умение координировать движение и речь.

4. Закреплять умение выделять в слове отдельные звуки.

1.Отгадывание загадки. Составление схемы отгадки (МИША).

2. Игра «Образуй новое слово, заменив одну букву.

3.Физкультминутка.

4. Выполнение заданий по карточке: «Запиши слово, начинающееся на твердый согласный», «Запиши слово с двумя гласными» и т.д.

5. Подведение итога занятия.

Написание на мольберте слов ГОРА, ГОРА, ИГЛА (заменяется подчеркнутые буквы и образуется новое слово.)

ГОРА - НОРА, КОРА

ГОРА – ГОРЕ, ГОРН

ИГЛА – ИГРА

Карточка с картинками: дом, лев, дуб, мяч, рак, жук, оса, пёс, кот, дом, мак.

20.

Игры со словами. Ребусы.

1. Развивать познавательные психические процессы внимание, мышление.

2.Закреплять умение дифференцировать звуки на гласный –согласный, согласные на мягкий-твердый.

3. Развивать умение координировать

движение и речь.

4. Упражнять в умении соединять звуки в слова.

5. Способствовать формированию интереса к чтению  слогов.

1.Отгадывание загадки (петух). Составление схемы отгадки.

2. Задание «Определи 1-ый звук в слове и подними соответствующий кружок» (красный-гласный, мягкий согласный –зеленый, твердый согласный –синий).

3.Физкультминутка.

4.Ребусы. Угадывание слов по первым звукам в картинках(мак, рак).

5. Придумывание детьми ребуса на слово НОС.

6. Коллективное чтение слов.

7. Подведение итога занятия.

Магниты красного, синего, зеленого цвета.

Картонные кружочки синего, зеленого, красного цвета на каждого ребенка.

Карточка с картинками:  мороженое, арбуз, книга.

Карточка с картинками : робот, ананас, кубики.

Таблица с двусложными словами, типа рама, ток, яма, роман, горка.

21.

Игры со словами. Ребусы: слово в слове, слова-перевертыши.

1.Развивать познавательные психические процессы внимание, мышление.

2. Развивать умение координировать

движение и речь.

3. Закрепление навыка звукового и слогового анализа и синтеза.

4. Упражнение в образовании слов их 3-х слогов.

1.Отгадывание загадки. Звуко-буквенный анализ слова-отгадки (лес).

2. Отгадывание слова по первым звукам картинок.

3. Самостоятельное составление схемы отгаданного слова.

4. Физкультминутка.

5. Игра «Сбежавшая буква» (дети придумывают слова к схеме).

6. Игра «Слова-перевертыши».

7. Игра «Составление слов из 3-х слогов»

8. Подведение итога.

Магнитные кружочки красного, синего, зеленого цвета.

Карточки с картинками для угадывания слова по первым звукам.

Карточка          

     УК          

 

Слова-перевертыши: сон, ток, сел.

Составление слов из 3-х слогов.

КА      БИ     НА

КУ      ПА     КИ

ЛО     ЛО     ТА

МО    МА    КО

БУ      БА      ГА

МА    ШИ     НЫ    

КО     РО       ВА

ВО

22.

Игры со словами.      Ь, Ъ знаки

1. Развивать познавательные психические процессы внимание, мышление.

2. Развивать умение координировать

движение и речь.

3. Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

4. Упражнение в умении образовывать слова с помощью мягкого знака.

1. Отгадывание загадки. Звуко-буквенный анализ слова-отгадки.

2. Чтение сказки про мягкий знак.

3.Физкультминутка.

4. Игры с мягким знаком.

5. Чтение стихотворения «Мягкий и твердый знаки»

6. Подведение итога занятия.

Сказка про мягкий знак.

Слова: УГОЛ – УГОЛЬ, ЛЁД – ЛЬЕТ, МЕЛ –МЕЛЬ, ДАЛ – ДАЛЬ, ЛЁД –ЛЬЁТ.

Стихотворение «Мягкий и твердый знаки»

23.

Игры со словами. Чтение и написание слов.

1. Развивать познавательные психические процессы внимание, мышление

2. Закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза.

3. Развивать умение координировать

движение и речь,  мелкую моторику.

4. Способствовать формированию интереса к чтению  слогов.

1. Отгадывание загадки (колобок). Звуко-буквенный анализ слова-отгадки.

2. Чтение слов по карточкам.

3. Задание «Найди слово».

4. Физкультминутка.

5. Задание «Напиши слово».

6. Задание «Раздели написанные слова по слогам»

7. Подведение итога.

Картонные кружочки синего, зеленого, красного цвета на каждого ребенка.

Карточки со словами, написанными в столбик.

Карточки с написанными  2-х,3-х сложными словами.

24.

Игры со словами.

Мягкие и твердые согласные.

1.Закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза.

2. Закреплять умение дифференцировать слова с мягкими и твердыми согласными.

3. Развивать умение координировать

движение и речь,  мелкую моторику.

4. Закреплять  умение составлять слова из слогов.

5. Развивать умения записывать слова самостоятельно.

1. Отгадывание загадки (чудо). Звуко-буквенный анализ слова-отгадки.

2. Называние всегда мягких и всегда твердых согласных.

3. Игра «Топай –хлопай»(если слово начинается на твердый согласный –топаем, если на мягкий –хлопаем).

4. Физкультминутка.

5. Задание для самостоятельного выполнения       « Составь слова из слогов, соедини их стрелкой».

6. Задание «Подбери слово, подходящее к схеме»

7. Задание «Напиши слово».

8. Подведение итога.

Картонные кружочки синего, зеленого, красного цвета на каждого ребенка.

Карточки со слогами на каждого ребенка:

ЖА…СА     РЫ…ЗА      МУ…ВА

ЛИ…БА      КО…БА      СО…ХА

Различные схемы слов.

Запись слов под диктовку: стол, белка, диван.

25.

Мягкие и твердые согласные. Игры со словами: отгадывание ребусов.

1.Закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза.

2. Развивать мышление.

3. . Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

 4. Закреплять умение дифференцировать слова с мягкими и твердыми согласными.

1. Отгадывание загадки (конь). Звуко-буквенный анализ слова-отгадки.

2. Игры с пальчиками.

3. Задание «Напиши слоги слов, начинающихся на мягкий согласный на зеленой полоске, начинающихся на твердый согласный -  на синей полоске».

4. Игровое упражнение «Ножницы –собака –лошадка».

5. Задание «Заполни таблицу словами, заканчивающимися на ЛЬ».

6. Отгадывание ребуса.

7. Подведение итога.

Совместный звуко-буквенный анализ (сколько букв, сколько звуков)

Таблички на каждого ребенка, по четыре слова, заканчивающихся на Ль, ребенок подбирает слова из 4-х букв.

Отгадывание ребуса: картинка (конь)+ки

26.

Чтение по таблице. Игры с буквами

1.Закреплять умение выделять в слове первых звуков.

2. Способствовать формированию интереса к чтению  слогов, продолжать развивать навык чтения.

3. Развивать умение координировать

движение и речь,  мелкую моторику.

4. Развивать графомоторные навыки.

5. Продолжать развивать умение составлять слова из букв.

1.Отгадывание  слова по первым звукам в картинках.

2. Коллективное чтение слов.

3. Выполнение заданий по картинке «Выпиши  слова без рисунка», «Выпиши слова, оканчивающееся на согласный».

4. Физкультминутка.

5. Задание «Собери слово из букв»

6. Подведение итога.

Таблички с 4-5 картинками для угадывания слов по первым звукам.

Таблица со словами: рыба, санки, книги, ручка, арбуз, мячи, лыжи, кукла, окно, муха, очки, юбка.

Лист с картинками.

Кружки с написанными  в центре буквами для составления слов (заяц, сумка, зонт, гриб).

27.

Предложение. Количество слов в предложении. Схемы предложений.

1.Развивать умение выделять предложение в тексте.

2. Развивать умение составлять предложение из определенных слов.

3. Развивать умение координировать

движение и речь,  мелкую моторику.

4.Упражнять в составлении схемы предложений.

1. Отгадывание загадки. Звуко-буквенный анализ слова-отгадки.

2. Беседа о предложении.

3. Прослушивание текста. Выделение в тексте предложений.

4. Составление предложений со словами: близко, убежал, зеленое, самолет.

5. Физкультминутка.

6. Составление схемы предложения.

7. Подведение итога.

Картонные кружочки синего, зеленого, красного цвета на каждого ребенка.

Мольберт, мел.

28.

Игры со словами: ребусы, шарады. Составление предложений.

1. Развивать внимание, мышление.

2.Развивать мелкую моторику.

3. Продолжать развивать умение составлять слова из букв.

4. Развивать умение составлять предложение из слов.

1.Отгадывание загадки (осень). Звуко-буквенный анализ слова-отгадки.

2. Игра-шарада (олень осень).

3. Решение ребусов.

4. Игровое упражнение «Ладонь-кулак-ладонь-кулак»

5. Задание «Собери слово из букв.

6. Задание «Собери слова в предложение».

7. Подведение итога.

Картонные кружочки синего, зеленого, красного цвета на каждого ребенка.

Стихотворение для игры –шарады.

Карточки с написанными буквами и цифрами под буквами для составления слов.

Кружки с написанными  в центре буквами для составления слов (стол, слон, замок, сова).

Карточки со словами для составления предложений.

29.

Слова-рифмы.

1. Упражнять в умении подбирать слова в рифму.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Развивать умение составлять предложение из слов.

4.Закреплять навык звукового анализа и синтеза.

1.Беседа о рифмах.

2.Чтение стихотворения со словами – рифмами.

Называние рифмованных слов.

3. Задание «Замени 1букву в слове».

4. Игровое упражнение «Ладонь-кулак-ладонь-кулак».

5. Называние рифмующихся слов.

6. Задание «Подбери к стихотворению слово в рифму».

7. Задание «Собери слова в предложение».

8. Подведение итога.

Стихотворение «Веселые рифмы».

Написание слона мольберте: жук-лук, рак-мак, кора-гора, орел-осел,  сын-сыр, дым-дом.

Чтение стихотворения «Пирог».

Карточки со словами для составления предложений.

30.

Слова-рифмы. Игры со словами. Анализ предложений.

1. Развивать внимание, мышление.

2. Упражнять в умении подбирать слова в рифму.

3. Развивать умение составлять предложение из слов.

4. Развивать умение координировать

движение и речь.

5. Развивать умение составлять схемы предложений.

1.Отгадывание загадки.

2. Самостоятельное выполнение звуко-буквенного  анализ слова-отгадки.

3. Подбор слов названий животных в рифму: заканчивающихся на –онок, -ата, -ята.

4. Физкультминутка.

5. Задание «Распутай слова».

6. Задание «Составь предложение, чтобы заданное слово было 2-ым (3-им, 4-ым).

7. Составление схемы предложения.

8.Подведение итога.

Картонные кружочки синего, зеленого, красного цвета на каждого ребенка.

Лист с написанными в цепочку слогами для составления слов.

Карточки прямоугольной формы, карточка для заглавной буквы, маленькие кружочки на каждого ребенка.

31.

Игры со словами. Предложение. Анализ предложений.

1. Развивать познавательные психические процессы внимание, мышление.

2.Развивать умение составлять слово из двух слов.

3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

4. Закреплять умение составлять предложение из слов.

5. Развивать графомоторные навыки.

1.Отгадывание загадки (град).

2. Подбор слов, подходящих к схеме.

3. Задание «Образуй слово из двух слов».

4.Игровое упражнение «Коза –заяц, заяц-коза».

5. Отгадывание ребуса.

6. Задание «Составь предложение, чтобы заданное слово было 2-ым (3-им, 4-ым).

7. Самостоятельная запись предложения (Вот настала зима.)

8. Подведение итога.

Карточки-схемы.

Слова: камень+падает=камнепад, листопад, пароход, дымоход, самолет, звездопад

Картонные кружочки синего, зеленого, красного цвета на каждого ребенка.

РЕБУС       ЗИ + (картинка машина)+(четыре запятые).

32.

Предлог. Составление предложений.

1. Учить выделять в предложении предлог.

2. Развивать умение составлять предложения с использованием предлога.

3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.

4. Развивать умение составлять схему предложения.

1.Беседа о предложении. Закрепление понятия.

2. Беседа о предлогах. Сравнение предложений.

3. Задание «Соедини пары слов используя предлог».

4. Игровое упражнение «Коза-заяц, коза-заяц».

5. Составление предложений с предлогом и без предлога.

6. Самостоятельное составление схем предложений, используя предлог.

7. Подведение итога.

Пары слов для составления предложений:

ЛЁД-РЕКА, ШУБА-СНЕГ, САНКИ-ГОРКА.

Карточки прямоугольной формы, карточка для заглавной буквы, маленькие кружочки для обозначения точки, карточка треугольной формы для обозначения предлога на каждого ребенка.

33.

Закрепление пройденного.

1. Закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза.

2. Упражнять в выделении в слове ударного слога.

3.Развивать графомоторные навыки.

4. Закреплять умение составлять слова.

1.Самостоятельное составление схем слов.

2. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

3. Физкультминутка.

4 . Задание «Распутай слово».

5.Задание «Напиши слово».

6. Совместный разбор заданий. Подведение итога.

Карточки с картинками и  пустыми квадратами снизу для составления схем на каждого ребенка.

Карточки с 3-х сложными словами на каждого ребенка.

Кружки с написанными  в центре буквами для составления слов на каждого ребенка.

Картинки для самостоятельного написания слов ребенком.

34.

Закрепление пройденного.

1. Закреплять навык звукового и слогового анализа и синтеза.

2. Закреплять навык слогового анализа и синтеза.

3. Закреплять навык составления предложений.

4. Развивать графомоторные навыки.

1.Самостоятельное составление схем слов.

2. Задание «Напиши 2-ой слог картинки.

3. Физкультминутка.

4 . Задание «Угадай слово по первым звукам и напиши его»

5.Задание «Закончи предложение нужным словом, напиши его».

6. Подведение итога.

Карточки с картинками и  пустыми квадратами снизу для составления схем на каждого ребенка.

Картинки из 3-х сложных и 4-х сложных слов.

Карточки с картинками для выделения 1 звука и составления слов на каждого ребенка.

Карточки с написанным предложением но пропущенным словом на каждого ребенка.

35.

Закрепление пройденного.

Командная игра «Что?Где Когда?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки

Авторская программа в объединении ,,АБВГД -ейка\'\' (обучение грамоте ) для детей дошкольного возраста....

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...

Программа по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовительной группе.

Перспективное планирование по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовмтельной группе....

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Программа по обучению грамоте и чтению "Зернышки знаний".

Данная программа направлена на развитие речи, обучению детей чтению. Развитая речь основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли-это речевая культура. Поэтому в наше...

Программа по обучению грамоте

                             Воспитатели часто слышат упреки в свой адрес   учителей начальной школы из-за к...