Программа по обучению грамоте
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Данная программа предназнчена для детей подготовительной к школе группы. Направлена на развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, развитие фонматического слух, развиие первоначальных навыков чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obucheniyu_gramote.docx | 40.06 КБ |
Предварительный просмотр:
№ ЗАН-Я | ТЕМА | ЦЕЛИ | СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ | РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ |
1 | Буквы А, О, У, Ы, Э | 1. Закреплять понятия о звуках и буквах А, О,У, Ы, Э. 2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 3. Развить познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух. 4. Упражнять в выделении 1 звука в картинках. 5. Упражнять в определении места звука в слове. | 1. Знакомство со звуками А, О, У, Ы, Э. Чтение стихотворения «Про медведя» 2. Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы. 3. Выполнение задание на соотнесение звука с соответствующей буквой. 4 . Игровое упражнение «Колечко» 5. Задание «Соедини букву с нужной картинкой». 6 . Задание «Какие буквы играют в прятки» 7. Задание «Определи место звука А в слове» 8. Подведение итога. | Карточки с буквами А, О, У, Ы, Э Лист с изображением облака, эскимо, утюга, арбуза. Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы А, О, У, Ы, Э. Карточки с 3-мя делениями и кружочек на каждого ребенка. |
2 | Буквы И, Е, Ё, Ю, Я | 1. Закреплять понятие о звуках и буквах И, Е, Ё, Ю, Я. 2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 3. Развить познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух. 4. Упражнять в выделении 1 звука в картинках. 5. Упражнять в определении места звука в слове. | 1.Знакомство со звуками И, Е, Ё, Ю, Я 2.Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы. 3. Задание «Соедини букву с нужной картинкой» (индивидуальная работа). 4. Игровое упражнение «Колечко в колечке» 5. Задание «Какие буквы играют в прятки» 6. Задание «Определи место звука И в слове». 7. Подведение итога. | Карточки с буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Лист с картинками, начинающиеся на гласные И, Е, Ё, Ю, Я на каждого ребенка. Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы И, Е, Ё, Ю,Я Карточки с 3-мя делениями и кружочек на каждого ребенка. |
3 | Буквы С, К, М, П, Х, Л | 1. Закреплять понятие о звуках и буквах С, К, М, П, Х, Л . 2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 3. Развивать познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух. 4. Закреплять умение выделять 1 звук в картинках. 5. Упражнять в умении определять место звука в слове. | 1.Чтение стихотворения. Называние животных, начинающихся на звуки С, К, М, П, Х, Л. 2. Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы. 3. Задание «Подари животному свой карандаш с соответствующей буквой». 4. Игровое упражнение «Колечко в колечке» 5. Задание «Какие буквы играют в прятки». 6. Задание «Определи место звука К в слове и подними соответствующую карточку». 7. Подведение итога. | Карточки с буквами С, К, М, П, Х, Л Лист с изображением муравья, петуха, хомяка, льва, сороки, кота и карандашей с написанными буквами С, К, М, П, Х, Л Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы С, К, М, П, Х, Л. Карточки с закрашенным 1-ым, 2-ым, 3-им квадратом на каждого ребенка. |
4 | Буквы Н, Д, Т, Б, В | 1. Закреплять понятие о звуках и буквах Н, Д, Т, Б, В. 2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 3. Развивать познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух. 4. Закреплять умение выделять 1 звук в картинках. 5. Упражнять в умении определять место звука в слове. 6. Упражнять в умении составлять предложение. | 1. Рассматривание букв Н, Д, Т, Б, В. Подбор слов на заданные буквы. 2. Задание «Какие буквы играют в прятки». 3. Задание «Соедини картинки с нужной буквой». 4. Игровое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» 5. Задание «Определи место звука Н в слове и напиши в нужном месте». 6. Задание «Составь предложение со словом» 7. Подведение итога. | Карточки с буквами Н, Д, Т, Б, В. Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы Н, Д, Т, Б, В. Лист с картинками и буквами на каждого ребенка. Таблица из 3-х рядов и 3-х колонок на каждого ребенка. |
5. | Буквы Ж, З, Ц, Г, Р | 1. Закреплять понятие о звуках и буквах Ж, З, Ц, Г, Р. 2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 3. Развить познавательные психические процессы– внимание, мышление, фонематический слух. 4. Закреплять умение выделять 1 звук в картинках. 5. Упражнять в умении определять место звука в слове. 6. Упражнять в умении составлять предложение. | 1. Чтение стихотворения. Называние животных, начинающихся на звуки Ж, З, Ц, Г, Р 2. Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы. 3. Задание «Какие буквы играют в прятки». 4. Игровое упражнение «Кулак-ребро-ладонь» 5. Задание «С какой буквы начинается картинка, напиши» 6. Задание «Определи, место звука Р в слове и напиши в нужном месте». 7. Составление предложений со словами: смешной, красивая, белые. 8. Подведение итога. | Карточки с буквами Ж, З, Ц, Г, Р. Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы Ж, З, Ц, Г, Р. Лист с картинками, начинающимися на Ж, З, Ц, Г, Р на каждого ребенка. Таблица из 3-х рядов и 3-х колонок на каждого ребенка. |
6. | Буквы Ч, Ш, Щ, Ф, Й | 1. Закреплять понятие о звуках и буквах Ч, Ш, Щ, Ф, Й 2. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 3. Развить познавательные психические процессы – внимание, мышление, фонематический слух. 4. Закреплять умение выделять 1 звук в картинках. 5. Закреплять умение определять место звука в слове. 6. Упражнять в умении проводить анализ предложения. | 1.Чтение стихотворения. Называние животных, начинающихся на звуки Ч, Ш, Щ, Ф, Й 2. Рассматривание букв. Подбор слов на заданные буквы. 3. Задание «Соедини букву с нужной картинкой». 4. Игровое упражнение «Гусь-курица-петух». 5. Задание «Какие буквы играют в прятки». 6. Задание «Определи место звука Ш в слове и напиши в нужном месте». 7. Задание «Посчитай, сколько слов в предложении» 8. Подведение итога. | Карточки с буквами Ч, Ш, Щ, Ф, Й. Лист с картинками и буквами на каждого ребенка. Лист с картинками, за которыми спрятаны буквы Ч, Ш, Щ, Ф, Й. Карточка с картинками со звуком Ш и таблицей из 3-х квадратов на каждого ребенка. |
7. | Согласные и гласные звуки | 1. Формировать представление о гласных и согласных звуках. 2.Упражнять в различении гласных и согласных звуков. 3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 4. Развить фонематического слуха. 5. Упражнять в умении составлять предложение, проводить анализ предложения. | 1.Деление звуков на гласный и согласный по принципу голос выходит свободно и голос встречает препятствие. 2. Задание «Определи, какой звук гласный или согласный» 3. Называние гласных звуков А, О, У, Ы,Э 4. Игровое упражнение «Гусь-курица-петух». 5. Задание «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета». 6. Задание «Придумай слова, начинающиеся на гласный звук» 7. Составление предложение из 3-4 слов. 8. Подведение итога. | Карточки для определения гласных и согласных звуков. Картонные кружочки красного и синего цвета на каждого ребенка. |
8. | Согласные и гласные звуки | 1. Упражнять в различении гласных и согласных звуков картинках. 2.Закреплять умение определять место звука в слове. 3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 4. Развивать умение проводить звуковой анализ слова. 5. Упражнять в умении составлять, анализировать предложение. | 1. Задание «Определи, какой звук гласный или согласный». 2. Задание «Назови картинку и наклей кружок нужного цвета». 3. Игровое упражнение «Зайчик-коза-вилка». 4. Задание «Засели картинки в нужные домики». 5. Задание «Определи место звука С в слове» 6. Задание «Подбери слово к схеме». 7. Составление предложений из 5-ти слов. 8. Подведение итога. | Карточки для определения гласных и согласных звуков. Большой лист с картинками и магнитный кружок. Картонные домики с красным и синим окошком и картинки. Карточки с закрашенным 1-ым, 2-ым, 3-им квадратом на каждого ребенка. |
9. | Гласные звуки и буквы | 1. Закреплять понятие о гласных звуках и буквах. 2. Учить различать звуки и буквы, формирование представления о Е,Ё,Ю,Я как буквах, состоящих из двух звуков.. 3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 4. Упражнять в умении подбирать слова на букву. 5. Развивать умение проводить анализ и синтез на уровне предложений. | 1.Называние гласных звуков. 2. Прослушивание сказки о букве Я, Ю 3. Составление детьми сказок о гласных буквах Е,Ё 4. Игровое упражнение «Зайчик-коза-вилка». 5. Называние гласных звуков и гласных букв. 6. Задание «Назови слово, начинающееся на Ю (Ё), заканчивающееся на Я». 7. Задание «Собери предложение из слов». 8. Подведение итога. | Сюжетные картинки для сказки. Слова для составления предложений: - мама мяч, купить; - каша Петя кушать; -сок, пить, Лиза; -одеть, мама, красивый, платье; -юбка, Таня, новый, купить. |
10. | Звуковой анализ слов | 1. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез. 2.Закреплять умение подбирать слова к схеме. 3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 4. Развивать познавательные психические процессы внимание, мышление. | 1.Называние гласных звуков. 2. Задание «Зачеркни неподходящие картинки». 3. Звуковой анализ слова СОМ. 4. Игровое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка». 5. Звуковой анализ слов ВОЛК, СТОЛ, МЫЛО 6. Задание «Подбери картинки, подходящие к схеме» 7. Подведение итога. | Карточка с картинками из 2-х рядов: в 1-ом ряду должны быть картинки, начинающиеся с гласного, во 2-м с согласного; неправильные картинки ребенок зачеркивает. Магнитные кружочки синего и красного цвета. Лист с картинками, посередине схема (синий, красный, синий); картинки: мыло, нос, рот, слон, полка, стул, лапа, коса, мох, ком, бак. |
11. | Звуковой анализ слов | 1. Закреплять понятие о гласных звуках и буквах. 2.Закреплять умение дифференцировать звуки на гласные и согласные. 3. Закреплять умение проводить звуковой анализ и синтез слов. 4. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 5. Развивать умение проводить анализ и синтез на уровне предложений | 1.Называние гласных букв и звуков. 2. Задание «Определи, какой звук и подними кружок нужного цвета». 3. Составление схемы слов. 4. Игровое упражнение «Зайчик-колечко-цепочка». 5. Задание « Нарисуй схемы слов» 6 . Собери предложение из слов. 7. Подведение итога. | Картонные кружочки красного и синего цвета на каждого ребенка. Список слов для составления предложений: -кушать, Юля, печенье, вкусный; -бегать, Маша, быстро, очень; -кушать, вкусный, коза, трава; - одеть, брюки, синий, папа; - светить, ярко, солнце. |
12. | Мягкие и твердые согласные. | 1. Учить дифференцировать согласный на мягкий и твердый, превращать мягкий согласный в твердый и наоборот. 2.Развивать фонематический слух. 3. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 4. Развивать навык звукового анализа и синтеза. | 1. Закрепление понятия о согласных звуках. Называние согласных букв. 2. Беседа о мягких и твердых согласных звуках. 3. Задание «Определи какой согласный твердый или мягкий и подними кружок нужного цвета». 4. Игровое упражнение «Дом-ёжик-замок». 5. Задание «Преврати твердый согласный в мягкий» 6. Звуковой анализ слов МЯЧ, ЛИСА, КРЕМ 7. Подведение итога. | Карточки для определения мягких и твердых согласных звуков. Кружки синего, зеленого, красного цвета. |
13. | Открытые слоги. | 1. Упражнять в умении соединять гласные с согласными в один слог. 2. Формирование понятия слог. 3. Способствовать формированию интереса к чтению открытых слогов. 4. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 5. Развивать навык звукового синтеза. | 1.Беседа о гласных и согласных звуках. Повторение. 2. Образование открытых слогов. 3. Игра «Теремок». 4. Игровое упражнение «Дом-ёжик-замок». 5. Деление слов на слоги. 6. Задание «Преврати твердый слог в мягкий» 7. Задание «Придумай слова со звуком М в начале (середине, конце)». 8. Подведение итога. | Картонный теремок с окошечками-гласными. Карточки с согласными буквами. Карточки с закрашенным 1-ым, 2-ым, 3-им квадратом |
14. | Слоги. Твердые и мягкие согласные. | 1. Развивать умение выделять в слове слог. 2. Формировать понятие «теплые» и «холодные» гласные. 3. Развивать умение координировать движение с речью. 4. Развивать графические умения. 5. Закреплять понятие твердые и мягкие согласные. | 1.Звуко-буквенный анализ слова море (отгадывание загадки). 2. Физкультминутка. 3. Игра «Капитаны» 4. Задание «Запиши слоги». 5. Деление слов на слоги. 6. Называние в слове 1-го слога. 7. Подведение итога. | Две таблица с изображением моря с кораблями; на одной таблице над кораблями изображены гласные Е,Ё,Ю,Я,И, на другой таблице – гласные А,О,У,Ы,Э. Картинки из 2-х, 3-х слогов. |
15. | Слоги. Твердые и мягкие согласные. Слова из слогов. | 1. Формировать понятие о всегда мягких и всегда твердых звуках. 2. Способствовать формированию интереса к чтению открытых слогов. 3. Развивать умение составлять из открытых слогов слова. 4. Развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие. 5. Развивать навык звукового анализа и синтеза. | 1.Беседа о гласных и согласных звуках. Повторение. 2. Беседа о всегда мягких и всегда твердых согласных. 3. Чтение таблиц со слогами. 4. Игровое упражнение «Флажок-рыбка-лодочка». 5. Составление слов из слогов. 6. Выкладывание схемы слов. 7. Подведение итога. | Карточка с зелеными буквами Й,Ч,Щ. Карточка с синими буквами Ж,Ш,Ц. Таблицы со слогами. Две карточки со слогами для составления слов: на одной карточке – ла, мы, пи, ко, ли; на другой карточке – пы, ла, ло, са,ты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки
Авторская программа в объединении ,,АБВГД -ейка\'\' (обучение грамоте ) для детей дошкольного возраста....
Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.
Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...
Программа по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовительной группе.
Перспективное планирование по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовмтельной группе....
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки
рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...
авторская программа по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
дополнительный материал для воспитателей...
Программа по обучению грамоте и чтению "Зернышки знаний".
Данная программа направлена на развитие речи, обучению детей чтению. Развитая речь основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли-это речевая культура. Поэтому в наше...
Программа по обучению грамоте
Воспитатели часто слышат упреки в свой адрес учителей начальной школы из-за к...