Программа по обучению грамоте и чтению "Зернышки знаний".
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Данная программа направлена на развитие речи, обучению детей чтению. Развитая речь основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли-это речевая культура. Поэтому в нашей программе используются различные виды деятельности, обеспечивающие развитие у детей фонемотического слуха, мелкой моторики, четкого звукопроизношения и развития правильной речи. На занятии присутствует единая сюжетная линия. В гости к детям приходят волшебные персонажи. Они предлагают выполнить детям задания, которые включают в себя загадки, скороговорки, потешки, упражнения на внимание.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_i_chteniyu.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 1: Понятие слов "длинное, короткое".

Цель: Познакомить с многообразием слов, познакомить с простейшим моделированием, слово можно нарисовать в виде прямоугольника. Учить понимать термин слова, знакомить с протяженностью слов (длинные и короткие). Познакомить с  тем , что слова могут звучать похоже.

Занятие 2: Понятие слов "живое, неживое".

Цель: Познакомить со словами-предметами, которые отвечают на вопрос "что?". Продолжать знакомиться с моделированием слов-слово обозначается в виде прямоугольника. Учить делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Занятие 3: Понятие слова "действие".

Цель: Дать детям понять, что слова действия отвечают на вопрос " что делает?". Продолжать знакомить с разнообразием слов . Упражнять в различии близком по звучанию слов (громкие, тихие, звонкие).

Занятие 4: Знакомство с понятием "предложение", начало и конец предложения, схема предложения.

Занятие 5: Понятие "предложения", начало и конец предложения, схема предложения.

Занятие 6: Знакомство с разнообразием слов.

Цель: Учить делить слова не слоги. Дать понятие слог, сказать, что слова состоят из частей, которые называются " слоги", используя схему слова. Учить подбирать слова к схеме.

Занятие 7: Понятие звук, гласный звук "А", буква "А". Уметь читать слоги, выделять в словах, учить читать слоги с буквой "А".

Занятие 8: Понятие звука "У- А".

Цель: Учить детей различать звуки "У-А". Формировать навыки словоизменения.

Учить дифференциации звуков "У-А" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие 9: Звук и буква "И".

Цель: Дать понятие о механизме образования звука "И". Учить детей выделять звук "И" из состава слогов, слов и предложений.

Занятие 10: Звуки "П-Пь". Буква "П".

Цель: Дать понятие о механизме образования звука "П-Пь". Работать над развитием фонематического слуха.

Занятие 11: Звуки "К-Кь" и буква "К".

Цель: Научить детей давать характеристику звуков "К-Кь". Развивать звуковой анализ, фонематические процессы.

Занятие 12: Звуки "Т-Ть" и буква "Т".

Цель: Научить детей давать характеристику звуков "Т-Ть". Развивать звуковой анализ, фонематические процессы. Закрепить умение делить предложения на слова.

Занятие 13: Звуки "Х-Хь" и буква "Х".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Х-Хь".  Дифференцировать звуки "Х-Хь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность.

Занятие 14: Звук и буква "Ы".

Цель: Учить детей давать характеристику звука "Ы". Автоматизировать звук "Ы" в слогах, словах и предложениях. Развивать звукобуквенный анализ слогов и слов.

Задание 15: Звук и буква "О".

Цель: Учить детей давать характеристику звука "О" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "О" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие  16: Гласные звуки "А-У-И-Ы-О".

Цель: Закрепить понятие " Гласный звук", формировать у детей умение различать гласные звуки. Развивать у детей звукослоговой анализ слов.

Занятие 17: Звуки "М-Мь" и буква "М".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "М-Мь".  Дифференцировать звуки "М-Мь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность.

Занятие 18: Звуки "Н-Нь" и буква "Н".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Н-Нь".  Дифференцировать звуки "Н-Нь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха.

Занятие 19: Звуки "Б-Бь" и буква "Б".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Б-Бь".  Дифференцировать звуки "Б-Бь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха.

Занятие 20: Звуки "С-Сь" и буква "С".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "С-Сь".  Дифференцировать звуки "С-Сь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "С-Сь".

Занятие 21: Звуки "З-Зь" и буква "З".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "З-Зь".  Дифференцировать звуки "З-Зь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "З-Зь".

Занятие 22: Звук "С-З","Сь-Зь".

Цель: Учить давать характеристику звуков "Сь-Зь","С-З" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Сь-Зь","С-З" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие 23: Звуки "В-Вь" и буква "В".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "В-Вь".  Дифференцировать звуки "В-Вь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "В-Вь".

Занятие 24: Звуки "Д-Дь" и буква "Д".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Д-Дь".  Дифференцировать звуки "Д-Дь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Д-Дь".

Занятие 25: Звук "Т-Д","Ть-Дь".

Цель: Учить давать характеристику звуков "Ть-Дь","Т-Д" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Ть-Дь","Т-Д" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Занятие 26: Звуки "Г-Гь" и буква "Г".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Г-Гь".  Дифференцировать звуки "Г-Гь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Г-Гь".

Занятие 27: Звук "Г-К","Гь-Кь".

Цель: Учить давать характеристику звуков "Гь-Кь","Г-К" в сравнительном плане. Учить детей дифференцировать звуки "Гь-Кь","Г-К" в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематический слух и восприятие.

Задание 28: Звук и буква "Э"

Цель: Учить детей давать характеристику звука "Э" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Э" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.  

Задание 29: Звук и буква "Й"

Цель: Учить детей давать характеристику звука "Й" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Й" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Задание 30: Звук и буква "Е"

Цель: Учить детей давать характеристику звука "Е" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Е" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Задание 31: Звук и буква "Я"

Цель: Учить детей давать характеристику звука "Я" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Я" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие 32: Звуки "Ш-Шь" и буква "Ш".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ш-Шь".  Дифференцировать звуки "Ш-Шь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ш-Шь".

Занятие 33: Звуки "Ж-Жь" и буква "Ж".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ж-Жь".  Дифференцировать звуки "Ж-Жь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ж-Жь".

Занятие 34: Звуки "Л-Ль" и буква "Л".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Л-Ль".  Дифференцировать звуки "Л-Ль" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Л-Ль".

Занятие 35: Звуки "Ц-Ць" и буква "Ц".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ц-Ць".  Дифференцировать звуки "Ц-Ць" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ц-Ць".

Задание 36: Звук и буква "Ю"

Цель: Учить детей давать характеристику звука "Ю" с опорой на различные виды контроля. Автоматизировать звук "Ю" в словах, предложениях. Развивать фонематический слух.

Занятие 37: Звуки "Р-Рь" и буква "Р".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Р-Рь".  Дифференцировать звуки "Р-Рь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Р-Рь".

Занятие 38: Звуки "Ч-Чь" и буква "Ч".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ч-Чь".  Дифференцировать звуки "Ч-Чь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ч-Чь".

Занятие 39: Звуки "Ф-Фь" и буква "Ф".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Ф-Фь".  Дифференцировать звуки "Ф-Фь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Ф-Фь".

Занятие 40: Звуки "Щ-Щь" и буква "Щ".

Цель: Учить детей давать сравнительную характеристику звуков "Щ-Щь".  Дифференцировать звуки "Щ-Щь" в слогах, словах, предложениях, составлять схемы слов с заданным звуком, развивать мыслительную деятельность. Развитие фонематического слуха. Научить давать сравнительную характеристику звукам "Щ-Щь".

Занятие 41: Мягкие и твердые согласные.

Цель: Закрепить у детей понятие "твердые-мягкие согласные", учить детей развивать согласные звуки по принципу твердости мягкости.

Занятие 42: Глухие и звонкие согласные.

Цель: Закрепить у детей понятие "глухие и звонкие согласные", учить детей развивать согласные звуки по принципу твердости мягкости.

                                                             Пояснительная записка.

Данная программа направлена на развитие речи, обучению детей чтению. Развитая речь основа уверенности и успеха. Умение правильно и красиво говорить, излагать мысли-это речевая культура. Поэтому в нашей программе используются различные виды деятельности, обеспечивающие развитие у детей фонемотического слуха, мелкой моторики, четкого звукопроизношения и развития правильной речи. На занятии присутствует единая сюжетная линия. В гости к детям приходят волшебные персонажи. Они предлагают выполнить детям задания, которые включают в себя загадки, скороговорки, потешки, упражнения на внимание.

В процессе занятия происходит развитие познавательных психических процессов:

  1. Памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений. Простота и доступность позволяют с интересом усваивать материал. Материал систематизирован и представлен в определенной потребности.

В 6-7 лет у детей преобладает наглядно действенное мышление, но сохраняется и наглядно-образовательное, по этому широко используются сюжетные и предметные картины, фишки, карточки, дидактический материал, звуковые часы, звуковая линейка. Образовательная деятельность построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа "Зернышки знания".

Обучение грамоте в детском саду и дома для детей 6-7 лет.

Цель программы:

  1. Привить интерес к знаниям, опираясь на интересный и в тоже время содержательный  материал.
  2. Развить мышление ребенка, то есть умственные способности, которые необходимы для успешного обучения в школе. Память, внимание, образовательные и творческие способности (фантазию, воображение).
  3. Дать необходимые знания по предмету.

Обучение дошкольников грамоте и чтению.

  1. Развить фонемотический слух.
  2. Уметь членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слышать звучание слова, выделять отдельные звуки, находить данный звук в слове, ставить ударения.
  3. Различать гласные и согласные звуки.
  4. Составлять схемы слов и предложений.
  5. Обучать детей чтению.
  6. Развивать мелкую моторику.

Так как образование у нас носит вербальный характер, успешное обучение ребенка зависит от уровня его речевого развития, следует, что главной задачей является развитие речи, умение связно высказаться, обосновать свои суждения.

Показатели развития.

К концу года должны уметь:

  1. Членить речь на предложения.
  2. С заданным словом придумывать предложения.
  3. Составлять схему данного предложения.
  4. Уметь членить слова на слоги. Придумывать новые слова с заданным слогом.
  5. Выделять ударный слог.
  6. Слышать звучащее слово, выделять отдельные звуки.
  7. Различать гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки самостоятельно производить анализ слов. Давать характеристику звукам. Составлять схему слова используя графическое изображение.
  8. Развивать мелкую моторику.
  9. Приобрести элементы обучения навыкам письма.
  10. Уметь читать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по обучению грамоте в студии предшкольной подготовки

Авторская программа в объединении ,,АБВГД -ейка\'\' (обучение грамоте ) для детей дошкольного возраста....

Бельгубаева Айгерим Калкамановна. Образовательная область : «Коммуникация» Раздел; Обучение грамоте Тема занятия: Знания в волшебном сундучке.

Цели:- Закрепить знания о звуках, буквах, словах, предложениях;Задачи:1. Обучающие:- определять позицию звука в слове;- упражнять в звукобуквенном анализе слов;- обогащать словарный запас.2. Развивающ...

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет.

Рабочая программа по обучению грамоте для детей 5-7 лет построена с учетом возрастных особенностей детей. Рассчитана на два года обучения, начиная со старшей группы. Программа направлена на овладение ...

Программа по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовительной группе.

Перспективное планирование по обучению грамоте и развитию фонематического слуха детей с ОНР в подготовмтельной группе....

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Открытое занятие по обучению грамоте "В страну знаний" в подготовительной группе.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе...

Обучение грамоте Тема: «Страна Знаний»

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе.Цель: закрепление  и обобщение  полученных детьми знаний и умений.Задачи:Обучающие:совершенствовать умение у детей давать основные хара...