Речевое развитие. Тема: "Звук и буква Н"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гареева Дина Камилевна

Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Нн»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «согласный звук».
  • Дать понятия «Мягкий и твёрдый звук.
  • Упражнять находить место звука «Н» в слове.
  • Ввести понятие «слог».

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, речь и память.
  • развивать фонематический слух у детей.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес.

Интеграция: речевое развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная деятельность, самостоятельная деятельность детей.

Средства реализации: картинка Незнайки, картинки, мяч, звуковые полоски, счетные палочки.

Ход ООД

I. Организационный момент.

Дети стоят  в кругу на ковре.

К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте.

А сейчас мы с вами повторим звуки которые мыс вами прошли.. Я буду кидать мяч и называть слова, ваша задача поймать мяч и назвать первый звук в слове с которой он начинается.

В: ребята, я приготовила для вас что то интересное. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

Достаёт коробку. Открывает и предлагает послушать.

В: Ой, ребята… а здесь пусто. Видимо кто-то открывал коробку и звук улетел. Что же делать?

Ответы детей.

В: Я знаю кто нам поможет! Это один сказочный герой.

Отгадайте кто это?

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … Незнайка

(вывешивается картинка Незнайки)

II. Основная часть.

Знакомство с новым звуком.

- Ребята, посмотрите какие картинки принёс нам Незнайка. Назовите, что вы на них видите. (нож, наушники, ножницы)

- На какой звук начинаются эти слова?

Ответы детей.

Вы догадались, с каким звуком я хочу вас познакомить?

Ответ детей. Звук «Н»

Повторение пройденного.

Ребята, напомните мне пожалуйста, чем у нас отличаются звуки и буквы?

Звуки  мы не видим, а только слышим и говорим.

А буквы мы видим и пишем.

А кто мне скажет какие бывают у нас звуки? Гласные и Согласные.

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным.

Согласные- синим.

В: Молодцы.

- Обратите внимание, как мы произносим звук [н]. Произнесите сами.

– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба и верхние зубы.

-Произнесем его еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов.

(Ответы детей.)

-Можно ли спеть его? (Нет.)

Легко ли воздух проходит? (Нет. Его задерживает язык и направляет в

нос.)

- Что мы можем сказать о звуке [н]? Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный)

В: незнайка приготовил ещё две картинки, что изображено на них (Олень, слон).

-Произнесите еще раз этот звук [н]. А в слове «олень» (картинка) какой

последний звук слышите? Сравните их. Сделайте вывод. ([Н] бывает твердым и мягким.

-согласные звуки мы обозначаем синим и зелёным цветом.

 

Знакомство с буквой Нн.

- Незнайке очень понравился звук, но он не знает какой буквой его нужно обозначать. А вы знаете?

- Звук [н] живёт в букве Н. Посмотрите, как выглядит буква Н.

- На что похожа буква Н? (висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол, на лавочку, на мост)

- Как же получить печатную букву Н?

Вот буква Н- её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
Посередине всем видна.

А теперь давайте попробуем выложить букву Н из счетных палочек.

У всех получилось? Молодцы.

 

У Незнайки есть еще  интересные игра для вас.

Хотите поиграть? Игра «Услышь звук»

Незнайка предлагает вам такую игру. Я буду называть слова, а вы если услышите в них звук [н] или [н,] нужно хлопнуть.

Слова: ночь, танк, стул, день, команда, собака, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.

Молодцы!

 

Повторялки

Но-но-но-но
Посмотрели мы в окно

На-на-на-на
В небе полная луна

Он-он-он-он
Под луною ходит слон

Ну-ну-ну-ну
Нужно погулять слону.

 

Физкультминутка «Ножки».

Наш Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Он немножечко устал!

Ведь заданья выполнял!

Он присел и снова встал,

И на месте поскакал!

На носочки встал легонько.

И за парту сел тихонько.

(Дети выполняют движения по тексту).

 

Игра «Где в слове живёт звук Н». Определите позицию звука в словах: носорог, луна, слон.

 

Игра «Подели слово на слоги. Сколько слогов в слове?»

 (носорог ,луна, слон).

Я предлагаю заселить наши слова в домики.

 

Повтор пройдённого материала.

Мы с вами уже говорили, что знаем буквы А, О, У, И.

Буква Н пришла к ним сегодня в гости.

Давайте попробуем соединить эти буквы, что получиться?

Слоги.

Что такое слоги? Часть слова.

 

Игра составь предложение:

А теперь нужно составить предложение со словом где есть звук  Н. Например: я подарю Незнайке нож.

 

 

Присаживаемся за столы.

Теперь пришло время поработать самостоятельно на листочках и вместе с Незнайкой выполнить задания.

Вам нужно найти и раскрасить все буквы Н. В какой цвет мы раскрасим букву Н? (синий ) Почему?

 III. Рефлексия:

Итог занятия:

- Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Что же вы вместе с Незнайкой узнали, с чем познакомились?

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Дайте им характеристику.

Попрощаемся с Незнайкой, он идёт в другую группу.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей со звуком и буквой «Нн»

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «согласный звук».
  • Дать понятия «Мягкий и твёрдый звук.
  • Упражнять находить место звука «Н» в слове.
  • Ввести понятие «слог».

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, речь и память.
  • развивать фонематический слух у детей.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, интерес.

Интеграция: речевое развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми, индивидуальная деятельность, самостоятельная деятельность детей.

Средства реализации: картинка Незнайки, картинки, мяч, звуковые полоски, счетные палочки.

Ход ООД

I. Организационный момент.

Дети стоят  в кругу на ковре.

К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте.

А сейчас мы с вами повторим звуки которые мыс вами прошли.. Я буду кидать мяч и называть слова, ваша задача поймать мяч и назвать первый звук в слове с которой он начинается.

В: ребята, я приготовила для вас что то интересное. Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, которая его обозначает.

Достаёт коробку. Открывает и предлагает послушать.

В: Ой, ребята… а здесь пусто. Видимо кто-то открывал коробку и звук улетел. Что же делать?

Ответы детей.

В: Я знаю кто нам поможет! Это один сказочный герой.

Отгадайте кто это?

Уверенный в себе, хоть неумейка,
И от природы он большой зазнайка,
А ну-ка угадать его сумей-ка,
Известен всем под именем … Незнайка

(вывешивается картинка Незнайки)

II. Основная часть.

Знакомство с новым звуком.

- Ребята, посмотрите какие картинки принёс нам Незнайка. Назовите, что вы на них видите. (нож, наушники, ножницы)

- На какой звук начинаются эти слова?

Ответы детей.

Вы догадались, с каким звуком я хочу вас познакомить?

Ответ детей. Звук «Н»

Повторение пройденного.

Ребята, напомните мне пожалуйста, чем у нас отличаются звуки и буквы?

Звуки  мы не видим, а только слышим и говорим.

А буквы мы видим и пишем.

А кто мне скажет какие бывают у нас звуки? Гласные и Согласные.

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? Красным.

Согласные- синим.

В: Молодцы.

- Обратите внимание, как мы произносим звук [н]. Произнесите сами.

– При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба и верхние зубы.

-Произнесем его еще раз и понаблюдаем положение языка, губ, зубов.

(Ответы детей.)

-Можно ли спеть его? (Нет.)

Легко ли воздух проходит? (Нет. Его задерживает язык и направляет в

нос.)

- Что мы можем сказать о звуке [н]? Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный)

В: незнайка приготовил ещё две картинки, что изображено на них (Олень, слон).

-Произнесите еще раз этот звук [н]. А в слове «олень» (картинка) какой

последний звук слышите? Сравните их. Сделайте вывод. ([Н] бывает твердым и мягким.

-согласные звуки мы обозначаем синим и зелёным цветом.

Знакомство с буквой Нн.

- Незнайке очень понравился звук, но он не знает какой буквой его нужно обозначать. А вы знаете?

- Звук [н] живёт в букве Н. Посмотрите, как выглядит буква Н.

- На что похожа буква Н? (висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол, на лавочку, на мост)

- Как же получить печатную букву Н?

Вот буква Н- её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
Посередине всем видна.

А теперь давайте попробуем выложить букву Н из счетных палочек.

У всех получилось? Молодцы.

У Незнайки есть еще  интересные игра для вас.

Хотите поиграть? Игра «Услышь звук»

Незнайка предлагает вам такую игру. Я буду называть слова, а вы если услышите в них звук [н] или [н,] нужно хлопнуть.

Слова: ночь, танк, стул, день, команда, собака, кони, комар, батон, пеньки, мошка, насос, лень, орден.

Молодцы!

Повторялки

Но-но-но-но
Посмотрели мы в окно

На-на-на-на
В небе полная луна

Он-он-он-он
Под луною ходит слон

Ну-ну-ну-ну
Нужно погулять слону.

Физкультминутка «Ножки».

Наш Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Он немножечко устал!

Ведь заданья выполнял!

Он присел и снова встал,

И на месте поскакал!

На носочки встал легонько.

И за парту сел тихонько.

(Дети выполняют движения по тексту).

Игра «Где в слове живёт звук Н». Определите позицию звука в словах: носорог, луна, слон.

Игра «Подели слово на слоги. Сколько слогов в слове?»

 (носорог ,луна, слон).

Я предлагаю заселить наши слова в домики.

Повтор пройдённого материала.

Мы с вами уже говорили, что знаем буквы А, О, У, И.

Буква Н пришла к ним сегодня в гости.

Давайте попробуем соединить эти буквы, что получиться?

Слоги.

Что такое слоги? Часть слова.

Игра составь предложение:

А теперь нужно составить предложение со словом где есть звук  Н. Например: я подарю Незнайке нож.

Присаживаемся за столы.

Теперь пришло время поработать самостоятельно на листочках и вместе с Незнайкой выполнить задания.

Вам нужно найти и раскрасить все буквы Н. В какой цвет мы раскрасим букву Н? (синий ) Почему?

 III. Рефлексия:

Итог занятия:

- Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Что же вы вместе с Незнайкой узнали, с чем познакомились?

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Дайте им характеристику.

Попрощаемся с Незнайкой, он идёт в другую группу.  

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район Республики  Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

образовательная область: «Речевое  развитие»

Тема: «Звук и буква Н»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

                       Подготовил:

                       Воспитатель  

                       Гареева Д.К.      

                       Стаж: 11 лет 2мес

                       Категория: первая

с Серафимовский-2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовый вид образовательной деятельность «Развитие речи» Образовательная область: «Речевое развитие». Тема: Звуки «В - ВЬ».

Коррекционно-образовательные задачи.    Продолжать учить внимательно вслушиваться и различать звуки. Закрепление навыков:  чёткого произношения звуков «В - ВЬ» и  диффер...

Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" для детей старшей группы с ЗПР по теме: «Звуки [О], [У].Буквы О, У . Игрушки».

Тема: «Звуки [О], [У].Буквы О, У . Игрушки».Цель:  дифференциация звуков [О], [У]....

Образовательная деятельность в области «Речевое развитие». Тема: «Звуки Д-ДЬ».

Образовательная деятельность в области «Речевое развитие».Тема: «Звуки Д-ДЬ».Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное развитие....

Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук Ж».

Знакомство со звуком «Ж», обучение правильному произношению звука ....

Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук «Ч»»

Цель: Знакомство со звуком «Ч», обучение правильному произношению звука ....

Образовательная область : «Речевое развитие» Тема: «Звук Щ».

Знакомство со звуком «Щ», обучение правильному произношению звука.Упражнять детей в произношении и запоминании чистоговорок и рифмовок.Активизировать словарный запас детей....