Конспект НОД по ОО "Речевое развитие" для детей старшей группы с ЗПР по теме: «Звуки [О], [У].Буквы О, У . Игрушки».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Тема: «Звуки [О], [У].Буквы О, У . Игрушки».
Цель: дифференциация звуков [О], [У].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки [О], [У].Буквы О, У . Игрушки».
Цель: дифференциация звуков [О], [У].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Учить различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
- Учить выделять указанные звуки в слогах, словах;
- Учить соотносить звук с буквой;
- Упражнять в употреблять существительных в ед.числе, Р.П.
- Продолжать учить согласовывать местоимения мой, моя с существительными.
- Продолжать учить описывать предмет по плану.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие фонематического слуха;
- Развитие артикуляционной, общей моторики;
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие мышления;
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание желания прийти на помощь на материале используемых предложений;
- Воспитание бережного отношения к игрушкам;
Оборудование:
Раздаточный материал:
- Ноутбук;
- запись гудка паровоза;
- картинки с контурным изображением игрушек;
- картинки с зашумленным изображением игрушек;
- картинки с изображением игрушек: куклы, кубика, ослика, паровоза, утки, слона, самолета;
- паровоз с вагонами;
- подносы с манной крупой;
- зеркала;
- игрушки (кукла, кубик, ослик, паровоз, утка, слон);
- схема условного обозначения гласного звука (красный квадрат);
- схема для характеристики звука;
- карточки с условным обозначением звуков У, О (для каждого ребенка);
- шуточное изображение букв О, У;
- карточки с буквами О, У;
- письмо;
- две посылки (для групп «Утята» и «Осы»);
- схема для составления описательного рассказа; названия станций.
Предварительная работа:
- Проведение игр «Магазин», «Подари картинки», «Чего не стало?», «Поймай звуки».
- Составление описательного рассказа об игрушках;
- Заучивание с детьми стихов.
- Характеристика звуков.
- Соотнесение звуков О, У с буквами;
Словарная работа:
Синее платье, зеленый кубик, ослик, разноцветный паровоз, желтая утка, серый слон, магазин игрушек, гудок паровоза.
Ход занятия
Основные части занятия | Деятельность и слова педагога | Примерная деятельность и слова детей |
Организационный момент | Логопед с письмом в руках встречает детей в групповой комнате. Дети встают полукругом. - Ребята, посмотрите, что сегодня мне передали для вас. - Что это? - Кто мог его принести? - Хотите посмотреть, что там внутри? - Откройте конверт. - Что это? - Ребята, давайте вместе прочитаем письмо? - Игрушки даже с картинок исчезли, осталось только их изображение. Вы догадались, каких игрушек не стало у ребят? - Мне очень жалко и ребят и игрушки. А вам. - Может мы сможем ребятам помочь найти игрушки? - Где мы будем искать игрушки, куда они могли убежать? | - Это письмо. - Почтальон. - Да. Ребенок достает из конверта письмо и картинки. - Это письмо и картинки - Здравствуйте ребята! Пишут вам дети из соседнего детского сада, из групп «Утята» и «Осы». Нам очень нужна ваша помощь. У нас пропали любимые игрушки. Помогите нам, пожалуйста, их найти. Высылаем их изображения. Дети достают из конверта по одной картинке и называют. - Не стало куклы, кубика, ослика, слона, утки, паровоза. - Жалко. - Сможем. - В другой детский сад, в магазин, на улицу |
Артикуляционная гимнастика | - У нас есть волшебные зеркала, в которых мы сможем увидеть правильное направление. А главным нашим помощником будет веселый язычок. Он покажет нам дорогу. Логопед приглашает детей сесть за столы, на которых стоят зеркала. Логопед предъявляет картинки на каждое упражнение. - Ребята, вокруг д/с. забор. Покажите зубки (упр. «заборчик»). Откроем в заборе калитку (упр. «птенчик»). Перед нами широкая тропка (упр. «лопаточка»). Пойдем по широкой тропинке, а потом по узкой (упр. «иголочка»). Посмотрим направо, налево (упр. «часики»). Посмотрим вокруг (упр. «оближем губы»). Из коридора слышен гудок паровоза. - Ребята, что это? - Почему он так тихо гудит? - Паровоз гудит все громче и громче, как вы думаете почему? Логопед обращает внимание детей на паровоз на наборном полотно. - Вот и волшебный паровоз. У нас впереди дальняя и трудная, дорога. На чем мы можем отправиться в путешествие? Логопед предлагает детям встать друг за другом. - Паровоз отправляется в путь. Паровоз, паровоз новенький, блестящий! Он ребяток повез, будто настоящий. Чух-чух-чух ту-ту-у-у! | Дети выполняют соответствующие артикуляционные упражнения. -Это гудит паровоз - Он едет далеко. - Паровоз едет к нам. - На поезде. - Паровоз, паровоз новенький, блестящий! Он ребяток повез, будто настоящий. Дети передвигаются по группе изображая паровоз. |
Характеристика звуков. | - Первая остановка – это «Станция звуков». Логопед обращает внимание детей на карточку с названием станции и предлагает им сесть за столы, на которых стоят зеркала. - Как гудел паровоз? - Как расположены губы, зубы язык при произнесении звука [у]. Посмотрите на меня. А теперь посмотрите на себя в зеркала. - Горлышко работает или нет? - Воздух встречает преграду или нет? - Мы можем петь этот звук? Логопед обращает внимание детей на карточку с условным обозначением звука [у]. - Как называется звук, при произнесении которого воздух проходит свободно, не встречая преграды и который можно петь? - Ребята, мы услышали звук паровоза. А мы можем увидеть звук или мы его только слышим? - Когда вы услышали гудок, вы удивились? - А как вы удивляетесь, покажите? - А кто-то наверно обрадовался. Улыбнитесь, покажите как вы радуетесь. - Какой звук мы произносим, когда удивляемся? - Посмотрите на себя в зеркало. Как расположены губы, зубы, язык при произношении звука [О] -Горлышко работает или нет? - Воздух встречает преграду или нет? - Мы можем петь этот звук? - Как называется звук, при произнесении которого воздух проходит свободно, не встречая преграды и который можно петь? Логопед обращает внимание детей на карточку с условным обозначением звука [О]. - Фишкой какого цвета мы обозначаем гласные звуки? - Чем отличается произношение звуков [О], [У]. - Какие звуки сегодня будут нам помогать? - Звуки хотят поиграть с вами. Я буду называть слоги, а вы если услышите в них звук У положите слева на стол фишку на которой нарисован круг, а если услышите звук О, то фишку, на которой нарисован овал. - Лу, со, му, го, ту, ру. - Молодцы! -Ребята, мы много увидели, узнали, а игрушки на этой станции мы нашли? - Значит, нам пора ехать дальше. Занимайте места в паровозе. Едет, едет паровоз. Две трубы, сто колес. Чух-чух-чух ту-ту-у-у! | - У-у-у-у. -Губы трубочкой (похожи на круг), зубы не смыкаются - Горлышко работает, воздух проходит свободно, звук можно петь. -Гласный звук. - Нет. Звуки мы только слышим, произносим. - Да. Дети выражают удивление. - Звук [О]. - Губы округлены (похожи на овал), выдвинуты вперед, зубы не сомкнуты, язык лежит на дне рта. - Горлышко работает, воздух проходит свободно, звук можно петь. -Гласный звук. - Фишкой красного цвета. - При произношении звука [У] губы похожи на круг, а при произнесении звука [О] – на овал. - Звуки [О], [У]. Дети выполняют задание. - Нет. садятся в воображаемый паровоз. Едет, едет паровоз. Две трубы, сто колес.Чух-чух-чух ту-ту-у-у!. |
Связь звуков с буквами. | - Мы прибыли на «Станцию букв». Логопед предлагает детям подойти к доске, на которой висят буквы О и У и их шуточные изображения. - Мы были на станции звуков, а сейчас прибыли на станцию букв. Они чем-то отличаются? - Какой буквой мы обозначаем звук У? - На что похожа буква? - Напишите букву на ладошке, в воздухе. - Какой буквой мы обозначаем звук [О]? - На что похожа буква О? - О – как обруч, захочу – По дороге покачу. В старом дереве дупло Ну совсем как буква О. - Напишите букву на ладошке, в воздухе. Логопед приглашает детей к столам, на которых стоят подносы с манной крупой. - Напишите на манной крупе букву О, а теперь букву У. - Нашли мы игрушки? И на этой станции не оказалось игрушек. Поехали дальше. Занимайте свои места в паровозе. - Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят, Везут они веселую компанию ребят. Чух-чух-чух ту-ту-у-у! | - Буквы мы можем видеть, писать, читать, а звуки мы слышим, поизносим. - Буквой У - На улитку, на уши зайчика, на сучок, на рога. - У – сучок. В любом лесу. Ты увидишь букву У. - У – улитка на дорожке – Смело выпустила рожки. Уходите-ка с пути! Не мешайте дом везти. -Буквой О. - Посмотри на колесо – И увидишь букву О. Дети пишут букву. - На обруч, на колесо, на сушку. - Нет. - Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят, Везут они веселую компанию ребят. Чух-чух-чух ту-ту-у-у! |
Игра «Поймай звук» | - Мы прибыли на «Станцию игрушек». Поищем наши игрушки здесь, а звуки [О] и [У] нам помогут. На столе лежат зашумленные картинки с изображением игрушек. - На что похожи эти изображения? - Если в названии игрушки есть звук О, то хлопните в ладоши, если У, то топните ножкой. Что это? - Вам не кажется, игрушки начинают появляться на картинках. Это значит, что мы приближаемся к нашей цели и скоро найдем игрушки. - Занимайте места в вагончиках. Паровоз, паровоз новенький, блестящий! Он ребяток повез, будто настоящий. Чух-чух-чух ту-ту-у-у! | - На игрушки. - Кубик, волчок, слон, утка, ослик, улитка, самолет. Выполняют соответствующие движения. Паровоз, паровоз новенький, блестящий! Он ребяток повез, будто настоящий. Чух-чух-чух ту-ту-у-у! |
Игра «Магазин» | - Следующая остановка «Магазин игрушек». - Что в нем продается? - Ребята, зайдем в магазин, посмотрим, может быть игрушки, которые мы ищем здесь? Логопед с детьми подходят к прилавку, на котором стоят игрушки. Логопед раздает детям картинки с пропавшими игрушками. - Посмотрите на свои картинки. Ребята, теперь игрушки снова на них появились. - В каждом магазине должен быть продавец. Можно, я буду продавцом. А вы тогда кем будете? - Для чего вы пришли в этот магазин? - В нашем магазине много разных игрушек. Опишите по плану те игрушки, которые вы хотели найти (цвет, размер, из каких частей состоит). - Да у нас есть такая игрушка. Возьми свою уточку. | - Игрушки. - Да. - Покупателями. - Чтобы найти игрушки, которые пропали у ребят. - Моя уточка желтого цвета. Она среднего размера. У игрушки есть голова, клюв, крылья, хвост. |
Игра «Подари картинки». | - Ребята, мы все игрушки нашли, которые потерялись у ребят? - Почему они убежали обратно в магазин? - Ребята, а вы знаете, как нужно обращаться с игрушками? - Давайте, сложим игрушки в 2 посылки. Для детей из группы «Осы» мы положим игрушки, в названии которых есть звук [О], а для «Утят» игрушки со звуком [У]. | - Да. - Ребята плохо с ними обращались. - Бережно, аккуратно. Нельзя кидать, ломать, пачкать игрушки. Нужно их убирать на место. - Я положу куклу в посылку для утят, потому что в названии этой игрушки есть звук [У] и т.д. |
Итог | - Молодцы, ребята! Вы сегодня сделали доброе дело. -Кому мы сегодня помогали? - Что мы искали? - Какие звуки прятались в названиях игрушек? - Чем они отличаются? - А теперь нам пора возвращаться. Едет, едет паровоз. Две трубы, сто колес. Чух-чух-чух ту-ту-у-у! Вот мы и в детском саду. - За то, что вы такие молодцы и нашли игрушки, ребята попросили вас отблагодарить и подарить вам наклейки. | -Мы помогали ребятам из другого детского сада. - Мы искали пропавшие игрушки. - Звуки [О],[У]. - Произнесении звука [О] губы похожи на овал, а при произнесении [У] губы похожи на круг. - Едет, едет паровоз. Две трубы, сто колес. Чух-чух-чух ту-ту-у-у! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: "Звуки з, з’ Буква з. "
В конспекте представлены игры и упражнкния на дифференциацию звуков З - З`. Знакомство и усвоение буквы З....
Конспект организации непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы комбинированной направленности ТЕМА: «Водоплавающие птицы»
Цель: расширить знания о птицах.Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить и расширить представления о птицах;- уточнить и активизировать словарь по теме «Водоплавающие птицы»;- совершенствовать ...
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшей группы с ФФНР Тема: «Мы едем, едем, едем…»
Данная НОД направлена на развитие правильного звукопроизношения у детей старшей группы, имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи. Основной целью образовательной деятельности является дифференциа...
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Звук Л».
Цели:1. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразах, стихах.2. Развитие фонематического восприятия, анализа.3. Определение позиции звука Л в словах.4....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Звук и буква Р»
Цели:1. Автоматизация звука Р в слогах, словах, фразах.2. Развитие фонематического восприятия, анализа.3. Определение позиции звука Р в словах.4. ...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и различать звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе картинок к схе...
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».
Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.Задачи:Коррекционно-образовательные:- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акуст...